Выступление на научно-практической конференции: Дистанционные олимпиады как средство развития активной творческой личности.

Дистанционные олимпиады
как средство развития активной творческой личности

«Мудрец напомнил учителю, что тот должен сделать ребенка крылатым. «Как сделаю его крылатым, если я сам хожу по земле?» - изумился педагог. Но спустя некоторое время мудрец увидел, как по небу летит мальчик, а за ним еле поспевает крылатый учитель. Они спустились к мудрецу, и учитель начал расхваливать крылья мальчика, любовно гладя их руками. «Но твои крылья нравятся мне больше!» - сказал мудрец педагогу».
Ш. Амонашвили.

Современное общество испытывает потребность  в творческой, самостоятельной,   активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества.   
Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития  творческой  активности  учащихся,  которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации  и успешной социализации.   
В соответствии с  общественными потребностями, которые на сегодняшний день определены: обществу необходим Человек – Творец, интеллектуальная личность, человек одарённый. Объектом пристального внимания  является развивающаяся личность с её внутренним миром, интересами, потребностями, творческими возможностями.
В основе  моей  работы с учащимися по развитию творческих и интеллектуальных способностей лежит высказывание Сократа: «В каждом ребенке есть солнце, только дайте ему светить».
«Как научить ребенка мир любить?
Как показать, что жизнь крылата?
Попробуй научить детей творить –
И крылья обретут ребята!»

Первое, с чего начинается развитие активной творческой личности – это выявление, поддержка, развитие и социализация учеников начальной школы.
Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности.
Одним из средств для развития творческой личности является участие в различного рода дистанционных конкурсах, олимпиадах и викторинах.
Участие в олимпиадном движении играет большую роль в формировании личности ребенка, воспитывая ответственность за начатое дело, целеустремлённость, трудолюбие.
Предметные олимпиады не только поддерживают и развивают интерес к предмету, но и стимулируют активность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по темам, в работе с дополнительной литературой, они помогают школьникам формировать свой творческий мир. С помощью олимпиады ученики могут проверить знания, умения, навыки по предмету не только у себя, но и сравнить свой уровень с другими.
Современное образовательное пространство сети Интернет предоставляет возможность организовать работу по развитию творческих и интеллектуальных способностей детей посредством участия в дистанционных олимпиадах, конкурсах и марафонах по разным предметам.
Дистанционная олимпиада – эффективный способ выявления и развития потенциала одаренных детей. Данный вид деятельности помогает проявить себя детям застенчивым, робким, неуверенным в себе, медлительным, несобранным, которым трудно заставить себя сидеть в классе.
Дистанционные конкурсы и олимпиады, представляют собой единый, сложный и взаимосвязанный комплекс деятельности учителей, учащихся и их родителей, направленный на воспитание интеллектуально развитой и духовно богатой личности ребёнка.
В настоящее время в Сети Интернет существует большое количество образовательных порталов, специализирующихся на проведении Интернет-олимпиад и дистанционных конкурсов.
Участвуя в различных конкурсах и олимпиадах, школьники становятся заинтересованными в развитии собственного образования, так как, выполняя задания, они часто решают реальные научные проблемы, выдвигают собственные версии и гипотезы причин тех или иных явлений в предметных областях, создают творческую продукцию, актуальную для их жизни в современном информационном обществе. Отсутствие правильного решения, заранее известного, готового ответа стимулирует школьников к самопознанию, реализации своего творческого потенциала. Учащихся привлекает такая форма креативной деятельности, которая редко встречается на школьных уроках и не всегда оценивается учителем.
Содержание внеурочной работы значительно выходит за рамки учебной программы и определяется интересами учащихся, что позволяет значительно расширить и углубить знания, применять их в жизненных ситуациях и развивать творческие способности учащихся.

Плюсы дистанционных олимпиад:
Дать возможность школьникам проявить себя в творческом плане,
вывести школу на всероссийский уровень,
узнать творческий рейтинг учащихся и школы среди других школ,
участие в олимпиадах дает возможность школьникам проявить себя в творческом плане, «осознать самого себя», «выпрыгнуть из рамок социума», сравнить свои творческие достижения с результатами их ровесников.

Мои ученики ежегодно принимают активное участие в дистанционных олимпиадах. Олимпиадное движение мы начали с 1 класса.
Во 2 классе приняли участие в конкурсе «Ученик года». (Задания и работы учеников).
Кроме дистанционных олимпиад участвуем в других конкурсах и публикуем свои работы.

Считаю, что дистанционные олимпиады и конкурсы выявляют скрытые возможности и таланты учащихся, как по учебному предмету, так и в межпредметных областях, помогают решать проблемы творческой реализации личности.

15