РЕФЛЕКТИВНЫЙ ОТЧЕТ ПО ВНЕДРЕНИЮ ИЗМЕНЕНИЙ В СОБСТВЕННУЮ ПРАКТИКУ ПРЕПОДАВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ


РЕФЛЕКТИВНЫЙ ОТЧЕТ
ПО ВНЕДРЕНИЮ ИЗМЕНЕНИЙ В СОБСТВЕННУЮ ПРАКТИКУ ПРЕПОДАВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
(Выступление Новокрещеновой Ольги Петровны на разноуровневых курсах в ИП КПК)
Как только вы начинаете изменять своё мышление, вы начинаете изменять своё поведение.
Начните играть роль человека, которым вы хотите стать.
Начните действовать соответственно своему поведению.
Слишком многие люди хотят сначала почувствовать, а лишь затем действовать.
Это никогда не работает.
Джон Максвелл
В настоящее время происходит замена потребности человека в образовании от «человека знающего» (т.е. вооружённого системой знаний, умений и навыков) к «человеку, подготовленному к жизнедеятельности». Человеку, способному активно и творчески мыслить и действовать, саморазвиваться, интеллектуально, нравственно и физически совершенствоваться. Возможно человек – это, то существо, которое живет в нашем мире для того, чтобы менять его. Сейчас трудно говорить, хорошо ли мы влияем на мир или мир на нас. Бесконечные конфликты, межрасовые войны уничтожают мир и человечество.
Какова роль современного учителя в мировом масштабе? Может быть, учить и прививать знания терпимости, понимания, миролюбия маленькому человеку?
Если бы у меня была возможность ограничить ребенка знаниями о мире, то я бы никогда не говорила о смерти, насилии, войнах и оружии. Если бы мир вокруг был немножко прекрасней, то дети, которые учились в школе моей мечты, видели бы его только цветным и радостным. Кто-то скажет: «Это банальное видение и не реально уже что-то изменить». Я думаю, что каждый из нас должен мыслить в этом направлении. Если будет так, то возможно еще у человечества появится тысячелетие, время, чтобы просто жить.
Сегодня казахстанская система образования существенно меняет свой облик. Любые преобразования в обществе все больше и больше увеличивают требования к системе образования, которое в свою очередь выполняет социальный заказ общества. Совершенствование системы образования, на мой взгляд, должно, прежде всего, начинаться с совершенствования работы каждого учителя, его подходов к обучению и воспитанию детей. В учебнике «Педагогика» приводятся следующие строки: «необходимо постоянное самообразование учителя, очень актуальна сегодня мысль о необходимости постоянного совершенствования учителя путем неустанной работы над собой.
Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования» («Педагогика» В.Сластенин, И.Исаев, Е.Шиянов), поэтому для меня самообразование и самосовершенствование является первоочередной задачей, ориентированной на повышение качества преподавания и обучения.
Идеи программы курсов третьего базового уровня открыли передо мной большое количество путей, стратегий, приемов и методик обучения. После прохождения курсов я открыла для себя очень много направлений, подходов и аспектов, по которым еще следует работать и развиваться в дальнейшей педагогической практике. На этапе изучения теоретических основ Программы курсов мне удалось познать новое, овладеть метакогнитивными навыками и умениями. Наряду с осмыслением новой информации, частичек мирового опыта я рефлектировала по поводу всей своей прошлой педагогической деятельности. Пришла к выводу о том, что именно те направления педагогической теории и практики, с которыми мы ознакомились, дают ответы на многие вопросы, которые возникали ранее при обучении детей, позволяет выстраивать стратегии преодоления трудностей, решения проблем и достижения целей
В процессе прохождения Программы курсов третьего (базового) уровня мы изучали и осмысливали следующие идеи модулей: «Новые подходы в преподавании и обучении», «Обучение критическому мышлению», «Оценивание для обучения и оценивание обучения», «Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании», «Обучение талантливых и одаренных детей», «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников», «Управление и лидерство в обучении».
Каждая, из идей семи модулей, вложенных в основу Программы курсов направлениям, в педагогической теории и практике несет в себе актуальные и оптимальные стратегии в обучении подрастающего поколения.
На этапе прохождения практики нам нужно было отразить в своей работе основные идеи модулей, а также выявить эффективность использования в педагогической деятельности. Прежде всего, перед тем как приступить к планированию работы и построению стратегий достижения целей, решения проблем, в соответствии с логикой я проанализировала и рефлектировала все свои знания, умения и навыки, приобретенные мною до прохождения Программы курсов. Затем осмысляя все знания, приобретенные мною на этапе изучения идей Программы курсов. В процессе планирования работы я осознавала необходимость внедрения идей модулей в структуру уроков, но не ради выполнения заданий или насыщения уроков новыми модными направлениями в педагогической деятельности, а прежде всего ради повышения качества знаний обучающихся. В процессе обучения центральное место занимает, все - таки, ученик, и именно поэтому вся деятельность должна быть направлена на него, на достижение его эффективности и успешности.
Каждый человек, каждый ученик представляет собой совокупность трех сфер человеческой жизни аффективную, социальную и когнитивную, которая и составляет концепцию «я» (Карл Роджерс, 1983) с ее индивидуальными характеристиками и особенностями. Поэтому учитель играет одну из важных ролей в становлении личности, ведь каждый ученик это звездочка с талантами, точкой зрения, большими возможностями и способностями, нужно лишь создать условия и благодатную окружающую среду в процессе обучения. После осмысления основных идеи модулей, частиц мирового опыта, рефлексии своих знаний и опыта я начала перестраивать свои подходы в работе.
После этапа рефлексии, побуждения в любой логической цепочке следует этап планирования на данном этапе, я составляла среднесрочное планирование, интегрируя идеи Программы курсов, прошлого опыта каждый из запланированных уроков насыщен, по моему мнению, новыми методиками, техниками учения. Конечно же, в процессе прохождения курсов среднесрочное планирование модифицировалось и пересматривалось.
Если говорить непосредственно о планировании урока, то именно ключевые идеи семи модулей несколько изменили мои взгляды на планирование самого урока, теперь я точно знаю что урок это единица учебного процесса, а не только часть серии последовательных уроков. В дополнение хочу сказать о том, что урок это благоприятный ресурс, который предоставляет широкий спектр возможностей как для обогащения и расширения Зоны Ближайшего Развития (Выготский) обучающихся, так и для расширения моей собственной ЗБР, моих знаний и опыта для достижения успешности обучения. Как сказано в руководстве для учителя, «успешность процесса обучения обусловлена сложным взаимодействием между мотивацией, социальными и эмоциональными факторами, а также метакогнитивным знанием».
В своей работе я должна стремиться создавать такие условия, при которых ученики имеют то, что Чиксентмихайи называет «самоцелью», и что Райан и Деки называют внутренней мотивацией. Иными словами, ученики имеют самомотивацию, и, как следствие, стремление и любознательность.
Проходя первый этап обучения учителей, я поняла, что пришло время изменить подход к обучению с применением семи модулей на практике, что у меня получилось, хочу поделиться.
Внедряя в педагогическую практику идеи модуля «Обучение критическому мышлению», первоочередным этапом для меня было осмысление сущности и философии критического мышления, которое представляет собой сложное и многостороннее явление, ключевыми компонентами которого являются: установки и готовность к тому как «мыслить о мышлении». Владение набором интеллектуальных умений и навыков и наличие опыта, научного и жизненного как основы для применения этих умений. При конструировании и проведении уроков я активно внедряла и апробировала такие приемы критического мышления, как «Зигзаг», таблица «ЗХУ», «Кластер», «Инсерт», «Синквейн», эссе и прочие.
В результате по проведенным опросам, наблюдениям, рефлективным анализам уроков обучающиеся отдают предпочтение обучению «по-новому», с применением подобных приемов и методик. А также это подтверждается повышением качества знаний и успеваемости по предмету, повышению мотивации к обучению. На уроке я создала такие условия, чтобы дети пришли к мысли о пользе работы в группе самостоятельно, на основании своих наблюдений и выводов. Сначала я предложила детям индивидуально выполнить задание по созданию кластера самостоятельно, но им было трудно Тогда я объединила их в группы. Ребята пришли к выводу, что в группах работать будет легче, потому что много идей, хорошо, когда кто- то помогает, поддерживает. После деления на группы мы с ребятами разработали правила поведения при работе в группах. Я спросила детей, а нужны ли нам эти правила? И здесь ребята начали обосновывать свои идеи. Настя ответила: «Очень нужны, потому что мы же работаем в группе, значит должны прислушиваться к мнению каждого». Следующее правило обосновала Света, она определила важность спора. Света выдвинула свою идею, что когда спорим, обязательно найдём правильный ответ. Наблюдая за детьми, я пришла к выводу, мои ученики способны и могут нести ответственность за свое обучение.
Согласно иерархии потребностей по Маслоу я сделала для себя вывод, что, в первую очередь, я должна заботиться о том, чтобы в классе всегда была комфортная среда, доброжелательная атмосфера, дружеские отношения между детьми. Работа в группах немало этому способствовала. Каждый урок я начинала со стратегий, настраивающих ребят на урок, повышающих настроение, а самое главное, способствующих сплочению учеников. К примеру: «Золотая рыбка», «Ладошка к ладошке», «Комплименты», «Солнце светит».
Каждый модуль по - своему уникален и интересен, и что важно они взаимосвязаны. Некоторые подходы в обучении и преподавании меня настораживали. Я всегда думала, что групповая работа будет нарушать дисциплину на уроке, что будет мешать усвоению знаний. Но применяя эти подходы на уроках, я заметила, что дети на уроках стали активнее, общаясь в группах, советовались друг с другом, чего не было раньше. А то, что было в классе шумно, так это даже меня порадовало, потому что в каждой группе шло бурное обсуждение, и не было пассивных, равнодушных учеников на уроке. А что самое главное, ребята сами, исследуя проблемы, доходили до истин
Отдельно стоит отметить, как формировалось мое понимание оценивания обучения. Если бы меня до курсов спросили «В чем разница между формативным и суммативным оцениванием?» Я не смогла бы дать ответ, потому что до сих пор для меня существовало оценивание в количественном выражении. И чем больше оценок было в журнале, тем лучше. Самое главное открытие для меня заключалось в том, что я должна была поменять свое представление об оценивании знаний учащихся, и поменять саму цель оценивания. Теперь для меня главное - получить на уроке обратную связь – то есть узнать, как себя чувствуют дети, что поняли, что еще не поняли, что понравилось, а что не понравилось. Это мне помогает узнать, над чем мне предстоит еще работать. Наряду с рефлексией оценивание на моих уроках прослеживалось при проведении «Лестницы успеха», «Две звезды и одно желание». В ходе любой работы старалась оказать поддержку, подбодрить, похвалить тех, кто еще робко включался в работу, а кто и вовсе отказывался работать.
Какой бы модуль ни применялся на уроке, все они тесно взаимосвязаны между собой, и кажется, что одно без другого невозможно. К примеру, модуль обучения талантливых и одаренных учеников, даже если иногда не планировался мной, но красной нитью проходит через все уроки. Задания, которые я предлагала детям, удовлетворяли потребности моих учеников. Так, дети, которые рисуют, имели возможность проявить себя при создании постеров, ученица, которая всегда была активна, выступила в роли спикера от своей группы. Как поменялись учащиеся? Во-первых, это их отношение к урокам. Некоторые воспринимали учебные занятия как нечто ненужное, и ходили на эти уроки нехотя, то сейчас заметно, дети заинтересовались учёбой. К концу моей практики активизировались даже самые пассивные ученики . И учащиеся с более низкой мотивацией стали принимать участие в обсуждениях, презентациях.
Я изменила своё отношение к ученикам моего класса. Раньше я не видела всех учеников. А сейчас я вижу и учащихся с высокой мотивацией (Настя, Катя, Митя, Коля, Виолетта, Саяжан). Со средней мотивацией (Егор, Никита, Карина, Софья, Дарья, Ильяс, Алмагуль). И с низкой мотивацией (Руслан, Иван, Вова, Ислам). После проведения серии запланированных уроков я заметила, что у некоторых учащихся повысилась мотивация .У Вани, Вовы и Руслана я заметила повышение интереса к урокам, у них появилось желание работать ,участвовать в работе групп ,значит есть результаты моей практики. Продолжу работу по повышению мотивации у детей моего класса. Испытала внутреннюю неловкость за свой командный голос. За то, что не всегда стремилась их услышать, не всегда находила время поинтересоваться, о чём дети думают, как обучаются; не задумывалась о том, правильно ли я их оцениванию. Как обучаю? Интересны ли им мои уроки? Я уверена в том, что сегодня нужна совершенно другая школа и совершенно другие мы, учителя.
Мне как учителю ещё многому нужно научиться. Данные курсы являются для меня стимулом для дальнейшего совершенствования моих профессиональных качеств. Именно в этом я вижу свою задачу: построить процесс обучения так, чтобы создать условия для самореализации каждого ученика. А для меня это непрерывный профессиональный рост, внедрение и апробация инновационных технологий. В будущем я вижу себя как учителя, обладающим критическим мышлением, владеющим новыми подходами.
Восточная мудрость гласит: «Вместо того, чтобы проклинать тьму, зажги свой, пусть даже маленький свет». Вот это нам и следует делать: зажечь свой внутренний свет и поддержать его. Чтобы он мог проявляться, чтобы мы не делали и куда бы мы ни шли.