Методическая разработкаТехнологический процесс интеграции образовательных областей в режимных моментах

Технологический процесс интеграции образовательных областей в режимных моментах


Содержание

1.Организация и содержание режимных моментов.
1.1.Организация и содержание утреннего приема..
1.2.Организация и содержание режимных моментов по формированию культурно-гигиенических навыков..
1.3 Организация прогулок
2.Организация деятельности детей в режимных моментах ..
Приложения



Организация и содержание режимных моментов

Реализация личностно – ориентированного, деятельностного, компетентностного подходов в педагогическом процессе предъявляет требования к специалистам ДОУ. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения создает необходимые условия для такого взаимодействия. Одним из наиболее важных профессиональных умений является организация и планирование режимных моментов. Воспитатель должен последовательно, с учетом возрастных особенностей детей формировать культурно - гигиенические навыки, проводить закаливающие процедуры, организовывать самостоятельную деятельность детей, выбирать оптимальные формы и методы работы, стиль общения. Использование современных технологий в работе значительно повышает её качество, однако именно обоснование этапов работы, методических приемов представляет трудность, т. к. необходимо ориентироваться на личность ребенка, учитывать его интересы, возможности.
Режим - это научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение во времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. Правильно составленный режим дня имеет большое гигиеническое и педагогическое значение.
Ежедневно повторяясь, он приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельностей (игровой, учебной, трудовой), тем самым предохраняет нервную систему детей от переутомления (см. табл.1).
В результате ритмического повторения всех составляющих элементов режима (утреннего приёма, питание и т. д.) у детей образуются прочные динамические стереотипы жизнедеятельности, облегчающие переход одного её вида к другому.
Педагогическое значение режимных моментов заключается в том, что они имеют большие возможности для решения задач различных образовательных областей, их интеграции в целостном образовательном процессе.

Таблица 1. - Периодичность образовательной деятельности в режиме дня

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов


Базовый вид деятельности
Периодичность
Интеграция образовательных областей

Утренняя гимнастика
Ежедневно
«Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие». Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Комплекс закаливающих процедур
Ежедневно
«Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Гигиенические процедуры
Ежедневно
«Физическое развитие»

Ситуативные беседы при
проведении режимных моментов
Ежедневно
«Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие». «Социально-коммуникативное развитие»

Дежурства
Ежедневно
«Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие». «Социально-коммуникативное развитие»

Прогулки
Ежедневно
«Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие». «Социально-коммуникативное развитие»

В данной работе мы не затрагиваем гигиенические основы организации режимных моментов, а останавливаемся на содержательном их наполнении образовательной информацией.

1.1. Организация и содержание утреннего приема

Утренний прием – режимный момент длительностью с 7 до 8–8 ч. 30 мин (в зависимости от возраста). При наличии участка в хорошую погоду прием детей в любое время года лучше проводить на свежем воздухе.
Во время утреннего приема проводится профилактический осмотр детей медицинской сестрой или врачом. Закончив прием детей, педагог приглашает детей на утреннюю гимнастику, которая проводится на участке или в хорошо проветренном помещении (в зависимости от времени года).
Организация утреннего приема:
- общение воспитателя с детьми: индивидуальные беседы, игры для общения и создания настроения у детей (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»);
- наблюдения на участке и в помещении (со всей группой и индивидуально): за трудом взрослых, за природными явлениями и др. (интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие);
- индивидуальная работа (по развитию речи – специальные игры и упражнения с детьми, которые нуждаются в исправлении недостатков речи; поручения, требующие общения малоактивных и замкнутых детей со взрослыми и сверстниками; по физическому воспитанию – с детьми, отстающими в каких-либо движениях) (интеграция образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое воспитание»);
- организация самостоятельной деятельности детей: игровой деятельности (дидактические игры, подвижные игры), труда в уголке природы (в младшей группе – трудовые поручения; в старшей группе – дежурство в уголке природы), изобразительной деятельности образовательные области «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»);
- формирование культурно-гигиенических навыков: контроль внешнего вида, аккуратности прически (интеграция образовательных областей «Физическое развитие», «Познавательное развитие»).
- формирование культуры поведения: приветствие, вежливые взаимоотношения со взрослыми, сверстниками (образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие»).
Традиционно утренний прием рассматривался как время предварительной работы к предстоящей непосредственно образовательной деятельности. В современном образовательном процессе – это время создания мотивации для проживания какой-либо темы, создания проблемных образовательных ситуаций, режимный момент, выполняющий самостоятельные образовательные задачи в области «Социально-коммуникативное развитие» (воспитание культуры поведения, деятельности, взаимодействие с родителями) и т.д.
Утренний прием организуется в соответствующей предметно-развивающей среде. Еще Л.С. Выготский отмечал, что ребенок, как человек, начинает свое развитие в процессе формирования отношений с материальной действительностью. Раньше, чем «встать» к предметам этой действительности в какое бы то не было теоретически «духовное» отношение, он должен питаться, дышать и отправлять другие жизненные функции, т.е. он должен действовать как весьма практическое и материальное существо. Ребенок выступает прежде всего, как субъект материального процесса жизни. В процессе своего развития он встречается с уже готовыми, исторически сложившимися условиями, которые и определяют его бытие, как общественного существа.
Акцент на предметно-развивающую среду сделан неслучайно, именно она, является интегратором, системообразующим фактором организации самостоятельной деятельности детей в часы утреннего приема.
Организация предметно-развивающей среды в соответствии с принципом интеграции требует более сложных действий ребенка. Ребенок учится «вычерпывать» информацию не только связанную с функциональным предназначением предмета, но и с его включенностью в сферу социальных и личностных отношений, устанавливать взаимоотношения по поводу деятельности с конкретными материалами и предметами: умение их распределить, поделиться, осуществить замещение.
Предметно-развивающая среда как целостность используется участниками образовательного процесса для освоения и трансляции содержания образования и развития интегративных качеств личности ребенка в ходе межсубъектного взаимодействия и преобразования собственной деятельности.
Взаимодействие между людьми создает особую эмоциональную ауру, ту особую среду, в которую «втягиваются» предметы, в ней одухотворяются явления природы. Её эмоциогенность проявляется в возможности порождения не только чувства комфорта и удовлетворенности, но и эмоционально ценностных отношений к жизни и к самому себе, приобретения жизненных смыслов. В. Я. Ясвин показывает возможности среды как средства удовлетворения наиболее важных физиологических, психологических, социальных потребностей ребенка и трансформации их в жизненные ценности личности.
Непременным условием построения развивающей среды в раннем и дошкольном возрасте являются реализация идей развивающего обучения, опора на личностно- ориентированную модель взаимодействия между воспитателем и ребёнком, интегративный характер педагогических требований к ее построению: комфортность и безопасность обстановки; обеспечение богатства сенсорных впечатлений; соответствие развивающей среды образовательной программе, по которой работает детский сад; учёт всех направлений развития ребёнка; обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности; обеспечение возможности для исследования и научения; поисковой деятельности экспериментирования; создание условий для изменения дизайна окружающей среды.

1.2. Организация и содержание режимных моментов по формированию культурно-гигиенических навыков

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Навык – автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате многократного повторения. Навык не сразу становится автоматизированным, а складывается в результате многократных повторений.
Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.
Выделяют три основные категории: гигиенические навыки (приём пищи, умывание и мытьё рук, пользование горшком и т.п.); навыки культуры поведения (формирование положительного отношения к окружающим взрослым и детям); навыки элементарного самообслуживания (посильная самостоятельность).
Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях. Особое внимание в дошкольных учреждениях уделяется формированию нового навыка, привычки, когда у детей появляются новые обязанности, новые вещи, новый вид деятельности, которыми дети должны овладеть. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались ( см. табл.2).
Таблица 2. - Требования к сформированности культурно-гигиенических навыков у детей разных возрастных групп

Режимный процесс
Возраст детей

2-3 года
3-4 года
4-5 лет
5-6 лет
6-7 лет

Умывание
- самостоятельно или с небольшой помощью взрослого моют руки, насухо вытирают полотенцем;
- пользуются индивидуальными предметами (полотенцем)

- самостоятельно и аккуратно моют руки, лицо;
- правильно пользуются мылом;
- насухо вытираются после умывания, вешают полотенце;
- моют руки по мере загрязнения, перед едой, после пользования туалетом

Сформирована привычка быстро и
правильно умываться, пользоваться только индивидуальным полотенцем

Прием пищи
опрятно едят, тщательно пережевывают пищу;
- держат ложку в правой руке;
пользуются салфеткой;
- не выходят из-за стола, не окончив еды;
- не мешают другим детям за столом
правильно пользуются ложкой, вилкой, салфеткой;
- не крошат хлеб, не проливают пищу;
пережевывают с закрытым ртом

совершенствуются навыки аккуратной еды: пищу брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно;
- правильно пользуются ложкой, вилкой, ножом;
- полощут рот после еды

- правильно пользуются вилкой, ложкой, ножом;
- едят аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом;
- выходя из-за стола, тихо задвигают стул, благодарят взрослых

Закрепляются
навыки культурного поведения
за столом: сидеть
прямо, не класть
локти на стол,
бесшумно пить и
пережевывать
пищу, правильно
пользоваться ножом, вилкой,
салфеткой

Одевание
и раздевание
- одеваются и раздеваются по порядку;
- при небольшой помощи взрослого снимают одежду, обувь (расстегивают пуговицы спереди, развязывают шнурки ботинок), в определенном порядке, аккуратно складывают снятую одежду;
- правильно надевают одежду и обувь (застегивают большие пуговицы спереди);
- в процессе одевания и раздевания не мешают другим детям;
- замечают неопрятность в одежде, с помощью взрослого приводят себя в порядок

совершенствуют умение самостоятельно одеваться и раздеваться;
- аккуратно складывают и вешают одежду, с помощью взрослого приводят ее в порядок - чистят, просушивают;
- развивается стремление быть всегда аккуратным, опрятным, следить за своим внешним видом

- закрепляется умение самостоятельно одеваться и раздеваться, правильно и аккуратно складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, ухаживать за ней, мыть, протирать, чистить;
- замечают и самостоятельно устраняют непорядок в своем внешнем виде, вежливо говорят товарищу о неполадках в его костюме, обуви, помогают устранить их, бережно относятся к одежде

- быстро одеваются и раздеваются, вешают одежду в определенном порядке и месте;
- следят за чистотой одежды, обуви;
- формируется потребность следить за своим внешним видом





Прием пищи – это режимный момент, организуемый 4 раза в день, удовлетворяющий естественные потребности в пище. Он включает:
- подготовку к приему пищи;
- непосредственно прием пищи.
Подготовка детей к приему пищи включает умывание, сервировку стола дежурными (со второй половины 2-й младшей группы).
Умывание – режимный момент, организуемый в течение дня по мере необходимости (после прогулки, туалета, перед приемом пищи).
Методические приемы: игровые приемы («Кто как купается», «Купание куклы»), показ, художественное слово; в старшем возрасте проводятся игры-соревнования: «Самые чистые руки», «Самый аккуратный ребенок», рассказ воспитателя о чистоте, самоконтроль, педагогическая оценка, потешки («Ой, ладушки-ладушки, испечем оладушки», «Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку», «Уж я Танюшке пирог испеку»), чтение сказки; индивидуальные беседы; игры; рассматривание картин из серии «Воспитание культуры поведения»; обыгрывание проблемных ситуаций; обсуждение пословиц, игровые приемы: внесение сюжетных игрушек, игровые обучающие ситуации («Чай для кукол», «Кормление кукол», «Мишка в гостях у детей», «У куклы день рождения») и др.(см. табл.3)

Таблица 3. - Технологическая карта организации умывания

Режимный момент
Интеграция образовательных областей
Образовательная деятельность

Умывание
«Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие». «Социально-коммуникативное развитие
Создание мотивации: Приход в гости литературного героя, игрушки (У куклы грязные ручки. Можно такими руками здороваться (кушать?)). Почему?
Цель: Что нужно сделать? - Вымыть ручки.
Освоение культурно-гигиенических навыков: Беседы с детьми «Как нужно мыть руки», повторение правил умывания, рассматривание моделей последовательности мытья рук, показ, поощрение, контроль, дидактическое упражнение («Каждому свой домик»), чтение (М.Яснов «Я мою руки», «Водичка, водичка»)
Результат: самоконтроль, контроль дежурными, чистые полотенца
Предметно-развивающая среда: умывальные принадлежности, иллюстрации, фотографии детей, модели последовательности процесса умывания


Сервировка стола дежурными – режимный момент, сопровождающий прием пищи. Дежурство по столовой – форма организации труда детей (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»), вид обязанностей, вводимый со второй половины 2 младшей группы.
Методические приемы: наблюдение за трудом помощника воспитателя, рассматривание иллюстраций, моделей сервировки стола, игровые, показ, художественное слово; изготовление технологических карт сервировки и т. д.( см. табл.4,5)

Таблица 4. Технологическая карта сервировки стола дежурными

Режимный момент
Интеграция образовательных областей
Образовательная деятельность

Сервировка стола
«Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие». «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Создание мотивации: Привлечение детей к помощи няне, образовательная ситуация «Накроем стол для наших друзей», «Научим малышей накрывать на стол»
Цель: Что нужно сделать? – Помочь няне. Накрыть на стол.
Освоение культурно-гигиенических навыков: рассматривание посуды разных видов, дидактическое упражнение «Для какого блюда прибор?», повторение правил сервировки, последовательности накрывания на стол, показ, поощрение, художественное слово
Результат: Контроль соответствия сервировки модели сервировки, контроль няни. Проверьте, так ли сервирован стол в игровом уголке?
Предметно-развивающая среда: технологические карты сервировки, пользования столовыми принадлежностями, технологические карты процесса приготовления блюд


Таблица 5. - Технологическая карта организации приема пищи

Режимный момент
Интеграция образовательных областей
Образовательная деятельность

Прием пищи
«Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие». «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Создание мотивации: Рассматривание картины И.Забилы «За столом», беседа «Что приготовили повара», дидактическая игра «Из чего приготовлено блюдо»
Цель: Что помогает восстановить энергию? Что нужно сделать, чтобы быстрее подрасти?- Покушать.
Освоение культурно-гигиенических навыков: пожелание «приятного аппетита», повторение правил культуры поведения за столом, показ, поощрение, художественное слово
Результат: Что чувствуете после еды? Какое блюдо самое вкусное? Что мы скажем нашим поварам?
Предметно-развивающая среда: технологические карты сервировки, пользования столовыми принадлежностями, технологические карты процесса приготовления блюд


Правила организации приема пищи:

·
·необходимо создавать такую обстановку, чтобы ребенку хотелось есть без принуждения (сервировка столов, посадка детей за столами так, чтобы дети видели друг друга);

·
·не следует допускать громких разговоров сотрудников, звучания музыки;

·
·не следует торопить детей, осуждать за неосторожность (детей, которые едят медленно, можно сажать за стол раньше других или рядом с теми, кто ест быстро и съедает все);

·
·в младшем возрасте воспитатель напоминает правила пользования ложкой, вилкой, салфеткой, используя игровые приемы, художественное слово (потешки, пестушки);

·
·в старшем возрасте воспитатель дает указания, использует контроль и самоконтроль, художественное слово (стихи, пословицы, поговорки), организует конкурс на самую чистую тарелку, самый аккуратный стол;

·
·в виде поощрения можно назначать чаще дежурить по столовой тех, кто ест быстро, аккуратно;

·
·учет индивидуальных особенностей, привычек, вкусов детей (некоторым детям нужно индивидуализировать порции: положить немного меньше нелюбимого гарнира, но добиваться, чтобы ребенок съедал все, незаметно для ребенка доводить порцию до нормальной).
Формирование навыков культурной еды включает в себя: формирование навыков культуры поведения за столом (прямо сидеть, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, пользоваться салфеткой, благодарить за еду, полоскать рот после еды); формирование умения правильно использовать столовые приборы.
При   организации   и   проведении   режимных   моментов   важно соблюдать определенные правила:
1.   Предложения ребенку идти спать, есть и др. должны совпадать с его потребностью. Это возможно, если точно выполняется режим, осуществляются наблюдения за поведением ребенка с целью определения его состояния.
2.  Необходимо  создавать   условия,   исключающие   неприятные ощущения ребенка. Условные связи у маленьких детей образуются легко и быстро. И если однажды ребенок был чем-то огорчен, то он в   дальнейшем  будет   к  этому  относиться   негативно    (например, плотно сжимать губы при виде ложки, хотя и хочет есть, кричать во время умывания или купания).
3. При введении новой пищи, новой процедуры  (например, обливания)   приучать  ребенка  к  ним   следует  постепенно,   создавая установку на действие.
4.  Организуя  проведение  процедуры  после   игры   или   какой-либо деятельности детей, готовить детей к этому надо постепенно, используя слово, соответствующую обстановку.
5.   Начинать   проведение   режимного   процесса   следует   тогда, когда нервная система ребенка находится в спокойном состоянии. Ничего нельзя делать в момент плача, возбуждения ребенка.
6.  Осуществлять  индивидуальные  подходы  к  детям,   учитывая особенности поведения и уровень развития каждого ребенка. Нельзя обращаться ко всем детям сразу с предложением есть, показывать им, как надо держать ложку и пр.
7.   С первых месяцев жизни малыша все свои действия, а затем и   ребенка   взрослый   сопровождает   соответствующими   словами. Это настраивает малыша на предстоящее действие, вызывает к нему интерес.
8.   Во время каждого режимного процесса необходимо привлекать детей к активному участию в посильном для них деле. Это создает у них  положительное  эмоциональное  отношение к процессу, способствует формированию навыков самообслуживания.
9.   Не следует допускать, чтобы ребенок долго ждал каких-либо действий.   Все   процессы   в   дошкольном   учреждении   проводятся так, чтобы ребенку не надо было ждать  (например, когда другие дети будут готовы идти гулять и т. д.).
10.   Необходимо соблюдать постоянство требований к ребенку, методику проведения режимных процессов и единство методических приемов со стороны всех взрослых, причастных к воспитанию.
11.  Осуществлять  принцип   постепенности   при   проведении   режимных процессов в дошкольном учреждении. Так, воспитательные воздействия взрослых при проведении режимных процессов направляются на поддержание положительного эмоционального состояния детей, создание установки на предстоящее действие, привлечение к нему внимания, оказание помощи ребенку при выполнении им поручений, овладении необходимыми навыками.
Подготовка детей ко сну включает: организацию туалета, раздевание (см. табл.6).

Таблица 6. - Технологическая карта процесса подготовки ко сну

Режимный момент
Интеграция образовательных областей
Образовательная деятельность

Подготовка ко сну
«Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие». «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Создание мотивации: Дидактическая игра «Уложим Машу спать», «Мы устали», проблемные ситуации «Как можно отдохнуть», «Как отдыхают животные»
Цель: Какие способы используют люди, чтобы отдохнуть?
Освоение культурно-гигиенических навыков: чтение потешки «Баю-баю», стихотворение В.Берестов «Спать пора»
Результат: Как чувствуете себя после сна? Почему говорят, что сон охраняет наше здоровье?
Предметно-развивающая среда: иллюстрации из художественной литературы («Человек рассеянный», модели последовательности процесса одевания после сна, игра «Что сначала, что потом»)

* В технологических картах мы не ставим задачу представить исчерпывающий набор методических приемов, наша задача акцентировать внимание педагогов на компонентах технологии осуществления процесса с точки зрения интеграции образовательных областей
Методика организации сна в разных возрастных группах:

·
·перед сном не рекомендуется умственная или физическая работа, способная вызвать чрезмерное возбуждение;

·
·спальню перед сном проветривают со снижением температуры на 3-5 градусов;

·
·недопустимы формы общения, которые вызывают отрицательные эмоции и создают повышенный очаг возбуждения в коре больших полушарий;

·
·недопустимы неправильные приемы усыпления (напевание, рассказывание сказок способствуют возникновению сонного торможения, но при этом в коре остается очаг устойчивого возбуждения, посредством которого ребенок сохраняет контакт с внешним миром: наличие этого «сторожевого» пункта ведет к тому, что прекращение усыпляющих раздражений вызывает пробуждение ребенка); единственным полезным средством усыпления является свежий воздух;

·
·постепенное укладывание и подъем группы (детей с ослабленным здоровьем укладывают первыми на сон; одновременный подъем всей группы вреден, так как при этом у части детей искусственно нарушается сон – все дети должны спокойно пробуждаться сами в течение 30 мин.
Организация прогулок
Одним из важных режимных моментов в интегрированном образовательном процессе является прогулка. В течение года прогулки проводятся ежедневно. Общая продолжительность прогулки составляет 4-4,5 часа.
Прогулка – это режимный процесс, обеспечивающий активное и эмоционально-положительное состояние детей: прогулка на участке ДОУ; прогулки за пределы участка – пешеходные (на расстояние 2 км) и лыжные (до 1,5-2 км в один конец). Прогулка проводится в любую погоду, в дождь – на веранде. Только сильный дождь, ветер и мороз являются основанием для того, чтобы дети оставались в помещении. Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.
Задачи прогулки:
- оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях;
- способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста;
- оптимизировать двигательную активность детей;
-способствовать познавательно-речевому, художественно-эстетическому, социально-личностному развитию детей.
Время прогулки в режиме дня:
дневная прогулка проводится после занятий; длительность прогулки зависит от возраста детей: от 2 часов во 2-й младшей группе до 1,5 часов в подготовительной группе;
вечерняя прогулка проводится после игр и самостоятельной деятельности детей во вторую половину дня; длительность – 1 час 20 мин – 1 час 30 мин.35 Подготовка детей к прогулке: организуется туалет; одевание; выход на прогулку следует организовывать подгруппами. Для закрепления последовательности одевания используют приемы: «Волшебные часы» (последовательность одевания в рисунках); «Поможем Мишке одеться», «Раз, два, три, четыре, пять собираемся гулять», «Потерялись башмачки», потешки «Завяжи потуже шарф») и др.
Традиционное понимание прогулки сложилось в связи с четкой дифференциацией образовательного процесса в дошкольном учреждении - на пространство прямого обучения и отдыха. Многие занятия носили статический характер, что приводило к необходимости чередования умственной и физической нагрузки на детей. Не умаляя оздоровительного эффекта прогулки, хотелось бы подчеркнуть, что в связи с выходом Федеральных государственных стандартов дошкольного образования, изменением содержания и форм работы с детьми в помещении детского сада, должно измениться и назначение прогулки. Она должна стать частью интегрированного образовательного процесса, поддерживать интерес ребенка к теме, обеспечивать создание единого образовательного пространства. В современной педагогической практике прогулка состоит из следующих структурных элементов:
- наблюдение;
-двигательная активность: подвижные, спортивные игры, спортивные упражнения;
-индивидуальная работа с детьми по различным направлениям развития;
- труд;
- самостоятельная (игровая, продуктивная, исследовательская) деятельность детей.
Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущей деятельности. Если дети осуществляли образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то вначале прогулки проводятся подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут.
Процесс наблюдения может быть как за социальными объектами, так и за погодными явлениями. При планировании наблюдений воспитатель продумывает: оборудование и материалы, используемые по ходу наблюдения; размещение детей; приемы привлечения внимания детей к наблюдению (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация); приемы активизации умственной деятельности (поисковые вопросы, действия, сравнение, использование детского опыта).
В двигательную деятельность детей на прогулке следует включать:
- подвижные игры и физические упражнения на утренней прогулке: в младшей группе – 6-10 мин, в средней группе – 10-15 мин, в старшей и подготовительной группах – 20-25 мин. На вечерней прогулке: в младшей и в средней группах – 10-15 мин, в старшей и подготовительной группах – 12-15 мин. Подвижные игры можно дополнять или заменять, спортивными упражнениями или в старшем дошкольном возрасте спортивными играми, играми с элементами соревнований. К спортивным упражнениям относятся: катание на санках, на лыжах, катание на велосипедах, самокатах. К спортивным играм относятся: городки, баскетбол, пионербол, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей.
Индивидуальная работа с детьми по различным направлениям развития может включать словесные дидактические игры, беседы с детьми, рассматривание альбомов, индивидуальная работа по развитию движений.
Труд является ежедневным видом деятельности и предусматривает уборку участка от листьев, снега. уход за цветником, огородом, помощь малышам, изготовление атрибутов.
Самостоятельная (игровая, продуктивная, исследовательская) деятельность детей может быть представлена: разными видами игр – сюжетно-ролевыми, театрализованными, играми-забавами, народными, дидактическими; изготовлением атрибутов, рисованием на асфальте, песке, снегу, доске; экспериментами и опытами с природными объектами и явлениями.
Рассмотрим содержание деятельности детей на прогулке по образовательным областям (см. таблицу 7.)
Таблица-7. Формы совместной деятельности с детьми на прогулке

Образовательная область
Формы работы с детьми

Познавательное развитие
1.Наблюдение за явлениями живой и неживой природы
2.Экспериментирование с объектами неживой природой (изучение свойств песка, снега, воды и т.д.)
3.Дидактические игры с природным материалом
4.Создание коллекций (гербарий, камней, лечебных трав и т.д)

Социально-коммуникативное развитие
Наблюдение за явлениями общественной жизни
2.Целевые прогулки к общественным местам ( к школе, магазину, перекрестку)
3.Сюжетно-ролевые игры

Физическое развитие
1.Подвижные игры с группой детей
2.Подвижные игры с подгруппами детей
3.Спортивные развлечения
4.Индивидуальная работа по развитию движений

Социально-коммуникативное развитие(безопасность)
1.Беседа (информационное сопровождение всех видов деятельности) о правилах соблюдения техники безопасности
2.Акции «Зеленый огонек»

Социально-коммуникативное развитие
1.Свободное общение детей
2.Беседа (информационное сопровождение) о правилах коллективной деятельности, соблюдении этикета)

Художественно-эстетическое развитие (музыка)
1.Театрально-игровая деятельность на прогулке в летнем театре
2.Музыкальное сопровождение наблюдений в природе, подвижных игр, спортивных соревнований
3.Хороводные игры

Социально-коммуникативное развитие (труд)
1.Ежедневный труд на участке по наведению порядка
2.Труд на огороде, в теплице
3.Субботники
4.«Мастерская» на улице в летний период
5.Изготовление атрибутов для игр

Художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность)
1.Рисование мелом на асфальте, палочками на снегу
2.Украшение участков к празднику, летней оздоровительной компании
3.Создание построек в «песочном дворике»

Художественно-эстетическое развитие (чтение художественной литературы)
1.Чтение художественных произведений (литературное сопровождение наблюдений, сезонных явлений, тематики прогулок)

Несомненно, что представленные формы работы с детьми не являются принадлежностью той или иной образовательной области, в них аккумулируются различные образовательные задачи и виды деятельности.
В соответствии с имеющимися методическими рекомендациями, деятельность детей на прогулке осуществляется по этапам. Основной принцип распределения видов деятельности – соблюдение чередования спокойных и требующих высокой физической активности видов деятельности (см. таблицу 9).
Таблица 8. – Технологическая карта ежедневной прогулки

Этапы прогулки, время
Образовательные области
Содержание совместной деятельности детей в рамках образовательной области

1 этап.
Подготовительный (30-40 минут)
Умеренная двигательная нагрузка
«Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие». «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
1.Наблюдение за явлениями природы (явлениями общественной жизни)
2.Дидактические игры с природным материалом
3.Индивилдуальная работа по развитию движений
4.Экспериментальная деятельность

2 этап
Основной (30-40 минут)
Высокая двигательная нагрузка
«Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие». «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
1.Труд на участке (цветнике, огороде)
2.Подвижная игра с группой
3.Подвижные игры с подгруппами
4.Спортивные развлечения

3 этап
Заключительный (30-40 минут)
Умеренная двигательная нагрузка
«Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие». «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
1.Сюжетно-ролевые игры
2.Беседы
3.Малоподвижные игры
4.Хороводные игры

Зная схему распределения различных форм работы с детьми на прогулке, педагогу при планировании деятельности необходимо соблюсти тематический подход к подбору содержания (см. таблицу 10). При этом необходимо оставить время на свободную самостоятельную деятельность детей по желанию. В зависимости от целей и задач прогулки воспитатель готовит необходимое методическое, дидактическое и материальное обеспечение (выносной материал) для различных видов детской деятельности, соответствующее санитарно-гигиеническим требованиям.
Таблица 9.– Технологическая карта тематической прогулки

Тема: «Космос»
Этапы прогулки, время
Образовательные области
Содержание совместной деятельности детей в рамках образовательной области

1 этап.
Подготовительный (30-40 минут)
Умеренная двигательная нагрузка
«Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие». «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
1.Наблюдение за небом (сравнение с ночным небом)
2.Дидактические игры с природным материалом «Создание коллекции космических минералов»
3.Индивилдуальная работа по развитию движений «Тренировка космонавтов»
4.Экспериментальная деятельность с солнечным зайчиком

2 этап
Основной (30-40 минут)
Высокая двигательная нагрузка
«Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие». «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
1.Труд на участке. Подготовка стартовой площадки.
2.Подвижная игра с группой
3.Подвижные игры с подгруппами
4.Спортивные развлечения «Таких берут в космонавты»

3 этап
Заключительный (30-40 минут)
Умеренная двигательная нагрузка
«Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие». «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
1.Сюжетно-ролевая игра «Полет в космос», «Космодром»
2.Беседа о космосе
3.Малоподвижная игра «Луна и звезды»


Создание условий

Методическое обеспечение:
1.Сценарии игры
2.План прогулки
3.Картотека книг, пособий по теме «Космос»
4.Конспекты бесед с детьми о космосе
5.Задания для родителей
Дидактическое обеспечение:
1.Схема сбора космического корабля
2.Схема космического путешествия
3.Правила поведения в космосе
4.Модели трудовой деятельности

Материальное обеспечение:
1.Космическая атрибутика: шлемы, костюмы, пульт управления полетом
2.Продукты в тюбиках
3.Спортивное оборудование
4.Оборудование для труда


В образовательном процессе детского сада планируются утренние и вечерние прогулки. Вечерние прогулки более спокойные по подбору форм работы с детьми. В их содержании планируются игры малой подвижности, при необходимости - наблюдения за вечерними явлениями (закат, изменения после дождя) и труд. В основном данные прогулки посвящены свободной самостоятельной деятельности детей по желанию.
В зависимости от погодных условий двигательная деятельность детей на воздухе может быть различной интенсивности, чтобы дети не переохлаждались или не перегревались. Всё это необходимо продумывать воспитателю перед выходом на прогулку, ориентируясь на конкретные метеоусловия.
При организации режимных моментов применение могут найти современные педагогические технологии, содержание которых может касаться как работы по формированию культурно-гигиенических навыков, так и в соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса.
Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
В основе лежит идея о направленности деятельности на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практической проблемой (продуктом проектирования являются макеты, плакаты, модели, театрализации, сценические представления и пр.).
Таблица 11. Алгоритм проектной деятельности педагога и детей (Л. Морозова)

Этапы проектной деятельности
Деятельность педагога

Деятельность детей

1. Постановка проблемы
Формулирует для себя проблему, подводит детей к необходимости задуматься над проблемной ситуацией
Учатся видеть проблему, формулировать важные вопросы

2. Определение цели деятельности
Ставит цель с опорой на интересы и потребности детей
Обозначают цель деятельности (становятся активными исследователями окружающего мира)

3. Конкретный замысел
Продумывает, представляет
то, что будет происходить и к какому результату это приведет
Участвуют в обсуждении: как организовать то или иное дело, выслушивают любые мнения, вплоть до нестандартных и неожиданных

4. Планирование
Определяет основные этапы работы с детьми в зависимости от дидактических, социальных,
предметно-материальных и индивидуально-личностных условий
Перечисляют любимые занятия, предлагают игры, участвуют в определении последовательности операций

5. Реализация проекта и постоянная
рефлексия