Рефлексивный отчёт по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения.


Рефлексивный отчёт по внедрению изменений в собственную практику преподавания и обучения.
Программа, будучи в своей основе конструктивисткой, устанавливает перед компетентным учителем очень чёткие обязательства быть восприимчивым к личности ученика. Существенным фактором компетентного преподавания является исследование и оценка учителем самостоятельного постижения смысла учеником. Ответственность осознаётся и принимается учеником отчасти из за среды, которую учитель создаёт на занятиях. Мой взгляд на преподавание и обучение начали изменяться ещё работая по программе данной школы, где я работаю учителем искусства первый год, но ещё больше я начала задумываться о своей деятельности посещая курсы 3-го базового уровня. В самом начале изучая «Руководство для учителя», мне были не понятны многие термины, говорить с новыми словосочетаниями и словами было трудно. В самом начале, во время аудиторского обучения и изучая «Руководство», я не понимала многие вопросы по теоритической части, не понимала и не запоминала термины. Мне было трудно говорит новыми словами. Я начала практиковаться на своих уроках и многие не понятные мне вопросы стали более доступными для моего обучения. Пересматривая своё преподавание и процесс ведения урока я пришла к выводу о необходимости использования на уроках искусства новых подходов в преподавании, то есть внедрение в практику семи модулей программы.
В руководстве указывается, что стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения учеников сегодня является учитель (стр.94). курсы базового уровня во многом помогли мне изменить своё отношение к обучению: как обучать.
Цель моей педагогической деятельности научить учащихся формировать художественное восприятие мира на основе их собственных творческих способностей. Сегодня учитель новой формации, это педагог внедряющий новые подходы и свои идеи в обучение. Передо мной встали вопросы, как эффективно провести урок, чтобы учащиеся активно работали и у них был интерес и уверенность? Какие мне найти подходы, как их внедрить в структуру урока?
Я начала апробацию семи модулей на практике, опираясь на рекомендации по методическому пособию «Задания для выполнения в период практики в школе». Изучила материалы о том, как происходит процесс обучения и что представляет собой качественное преподавание. Проанализировала свои знания и убеждения о процессах преподавания и обучения. Принимала активное участие в активном обучении, моделируя способы работы в классе, что предполагает: совместную работу, изучила новые подходы в преподавании в контексте семи модулей. , разработала план серии последовательных уроков, используя ключевые идеи программы, подлежащие внедрению в практику преподавания и обучения в классе. Во время исследования в практике мне становилось ясно, что не хватает мне для улучшения преподавания. Исследуя в практике предложенные модули, я постепенно пришла к выводу, что модули связаны между собой. К примеру, модуль «Обучение талантливых и одарённых детей», пересекается с модулем «Возрастные особенности учащихся», модуль «Критическое мышление» с модулем «Обучение талантливых и одарённых детей», практически все модули находятся в тесной взаимосвязи.
Изучив данные модули, меня убедило то, что применив этот контекст правильно и грамотно на своих уроках, я могу достичь многое: одним преимуществом использования будет качество знаний учащихся по предмету искусство, второе преимущество-это моя педагогическая деятельность, третьим преимуществом является то, что учителя «которые знают цели обучения и критерии успешности урока, знают, в какой степени они соответствуют этим критериям со своими учениками, и знают что делать далее для устранения пробела между имеющимися знаниями и осознанными учениками эталонами успешности: «куда двигаться дальше?», «как действовать?», «Что делать далее?» (Руководство для учителя стр.97), такой подход в преподавании формирует качественное и успешное решение.
Модуль «Оценивание для обучения и оценивание обучения». Слово «оценивание» происходит от латинского слова, «сидеть рядом», поскольку характерным признаком является то, что один человек тщательно наблюдает за тем, что говорит или делает другой, либо, в случае самооценивания, размышляет о своих собственных знаниях, понимании и поведении (Руководство, с.192). Совершенствование обучения через оценивание зависит от пяти ключевых факторов:
1.Обратная связь с учениками.
2.Участие учеников в собственном обучении.
3.Изменения преподавания с учётом результатов оценивания.
4.Признание влияния оценивания на мотивацию.
5.Понимание учениками, как улучшить своё обучение.
Данный комментарий разъясняет мне, что данный процесс поиска и интерпретации данных, используемый учениками и их учителем для определения на каком уровне обучения находиться учащийся, в каком направлении следует развиваться. Каким образом можно улучшить результат обучения. Возникли вопросы: что оценивать, как оценивать, каким образом оценивать? Прочитав теорию «Руководство для учителя», я безусловно пришла в выводу, что при определении критериев к заданию учащийся знает, как ему работать и в каком направлении выполнять данную работу.
При подведении итогов на уроках я использовала оба вида оценивания формативное и суммативное. Суммативное оценивание на уроках искусства –это проект учащихся «Город будущего», который они выполняли в течении серии последовательных уроков. Я анализировала свои уроки: интересно ли учащимся на моих уроках, как относятся они ко мне, хорошо ли я знаю своих учащихся, как они оценивают свою работу, нравиться ли им моё оценивание их работ. Мне нужно было найти ответы на свои вопросы. В процессе опроса я обнаружила, что около половины учащихся переживают, когда их работу оценивают отрицательно или когда им говоришь здесь у тебя не правильно проведена линия. На следующих этапах оценивания, я старалась создавать ситуации успеха. Для снятия тревожности во время оценивания, я использовала взаимооценивание в группах, оценивание цветом. Проводя оценивание я убедилась в том, что самое главное, нужно чтобы учащийся был сам вовлечён в процесс оценивания.
Консультировалась с коллегами, составила план стратегий для создания коллаборативной среды в классе, провела опрос. В течении первого аудиторского этапа, я запланировала серию последовательных уроков, я старалась внести в процесс обучения новые подходы. И большое внимание уделяла познавательной активности учащихся.
Серию последовательных уроков я запланировала в 9 «…» классе по разделу «Раздел 9.4: Город будущего: воплощение мечты». В группе 11 учащихся: неуспевающих учащихся нет. Очень активные, творческие, самомотивированные ребята. Мне было легко с ними работать начиная с первой четверти. В течении года они учувствовали на итоговых выставках четверти. Ребята одного возраста, но у них разный темп характера. Наблюдая за ними я заметила, что работая в группе они делятся идеями, принимают решения, обсуждают окончательные версии работ.
Модуль «Обучение критическому мышлению» , используя данный модуль я стремилась развить навыки критического мышления через диалог, ведь на каждом уроке они оценивали работы друг друга, отмечали сильные и слабые стороны дизайна моделей для города будущего. Давали рекомендации, как можно улучшить свою практику по моделированию, а также делали выводы при исследовании. Приёмы критического мышления, которые я использовала: «Диаграмма Венна», «Сетчатое обсуждение», «Синквейн к слову: город», «Концептуальная карта: здание». На уроках в основном мы использовали кумулятивную и исследовательскую беседу.
Модуль «Использование ИКТ в преподавании и обучении» мне нравиться он тем, что он даёт возможность вовлекать в процесс обучения всех учащихся: поиск в ресурсах, составление электронных презентаций и демонстрация заключительных выводов в виде слайда и визуальное восприятие картин, интеллект-карт. Каким образом изменения повлияло на мою преподавательскую деятельность на уроке и моё отношение к ученикам? Мною были созданы презентации к урокам. Использование ИКТ позволяет разнообразить формы работы и деятельность учащихся.
Модуль «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями» находиться в взаимосвязи с модулями «Обучение талантливых и одарённых учеников» и «Обучение критическому мышлению», «Новые подходы в преподавании и обучении». Чтобы внести в структуру урока модуль «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников» я изучила характерные особенности возраста учащихся 9 класса. Это юношеский период связан с формированием активной жизненной позицией, самоопределением, осознанием собственной значимости и самооценкой, умению анализировать, делать выводы, аргументировать. И как, говорилось ранее в отчёте, что модули взаимосвязаны, модуль «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников» прослеживается при обрабатывании правил в группе, распределение обязанностей при выполнения дифференцированных заданий. В «Руководстве для учителя «я прочитала комментарий: «Флейвелл и другие (1995) также утверждали, что способность к метасознанию изменяется в зависимости от возраста, и ученики старшего школьного возраста обучаются более успешно, поскольку ими уже усвоено большое количество метакогнитивной информации», (стр. 167). Термин «метасознание» был введён Флейвеллом как описание «самосознание личности и рссмотрение собственных когниативных процессов и стратегии (Flavell.1979)». данный комментарий даёт мне знать, что у людей есть способность к саморефлекии, метасознание относится к тому , что люди знают, понимают, мыслят и помнят. Учащиеся вспоминали и приводили примеры из курса географии, так как тема урока была интегрирована. Используя данный модуль, у учащихся развивалось глобальное мышление, через наблюдение и эксперимент с макетами.
Программа «Искусство» по которой я работаю предусматривает научить учащихся формировать художественное восприятие мира на основе их собственных творческих способностей. На уроке присутствует практика, эксперименты во время которых происходит учебный диалог- учащиеся обсуждают пути решения по дизайну, выбирают цвет или линии, работают по схеме. Я предположила, что применение модуля «Обучение через диалог» будет успешным, если осуществить содержание учебного обучения на развитие художественного виденья, на образное представление и пространственного мышления, тогда увеличивается диалоговый характер общения и результат работ в реальности.
На уроках искусства очень важна практическая часть урока. Проектная деятельность, которая была проделана в течении последовательных уроков на практике, является хорошей возможностью для сплочения группы. Это творческий и самоуправляемой процесс, все учащиеся были задействованы при проекте «Город будущего». Я убеждена в том, что модуль «Обучение через диалог» было полезным: они обменивались идеями, принимали решения по размеру макетов и дизайну зданий, расположению дорожной трассы. Я давала учащимся рекомендации по цвету, по дизайну. Предлагала свои идеи, учащиеся принимали свои решения. Был творческий диалог. Принимая всё это во внимание, я поняла важность применения модуля. Обучение через диалог на уроках искусства, так же как и обучение через визуальные наглядности-это организованный разговор, где я уточняла способности и знания учащихся по данной теме, используя вопросы, художественное слово, поощрение. Происходило оценивание. В сюжетном рисовании зданий для города будущего, когда я учащимся даю рекомендации, то в процессе обучения, помогаю учащийся представить содержание изображения. Вместе с учащимися продумывала технические приёмы и последовательность создания макета города будущего. Да, это из наиболее известных новых подходов в преподавании и обучении, который может объединить учащихся во время процесса обучения –это методика использования «Диалогического обучения». Почему я выбрала данный модуль? Что бы понимать окружающих вокруг, уметь работать в сотрудничестве, уметь достучаться до детских сердец необходимо изучить метод диалога.
Для учителей искусства это просто находка. Если в самом начале задать «тон урока», мотивировать учащихся в середине и в конце урока двигать класс в нужном направлении, то можно достичь реальных целей обучения. И что бы удержать это творчество в нужном направлении, надо стратегию применять грамотно, красиво, технично строить диалог с каждым учащимся.
Модуль «Обучение талантливых и одарённых учеников» - в программе утверждается идея обучения талантливых и одарённых учеников на основе инклюзивного подхода, предполагающее установление потребностей учеников, необходимость совершенствования учебных программ содействующий дифференцированному обучению. При дифференциации проектной работы учеников по созданию проекта города будущего, важно было учитывать соответствие критериев творчества. Цель данного модуля вовлечь учащихся вовлечь учащихся в процесс обучения темы урока и создать условия для реализации степени одарённости и таланта. Для того,
чтобы создать такие условия, были использованы разно- уровневые задания.
Учащаяся А выполняла простой макет здания, учащийся В сложный макет здания. Учащийся В справившись с заданием был консультантом учащемуся С, объясняя ему способы складывания макета.
Александр (2004)утверждает, что беседа в обучении не является односторонним процессом общения, а наоборот взаимным процессом общения, в котором идеи проходят в двух направлениях и на этой основе продвигают обучение вперёд. (Руководство для учителя стр.128). Согласно исследованию Мерсера, беседа является неотъемлемой частью обучения учеников. Он различает три типа беседы, в которые вовлечены субъекты (Таблица 2). Руководство для учителя стр. 128. Это: беседа-дебаты: исследовательская беседа; кумулятивная беседа. При вовлечении учеников в исследовательскую беседу, как правило используется работа в малых группах, в которых участники имеют общую проблему, создают совместное её понимание; обмениваются идеями и мнениями, обсуждают и оценивают идеи друг друга.
Роль образовательных стратегий в улучшении обучения одаренных учащихся
по-прежнему недооценивается. Педагоги одаренных учащихся поддерживают идею о том, что учащиеся способны обучаться без прямой помощи учителей. Даже когда учителям было необходимо вмешаться в процесс, их всегда рассматривали как людей поддерживающих обучение, а не стратегов, имеющих выработанный план и применяющих технологии в целях развития мотивации у студентов. Таким образом, модели обучения в работе с одаренными учащимися не принимали всерьез как важный элемент достижения эффективных результатов. Из курса «Развитие одарённости детей. Стр. 149».
Мои изменения в преподавательской деятельности: во первых я пополнила теоретический багаж знаний, повысила самооценку, появилась уверенность в том, что процесс нравиться учащимся и они сформируют нужные навыки по предмету. Во многом помогали мне достичь успеха консультации с коллегами. Мы заранее планировали цели и критерии заданий. Предлагали изменить структуру урока. Отрефлексировали прежние уроки и отметили над чем нужно работать. И каждый раз я ставила вопрос, удалось ли мне обеспечить восприятие каждого учащегося, своей точкой зрения, а не моей.
По периоду прохождения обучения по программе я сконструировала для себя стратегии по которым мне нужно двигаться дальше:
-помогать учащимся в самообучении;
-улучшать процесс обучения, способствовать мотивации каждого учащегося;
-знать о каждом учащемся, что происходит с ним за пределами его повседневной жизни;
-использовать корпоративный подход в своей педагогической деятельности, работая с другими учителями, участвуя в  «Lesson study» или в «Action research»;
-необходимо приобретать навыки владения современными информационно-коммуникационными технологиями, а также применять технологии, как эффективный инструмент преподавания, чтобы оптимизировать использование ИКТ в системе обучения и наблюдения на процессом обучения учащихся;
-использовать рефлексивную работу над своей профессиональной деятельностью, чтобы учиться и улучшить свой процесс обучения на уроках искусства.
Используемая литература
1. Руководство для учителя. Третий базовый уровень. Третье издание. Центр педагогического мастерства. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы».
2. Задания для выполнения в период практики в школе. Центр педагогического мастерства. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы».
3. Раздаточный материал. Первая неделя. Центр педагогического мастерства. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы».
4. Раздаточный материал. Вторая неделя. Центр педагогического мастерства. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы».
5. Раздаточный материал. Третья неделя. Центр педагогического мастерства. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы».
6. Раздаточный материал. Четвёртая неделя. Центр педагогического мастерства. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы».