Выступление на районном семинаре Гражданско-патриотическое воспитание как приоритетное направление воспитательной деятельности школы

Районный семинар заместителей директоров по ВР
Слайд 1"Гражданско-патриотическое воспитание как приоритетное направление воспитательной деятельности школы"
Дата проведения: 24 марта 2015 г.
Место проведения: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 с углубленным изучением отдельных предметов»
Докладчик: Князева С.Н., зам. директора по ВР - МБОУ «СОШ №5»

“Как нет человека без самолюбия, – так нет человека
без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию
верный ключ к сердцу человека...”
К.Д.Ушинский










Слайд 2 Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, Слайд 3, 4 к родной речи – задача первостепенной важности. Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, Слайд 5, 6 к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». Но как воспитать эту любовь?
Сегодня будущее цивилизации всё больше связывается с внутренним преобразованием самого человека, его духовностью. Человечество осознаёт, что гуманистические ориентиры должны стать исходными при разрешении глобальных проблем. Нет сомнений в том, что в наше время возникает проблема патриотического воспитания школьников. В предыдущее десятилетие это направление воспитательной деятельности было недостаточно развито. Как результат этого мы видим выросшее поколение для которого чуждо понятие "Родина", "Патриотизм", "Отечество". Поэтому стали актуальными проблемы воспитания защитников Родины, законопослушных граждан, воспитания милосердия и человеколюбия. Мы вновь сегодня осознаем важность этой проблемы.
«Воспитание – великое дело: им решается участь человека».
Эти хорошо известные слова В.Г. Белинского не только не теряют своей актуальности, но и приобретают еще большую значимость в современном обществе. Многое из окружающей действительности мы изменить не можем, но в силах так воспитать своих учеников, чтобы они были готовы противостоять жизненным проблемам, Слайд 7 выбрать для себя истинные жизненные ценности. Гражданско-патриотическое воспитание Слайд 8 представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику, физическое развитие учащихся. Такая установка позволила педагогическому коллективу определить Слайд 9 цель гражданско-патриотического воспитания - воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России» Слайд 10
Модель “Гражданина - патриота России”


Реализуя эту цель, педагоги школы решают Слайд 11 следующие задачи:
- формирование у учащихся высоких нравственных принципов;
- создание условий, обеспечивающих усвоение норм поведения, должной трудовой, физической, военно-профессиональной готовности к безупречному несению государственной службы.
Слайд 12 Организационное поле воспитательной системы МБОУ «СОШ №5» – это цели и ценности, структура взаимосвязи компонентов, годовой круг праздников и традиций, целевые программы, ключевые события, дела, критерии оценки воспитательной системы. Мы убеждены, что гражданско-патриотическое воспитание – это формирование в ребёнке приверженности важнейшим духовным ценностям, а также воспитание патриотических чувств, заботы об интересах нашей великой страны, готовность ради Родины к самопожертвованию, верности Отчизне в период военных испытаний, гордости за героическое прошлое нашего Отечества, за научно-технический и культурный вклад России в мировую цивилизацию.
В нашей школе обучается 1072 учащихся, 40 классных коллективов, поэтому у нас есть особенности при планировании и проведении внеклассных мероприятий. Уже несколько лет мы проводим открытые мероприятия на параллель, предпочтение отдаем гражданско-патриотической тематике.
Как же мы воспитываем патриотизм? Сегодня в системе образования РФ существуют разные направления, формы и методы гражданско-патриотического воспитания учащихся. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся осуществляется по следующим направлениям: Слайд 13
1 направление. Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил.
2 направление. Историко-краеведческая работа.
3 направление. Формирование правовых знаний.
4 направление. Воспитание на культурных традициях народа.

Система работы МБОУ «СОШ №5» по гражданско-патриотическому воспитанию основывается на школьных традициях и традициях нашего района. Слайд 14
Наши учащиеся участвуют в мероприятиях по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины. Слайд 15
В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны и локальных войн, военнослужащих. Слайд 16 Традиционным является связь со школой ветеранов ВОВ и труда, проживающих в микрорайоне школы. Все ветераны закреплены за классными коллективами, Слайд 17 которые шефствуют над ними, поздравляют с праздниками, приглашают на школьные праздники.
Слайд 18 Выступления на уроках мужества, их рассказы о сражениях с врагом, о подвигах боевых друзей часто служат толчком к началу или активизации поисковой работы. Ежегодным стало приглашение их на праздничный концерт, Слайд 19 посвященный Дню Победы, Слайд 20 традиционно проводятся встречи с участниками Великой Отечественной войны, участниками локальных войн и военных конфликтов к Дням воинской славы.
Слайд 21 Знакомство с семейными реликвиями, хранящими память о ВОВ, позволяет ребятам включиться в поисковую и исследовательскую деятельность. В нашей школе учащиеся 1-11 классов работают над «Книгой Памяти» - собирают материал о судьбе своих предков, родственниках – участников ВОВ, локальных войн. Очень трогательны сочинения ребят «Моя семья в годы ВОв», где ребята проводят действительно большую исследовательскую работу.
Традиционно проходит в нашей школе и военно-патриотический месячник. Это проведение акций «Георгиевская ленточка», Слайд22 «Ветеран живет рядом», «Поздравь ветерана!», Слайд 23 «Милосердие», Слайд 24 военно – спортивных праздников «А, ну-ка, парни!», «А, ну-ка, девушки!», Слайд 25 «Меткий стрелок», Слайд 26 конкурсов рисунков и плакатов «Память жива!», проведение выставок, викторин и т.д.
Слайд 27 Возрождается в школе Тимуровское движение, направленное на оказание помощи ветеранам войны и труда, инвалидам, пожилым людям, всем, кто в ней нуждается. Старшеклассники принимали участие в районной акции «Чистая земля», «Свет в окне», помогали ветеранам Вов приводить в порядок их садовые участки ко Дню Победы.
Слайд 28 Ежегодно традиционно проходят в школе конкурсы инсценированной песни «Этих лет не смолкнет слава», Слайд 29 литературно-музыкальные гостиные «У войны неженское лицо», «Дети войны», Слайд 30 конкурсы чтецов «В огне войны», конкурсы рисунков, плакатов, газет «На страже Отечества» ко Дню защитника Отечества.
Слайд 31 Хочется сказать и о нашем школьном музее, который пополняется экспонатами и материалами, силами ребят и педагогов. Учащиеся начальной школы очень рады, кода старшеклассники проводят для них в музее экскурсии по истории родного края, рассказывают о героическом прошлом нашей страны. Слайд 32 В этом учебном году учащиеся готовят для школьного музея подарок - проекты по теме «Великая Отечественная война» - главные сражения, полководцы, герои войны, наш край в годы войны вместе с презентациями по теме. Все работы учащихся будут представлены в школьном музее. Знание истории своего края обогащает духовно, развивает чувство патриотизма, гордости за свой народ. В этом направлении проводятся разнообразные мероприятия: Слайд 33 учащиеся посещают музеи не только нашего города, Слайд 34 но и музеи других городов и областей. Совершают экскурсионно-ознакомительные поездки по Золотому кольцу России.
Слайд 35 Проектная деятельность младших школьников по изучению своей семьи, составление генеалогического дерева семьи; Слайд 36 изучению истории родного края, истории названия улиц нашего города, важных исторических событий в истории родного края также играет важную роль в формировании патриота своей страны.
Слайд 37 Весна 2014 года оказалась чрезвычайно богатой на политические события, но главным из них по праву считается вхождение в состав Российской Федерации новых субъектов - Крымской Республики и Севастополя. Должны ли знать об этом событии дети и как правильно оценить сложившуюся ситуацию? Эти важные вопросы, касающиеся политических отношений между двумя странами Россией и Украиной, учащиеся обсудили на классных часах Слайд 38«Вхождение Крыма и Севастополя в состав РФ», Слайд 39 "Мы вместе: Крым и Россия" и т.д. В школе прошёл Слайд 40 конкурс рисунков на тему «Мы вместе», где были задействованы учащиеся 1-5 классов.  Учащиеся старших классов писали   Слайд 41 очень содержательные и интересные  сочинения. 
Слайд 42  С 16 по 21 марта в школе прошёл единый урок ««Крым: история и современность», посвящённый годовщине Крымской весне. Гражданин должен не только любить свою родину, но знать и уметь защищать свои права. Слайд 43
В школе проходят дни профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних, где ребята могут побеседовать с представителями правоохранительных органов, психологической службы, ГИБДД, Слайд 44 медработниками.
Слайд 45 В школе стало традицией проводить открытые мероприятия на параллель по темам: «Права детей – забота государства», «Символы России», «Конституция – основной закон государства», правовые олимпиады.
Все эти мероприятия повышают интерес учащихся к истории Отечества, дают понимание значимости роли простого человека в исторических событиях, способствует воспитанию уважительного отношения к старшему поколению, любви к Родине, чувству долга и патриотизма.
Особое место в гражданско-патриотическом воспитании занимает дополнительное образование. Слайд 46 В нашей школе работают 12 объединений дополнительного образования по различным направлениям, Слайд 47 5 спортивных секций. Педагогический коллектив взаимодействует в работе по гражданско – патриотическому воспитанию с разными учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры, спорта и другими, которые посещают наши учащиеся, о чем свидетельствует мониторинг занятости, который составляет 98%.
  Слайд 48 Ещё хотелось бы остановиться на работе нашего школьного детского объединения «Патриот». В школе активно действует совет старшеклассников, совет учащихся школы. Ребята являются инициаторами проведения акций, школьных праздников и спортивных мероприятий. С 2013 года члены детского общественного объединения активно включились в движение социальных проектов в рамках деятельности РДОО «Вместе». Слайд 49 Был разработан и реализуется долгосрочный социальный проект «Подари радость людям». Слайд 50 Учащиеся нашей школы регулярно выезжают с благотворительными концертно-творческими программами в социально-оздоровительный центр «Сосновый бор». Слайд 51 Первая концертная программа состоялась в октябре 2013 года ко Дню Пожилого человека Слайд 52. Ребята были тепло встречены зрителями, и это выступление настолько вдохновило их, что было принято решение готовить новые программы и выступать ещё. Слайд 53 Далее были программы ко Дню матери, Дню влюблённых, Слайд 54 Международному женскому дню 8 Марта, посвящённые подвижнику Земли Русской – Сергию Радонежскому, и, Слайд 55 конечно же, ко Дню Победы. Этот проект не оставляет никого равнодушным. В этих творческих программах хотят участвовать и участвуют учащиеся самых разных классов от 2-го до 11-го.
Слайд 56 Огромную роль в воспитании гражданственности и патриотизма у школьников играют классные руководители. Именно они координируют деятельность детского коллектива, организуют совместно с активом класса, в соответствии с годовым планом, общешкольные мероприятия по данному направлению работы, знакомят учащихся с символикой России, Слайд 57 проводят классные часы, уроки мужества, организуют встречи с ветеранами и военнослужащими, Слайд 58 проводят большую экскурсионную работу по памятным  и историческим местам, знакомя учащихся с памятниками культуры, заповедными уголками Ступинского района.
Сейчас развенчивают и критикуют разные стороны нашей истории, имена. А кто не уважает своей родины, тот не уважает себя, тот не имеет права на уважение к себе со стороны других лиц. Сегодня мы прекрасно понимаем: гражданско-патриотическим воспитанием нашей молодежи надо серьезно заниматься. Ведь нам, поколениям, которые с пеленок воспитывались на почве любви и преданности своему Отечеству, отнюдь не безразлично кто придет  нам на смену.
Слайд 59 Растить, воспитывать настоящих людей с высоким нравственным потенциалом, умеющих творить, трудиться, а если надо, то и защищать Отечество, - эта задача всегда была и будет для нашей школы одной из главных. Слайд 60

Слайд 61


Рисунок 5Aђ Заголовок 115