Выступление на городском семинаре Патриотическое воспитание музыкой


Городской семинар учителей музыки, изо и МХК
«Патриотическое воспитание музыкой»
Подготовила:
учитель музыки
высшей категории
Игумнова Ж.А.
Кто-то из мудрых сказал, что народ, который думает на один год вперед - выращивает хлеб, народ, который думает на несколько лет выращивает сад, народ, который думает на сто лет вперед - выращивает молодое  поколение. Воспитать патриота непросто.
Патриотическое воспитание, как и нравственное, невозможно осуществить по инструкциям и добровольно-принудительными методами. Для того чтобы в случае опасности человек, не задумываясь, встал на защиту своей Родины, он должен чувствовать к этой Родине пронизывающую до боли в сердце любовь. Такую, как Сергей Есенин:
Тебе одной плету венок,Цветами сыплю стежку серую.О Русь, покойный уголок,Тебя люблю, тебе и верую.
…Или как М.Ю.Лермонтов:Люблю отчизну я, но странною любовью!Не победит ее рассудок мой.Ни слава, купленная кровью,Ни полный гордого доверия покой,Ни темной старины заветные преданьяНе шевелят во мне отрадного мечтанья.Но я люблю - за что, не знаю сам -Ее степей холодное молчанье,Ее лесов безбрежных колыханье,Разливы рек ее, подобные морям;Проселочным путем люблю скакать в телегеИ, взором медленным пронзая ночи тень,Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,Дрожащие огни печальных деревень;Люблю дымок спаленной жнивы,В степи ночующий обозИ на холме средь желтой нивыЧету белеющих берез.С отрадой, многим незнакомой,Я вижу полное гумно,Избу, покрытую соломой,С резными ставнями окно;И в праздник, вечером росистым,Смотреть до полночи готовНа пляску с топаньем и свистомПод говор пьяных мужичков.
…Или поэтесса Ольга Берггольц, чей голос из радиопродукторов слышал блокадный Ленинград. Напомню, в 1937 она была арестована по ложному доносу. В июне 1941, обращаясь к Родине, писала:
Я люблю тебя – я не могу иначе,
Я и ты по-прежнему – одно.
Воспитание патриотизма на уроках музыки имеет большое значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущего поколения, так как наши дети должны не только обладать определенным объемом знаний, но и должны стать зрелыми духовно и интеллектуально. «Одним лишь умом, пишет Амонашвили Шалва Александрович, ребёнок может только осмыслить и уловить знания, а если руками то же, то он постигнет и жизненность знаний, но если ещё и сердцем тогда все дверцы познания будут распахнуты перед ним настежь и станут для него орудием доброго преобразования и созидания». Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.
Музыка легко и естественно соприкасается почти со всеми школьными дисциплинами. Развитию патриотических чувств у детей способствует применение методов интеграции при организации образовательного процесса, создание целостного представления об окружающем мире. Интеграция как средство обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связь отдельных частей мира как системы, в которой все элементы взаимосвязаны.
Русская культура, русская поэзия и литература, русская живопись, русские герои, русские святые, русская история, русская природа, русская музыка, русские композиторы - все это объединено одним словом - Русь!
Приоритетным направлением содержания программы по музыке является русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, современные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, бережное отношение к родным истокам, к традициям своего народа, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира.
При всем этом патриотические чувства должны давать такую сильную нравственную мотивацию, которая позволит приобщиться к общим человеческим ценностям.
Значима роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании учащихся. Выплеснуть свои эмоции, выразить свое отношение ребенку помогает обстановка концертов и музыкальных мероприятий. Все понимают, какая большая работа предшествует любому выступлению. Это не только вокально-хоровая работа. На помощь нам приходят и литература, и история, изобразительное искусство. Важно, чтобы каждый артист пропустил музыкальный образ произведения через себя. Для этого собирается материал, рассказывающий и об истории создания произведения, и об авторах, и о той эпохе.
Я предлагаю подборку записей с концертных выступлений, которые отражают поднятую сегодня тему – патриотическое воспитание музыкой. Любовь к Родине, своему народу начинается с воспитания любви к матери, семье, друзьям, школе, улице, городу.
Воспитание любви к своему лицею
19 октября мы отмечаем День рождения лицея. В программу праздничного концерта непременно входит:
- Исполнение Гимна лицея (Музыка В,Дашкевича, слова Ю.Кима)
- Исполнение романсов, как старинных, так и современных - Песня «Очаровательные франты» музыка Андрея Петрова, стихи Марины Цветаевой из фильма «О бедном гусаре замолвите слово»; Песенка кавалергарда из фильма «Гусарская баллада» Б.Окуджавы; дуэт «Слыхали ль вы» из оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин».
- Исполнение современных песен.
Воспитание любви к своему народу, его истории и подвигам
В честь дня Победы проходят смотр строя и песни в начальной школе,
конкурсы инсценированной песни на военную тематику в среднем звене.
Часто приглашают ветерана в какой-нибудь класс и своими силами ребята готовят маленький концерт.
Воспитание любви к народному творчеству, русской и зарубежной классике, родной природе, родной стране
В репертуар школьного хора я включаю:
Русские народные песни («В сыром бору тропина», «Как у наших у ворот»)
«Песни наших отцов» музыка Я.Дубравина, слова В.Суслова (необычно построение песни – в припевах в качестве вокализов звучат фрагменты военных песен)
«Сколько нас» музыка О.Хромушина, слова А.Куклина – песня о дружбе
Во время Великой Отечественной войны «музы не молчали». Даже в блокадном Ленинграде звучали Бородин и Моцарт, Глинка и Дворжак, Мусоргский и Шуман, Бетховен и Римский-Корсаков, Даргомыжский и Мендельсон, Глазунов и Гайдн.
Лишь окончится артобстрел,Над безмолвием площадейК нам, в блокадную ночь летелТанец маленьких лебедей...
( Борис Лихарев. По воспоминаниям очевидцев чаще звучала музыка П.Чайковского)

Музыка порой казалась неожиданной в этих трагических условиях, но была поддержкой неоценимой.
Так и мы в свой репертуар включаем вокальные произведения зарубежных композиторов и народные песни разных стран:
- Силезская песня «Певец»
- «Откуда приятный и нежный тот звон» - хор из оперы В.А.Моцарта «Волшебная флейта»
В этом году познакомились с песней Елизаветы Сергеевны Шашиной на слова М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу».
Конечно же, в репертуаре песни о России, родной природе («Россия-матушка» Жасмин, «Край родной» Е.Гомоновой).
Воспитание любви к матери
Традиционно у нас проходят концерты, посвященные Дню Матери и 8 Марта. Дети поздравляют своих мам и с лицейской сцены и в классных коллективах.
Ребенок, почувствовав себя любимым, может дарить любовь сначала маме, бабушке, а потом и друзьям, окружающим людям, своей школе, городу, Родине.
Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский писал, чтобы прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери и прежде чем учить ребенка любить другие народы, страны, надо его научить любить и уважать свою страну, свой народ.