Патриотическое воспитание младших школьников через музейную педагогику.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МУЗЕЙНУЮ ПЕДАГОГИКУ
Н.А. Соколова
(Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр»
имени Героя Советского Союза С.С. Заруднева
с Августовка муниципального района Большечерниговский Самарской области)

Эффективным методом патриотического воспитания является музейная педагогика. Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путем включения ее в многообразную деятельность музея.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания младших школьников, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе образования и воспитания.  Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях школы. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.
Конечно, в условиях начальной школы невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому в нашей школе поддерживается тесное сотрудничество с историко-краеведческим музеем им. Героя Социалистического труда Н.П. Попова. Назначение музеев – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу.
Важная особенность музеев в  развивающей среде – участие в их создании и пополнении экспонатов детьми и родителями.
Принципы музейной педагогики
При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры школьников необходимо учитывать следующие принципы:
Наглядность.
Доступность.
Динамичность.
Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).
Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.
Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями .
Гуманизм.
Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).
Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).
Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание – закрепление - применение.
Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями музеев, – важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями музеев.
Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.
Помимо игр можно использовать такие виды работы, как:
заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы;
выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.)
Результативность реализации технологии музейной педагогики для младших школьников заключается в следующем:
У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею.
Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к музею.
У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик.
Задача педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать эти скрытые в предметах смыслы. Решившись на этот шаг, необходимо осознать и сформулировать ближайшие задачи:
учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;
формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;
формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;
развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.
На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Включение музеев в образовательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Чтобы воспользоваться музейной педагогикой, необходимо следовать определённым правилам.
Правило первое. К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.
Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.
Ожидаемые результаты:
1.Повышение интереса обучающихся к историческому прошлому Отечества.
2. Сохранение и развития чувства гордости за великие исторические события, за историческое прошлое своей Родины.
3. Сохранение памяти о подвигах российских воинов-защитников своего Отечества.
4. Воспитание у молодого поколения чувства любви к Отечеству, уважения к государственной символике России, области, района.
5. Привитие уважения к своей малой родине, землякам.
Используемая литература
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. -М.:Просвещение, 2009.
Инновации в Российском образовании. Дополнительное образование и воспитание детей и молодежи. -М.: Просвещение, 2000.










15