Формирование активной личности как основа воспитательного процесса


Формирование активной личности
как основа воспитательного процесса
Воспитание социально активной личности, развитие творческой индивидуальности учащегося - одна из основных задач современной школы. И это не просто «громкие» слова, а насущная необходимость. Ведь на сегодняшний день мы, честно говоря, имеем картину мира, обусловленную непростыми экономическими, социальными, культурными изменениями, происходящими в нашем обществе. И чтобы подрастающее поколение смогло правильно ориентироваться в бурно изменяющемся современном обществе, чтобы сегодняшние школьники получали навыки, как жить в новых условиях, необходимо формировать активную, инициативную личность, способную к самостоятельной созидательной деятельности.
Об актуальности проблемы развития творческой активности учащихся в школе свидетельствуют требования Государственного образовательного стандарта, в основе которого - личностно ориентированное обучение, обеспечивающее глубокую разностороннюю подготовку к последующей профессиональной творческой деятельности. Поэтому средняя школа переориентируется на организацию качественно иного уровня учебно-воспитательной работы, направленной на развитие творческого потенциала каждого ученика.
Субъектная позиция ученика формируется в условиях активных форм и методов обучения, которые ориентированы, в первую очередь, на персональный характер образования на основе приоритетного отношения к его интересам и потребностям.
На мой взгляд, творческой активности учащихся в процессе учебной деятельности на школьных уроках (вне зависимости от предмета) уделяется недостаточное внимание. Чаще всего, упор делается на «набор знаний», в ущерб развитию логики и аналитических способностей. Хотя использование определенных форм и методов деятельности в процессе обучения ОБЖ может значительно повысить творческую активность школьника.
Увы, но (к сожалению!..) программой по ОБЖ не предусмотрено изучение вопросов, связанных с духовным, творческим и умственным развитием учеников. Однако, основываясь на опыте людей, оказавшихся в различных чрезвычайных ситуациях, а ведь многим из них приходилось действовать, полагаясь только на собственные знания и смекалку, становится понятно, что в реальности многие ситуации, в которых может оказаться любой из нас, не описаны ни в одной инструкции, программе или курсе. Поэтому, изучать и знать основные правила поведения в чрезвычайных ситуациях необходимо. Но в жизни подчас приходится действовать, полагаясь исключительно на свою сообразительность. Ведь нет, а большом счету – и не может быть - единого (на все случаи жизни) набора вариантов действий в той или иной ситуации. Так что, оказавшись в беде, особенно подрастающему поколению, не обладающему достаточным жизненным опытом, не всегда можно быстро сориентироваться и выбрать нужное решение, не всегда можно действовать по заученному алгоритму.
Поэтому так важно в школьном курсе ОБЖ изучать вопросы, связанные с развитием творчества, сообразительности, смекалки, то есть таких качеств, которые помогают людям с честью выходить из «нестандартных», казалось бы, безнадежных, чрезвычайных ситуаций.
Основными методами обучения ОБЖ в школе, я считаю, должны стать методы наглядные (видеофильмы и компьютерные программы) и практические (а не словесные). Меньше всего времени в изучении курса ОБЖ следует уделять «говорильне», необходимо готовить школьников на конкретных примерах, ставить задачи, требующие и знаний, и креативного мышления. И тут необходимо закреплять самый главные результат обучения - веру в себя. Закреплять то, что школьник уже знает и умеет, развивать чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе обучения различными методами.
Известно, что главное в процессе усвоения знания – это зависимость эффективности процесса от интеллектуальной активности самого обучаемого. При этом, активность личности в обучении – это способность осмыслить важнейшие элементы обучения (содержание, формы, методы), воспроизвести полученные знания и творчески использовать при выработке и принятии правильного решения возникающих проблем.
Аспекты развития активности личности в школьном обучении могут быть различными, но основным, на мой взгляд, является формирование:
личных качеств учащегося;
аналитического мышления;
навыков работы в команде;
организаторских способностей;
умения работать на перспективу.
Овладевая знаниями, навыками и умениями школьники, вместе с тем, растут и духовно, ведь у них развиваются положительные личные качества, ум, воля, организаторские способности, командные навыки и многое другое, что в конечном итоге даёт молодежи возможность войти во взрослый мир уверенно.
Формированию творческого подхода у школьников способствуют их активная деятельность на проводимых занятиях. Этому способствуют активные методы и формы обучения. Понятно, что сегодня использование методов традиционного обучения недостаточно - нужны современные образовательные технологии. Одной из таких технологий, позволяющих существенно повысить качество образовательного процесса, является метод учебного проекта.
Ни для кого не секрет, что жизнь диктует свои условия, и сегодня, как никогда раньше, востребованы люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности.
Я считаю, что метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развития их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость.
Проблема активности учеников в обучении, как ведущего фактора достижения целей обучения, развития личности, требует переосмысления важнейших элементов обучения - содержания, форм и методов. И подталкивает нас к мысли, что основным направлением активизации обучения является не увеличение объёма информации передаваемой преподавателем, не усиление и увеличение контрольных и проверочных работ, но требует создания таких условий восприятия информации, при которых включение школьников в процесс познания происходит не только на уровне интеллектуальной, но и личностной, и социальной активности.
К дидактическим условиям можно отнести педагогические технологии, в той или иной мере реализующие и развивающие отдельные принципы активного обучения:
индивидуализация - система многоуровневой подготовки, учитывающая индивидуальные особенности личности;
гибкость - сочетание вариантности подготовки и предоставление возможности самостоятельного выбора решений ;
контекстный подход - подчинение содержания и логики изучения учебного материала не «в общем», а согласно требованиям времени.
Следовательно, уровень активности личности в процессе обучения обуславливается его логикой, уровнем развития учебной мотивации, определяющей во многом не только уровень активности, но и своеобразие их личностей.
Творческая активность предполагает устремленность школьников к теоретическому осмыслению знаний, к самостоятельному поиску решения возникающих ситуаций и интенсивное проявление познавательных интересов.
Передовой педагогический опыт убеждает нас, что наиболее рациональным и конструктивным решением является создание таких психологических и педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может и должен занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как личность учебной деятельности, своё индивидуальное «Я». Всё это приводит к понятию «активное обучение».
Таким образом, можно выделить следующие отличительные особенности активного обучения:
принудительная активизация учеников, т.е. обучаемый должен быть активным независимо от его желания. Иными словами, пришел на урок - учись;
длительность вовлечения в учебный процесс, то есть активность должна быть устойчивой и длительной, а не эпизодической и кратковременной;
творческая самостоятельность - выработка принятия решения;
повышенная степень мотивации и эмоциональности в ходе изучения получаемого материала.
Руководящая роль в этом процессе принадлежит преподавателю, который организует и направляет деятельность школьников, побуждая их действовать активно и творчески.
Активные методы обучения – методы, побуждающие к усиленной мыслительной и практической деятельности в процессе изучения учебного материала. А это предполагает использование такой системы методов, которая направленна главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Познавательные задачи должны быть доступны по своей сложности для обучающихся, они должны учитывать возможности школьников, должны отвечать требованиям изучаемого предмета и быть значимы для усвоения предлагаемого материала. Используя методические приёмы: постановку проблемных и информационных вопросов (часто – с помощью того, что окружает нас в повседневной жизни - газетных публикаций, телевизионных программ, новостных сообщений из Интернета), выдвижение гипотез, их подтверждение или опровержение, анализ ситуации и пр., учитель должен побуждать аудиторию к совместному размышлению, поиску неизвестного знания.
Важнейшая роль в проблемном обучении принадлежит общению диалогического типа. Чем выше степень диалогичности обучения, тем ближе она к проблемной, и наоборот, монологическое изложение приближает обучение к информационной форме.
Анализ конкретных ситуаций – один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности, который развивает способность к анализу нестандартных жизненных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен:
определить наличие проблемы,
«разложить» ее на составляющие,
определить своё отношение к ситуации,
обозначить пути решения.
Разыгрывание «ролей» – игровой метод активного обучения, характеризуется следующими основными признаками:
• постановка задачи, распределение ролей между участниками;
• взаимодействие участников игрового занятия, обычно посредством проведения
дискуссии, «мозгового штурма», «круглого стола»;
• введение учителем в процессе занятия корректирующих условий;
• обязательная оценка результатов обсуждения и подведение итогов.
Деловая игра – метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам, форма активного обучения по разрешению проблемных ситуаций.
Проблемное обучение – это форма, в которой процесс познания приближается к поисковой, исследовательской деятельности и обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основной дидактический приём «включения» мышления обучающихся при проблемном обучении – создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в её условиях и завершающейся вопросом, который это противоречие разрешит.
Задача преподавателя – не столько передать информацию, сколько приобщить обучающихся к основам знаний, научить мыслить самостоятельно.
Рассмотрение некоторых методов активного обучения показывает, что развитие познавательной сферы обучающихся и сознательное активное осмысление, усвоение ими информации, возможно только тогда, когда они уже владеют основами необходимой информации, полученной, как правило, традиционными методами. Поэтому нецелесообразно противопоставлять традиционные и инновационные методы обучения. Необходимо находить разумное сочетание и системный подход в зависимости от задач учебно-воспитательного процесса.
Таким образом, мы рассмотрели только некоторые формы активного обучения. Умелое их сочетание позволяет успешнее достигать поставленные цели по выработке у обучающихся знаний, навыков и умений. А это и пути развития, и формы активности личности в обучении, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого в осознание и личностное принятия знания.