Проект на тему Библиотека и читатель в современном обществе

Министерство образования и науки РФ
Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 п. Забайкальск







Тема: «Библиотека и читатель в современном обществе»













Выполнил:
ученик 4 А класса
Файзуллин Кирилл
Руководитель:
Чупрова Елена Викторовна









п. Забайкальск
2013 - 2014 год


Содержание

Введение..1

Глава 1. Библиотека: её история и происхождение3

Глава 2. Современные библиотеки...5

2.1. Читательская деятельность..5

2.2.Детская библиотека п. Забайкальск.6

Глава 3. Практическая часть...12


Заключение...16

Список литературы17

Приложение18





























Введение

Современная ситуация сложившаяся в обществе, характеризуется падением престижа чтения и библиотек в целом среди детей и подростков.
Ни для кого не секрет, что всемирная паутина отбила часть читательской аудитории у библиотек. На смену бумажным носителям пришли электронные документы, пришла эра интернета. Увы, далеко не все, что хочется и что нужно, есть в интернете. Чтобы это «нужное» появилось в интернете, нужно, чтобы кто-то его отсканировал и выложил на каком-то сайте. Конечно, в электронном ресурсе можно найти массу информации по запросу, но при этом Вы потратите уйму времени на поиски нужного ответа, и будете ли уверенными в достоверности ответа? На мой взгляд, только в библиотеке можно найти достоверную информацию!
Интернет может в одно мгновение исчезнуть, если вдруг что-то произойдет типа глобальных катастроф с энергией или еще чего. Где Вы будете искать нужную информацию тогда? В один миг все можно потерять. А библиотеки – вот они рядом.
Данная тема заинтересовала меня своей актуальностью, так как современные дети читают мало. Все более чаще они общаются в социальных сетях и играют в игры Хорошо ли это? Вряд ли. Книги нас учат мыслить, грамотно писать и говорить. Книги, конечно же, есть и в интернете. Но читать книгу, на самом деле, одно удовольствие не в интернете, а наяву. Книга вводит нас в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, мыслей, поступков, характеров.
Книга раскрывает человеческие, духовные ценности.
Книга вводит в мир нравственных отношений, открывает светлые чувства дружбы, помогает стать добрым по отношению ко всему живому.
По словам одного классика, «нет лучшего учения, чем чтение», а ведь книги являются золотым ядром любой библиотеки.
1
Именно по этой причине я выбрал тему проекта:
«Библиотека и читатель в современном обществе».

Цель исследования проекта:
- Расширить знания о библиотеке и стимулировать интерес одноклассников к чтению.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
Задачи исследования проекта:
1. Узнать о происхождении библиотеки, её истории и развитии.
2. Сформировать образ Детской библиотеки, как теплого и радостного дома.
3. Провести анкетирование
4. Привлечение к чтению мало читающих учеников.

Методы исследования:
1. Сбор информации по данной теме
2. Анкетирование
3. Анализирование полученной информации
4. Проектный
5. Практический








2
Глава 1. Библиотека- история, происхождение.
Библиоте
·ка (греч.
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· / biblioth
·k
·, от
·
·
·
·
·
·
· / biblнon «книга» и
·
·
·
· / th
·k
· «место хранения») учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу.
Вы знаете, что первая библиотека появилась 8000 лет назад!
Жители Давней Месопотамии писали на глиняных дощечках с помощью тонкой палочки, которая называлась «клин». Этот способ письма известный как «клинопись». Дощечки выжигались, а самые ценные из них помещались в специальные конверты из глины, чтобы не испортились. Археологи нашли тысячи таких дощечек, которые сохранялись в дворцах и были рассортированы в зависимости от их тематики.
Такие были первые библиотеки.




3
Самой знаменитой была библиотека в Александрии. Она появилась примерно в 300 году до нашей эры. Там сохранялись свыше 700 000 свитков папируса. Все «книги» были классифицированы по 120 темам и сведены в каталог.
В начале нашей эры библиотеки стали неотъемлемой частью церквей и монастырей. Монахи читали и переписывали книги: много библиотек поддерживалось благодаря их усилиям.
В конце периода Средневековья, когда были построены величественные соборы, люди начали строить маленькие библиотеки при соборах. Университеты также начали коллекционировать книги. Университеты Парижа, Гейдельберга и Флоренции прославлялись своими коллекциями «прикованных» книг. Книги было так тяжело делать, что их приковывали к стенам большими цепями, во избежание неприятностей.
3 1400 года Университет в Оксфорде начал собирать библиотеку.
Сейчас его Бодлейская библиотека – самая большая среди университетских библиотек.

Давние римляне первыми догадались строить публичные библиотеки. Юлий Цезарь планировал создать целую систему публичных библиотек, и после его смерти они начали пользоваться особой популярностью. Богатые жители Рима специально основывали библиотеки для зажиточных, а также сами собирали огромные коллекции книг для себя. В IV столетии в Риме существовало уже 28 публичных библиотек.








4
Глава 2. Современные библиотеки
Современные люди сих пор думают, что библиотеки остановились в своём развитие. Это совершенно не так. Библиотеки никогда не переставали развиваться и совершенствоваться. Современная библиотека - это уже не только книгохранилище, но и своеобразный электронный архив. Это единственное место на земле, где предоставляется доступ к информации и на традиционных носителях, и в электронном виде. В каждом городе, как правило, не одна и не две крупных библиотеки, их обычно десятки. Можно легко найти нужную для себя. В нашем поселке существует четыре библиотеки:
Районная библиотека для взрослых и её филиал в совхозе «Дружба»
Детская библиотека
Линейная техническая библиотека, где основной контингент читателей – железнодорожники
Также в каждой школе имеется по библиотеке.

2.1.Читательская деятельность.
Деятельность библиотек по обслуживанию читателей осуществляется в двух основных формах. Библиотечный абонемент предоставляет читателю право получить издание из библиотеки в своё полное распоряжение на определённый срок. В другом случае читатель имеет возможность знакомиться с книгой только в помещении библиотеки (как правило, в специально отведённом читальном зале). В некоторых библиотеках работает только абонемент или только читальный зал, в других эти формы обслуживания сочетаются, хотя не для всех единиц хранения возможны обе. В библиотеке можно подготовить реферат, набрать и распечатать его, узнать о новинках художественной, технической литературы, социально-экономической, прослушать диск, найти любой закон, получить бесплатную консультацию юриста, снять выкройку для модной юбки, отдать в дар свои старые прочитанные книги и получить что-нибудь взамен.
5
2.2. Детская библиотека п. Забайкальск
Это - детский абонемент. Здесь я могу взять заинтересовавшую меня книгу на дом. Книги, которые я беру домой, нужно обязательно вернуть через 10 дней, так как их ждут другие ребята.
Книги в библиотеках расположены по тематическим разделам. Например: «Русская литература, «Зарубежная литература», «Техника», «Сказки» и т.д.


В разделах книги расставлены по алфавиту: от А до Я.


6
Энциклопедии, словари и справочники находятся в читальном зале.

В читальном зале вам книги на дом не дадут.
Словари и справочники все читают тут.
Издания такие спросить может любой
А значит, эти книги должны быть под рукой.

Энциклопедии бывают универсальные. Например: «Большая детская энциклопедия». В ней можно найти ответы на разные вопросы. Еще бывают энциклопедии отраслевые (то есть по определенным темам), например: «Автомобили», «Динозавры», «Космос», «Энциклопедия юного художника» и др.



7
В мире издается огромное количество периодических изданий (газет и журналов). В нашей библиотеке мы можем почитать некоторые из них. Журналы: «Веселые уроки», «Самоделкин», «Геоленок», «Миша», «Мир техники» и др.


8

Для того чтобы найти нужную книгу можно воспользоваться каталогами. Если вы знаете автора книги – вам поможет алфавитный каталог. Если поиск ведется по теме – то систематический каталог.





При возникших трудностях в поиске необходимой книги, обратитесь к библиотекарю.
Чтобы выбрать интересную книгу нужно знать, о чем она. Обычно в каждой книге есть краткая информация о её содержании (аннотация), которая находится либо в начале, либо в конце книги.



9

Познакомиться с книгами можно с помощью книжных выставок. Например: «Я живу в Забайкалье», «Литературный калейдоскоп», «Все обо всем» и др.



Другие книжные выставки смотри в приложение.





10
Чтобы стать настоящими читателями, надо знать правила пользования библиотекой.

Правило первое: В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.
Правило второе: Книги надо возвращать вовремя, т.к. их ждут другие читатели. В нашей библиотеке книги можно взять на 10 дней.
Правило третье: С библиотечными книгами надо обращаться бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше ребят.
Правило четвертое: Библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не останется ни одной книги.
Правило пятое: Книги в библиотеке надо ставить точно на то место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту книгу для другого читателя
















11


Глава 3. Практическая часть. Анкетирование
Цель исследования: изучение читательских навыков.
Место проведения: пгт. Забайкальск, школа №1, 4«А» класс.
Количество опрошенных учеников: 19 человек
«Библиотека глазами читателей»

Сколько библиотек Вы знаете в нашем посёлке?


Что в переводе обозначает слово библиотека?

12
Как часто Вы посещаете библиотеку?





С какой целью Вы обращаетесь в библиотеку за информацией ?



13
«Чтение в нашей жизни»
О чем Вы любите читать?



Какой жанр художественной литературы Вы предпочитаете?



14
Таблица результатов анкетирования:

Вопрос № 1
Сколько в Вашем поселке Вы знаете библиотек?
2 - 11чел. 4 - 3 чел. 1 - 6 чел.

Вопрос № 2
Что в переводе с греческого означает слово библиотека?
Место хранения – 6чел.
Дом культуры -0 чел.
Книжный дом – 13чел.

Вопрос № 3
Как часто Вы посещаете библиотеку?
Один раз в неделю –7
Один раз в месяц –0
Очень редко –2
Я не посещаю библиотеку – 10

Вопрос № 4
С какой целью Вы обращаетесь в библиотеку за информацией?
Учебная деятельность –4
Чтение книг по интересующей теме –12
Проведение свободного времени –15

Вопрос № 5
Что Вам нравится в работе библиотек, услугами которой Вы пользуетесь?
Отношение работников библиотеке к читателям – 4
Наличие нужной литературы: книги журналы - 12
Возможность получить литературу на дом - 9
Другое – 5

Вопрос № 6
Всегда ли Вам удается найти нужную информацию в библиотеке.
Практически всегда – 7
Обычно удается – 8
Чаще всего – 4


15
Заключение:
В результате созданного и проведенного проекта, мною было выявлено, что 10 учеников из моего класса ни разу не были в детской библиотеке. После того, как я пригласил ребят на экскурсию в библиотеку, то 7 человек записалось.
Я считаю, что цель моего проекта достигнута.
Библиотека – это очень важное место для детей. Нам интересно ходить в библиотеку, потому что: там царит особая книжная атмосфера. В библиотеке можно почитать интересные книги, отыскать множество познавательных книг на любую тему. Научиться самостоятельно, выбирать книги. Познакомиться с литературными героями. Принять участие в мероприятиях и просто пообщаться с друзьями.
Загляните в библиотеку по пути из школы, осмотритесь там, вдруг вам там понравится, и вы навсегда станете её почетным гостем.











16

Список литературы
Большая Советская Энциклопедия / под ред. С.И. Вавилова/ Изд. 2-е. М., гос. Научное изд. «Большая Советская Энциклопедия», 1949., 652 стр.
Бородина, В.А. Мир чтения в фольклоре и не только / В.А. Бородина //- СПб.: Академия ПРИНТ, 2003.
Граубин Г. Хочется надеяться / Георгий Граубин // Сибирячок. – 2013. №2. – С. 1.
Сайт [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]1[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Слово о книге / сост. Е.С. Лихтенштейн /. – М.: Книга, 1986.
Современная библиотека/журнал/ – 2013г. №10. – С.27.














17










Рисунок 1