Урок — викторина по русскому языку во 2 классе


Урок - викторина по русскому языку во 2 классе


Тема урока: В мире синонимов и антонимов. ЦЕЛЬ: закрепить и расширить знания о синонимах и антонимах;
развивать речь; интерес к родному языку;
расширять кругозор детей;
развивать логику;
развивать распределительное свойство внимания;
формировать коммуникативные компетенции младших школьников;

Организация урока - викторины.

ОБОРУДОВАНИЕ: 24 белых кружка, булавки, ручки, цветные карандаши.
УЧИТЕЛЬ. Добрый день, дорогие ребята и гости! Мы с вами находимся на уроке - викторине «В мире антонимов и синонимов». Главными действующими лицами будут две команды – команда, а помощниками им будут болельщики.
Жюри: родители, заместитель директора.
1 конкурс. « Назови команду»
Каждая команда получает кружочек из бумаги белого цвета. За 5 мин придумать название команды и нарисовать эмблему.
Команды, прошу представиться.
2 конкурс. «Загадочный»
Этот конкурс состоит из двух заданий:

1)отгадать загадку;
2)найти в загадке синонимы или антонимы.

1. Далеко мой стук
Слышится вокруг. Червякам я враг, А деревьям друг. (Дятел)
2 .Как столкнутся – стук да стук!
Тишину вспугнут вокруг.
Толстый тонкого побьёт-
Тонкий что-нибудь прибьёт. (Молоток и гвоздь)

3 .Вверх-вниз, вверх- вниз,
Кататься хочешь - на нас садись. (Качели)

4. В кармане моём-
Замечательный друг:
Он знает, где север,
И знает, где юг.( Компас.)
5. Льётся речка - мы лежим,
Лёд на речке – мы бежим.(Коньки)
6. Заклеили клеем прочно
И ко мне прислали срочно.
Я его не пожалею: Получу и вмиг расклею. (Конверт.)
7.День и ночь стоит на крыше
Этот чудо постовой:
Всё увидит, всё услышит,
Всем поделится со мной. (Антенна.)
8.Кто ни в жару, ни в стужу
Не снимает шубу. (овца)
9. За деревьями, кустами
Промелькнуло быстро пламя.
Проскакало, пробежало,
Нет ни дыма, ни пожара. (лиса)
10.Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает. (медведь)
11.Кто в лесу глухом живёт
Неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд,
А зимой сосёт он лапу. (медведь)
12.Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти – рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь. (рысь)
13 Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто ребяток соберёт,
Руки вымажет и рот. (ежевика)
14.И в лесу и в бору
Эту травку я найду.
А на ней синеет гроздь –
Кисло-сладких ягод горсть. (ежевика)
15.Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога. (баран)
16.Красное, румяное,
Я расту на ветке: Любят меня взрослые
И маленькие детки. ( яблоки)
17.Яркий, жёлтый, налитой
Весь в обложке золотой.
Не с конфетной фабрики –
Из далёкой Африки. (апельсин)
(ДЕТИ ОТГАДЫВАЮТ ЗАГАДКУ И НАЗЫВАЮТ СЛОВА – АНТОНИМЫ и слова - синонимы В КАЖДОЙ ЗАГАДКЕ, указывая признак предмета, действие предмета, сам предмет)
3 конкурс. « Безошибочный».
Учитель. Сейчас вы получите конверты с текстами. Нужно внимательно прочитать, найти ошибки и исправить их.
Текст: «Идёт Нина по улице. Все смотрят на Нину. На платье у Нины висят нитки. В волосах Нины перья застряли. Щёки Нины все в пыли».

(Можно взять подсказку у ведущего. Слова для справок: девочка, она, ученица, школьница, девчонка.)


4 конкурс «Перестрелка».
Команды выстраиваются напротив друг друга.
По сигналу учителя 1 команда называет соперникам слова, в ответ они должны назвать – слова - синонимы.
Например: друг – товарищ.

Затем 2 команда «выстреливает» словами в команду соперницу, которая отвечает словами - синонимами.
(Аналогично проходит «стрельба» «антонимами».)
5конкурс. Игра «Наоборот».


Учитель: Вы хорошо поработали, отдохнём. Встаньте.
Я называю действие, а вы выполняете противоположное
действие.

1).Опустите руки вниз.
2). Поднимите руки вверх. }2 р.
3).Голову поднимите.
4).Голову опустите. }2 р.
5).Поворот туловища вправо.
6).----------------------- влево. }2 р.
7).Закройте глаза( откройте) }2 р.
8).Посмотрите вдаль.
9)Привстаньте.
10)Присядьте.
11)Опустите правую ( левую ) руку.
12)Опустите левую (правую) ногу.
6 конкурс. «Народная мудрость».

Прочти пословицы, найди недостающие слова.

1) Ученье - свет, а не ученье - . 2)Знай больше, говори .
3)Корень ученья горек, да плод его .
4)Не бойся врага умного, бойся друга - .
5)Лучшая вещь новая, лучший друг -- .
6)Умей взять, умей и .
7 конкурс «Для смекалистых»
Задача. Несколько лет назад я посадила 3 одинаковых деревца: берёзу, тополь, липу.
Все они росли по – разному: тополь поднялся выше липы, а липа не может догнать берёзу.
Какое дерево оказалось выше, а какое самым низким?
Ответ. Самое высокое – тополь, низкое – липа.
8 конкурс - игра «Напиши стихи». Скажу я слово
высоко

А ты ответишь:
………….. Скажу я слово
Далеко,

А ты ответишь:
……. .
Скажу тебе я слов трус,
Ответишь ты
……….. .
Теперь начало я скажу, -
Ну, отвечай:
……….. .