Гражданско-патриотическое воспитание в школе как основа становления и развития личности

Гражданско-патриотическое воспитание в школе как основа становления и развития личности


«Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов, вот одного она только не может – защитить себя, и сделать это должен тот, кто пьет её воду, ест её хлеб и любуется её красотой»
А.В. Суворов



В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить... воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью...». Гражданско-патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность образовательной системы школы по формированию у учащихся свойств, присущих характеристике гражданина, патриота своей страны: умение любить свою Родину ,неприятие агрессии, жесткости, насилия над личностью; умение устанавливать контакты с другими людьми; готовность к объединению для решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию.
В МБОУ СОШ №70 с углублённым изучением отдельных предметов реализуется
программа «Я-гражданин России» на 2013-2018 гг., целью которой является создание
условий для воспитания гражданина – патриота своей страны.
Наиболее эффективными формами работы по гражданско- патриотическому воспитанию в нашей школе являются:
Работа школьного музея.
Организация встреч с ветеранами и участниками воин.
Изучение края и страны, через организацию походов, экскурсий заочных путешествий.
Организация и проведение благотворительных акций: «Ветеран живет рядом», «Письмо солдату».
Проведение мероприятий, посвященных памятным и знаменательным датам
Поисковая деятельность (экспедиции, операции, походы, экскурсии, встречи).
Вахта Памяти.
«Нижегородская Школа безопасности – игра «Зарница»
Встречи с ветеранами, уроки мужества.
Единые классные часы.
Спортивно-конкурсные программы.
Участие в конкурсах различного уровня .
Учащиеся школы неоднократно становились победителями городского конкурса «Лучшая смена караула Поста № 1» у Вечного огня в Нижегородском Кремле.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
На стене школы установлен барельеф Шишалкина Вадима Валерьевича , выпускника школы 1989 года, погибшего при выполнении боевого задания в период Чеченской войны. В школьном музее имеется экспозиция, посвящённая жизни и подвигу В.Шишалкина.
Учащиеся школы встречаются с близкими Шишалкина В., в Дни воинской славы у барельефа выставляется Почётный караул.





Особую роль во внеурочной работе школы по патриотическому воспитанию занимает поисковое движение.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


Ежегодно в нашей школе проводятся месячники, во
время которых, учащиеся работают с ОБД «Мемориал».
В 2011 году учащимися 8 «А» класса были найдены 3
семьи, родственники которых погибли в боях под Псковом1,
а в 2012 году найдены документы, которые позволили
узнать судьбу деда нашей ученицы, считавшего пропавшим
без вести с 1943 года. Было выяснено, что он погиб,
защищая город Белый и похоронен в братской могиле на
территории городского кладбища.

Среди многих условий и факторов, влияющих на развитие и воспитание учащихся, по праву ведущим является семья. В ней закладываются основы личности. Только стабильная, благополучная семья, где сохраняется преемственность поколений, царит уважение друг к другу, может воспитывать высоко нравственную личность, настоящего патриота своей страны. Пример патриотизма – жизнь и подвиг отцов и дедов, ветеранов Великой Отечественной войны.
Формы работы с родителями в нашей школе : составление родословной « Пишем родословную своей семьи»; спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья»; сбор материалов, запись воспоминаний родственников о Великой Отечественной войне; « Загляните в семейный альбом»; встречи за круглым столом « Как молоды мы были»; родительское собрание «Нужно ли воспитывать в ребенке патриотизм»; конференции «Слава защитникам Отечества», посвященные Дню защитников Отечества; проведение совместных игр «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, мальчики!»; встреча с родителями – военными «Есть такая профессия – Родину защищать».


В соответствии с Указом Президента РФ В.В.Путина 30 апреля 2015 года в нашей школе состоялось чествование ветеранов Великой Отечественой войны и вручение им юбилейных медалей в связи с 70-летием Победы. Ветеранам вручили подарки подготовленные учащимися и их родителями.

В МБОУ СОШ №70 планирование и организация гражданско- патриотического воспитания осуществляется таким образом, что направленность , проблематика, содержание мероприятий ,информационных часов носят опережающий характер, содействуют развитию познавательных, интеллектуальных, культурных потребностей учащихся. Главным во всей работе, является искренность и заинтересованность. Патриотизм невозможно воспитать на словах. Только реальные дела: помощь пожилым людям, участие в общешкольных и городских событиях, изучение истории своей семьи и Родины, позволяют взращивать в детских сердцах теплое чувство любви, гордости и ответственности за свой дом, город, страну и соотечественников.
В настоящее время ведётся поиск новых технологий создания условий для воспитания гражданских и патриотических чувств.

Кузьмина О.В. директор МБОУ СОШ № 70 г.
с углублённым изучением отдельных предметов
г. Нижнего Новгорода
Араева Т.В. заместитель директора
МБОУ СОШ № 70 с углублённым изучением
отдельных предметов г. Нижнего Новгорода

1 Подняты поисковым отрядом «Курган» в 2008-2009 годах в Псковскаой обл., Пустошкинский рн, с/с Поддубье, д. Маслово. Захоронены в 2009 - 2010 г., Псковская обл., Пустошкинский р-н, с. Криухи.










13PAGE 15


13PAGE 14315




Картинки по запросу вручение медалей ветеранамРисунок 2Картинки по запросу вручение медалей ветеранам15