Открытый урок ХК 11 класс: Великие гении эпохи Возрождения (с использованием информационных технологий)


Петренко М.К.
Открытый урок ХК 11 класс: "Великие гении эпохи Возрождения" (с использованием информационных технологий)
Цели урока:
представить учащимся трех великих гениев эпохи Возрождения
вызвать интерес к достижениям мировой культуры.
проанализировать условия и причины возникновения феномена Возрождения.
Задачи:
Образовательная – ознакомить учащихся с историей эпохи Возрождения;
- ознакомить учащихся с личностью великих мастеров Ренессанса;
- познакомить с самыми яркими и запоминающимися (“визитными карточками”) произведениями творчества Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэля Санти;
- закрепить полученные знания при выполнении практических заданий на ПК.
Развивающая – формировать навыки анализа произведений мировой художественной культуры;
- развивать мышление, память, образное мышление, творческий подход к урокам художественной культуры.
Воспитательная - способствовать развитию эстетического восприятия искусства;
- повысить интерес к изучению произведений искусства.
Оборудование: презентации о Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэле; видеофрагмент о Леонардо да Винчи, видеоряд произведений античности, средневековья и Возрождения; заготовки мозаики для составление шедевров мирового искусства представленных на уроке художников
Ход урока:Эпиграф:
Главное в искусстве — простота, величие и чувство, а главное в его форме — сдержанность.
Б. Брехт
Учащийся-лектор:
1. Попробуем стать ненадолго философами и прокомментировать отрывок из трактата флорентийского философа XV века Пико делла Мирандолы “Речь о достоинстве человека”.
В трактате говорится о том, что Бог задумал сотворить человека, чтобы был кто-то, кто оценил бы смысл такой большой работы (т.е. сотворение мира), любил бы ее красоту, восхищался ее размахом… Принял Бог человека и сказал: “Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобно обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образ, который ты предпочитаешь”.
- Какое слово является ключевым в данном тексте?
Необходимый ответ - человек.
- Куда, по мнению Мирандолы, поставил Бог человека?
Необходимый ответ – в центр мира.
- Каким же создал Бог человека, по мнению флорентийского философа?
Необходимый ответ - свободным и славным мастером, который создаст себе тот образ, который сам предпочитает.
Вывод: В центре мироздания – свободный человек, которому подвластно все. Эта идея является ключом к пониманию эпохи.
2. Это была эра титанов Возрождения, подарившая миру творчество Леонардо, Рафаэля, Микеланджело. В истории мировой культуры эти три гения, несмотря на всю их несхожесть, творческую индивидуальность, олицетворяют главную ценность итальянского Возрождения – гармонию красоты, мощи, интеллекта.
Каждый из этих гигантов волнует воображение. Их творчество представляет собой пик культуры Ренессанса. Каждый из них настолько исчерпывающе воплощает суть ренессанского искусства и культуры, что можно сказать, что не Микеланджело, Леонардо, Рафаэль принадлежат итальянскому Возрождению, а скорее оно принадлежит им.
***
- Что вы знаете о великом художнике Леонардо да Винчи?
Следует подготовленное сообщение учащихся о жизни художника  (3-4 мин.).

Просмотр на мультимедийном проекторе слайдов (Презентация PowerPoint, подготовленная специально к открытому уроку с картинами Леонардо да Винчи).
Лектор:
- Перед нами самая загадочная картина среди шедевров мирового искусства “Джоконда”

Неуловимая улыбка Моны Лизы, которая при фотоувеличении исчезает, потому что написана целиком из сфуматто.
Сфуматто – воздушная дымка, обволакивающая все предметы, смягчающая контуры. Этот прием позволяет Леонардо моделировать тела тончайшей светотенью, причем переходы от света к тени неуловимы, и тогда тело приобретает мягкость, размытость очертаний. Но неуловимость перехода к окружающему воздуху не ослабляет границы вещей, а, напротив, придает им необыкновенную выразительность.
Картина совершенна, улыбка Моны Лизы загадочна. Но вот еще одно из оригинальных мнений: “Мона Лиза олицетворяет собой материнскую нежность, в чем, по представлению Леонардо, заключается сущность женственности”.
 
- Почему портрет Моны Лизы называют “Джокондой”?
Необходимый ответ – Это портрет жены купца дель Джокондо.
Кульминация художественного творчества Леонардо да Винчи – фреска “Тайная вечеря” в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грация в Милане.
 
Леонардо изобразил тот момент из “Евангелия”, когда Христос, вероятно, произнес пророческие слова: “Один из вас предаст меня” - и ученики вопрошают: “Не я ли, Господи?”.
Образ Христа ясным силуэтом читается на фоне пейзажа, природа осеняет его своим светом. Иуда резко выделяется среди других апостолов. Никто из художников, изображающих “Тайную вечерю” до Леонардо, не ставил такой сложной задачи – через реакцию разных людей, индивидуальностей, темпераметров, эмоциональных откликов показать единый смысл этого великого момента, 12 апостолов, 12 разных характеров по-разному проявляют себя в момент душевного потрясения.
- Как вы думаете, какие отношения между людьми показаны на картине?
Необходимый ответ: "Определяя образный строй будущей композиции, Леонардо записывает: "Тот, который пил и поставил стакан на место, обращает голову к говорящему, другой соединяет пальцы обеих рук и с нахмуренными бровями смотрит на своего товарища, другой показывает ладони, поднимает плечи к ушам и выражает ртом изумление…"
“Мадонна в гроте”

- первая монументальная алтарная композиция Высокого Ренессанса. Это большая картина распространенного в ренессансной живописи формата, который напоминает окно, закругленное наверху. Фигуры Марии, маленького Христа, маленького Иоанна Крестителя и ангела не просто расположены на фоне пещеры, а действительно внутри нее, в определенной среде, в которой ощущается реальное расстояние, воздушное пространство между фигурами.
- Какой уже знакомый вам приём использует художник в данной картине?
Необходимый ответ: "Сфуматто"
“Мадонна Бенуа”, является олицетворением красоты, материнской нежности на протяжении всех веков.

Просмотр видеофрагмента о Леонардо да Винчи.
***
Микеланджело Буонарроти (1475-1564) прожил долгую, трудную и героическую жизнь. Его гений проявился в архитектуре, живописи, поэзии, но ярче всего в скульптуре, именно ей был отдан весь жар его сердца.
- Расскажите, что вам известно о жизни и творчестве Микеланджело?
Следуют подготовленные сообщения о жизни художника, доклады о скульптурном и архитектурном творчестве (3-5 мин.), обсуждение самых известных скульптурных работ “Давид”, “Пьета”.


Просмотр на мультимедийном проекторе слайдов (Презентация PowerPoint, подготовленная специально к открытому уроку с работами Микеланджело).
Ученик-лектор:
- В произведения Микеланджело мы не вглядываемся напряженно; мы, зрители, находимся не перед личностью Микеланджело, – перед нами библейские герои, пророки , сивиллы.



Вывод: Микеланджело и Леонардо отличались во всем: и внешне, и по характеру, и по складу ума. Леонардо – изысканно и богато одетый красавец, очаровывающий, располагающий к себе все сердца; Микеланджело – неказист, неряшлив, не обращает внимание на свой вид, угрюм и малоразговорчив, с тяжелым характером. Леонардо всегда невозмутим, непроницаемо приветлив.
***
- Что вам известно о жизни и творчестве Рафаэля Санти?.Следуют подготовленные сообщения о жизни художника, доклады о его творчестве (3-5 мин.), обсуждение самых известных работ.
Просмотр на мультимедийном проекторе слайдов (Презентация PowerPoint, подготовленная специально к открытому уроку с работами Рафаэля Санти).





Ученик-лектор:
- Рафаэль Санти был на 30 лет моложе Леонардо, а умер почти одновременно с ним, успев совершить так много в истории искусств, что трудно представить: неужели все это мог исполнить один человек.
Рафаэль – архитектор, мастер портрета, разносторонний художник, талантливый декоратор, он был центральной фигурой художественной жизни Рима. Но больше всего он известен в истории мирового искусства как создатель дивных “Мадонн”.
Самым прославленным произведением Рафаэля на протяжении столетий остается “Сикстинская Мадонна”, написанная 1516 году для бенедиктинского монастыря в Пьяченце (сейчас картина находится в Дрездене). Для многих она является мерилом самого прекрасного, что способно создать искусство. Тема мадонны у Рафаэля слилась с темой поэтического восхваления прекрасной женщины

Вывод: Рафаэль - золотая середина Возрождения. Он ищет и находит равновесие между “микеланджеловским” и “леонардовским” началами, между титанизмом, неистовой мощью Микеланджело и невозмутимой приветливостью, загадочностью Леонардо. Микеланджело больше всего интересовал сам человек, для него весь мир сосредоточен в нем, и поэтому все, что вне человека, Микеланджело не интересует. Леонардо, напротив, был сосредоточен на том, что пребывает вне человека. Рафаэль же сумел осуществить равновеликость этих, столь противоположно направленных, интересов, - гармония и красота его живописи столь велики, что дальше, после Рафаэля, искусство Ренессанса не могло уже развиваться. Дальше уже могла быть только гибель ренессанского идеала.

***
Для великих художников живопись, в первую очередь, была способом познания мира. В свете этого интересна психотехника, созданная Леонардо и позволяющая возбудить воображения художника. Вот как он сам об этом пишет: “И не премину поместить среди этих наставлений новоизобретенный способ рассматривания; хоть он и может показаться ничтожным и почти что смехотворным, тем не менее он весьма полезен, чтобы побудить ум к разнообразным изобретениям.”
Практическая часть урока:
1. Мозаика. Составление шедевров мирового искусства представленных на уроке художников (5-8 минут). Картину можно разбить на мелкие фрагменты или на большие, что позволяет использовать ее в начальных или старших классах. Программа мозаики может быть использована при других темах.


2. Тест на классификацию. Дан видеоряд произведений искусства. Необходимо классифицировать по эпохам. В результате работы (5-8 минут) произведения должны быть отнесены к античности, средним векам и Ренессансу.
- Произведения каких эпох близки друг другу и почему?
Необходимый ответ – античности и Ренессанса, потому что, в отличие от средневекового искусства, для искусства этих эпох характерен интерес к человеку
ВЫВОД: Опираясь на мир реальный, человек сам творит виртуальный мир посредством своего ума, фантазии и с помощью информационных технологий. Мир воспринимается умом и сердцем, когда можно сказать вслед за поэтом Н. Заболоцким:
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Рефлексия:
На уроке мне понравилось…
Я узнал ….