Патриотическое воспитание школьников через музейную педагогику.


Филиал муниципального образовательного учреждения« Горловская средняя общеобразовательная школа» муниципального образования – Скопинский муниципальный район Рязанской области « Катинская основная общеобразовательная школа».
«Патриотическое воспитание школьников
через музейную педагогику».
Муниципальный этап областного смотра – конкурса среди образовательных организаций по патриотическому воспитанию, посвящённый 100 – летию Первой мировой войны.
Номинация – вариативные формы в системе патриотического воспитания, креативные формы пропаганды патриотизма.

Выполнила:
Заведующая филиалом
МОУ «Горловская СОШ»
« Катинская основная
общеобразовательная школа»
учитель истории
Гладких Ирина Николаевна
2014 год.

Оглавление.
Введение.
Аналитическая справка.
Организация работы по патриотическому воспитанию через музейную педагогику.
План работы школьного музея на 2014 – 2015 учебный год.
Запись бесед информаторов.
Приложение.
- фотографии школьного музея
- разработки уроков, внеклассных мероприятий, исследовательских проектов
- творческие работы учащихся
- выдержки из книги отзывов


Введение.
« Родина – место, где мы родились,
Отечество Родина, мною осознанная».
М.Пришвин
Быть патриотом непросто, но тот, кто любит свою Родину, большую и малую, постарается жить, работать и творить на её благо. Воспитание патриотизма было и остаётся одной из главных воспитательных задач. Именно использование краеведения поможет учащемуся стать настоящим гражданином своей страны.
« Родина – место, где мы родились, Отечество Родина, мною осознанная».
Эти слова М.Пришвина – большого знатока родного края, могут стать одним из принципов исследования краеведческих материалов. С этой позиции именно краеведческий материал о культуре, природе и географии родных мест, об истории малой родины является существенным эмоциональным компонентом патриотического воспитания учащихся.
Важной частью школьной жизни, эффективным средством воспитания и обучения является школьный музей. Благотворительная, социально – значимая деятельность музея сплачивает детей и взрослых, придаёт образовательному и воспитательному процессу совершенно новое качество. Музей формирует чувство причастности и уважения к прошлому, целостное отношение к культурно – историческому наследию.
Музей можно назвать « волшебной машиной времени». В ней в считанные минуты, за короткое время, отведённое на урок или внеклассное мероприятие, ученик может совершить путешествие в минувшие десятилетия, увидеть не только прошлое и день сегодняшний, но и сопоставить, сравнить события разных времён. Музей можно сравнить с книгой памяти, ведь собранные в них документы и предметы хранят память прошлого, передают её как эстафету нашим потомкам, поддерживают и развивают связь, нить времён и поколений. Язык музея – это язык документа, подлинника первоисточника исторической информации. Одна и та же « страница» музейной книги может быть прочитана ребятами разных возрастов – первоклассниками, и подростками, и выпускниками школы, хотя при этом они получают разную « дозу» информации. Это свойство музейных экспонатов расширяет возможности учебно – воспитательной работы с учащимися. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающая поставленные воспитательные задачи, специфику работы и возрастные особенности учащихся.
Музей – это особый мир, особая атмосфера. Музей даёт огромные возможности для решения не только воспитательных задач, но и образовательных и развивающих, сочетать несколько видов работы, проводить комбинированные занятия. В процессе реализации всех форм учебной и воспитательной работы с привлечением музейной педагогики достигается главная цель – воспитание гражданина и патриота. Так, человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством.

Аналитическая справка.
Наш музей был основан в 1996 году. Учителя школы выступили с предложением – создать в Катинской школе музей, чтобы увековечить память о земляках – участниках Великой Отечественной войны и ветеранов труда, в память о тех, кто не вернулся с поля боя. Первым консультантом и помощником в создание школьного музея был директор Скопинского краеведческого музея А. Крылов. С этой памятной встречи началась работа по созданию музея. К организации музея были привлечены педагоги, учащиеся, родители, общественность села. Согласно составленному плану, учитывая склонности и интересы учащихся, были определены задания по сбору музейных материалов. Члены краеведческого кружка встречались со старожилами села, очевидцами событий прошлого, с выпускниками школы, записывали их воспоминания, собирали фотографии, документы, предметы быта и старины. Они познакомились с занятиями жителей села. Изучили орудия труда, собрали у местных жителей статистические и исторические сведения, обращались к газетным и журнальным статьям, другим письменным источникам. Был собран богатый материал об участниках Великой Отечественной войны – жителей села: фотографии, письма, воспоминания, боевые награды. Школьники несли найденные на огородах и пустырях детали от пистолетов, старинные монеты. Участник войны И.С. Веселов подарил музею свой шлем танкиста, с которым не расставался с 1942 г. Учащиеся – краеведы были убеждены, что они являются не просто сборщиками и регистраторами случайных фактов и предметов, а своего рода исследователями и выполняют не личное дело, а государственное, что каждый исторический памятник, документ – всенародное достояние большого познавательного значения. Ученики школы провели фактически большое краеведческое исследование.
В музее собрано более 280 подлинных экспонатов, которые систематизированы в 4 направления: военно – патриотическое, быт и культура села Катино, летопись школы, нумизматика.
Экспозиция « Быт и культура села Катино» переносит нас в далёкую историю нашего села.
В историко – краеведческих очерках о г. Скопине и населённых пунктах Скопинского района белым пятном оставалась история села Катино. Никто серьёзно не занимался историей создания и развития села, а многие архивные документы в г. Скопине сгорели в период Великой Отечественной войны. А между тем, Катино – одно из самых своеобразных сёл Скопинского района, с устойчивым, крепким хозяйством в прошлом, с самобытной культурой, традициями и обычаями.
Отсутствие данных об истории села стимулировало поисковую работу учителей и учащихся школы и позволила приоткрыть таинственную завесу времени. В процессе поиска были собраны данные Государственного архива Рязанской области, документы и материалы Катинского сельского совета, предметы быта и старины.
Исследуя материалы Государственного архива Рязанской области, было установлено , что село Катино Скопинского района как село известно с 1710 года. Первоначально в качестве деревни принадлежало к приходу села Чурики Скопинского уезда (в настоящее время Михайловский район Рязанской области) После возведения в с. Катино отдельной церкви в честь Святой Живоначальной Троицы оно получает второе название-с. Троицкое. В окладной книге за 1710 год указано, что ,Троицкая церковь «в селе Троицком, что была деревня Катино» в первый раз была обложена данью» в 1710 году августа во 2 день» . На 1710 село включало 65 дворов (6 дворов солдатских,50- крестьянских,5-нищих,4-причта).Со временем село разрослось . В «Ведомости и церквях города Скопина и уезда за 1913 год» число хозяйств увеличилось до 746 дворов(6 дворов причта,7-мещан,733-государственных крестьян). Общая численность населения составляла 5907 человек. Первоначально церковь в селе была деревянная . Стараниями прихожан в 1868 году возведена была каменная с колокольней и двумя приделами- Никольским и Покровским. По штату при ней положено два священника, дьякон и два псаломщика. По одной из версий, название села происходит от фамилии дворянского рода Катиных, владевшими на Рязанщине несколькими селениями и большими земельными угодьями. По материалам справочника «Населенные места Рязанской губернии» на 1906 год в селе действовали две школы, проходила ярмарка, работала казенная винная лавка, семь ветряных мельниц и три кирпичных завода. До 1929 года. Катино входило в состав Скопинского уезда Рязанской губернии. Затем, с 1929 по 1959 гг. - Горловского района Рязанской области (некоторое время Рязанская область входила в состав Тульского округа Центрально-промышленной области, затем Московской области). Вследствие очередного административно-территориального деления ,с. Катино вошло в состав Скопинского района Рязанской области. Результатом поиска явились исследовательские работы учащихся: « Из летописи родного села» ( Веселова Л.), « Быт и культура села Катино» (Кондрушина Н.)
В 2010 году наше село отмечало юбилей – 300 летие со дня основания. К этой дате в школьном музее была организована выставка детских творческих работ, поделок. сочинений учащихся о родном крае, фотовыставка « Моё село»; творческой группой учителей был снят фильм о родном селе « К юбилею села».
В настоящее время учащиеся начальных классов под руководством классного руководителя Гарабаевой Р.К. и учителя внеурочной деятельности Жуковской Е.В. работают над проектом "Моя малая родина".
Учащиеся познакомились с историей возникновения села и Троицкой церкви, со знаменитыми людьми села, названиями улиц, одна из которых носит имя Героя Советского Союза и Национального Героя Италии Федора Андриановича Полетаева. Учащиеся узнали о трудовой деятельности катинцев в прошлом и в настоящее время. Экскурсии и прогулки по улицам родного села предоставили возможность учащимся изучить особенность местности, где они проживают, природные условия и природные богатства родного края, познакомиться с достопримечательностями села.
В рамках проекта учащиеся выполняли рисунки на тему "Вот моя деревня, вот мой дом родной...", писали сочинения о родном селе, родной природе. Сочинение Назаркиной Маргариты, ученицы 2 класса, "Моя дорога в школу" заняло 1 место в районном конкурсе "Слово доброе посеять". В результате выполнения проекта учащиеся создали презентацию "Катино - мое родное село", фотоальбом "Моя малая родина",ученик 3 класса Гаммадов С. был награждён грамотой Управления образования за подготовку презентации «Моя малая родина».
Основная часть экспозиции музея посвящена военно – патриотическому направлению, боевым и трудовым подвигам катинцев.
В комнате боевой Славы собраны материалы, документы о событиях и участников Великой Отечественной войны, среди них Герой Советского Союза, Национальный герой Италии Ф.А.Полетаев, полный кавалер Ордена Славы Ф.Ф. Соломатин, командир орудия – сержант М.М. Михеев, дошедший до Берлина, танкист – орденоносец И.С.Веселов Своей жестокой рукой война коснулась каждой катинской семьи. Ушли на фронт и не вернулись 267 человек. В музее хранятся документы 1941 года, переданные сельским архивом, о бесчинствах и грабежах фашистского отряда, который находился в селе с целью пополнения продовольственных запасов.
Катинцы прославились и на трудовом поприще. В селе проживает 16 ветеранов труда, многие из которых награждены правительственными наградами за трудовые заслуги. Много интересных воспоминаний собрано учащимися о В.И. Хлобышеве, бывшем председателем колхоза имени Ф. Полетаева. На протяжении 35 лет В.Е. Хлобышев возглавлял колхоз. Каждый день он чувствовал пульс села, держал в руках нити управления отдалённым хозяйством, с вниманием относился к людям, жил их заботами. 60 – 70 х гг. – это период наилучшего социально – экономического развития села.
В августе 2005 года в школьном музее состоялась встреча с А.Б.Мыльцевым, человеком необычной профессии. Уроженец села Катино А.Б. Мыльцев всю свою жизнь посвятил поиску и разведке нефти и газа в Западной Сибири. За трудовые заслуги он награждён правительственными наградами, является лауреатом Государственной премии СССР. Свой опыт, знания он решил передать будущему поколению. Написанная им книга « Север и нефтегазоразведка – моя судьба» передана в дар нашему музею.
« Быть гражданином» - это не просто запись в паспорте, это и реализация своих способностей на благо Родины. И примером тому может служить жизнь нашего земляка Ивана Фроловича Евкина – талантливому учёному и изобретателю в области органической химии, памятник которому был установлен в октябре 2011 года.
Просветительская деятельность на базе музея.
В музее проходят обзорные и тематические экскурсии для учащихся, родителей, гостей, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, со старожилами села, с выпускниками школы. Подготовка экскурсоводов – важный процесс, требующий от учащихся хороших знаний, самостоятельного мышления, умения выразительно и убеждённо вести рассказ. Учащиеся 8 класса Коршунова М. и Денисова А. проводили экскурсии для учащихся начальных классов, родителей, в роли экскурсоводов часто выступают и учителя школы. За последние годы музей посетили гости из г. Москвы, г. Рязани, г. Скопина, Михайловского района, Пронского района, села Горлово. Музей посещала делегация учителей и учащихся школы – интерната № 1из г. Рязани, здесь проходили встречи с внуком Ф.А. Полетаева – Ф.М.Полетаевым и его семьёй, презентация книги уроженца с. Катино А. Мыльцева « Север и нефтегазоразведка – моя судьба».Школьный музей дает возможность учителю проводить нестандартные уроки: урок – защита проекта, урок – описания экспоната музея, презентация поискового материала, интегрированный урок с использованием музейных материалов, уроки мужества и памяти, а главное – уроки доброты. К Дню защитника Отечества в музее был проведён урок истории для учащихся 5 -9 классов « Отчизны славные сыны», уроки – памяти: 14 мая, к дню рождения Ф. Полетаева, 2 февраля – к дню гибели героя, уроки литературы и литературного чтения : « Мамина колыбельная» с использованием музейных экспонатов - прялка, веретено, колыбель, уроки изобразительного искусства и технологии с использованием русского народного костюма и особенностью орнамента:
Одно из золотых правил музейной педагогики – развитие исследовательской деятельности учащихся, которая способна помочь ребёнку стать творческой личностью, сформировать систему ценностей, где главным оказываются не показатели достатка, а человеческие отношения. В процессе поиска и исследований учащийся осваивает разные социальные роли, выполняет функции оформителей, экскурсоводов, исследователей, учится планировать и организовывать свою работу, обрабатывать информацию, работать в коллективе, добиваться поставленной цели. Собранные археологические, этнографические, нумизматические, документальные материалы пополняют фонды и экспозиции музея. Таким образом , музей является одной из лучших форм учёта, хранения и демонстрации краеведческих материалов, наглядно отражает результаты поисковой деятельности детей.
В 2013 года ученик 8 класса Коблов Константин принял участие в областном историко – краеведческом конкурсе « Имя героя на карте родного края». Свой реферат «Подвиг мужества и беззаветной самоотверженности» он посвятил нашему земляку – Герою Советского Союза и Национальному герою Италии Фёдору Андриановичу Полетаеву.
Учащиеся школы ежегодно принимают активное участие в традиционном конкурсе – фестивале литературного творчества « Слово доброе посеять», занимают призовые места в различных номинациях, активно участвуют в акциях « Помоги ветерану», « Твой подарок ветерану», « Письмо ветерану», конкурсах сочинений.
Одно из направлений общественно – полезной деятельности юных краеведов – участие по уходу, сохранению памятников и захоронений участников Великой Отечественной войны. С работой музея связаны и дела юных тимуровцев. Ребята оказывают помощь ветеранам войны, вдовам, престарелым одиноким жителям села, чествуют их в праздничные дни, поздравляют с юбилеями.
Коллектив школы сплачивается совместными трудовыми мероприятиями в озеленении села, очистки прудов и оврагов. Активно проходят операции «Трудовой десант», ««Осенний листок», « Снежные дорожки». Ученик 8 класса Маврин Д. совместно с учителем биологии Колчановой О.И. работают над экологическим проектом « Живой родник нашего села».
Юные краеведы собрали интересные материалы о наших земляках проходивших военную службу в рядах Вооружённых сил РФ и оформили стенд « Я служу России!»
Чтобы выяснить, какую роль играет музей в школе, активисты музея провели анкетирование среди учителей и учащихся.
Для учителей были предложены вопросы:
Нужен ли школе свой музей? Зачем?
Часто ли вы бываете в музее?
Как музей помогает в проведении учебных и внеклассных занятий?
Все опрошенные учителя практически единодушны в своих ответах:
- музей помогает выстроить воспитательную работу;
- можно наглядно провести урок по истории своего края и села;
- можно провести детей на экскурсию вместо проведения скучного урока по параграфу учебника;
- музей способствует развитию исследовательских навыков учащихся.
Вопросы, заданные учащимся:
Нужен ли школе свой музей? Зачем?
Часто ли вы бываете в музее?
Нравится ли тебе посещать музей?
Какие экспонаты запомнились больше всего?
Вот наиболее интересные ответы учащихся:
- в музее уроки проходят быстрее, интереснее;
- интересно узнать об основании нашего села, о судьбе наших родственников.
Любимые экспонаты, названные учащимися: прялка, серп, чугуны, солдатская фляжка, шлем танкиста, маслобойка, махотка. Сегодня, когда происходит духовное возрождение России, обучение и воспитание учащихся должно основываться на истоках культуры своего народа, на духовном возрождение народных обычаев, семейных традиций. В школе проводятся семейные праздники для учащихся и родителей « Вся семья в сборе – мы не знаем горя», выставка рисунков « Моя семья».
Праздник широкой Масленицы с блинами и играми, с хороводом вокруг костра и русскими народными песнями, Никольщина, Рождественские встречи – стали неотъемлемой частью школьной жизни.
Учащиеся знакомились с информацией об истории возникновения праздника, о названии каждого дня Масленицы, знакомились с особенностями проведения праздника в нашем селе, рецептами приготовления блинов. В ходе праздника была организована ярмарка – аукцион, где учащиеся 5-9 классов представляли свои кулинарные проекты. Гостям и всем присутствующим представлены разнообразные кулинарные изделия, приготовленные учащимися и их родителями. Спортивные состязания, театрализованные представления, хороводы – всё это создавало праздничную атмосферу «Широкой Масленицы», способствовало единению всех присутствующих и приобщению их к обычаем и традициям своего народа, своего села.
Таким образом, урочная и внеклассная деятельность музея – единое целое системы патриотического воспитания учащихся в социокультурных условиях села Катино.
Юным жителям села Катино есть с кого брать пример, кем гордиться, на кого равняться. Это герой двух народов – герой Советского Союза и Национальный герой Италии Ф.А.Полетаев, полный кавалер ордена Славы Ф.Ф. Соломатин, бывший председатель колхоза В.Е.Хлобышев. Жизнь этих людей, их воинский и трудовой подвиг – пример для подражания. Стенды, рефераты, сочинения, посвящённые им, занимают достойное место в школьном музее.
« Быть гражданином» - это не просто запись в паспорте, это и реализация своих способностей на благо Родины. И примером тому может служить жизнь нашего земляка Ивана Фроловича Евкина, памятник которому был установлен в октябре 2011 года. И теперь каждое утро учащихся школы встречают гранитные изваяния героев. Как бы говоря юношам и девушкам: «Растите достойными гражданами, настоящими патриотами своей страны!»
Организация работы по патриотическому воспитанию через музейную педагогику.
Основная цель :- создать оптимальные условия для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой и музейной работы.
Задачи:
- приобщение школьников к культуре, традициям и обычаям своего народа, привитие чувства любви к родному краю;
- воспитание гражданственности и патриотизма;
- привлечение внимания школьников к проблемам сохранения истории и культуры родного края;
- активизация познавательной и исследовательской деятельности учащихся;
- формирование и пополнение музейных коллекций, обеспечение сохранности экспонатов, учёт фондов музея;
- развитие творческих способностей учащихся.
Планирование работы школьного музея реализуется по следующим направлениям:
- поисково-исследовательская деятельность;
- учет и хранение фондов;
- экспозиционная деятельность;
- просветительская деятельность.
Поисково-исследовательская деятельность.
Данное направление работы предполагает непосредственное участие учащихся и учителей в поисково-исследовательской работе по возрождению истории родного края. Для этого необходимо ознакомить их с методикой сбора и фиксации материалов, научить работать в фондах музеев, архивах и библиотеках, используя основные пути сбора историко-краеведческого материала:
- планомерный систематический сбор документов, памятников материальной и духовной культуры;
- прием даров и случайных поступлений.
Такая работа позволит:
- проводить на базе музея совместную работу учителя и учеников по исследованию проблемных вопросов истории родного края;
- обобщать изученный материал в рефератах, творческих исследованиях учащихся;
- участвовать в районных олимпиадах по историческому краеведению;
- создавать фонд мультимедийных презентаций.


Учет и хранение фондов.
Основные задачи данного направления работы музея:- создать необходимые условия для обеспечения сохранности фондов и сведений о них;
- правильно оформлять основную музейную документацию
- правильно оформлять учетные обозначения на музейный предмет;
- точно записывать сведения о происхождении предмета, его связях с определенными историческими фактами и людьми;
- организовать прием и выдачу музейных предметов;

Экспозиционная деятельность.
Результатом поисково-исследовательской работы учащихся становится создание музейной экспозиции. Главная задача данного направления — способствовать повышению научного и эстетического уровня экспозиций. Для этого необходимо:
- освоить и практиковать порядок создания экспозиции: изучение и отбор материалов, составление плана, разработка проекта художественного оформления, изготовление оборудования, текстов, элементов оформления, монтаж;
- использовать в работе выставки-передвижки;
- предусмотреть в экспозиции школьного музея разделы, в которых можно легко заменять материал, что даст возможность проводить в музее разнообразные игры и викторины с различными категориями школьников.
Просветительская работа.
Главная задача данного направления — вовлечение в работу музея значительного числа школьников, их родителей, учителей. Для этого необходимо:
- продолжить обучение учащихся методам поисково-исследовательской работы;
- проводить в музее совместные мероприятия: встречи, вечера, конференции, беседы, литературно-исторические композиции, экскурсии ;- использовать материалы музея на уроках истории, краеведения, русской литературы, изобразительного искусства, технологии, на уроках в начальных классах;
Главный критерий повседневной работы музея — это проведение экскурсий и других форм массовой работы. При этом должен поддерживаться высокий теоретический и методический уровень этих мероприятий, комплексный подход, актуальность и занимательность, учет возраста, интересов и знаний участников, опора на экспозицию, материалы и актив музея.
Основные принципы музейной работы:
Активность, сознательность, научность, доступность, самостоятельность мышления, индивидуальность подхода к учащимся в условиях коллективной работы, многообразие и вариативность.
План работы школьного музея на 2014 - 2015 учебный год.
№ Направление деятельности Сроки исполнения
1. Организационная работа.
-Составление плана работы музея.
- Комплектование экспонатов
С 1996 г.
Ежегодно
2. Работа с фондами школьного музея.
- Инвентаризация имеющихся музейных предметов.- Систематизация музейных предметов по разделам и темам.
- Создание и ведение инвентарной книги поступлений музейных предметов на постоянное хранение.
- Создание архива музея в электронном варианте; 2012-2014г.
Постоянно.
постоянно
2014
3. Поисковая работа.
- Работа в архиве ( сельский, районный).
- Работа в библиотеке ( школьная. сельская, районная).
- Работа с документами в сельской администрации
- Запись воспоминаний выпускников, учителей прошлых лет, их родных, очевидцев событий, ветеранов труда и войны.
- переписка с учащимися школы – интерната № 1 г. Рязани, поиск новых материалов о Ф. Полетаеве.
- Поиск материалов и документов об учителях и директорах.
- Поиск бывших учителей, выпускников школы, переписка с ними.
- встреча с ветеранами ВОВ, их родственниками, запись воспоминаний о войне или о ветеране. Ежегодно
4. Оформление экспозиций и разделов музея.
1. Военно – патриотический:
- Наши земляки в годы Великой Отечественной войны.
-Ф.А .Полетаев – Национальный герой Италии, Герой Советского Союза.
- Книга памяти «Никто не забыт, ничто не забыто!»
- 2. История школы:
- Альбомы по истории школы
- Летопись школы
3. Быт и культура села Катино- предметы быта
- утварь
- одежда
- фотографии
4. Нумизматика.
-коллекция денежных знаков и ассигнаций 18, 19. 20 вв.
- Коллекция монет 18 – 20 вв. Ежегодно
Ежегодно
2013-2014
2012-2014
ежегодно
Ежегодно
С 1996 г.
2012-2014
С 2000 г.
5. Просветительская работа.
К 70 – летию Великой Победы:
1. Проведение экскурсий и бесед по темам:
- Наши земляки в годы войны
- Подвигу жить в веках
2. Участие во внеклассных и внешкольных мероприятиях:
- Вахта Памяти к 70 –летию Великой Победы
- День согласия и примирения,
- День Конституции,
- Открытое внеклассное мероприятие « Слава тебе, победитель – солдат!»
- Акция « Помоги ветерану»,
- Месячник пожилого человека – встречи с ветеранами труда и войны.
3. Сотрудничество с местной прессой – печатание статей по материалам школьного музея.
4. Размещение информации на сайте.
5. Сотрудничество со школьными музеями школ района и города. Ежегодно
Ежегодно
Ежегодно
Ежегодно
2014 г.
В течение периода
ежегодно
ежегодно
постоянно

6. Исследовательская деятельность учащихся.
Подготовка и написание докладов, сообщений по темам:
- « Мы гордимся тобой, герой!» ( 8. 9 классы)
- «Великая Отечественная война в истории моей семьи» (7 – 9 классы)
- исследовательская работа учащихся « Учителя – участники Великой Отечественной войны».(Коршунова М., Денисова А.)
В течение года
7. Методическая работа.
Создание методических рекомендаций:
- Примерное тематическое планирование использования местного краеведческого материала
- Тематика классных часов по материалам школьного музея.
Выступление на МУМО «Исследовательская деятельность учащихся».
Создание презентаций PowerPoint по материалам архива музея:
- «Моя малая родина»
- « Роль школьного музея в становлении активной гражданской позиции учащихся».
- «Водоёмы родного края».
- « Семья и семейные ценности»
. 2013
Обновление ежегодно
С 2012 г.
2013.
2012-2014 гг.
2014 – 2015 гг.