Соколова В.В.Создание сетевого взаимодействия общеобразовательного учреждения (теоретический проект)


Создание сетевого взаимодействия общеобразовательного учреждения (теоретический проект)
В.В. Соколова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 города Льгова» Курской области
Ни для кого не секрет, что в современном мире специализированные школы для детей-инвалидов - прерогатива больших городов. В более маленьких городах и селах дети с ограниченными возможностями обучаются в средних общеобразовательных школах, или же, если физическое состояние не позволяет им посещать уроки, их переводят на домашнюю форму обучения.
В связи с этим возникает ряд сложностей:
невозможность в полном объеме усвоить знания из-за физиологических особенностей;
частые пропуски занятий по состоянию здоровья;
ухудшение общего состояния здоровья из-за повышенных нагрузок для таких детей;
ограниченный объем учебной информации.
Сетевое взаимодействие образовательных организаций – это совместная деятельность школ, учреждений дополнительного образования, обеспечивающая возможность обучающимся осваивать образовательные программы с использованием ресурсов нескольких (двух и более) образовательных учреждений.[1]Сетевое взаимодействие строится на следующих принципах:
Принцип добровольности, что предполагает свободу выбора сетевой формы отношений между участниками как институционально-организационной альтернативы;
Принцип целостности, что означает достижение согласованности действий по решению поставленных общих задач между всеми участниками процесса, а также потенциальное усложнение форм взаимодействия;
Принцип открытости. Любое локальное сетевое взаимодействие будет потенциально жизнеспособным, если оно будет строиться не по законам «междусобойчика», а будет открыто к саморазвитию, к саморасширению, к сетевому взаимодействию с новыми партнёрами, что должно обеспечиваться особыми формами организации этого сетевого взаимодействия.
Принцип языковой адекватности. Язык сетевого взаимодействия должен быть языком понимания, а не деструкции.
Принцип теоретической и информационной корректности.
Принцип образовательной ответственности. [2]
На сегодняшний день, МБОУ СОШ №3 г. Льгова оснащена современной компьютерной техникой, имеет выход в Интернет, электронный адрес: lgov378@mail.ru, и свой сайт: www.lgov-sosh3.ru, на котором персонал школы может поделиться своим опытом работы.
Успешность образовательного процесса сегодня невозможна без тесного сотрудничества основных его участников, так как реализуется множество различных проектов.
Наша школа включена в сетевое взаимодействие с КИРО, дистанционными олимпиадами «Новый урок», «Кенгуру», «Муравейник», издательствами «Вентана – Граф», «Дрофа», Просвещение», «Легион».
Школа осуществляет различные направления по сетевому взаимодействию с другими организациями:
дистанционное обучение детей по программам подготовки к экзаменам, профессиональной ориентации, «Одаренные дети» в форме учебных занятий, мастер-классов.
Дистанционные семинары для учителей школы с кафедрами КИРО.
Вебинары издательств.
Цель проекта – предоставление детям-инвалидам возможности получения образования по индивидуальной программе на расстоянии в полном объеме для построения ими в будущем успешной карьеры и самореализации как личности.
Для реализации данной цели обозначены следующие задачи:
Организация сетевого взаимодействия школ и учреждений дополнительного образования.
Взаимодействие осуществляется на принципе добровольного участия детей-инвалидов и на основании заявления родителей (законных представителей).
Обеспечивается конфиденциальность и безопасность данных всех участников взаимодействия.
Определяется круг ответственных лиц, отвечающих за бесперебойную работу системы взаимодействия.
Актуальность сетевого взаимодействия в сфере образования сегодня заключается в том, что оно предоставляет технологии, позволяющие динамично развиваться образовательным организациям. При сетевом взаимодействии происходит не просто сотрудничество, обмен различными материалами и инновационными разработками, а идет процесс работы образовательных учреждений над совместными проектами, разработка и реализация совместных программ, каждый участник предлагает свои ресурсы, идеи, не дублируя других, а дополняя, обучая друг друга.
Нами определены следующие этапы совместной деятельности разных учреждений:
Оснащение образовательных учреждений компьютерной техникой с постоянным доступом к выходу в интернет.
Создание электронного адреса и образовательного сайта школы.
Создание условий для проведения открытых уроков с трансляцией через интернет.
Обучение педагогов умению работы с информационно-коммуникационными технологиями, пропаганда идеи сетевого взаимодействия с коллегами; приобретение знаний учителями и учениками о программах, позволяющих осуществлять обучение на дистанции.
Заключение договоров между участниками сети образовательных организаций.
Разработка индивидуального учебного плана для каждого ученика, соответствующего учебному плану школы, при этом учитывающиего индивидуальные психофизические особенности детей с ограниченными возможностями.
Оснащение школы специальным оборудованием для детей-инвалидов с учетом их психофизиологических особенностей.
Распределение педагогической нагрузки при сетевых формах реализации образовательных программ.
Организация обмена информацией с другими общеобразовательными учреждениями, учреждениями дополнительно образования, высшими учебными заведениями.
Распределение ответственности при применении сетевых форм реализации образовательных программ.
Установление источников финансирования сетевого взаимодействия образовательных организаций.
В нашем учреждении разработаны методические рекомендации по сетевому взаимодействию образовательных организаций:
Первым шагом к осуществлению сетевого взаимодействия будет создание локальной сети между компьютерами, установленными в классах школы, если этого на данный момент нет. Благодаря этому, учителя без труда смогут обменяться информацией между собой через локальную сеть. Постепенно, вся школьная отчетность переходит с бумажных на электронные носители.
Локальная сеть в школе, создаваемая в компьютерном классе, объединяет в себе в среднем 12-15 компьютеров. Сеть объединяющая персональные компьютеры преподавательского состава школ, как правило, насчитывает порядка 10-20 рабочих места.[3]
Следующим шагом будет создание образовательного сайта школы на котором необходимо выкладывать актуальную информацию и производить своевременное редактирование и обновление.
Для обеспечения сетевого взаимодействия образовательных организаций данной категорией детей необходимо заявление родителей. После чего издается соответствующий приказ, в котором утверждается недельная нагрузка ученика предметами, внеурочной деятельностью, дистанционными кружками и секциями, а также сообщается о возможных телеконференциях на различные тематики.
Организация сетевого взаимодействия обучения детей-инвалидов предполагает выбор детьми с ОВЗ и их родителями (законными представителями) индивидуальной образовательной траектории с уточнением индивидуального учебного плана, реализуемого за счет часов, предусмотренных в учебных планах образовательных учреждений, в которых дети-инвалиды обучаются.
На основании заключения лечащего врача и по желанию родителей (законных представителей), в целях социальной адаптации, обучающиеся с ОВЗ могут посещать отдельные уроки, участвовать во внеурочных классных и общешкольных мероприятиях. В связи с этим образовательные учреждения должны быть обеспечены специальным оборудованием. Например, для детей, имеющих нарушения опорно-двигательной системы, необходимы специальные кресла с подлокотниками, специальные столы, корректоры осанки (реклинаторы); следует предусмотреть наличие пандуса.Для детей, имеющих нарушения зрения, необходимы специальные оптические средства (очки, лупы, линзы и др.); тактильные панели (наборы материалов разной текстуры), которые можно осязать и совершать ими различные манипуляции; в основе гигиенических мероприятий по охране зрения детей лежит рациональное освещение помещения и рабочего места.Для детей, имеющих нарушения слуха, необходимы слуховые аппараты и другие технические устройства.
Для обеспечения процесса сетевого взаимодействия с детьми-инвалидами используются следующие средства дистанционного обучения: электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия, тренинговые компьютерные программы, компьютерные лабораторные практикумы, контрольно-тестирующие комплекты, учебные видеофильмы, аудиозаписи, иные материалы (далее - учебно-методический комплекс), предназначенные для передачи по телекоммуникационным и иным каналам связи посредством комплектов компьютерной техники, цифрового учебного оборудования, оргтехники и программного обеспечения, адаптированными с учетом специфики нарушений развития детей-инвалидов (далее - аппаратно-программный комплекс).
Финансирование образовательных организаций, с которыми ведет сетевое взаимодействие лицо с ограниченными возможностями здоровья, осуществляется учредителем, а также за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации в размере, установленном государственным именным образовательным обязательством.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, в которую обучающийся был принят на обучение по образовательной программе, несет ответственность в полном объеме за организацию образовательного процесса и контроль за его реализацией. Другие организации, участвующие в сетевом взаимодействии, несут ответственность за реализацию отдельной части образовательной программы (дисциплина, модуль, учебная и производственная практика и т.п.) и Проект соблюдение сроков, предусмотренных годовым календарным учебным графиком. [5]
Ожидаемые результаты:
Формирование информационно-коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентность) учителей;
в школе владеют навыками работы на компьютере на уровне пользователей около 90 % учителей;
применение многими учителями в своей деятельности современных компьютерных и интернет-технологий; 
способность педагога решать профессиональные задачи с использованием современных средств и методов  информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые используют для подготовки и демонстрации презентаций по изучаемым темам, разработки интернет-проектов.
Высокая мотивация обучающихся к самообразованию.
Непрерывный обмен информацией;
Повышение качества учебного процесса.
Таким образом, создание экспериментальных площадок сетевого взаимодействия – это важный результат политики модернизации системы образования. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения, стратегия построения информационного общества в России формируют запрос не только на обновление информационно-образовательной среды образовательных  организаций, но и на эффективное использование их  ресурсов. А это невозможно без  организации  сетевого взаимодействия в сфере образования. Такой характер взаимодействий более эффективен для качественного изменения систем ресурсного обеспечения, управления; обновления содержания образования и открытия новых возможностей для организации обучения и сетевого общения педагогов, учащихся и родителей.[4]
Считаем, что формирование сетевого взаимодействия образовательных организаций позволит школам    успешно  сформировать информационно – электронную среду на муниципальном уровне.
Литература:
http://www.school-net.ru/http://rae.ru/http://h-re.ru/ Локальная сеть в учебных заведениях, школе.
http://www.openclass.ru/Положение об организации образовательного процесса при сетевых формах реализации образовательных программ/Локальный акт