Конспект урока по технологии на тему Оригами. Разноцветный кубик (3 класс)


Технологическая карта урока технологии в начальной школе
Автор: Данданова Наталья Вячеславовна
Школа: МБОУ «НОШ №98» г.Кемерово
Учитель начальных классовКласс: 3 «А»
Тип урока:изучение нового материала

Тема урока Оригами. Разноцветный кубик.
Цель Развитие конструкторских и художественно – творческих способностей, познавательного интереса и практических умений детей через изготовление кубика в технике оригами.
Задачи
Образовательные: 1) зарепить понятие «куб»; сформировать представления о кубике Рубика; расширить представления детей о модульных конструкциях оригами;
2) закрепить навыки организации рабочего места, анализа конструкции изделия, планирования работы, выполнения работы по плану при складывании модульной конструкции «разноцветный кубик»;
3) закрепить навыки выполнения технологических операций: разметки деталей по линейке и шаблонам; вырезания деталей из бумаги по прямому контуру; сгибания и складывания тонкой бумаги.
Развивающие: способствовать развитию логического, образного, художественного мышления; устной речи, мелкой моторики, пространственного воображения.
Воспитательные: прививать интерес к искусству оригами; способствовать воспитанию общей культуры труда (соблюдения правил безопасной работы инструментами и правил санитарной гигиены); технологической культуры (грамотного выполнения трудовых операций, рационального использования времени, экономного расходования материалов, аккуратности в работе); художественно-эстетического вкуса, творческой активности, усидчивости, трудолюбия .
Планируемые результаты Предметные:
иметь представление
знать
уметь
Формируемые УУД:
личностные
регулятивные
коммуникативные
познавательные
Основные понятия Оригами, куб, грань, ребро, кубик Рубика.
Межпредметные связи Окружающий мир, литература, ИЗО, русский язык, математика.
Оборудование
Оборудование учителя:
образец изделия (кубик), пооперационная последовательность выполнения изделия – предметная технологическая карта кубика; слайдовая презентация: иллюстративный материал к водной беседе; план практической работы; критерии оценок; новые термины (словарная работа); правила безопасной работы режущими инструментами; раздаточный материал – шаблоны.
Оборудование учащихся:
Материалы: цветная бумага.
Инструменты: линейка, карандаш, ножницы.
Приспособления: шаблоны.
Литература, интернет-ресурсы 1. Учебник: Цирулик, Н.А. Учебник для 3 класса Технология / Н.А. Цирулик, С.И. Хлебникова. – М.: изд. «Федоров», 2010
2. Интернет - ресурсы: Страна Мастеров [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // stranamasterov.ru/
Ход урока
Задачи этапа урока
(вида работ) Деятельность
учителя
Задания для учащихся Деятельность
учеников Планируемые результаты
Время
Предметные УУД I. Организация класса на работу Мотивировать учащихся к учебной деятельности.
Здравствуйте ребята. Настройтесь на работу! Желаю вам позитивного настроя! Садитесь.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно Приветствуют учителя, включаются в учебную деятельность.
Личностные УУД: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений; описывать свои чувства и ощущения; принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним; делать выбор, какое мнение принять. 1 мин
II. Формулирование темы урока, постановка цели 2 мин
Организовать формулирование темы и цели урока учащимися.
Для того, чтобы узнать тему нашего урока, посмотрите на слайд.
Что вы видите? (кубик Рубика).
У кого-нибудь есть такой?
Вы его собирали?
Для чего он предназначен? (развивать логику, мышление)
Ребята, а вы играете в настольные игры? Какие?
В некоторых играх должен быть обязательный предмет. Кто знает что это?
Верно, это кубик.
Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
Сегодня на уроке мы изготовим кубик в технике оригами.
Вы занимались раньше оригами?
С помощью учителя формулируют тему и цель урока,
высказывают свое мнение о практической значимости изделия Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока самостоятельно, после предварительного обсуждения (3-4 кл.); совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему. III. Вводная беседа 3-5 мин
Познакомить с понятием «кубик рубик»; сформировать представления о кубике;
способствовать развитию образного, художественного мышления; устной речи, пространственного воображения.
Куб -  правильный многогранник, каждая грань которого представляет собой квадрат. Он состоит из 12 ребер. (показать)
Как вы думаете почему так назвали «Кубик Рубика»?
«Кубик Рубика» (разговорный вариант Кубик-рубик; первоначально был известен как «Магический кубик») - механическая головоломка, изобретённая в 1974 году (и запатентованная в 1975 году) венгерским скульптором и преподавателем архитектуры Эрнё Рубиком, в честь которого кубик так и называется.
Знаете ли вы что такое модульное оригами?
Модульное оригами — техника складывания оригами, которая, в отличие от классического оригами, использует в процессе складывания несколько листов бумаги. Каждый отдельный листок складывается в модуль по правилам классического оригами, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.
Итак, кубик мы сегодня будем изготавливать с помощью модульного оригами, то есть у нас будет несколько модулей, а именно 6. Участвуют в диалоге, наблюдают, слушают, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.
Знать:
виды изучаемых материалов, их свойства и названия
Познавательные УУД:
искать и отбирать источники информации, добывать новые знания, делать выводы и обобщения, перерабатывать полученную информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую. IV. Подготовка к практической работе
4-5 мин
Закрепить навыки организации рабочего места, анализа конструкции изделия, планирования работы, выполнения работы по плану;
Посмотрите на образец кубика, такой должен у вас получиться.
а) Анализ конструкции изделия
- Как называется изделие?
(кубик).
-Из скольких деталей состоит кубик? ( 6).
- Как можно назвать каждую деталь кубика?(модуль)
-Как изготовлен кубик? (в технике оригами).
- Как соединяются все детали между собой?
(неподвижно).
-Модули соединяются без клея, каким способом скрепляются они между собой? (угол одной детали вставляется в кармашек другой детали).
- Какие материалы использованы?
(цветная бумага).
- Какие необходимы инструменты?
(ножницы, линейка, карандаш).
-Где можно использовать этот кубик? (в игре…..)
Итак, мы рассмотрели конструкцию кубика, а сейчас составим план работы.
План практической работы
Разметка квадратов.
Вырезание квадратов.
Сгибание и складывание модулей.
Сборка кубика. Совместно с учителем анализируют образец изготавливаемого изделия, разбираются в графической схеме,
составляют план практической работы, выполняют
физминутку
Знать о чертеже и линиях чертежа, указанных в программе; конструкции однодетальные и многодеталь-ные, способы разметки и сборки деталей, виды отделки.
Уметь: анализиро-вать, планировать предстоящую практическую работу;
с помощью учителя решать доступные конструктор-ско – техно-
логические задачи. Коммуникативные УУД: вступать в беседу и обсуждение, донести свою позицию до других, слушать и понимать речь других,
уметь сотрудничать, уважительно относиться к позиции другого.
Регулятивные УУД: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий, V. Организация рабочего места 3 мин
Закрепить навыки организации рабочего места;
выявить знания о
правилах безопасной работы инструментами и правилах санитарной гигиены -Ребята, как вы думаете, какие материалы нам понадобятся для изготовления этого кубика? (Бумага). Бумага нам понадобиться разных цветов. Зеленый, желтый, красный.
-А какие инструменты? ( Ножницы, карандаш, линейка)
- Сначала необходимо подготовить детали нашей работы: вырезать квадраты. Для этого повторим инструкцию по технике безопасности при работе с ножницами.
-Как должны быть расположены ножницы на вашем рабочем столе? (С закрытыми лезвиями от себя).
-Какие вы знаете правила безопасной работы с ножницами? (Не держать открытыми на столе, передавать кольцами вперед).
-Как правильно нужно резать? (только серединой лезвий)
- Прежде чем приступить к работе, давайте проверим готовность к уроку. Внимательно посмотрите, все ли у вас есть на столах. (6 листов цветной бумаги, ножницы, линейка, карандаш)
Все готовы? Молодцы!
-Применяйте все правила, и ваша работа принесет вам лишь удовольствие.
-Мы подготовились к практической работе, а теперь можно к ней приступить.
Оборудуют рабочий стол в соответствии с требованиями. Включаются в обсуждение правил безопасной работы с материалами и инструментами Уметь: организовы-вать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы.
Регулятивные УУД: учиться готовить рабочее место, объяснять выбор наиболее подходящего оборудования для выполнения задания. VI. Практическая работа 25-30 мин
Закрепить навыки выполнения технологических операций: разметки деталей по шаблонам; вырезания деталей из бумаги по контуру;
Способствовать воспитанию общей культуры труда (соблюдения правил безопасной работы инструментами и правил санитарной гигиены); технологической культуры (грамотного выполнения трудовых операций, рационального использования времени, экономного расходования материалов, аккуратности в работе); художественно-эстетического вкуса, творческой активности, усидчивости, трудолюбия; развивать мелкую моторику; закрепить навыки
выполнения работы по плану.
Критерии оценивания:
Точная разметка, сгибание и складывание
Аккуратное вырезание и склеивание
Практическая работа
А). Разметка деталей
Подготовить шесть квадратов из цветной бумаги, шаблоны квадратов у вас лежат на партах. Обведите 6 квадратов.
Б). Вырезание
Теперь давайте вспомним технику безопасности работы с ножницами.
-Как должны быть расположены ножницы на вашем рабочем столе? (С закрытыми лезвиями от себя).
-Какие вы знаете правила безопасной работы с ножницами? (Не держать открытыми на столе, передавать кольцами вперед).
Итак, теперь возьмите ножницы и аккуратно по контуру нужно вырезать шесть квадратов серединой лезвий.
В). Сгибание и складывание
Возьми квадратный листок бумаги. Положи обратной стороной к себе.
Сделайте горизонтальный перегиб и согните края к середине.

Раскройте лист.

Согните противоположные углы.

Согните края листа к середине.

Сделайте перегибы.

Вставь угол под верхний слой.

Повторите с другим углом.

Переверните.

Сделайте перегибы.

Получился элемент кубика из бумаги с двумя карманами и двумя вставками. Сделайте шесть таких элементов.

Вставьте уголки двух элементов в карманы третьего.

Согните по указанным линиям.

Соберите вторую половинку кубика из бумаги и соедините их. Кубик из бумаги готов.

Д). Сборка
Итак, у всех получились красивые кубики?
Молодцы ребята, я вижу всем очень интересно как получилось у каждого, для этого мы проведем небольшую выставку. Выполняют практическую работу самостоятельно или под руководством учителя,
осуществляют самопроверку с опорой на образец и предметную карту Уметь: правильно работать ручными инструментами; выполнять экономную и рациональную разметку деталей по шаблонам или с опорой на чертёж, аккуратно выполнять сборку деталей, реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями. Регулятивные УУД: учиться проговаривать последовательность действий на уроке; выполнять практическую работу по плану; предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий; осуществлять контроль точности выполнения технологических операций,
в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки VII. Подведение итога урока. Рефлексия. 3 мин
Обобщить полученные школьниками предметные знания и умения.
Организовать самооценку учебной деятельности Выставка по рядам. (поднять вверх кубики и показать каждому ряду).
Те ребята, которым я раздала красные квадратики – получат оценку 5, которым я раздала зеленые – получат 4.
Молодцы ребята, вы сегодня очень хорошо постарались.
- Какие трудности встретились в практической работе?
-Все ли поставленные задачи выполнены?
- Расскажите, что вам понравилось в вашей работе. Какие ошибки вы допустили? Что бы вам хотелось исправить или дополнить?
- Работали вы дружно, помогая друг другу советами, выполняя правила по технике безопасности, пользуясь планом. Молодцы!
Демонстрируют свои работы, анализируют и осмысливают свои достижения, осуществляют оценку и самооценку учебной деятельности Регулятивные УУД: учиться совместно с учителем и другими учениками давать
эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. VIII. Уборка рабочих мест 2 мин.
Способствовать воспитанию общей культуры труда, умению быстро и организованно убрать рабочее место По рядам наведите порядок на своем рабочем месте, чтобы было чисто так, как в начале урока. Наводят порядок на рабочем столе Регулятивные УУД: учиться быстро и организованно убирать рабочее место