Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Там на неведомых дорожках» (5-7 лет)

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеский центр № 3»


Принята на заседании Утверждаю:
педагогического совета Директор ДЮЦ № 3 от «___» _________20____ г. ________ О.Г.Никитина
Протокол № __________ «___»__________ 20___ г.





Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Там на неведомых дорожках»

Возраст обучающихся –5-7 лет






Автор-составитель:
Переверзева Марина Александровна,
педагог дополнительного образования








г.Ульяновск,.


Пояснительная записка.

Изобразительное искусство и очень древнее, и очень молодое. Художники создавали изображения и тысячу лет назад, создают их и сегодня. Это искусство огромно. Вводить детей в мир «большого искусства» следует как можно раньше. Необходимо создать предпосылку для самостоятельного вхождения и особенно важно определить фазы этого пути: от простого к сложному, от конкретного к общему. Дети должны постепенно научиться говорить на языке художников. Не нужно бояться оперировать понятиями и терминами изобразительного искусства на занятиях даже с самыми маленькими. Главное как можно проще расшифровать смысл. Это даст возможность прочно заложить их в память детей.
Изобразительная деятельность в школе раннего развития рассматривает вопросы знакомства с видами и жанрами, различными материалами и техниками, техническими приемами, которые используют живописцы, графики, скульпторы, дизайнеры.
Данная программа предназначена для детей дошкольного возраста и позволяет осуществить подготовку детей 5-6 летнего возраста к школе через знакомство с различными изобразительными видами творчества.
Актуальность данной программы обусловлена потребностью детей заниматься изобразительным искусством и через него выражать свое эмоциональное состояние.
Программа основана на программе дошкольного образования детей «Преемственность» Федосовой М.Е.
Новизной программы является ее комплексный характер, а также интенсификация процесса обучения (т.е. прохождение разделов программы за довольно короткий промежуток времени за счет укрупнения учебных единиц -тем).
Основной целью занятий является: развитие художественных и творческих способностей детей. Цель программы реализуется через систему задач:
- образовательных: обучение техническим приемам изобразительного искусства и передаче с их помощью основных отношений и характеристик предмета: характеристике структуры отдельного предмета; особенностям формы, характерным признакам, относительным размерам и функциям; передаче отношений отдельных предметов с окружающей средой.
- развивающих: развитие эмоциональной выразительности художественного образа, создаваемого ребенком; развитие предметной стороны детской изобразительной деятельности, выделенной рядом специально поставленных заданий в рисовании, лепке, аппликации и т.д.; развитие основных психических процессов: памяти, внимания, воображения.
- воспитательных: приобщение к миру искусства, формирование эстетического вкуса; передача отношений разного типа; расширение представлений об окружающем мире.
Задачи, которые ставятся перед детьми на занятиях, требуют от них большой работы ума, воображения, фантазии и направлены на приобретение необходимых навыков и умений, на развитие творческих способностей.
Данная программа рассчитана на детей 5-6 лет и включает в себя следующие разделы:
Рисование.
Лепка.
Аппликация.
Конструирование.
Краткое содержание основных разделов программы.
Изобразительная деятельность рассматривает вопросы знакомства с видами и жанрами, различными техниками и материалами, которые используют живописцы, графики, скульпторы, дизайнеры.
В разделе «Рисование» дети знакомятся с акварельными красками их свойствами, восковыми мелками и их свойствами, учатся комбинировать различные материалы, с рисованием тушью, гуашью. Дошкольник учатся передавать в рисунке движение, пластику предметов, обобщать форму. На занятиях по рисованию используются беличьи кисти (№3, №7, №11), бумага различной фактуры, фломастеры, карандаши простые и цветные и т.д.
Особо выделяются занятия работы с пластилином – лепка. Занятия лепкой развивают умственные способности, формируют нравственное представление и содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру, воспитывают трудолюбие, эстетическое воспитание.
Раздел «Лепка» включает: знакомство с приемами лепки (растирание, разминание, раскатывание и т.д.); лепку с натуры, по представлению, по памяти; анализ полученной формы; целостное восприятие предмета, сравнение с образцом, аналогом. Особое внимание следует обратить на декоративно-прикладное искусство. На примерах изделий декоративно-прикладного искусства проще продемонстрировать детям единство формы и содержания, особенности композиции.
Раздел «Конструирование» предполагает знакомство с различными материалами и их основными свойствами: пластилин, бумага, стекло, нитки; с готовыми природными формами: плодовые семена, сухие веточки и т.д. Выявление возможности использования конструктивных особенностей материалов. Влияние формы, цвета, размера на выразительность конструкции. Конструирование по образцу, по условию, по заданию, по замыслу с учетом расположения частей и деталей предмета (вверху, внизу посередине, справа, слева и т.д.) Использование различных видов деятельности: сборка, отделка, обработка.
В разделе «Аппликация» предполагается изучение детьми техники выполнения различных видов аппликаций. В процессе деятельности ребенок осваивает целый ряд графических навыков (действовать карандашом, линейкой, угольником, циркулем); учатся пользоваться ножницами, правильно наносить клей кисточкой, аккуратно клеить детали и т.д.; анализируют предметы и явления окружающего мира.
Аппликации по данной программе условно можно разделить на следующие темы:
Узоры из геометрических фигур.
Листья, овощи, фрукты, цветы.
Орнаментальные узоры.
Декоративные работы.
Сюжетные работы.
Наглядные пособия.
В основу отбора содержания, выбора методов и средств обучения легли следующие принципы:
-учет индивидуальных и возрастных особенностей;
- принцип преемственности, обеспечивающий единство дошкольного и начального школьного обучения;
- опора на жизненный опыт ребенка и обогащение его жизненного опыта;
- единство обучения, психического развития и личностного становления;
- включение детей в интересную, занимательную, значимую деятельность и др.;
- принцип наглядности, предполагающий опору на богатый наглядный дидактический в процессе обучения.
Основными методами обучения являются следующие:
- словесные (беседа, рассказ, опрос, обсуждение и т.д.) применяемые при изучении нового материала, закреплении знаний и умений, при подведении итогов занятий.
- наглядные (демонстрация, показ)применяются при разборе образцов, при определении этапов работ по изготовлению изделий.
- практические (выполнение практических заданий), используемые при выполнении самостоятельной работы детей .
Спецификой занятий по данной программе является чередование различных видов деятельности, их взаимозаменяемость и дополняемость.
Программа реализуется в доступной интересной для детей форме, занятия с использованием наглядных материалов и широкого спектра материалов и инструментов (см. Содержание).
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Время проведения каждого занятия – 30 минут.
Предполагаемые результаты обучения.
К концу обучения дети должны знать:
- техники и элементарные технические приемы, применяемые в изобразительном искусстве.
уметь:
- работать акварелью, гуашью;
- лепить из пластилина несложные формы;
- составлять из бумаги предметные композиции;
- создавать композиции и интересные поделки из подручного материала (семян, пуговиц, ниток, фантиков, бумаги).





































Тематический план


Темы
Кол-во часов


РИСОВАНИЕ
9


1.
Занятие №1
«Акварельная радуга». Знакомство с акварельными красками.

1

2.
Занятие №2
«Букет осени». Знакомство с восковыми мелками.

1

3.
Занятие №3
«Пушистые зверюшки». Технические приемы работы с беличьей и щетинной кистью.

1

4.
Занятие №4
«Сегодня мы - волшебники». Кляксография.

1

5.
Занятие №5
«Морское царство». Техника акварели.

1

6.
Занятие №6
«Дракончик» Техника рисования гуашью.

1

7.
Занятие №7
«Кружевные рыбки» Средства художественной выразительности.

1

8.
Занятие №8
«Светлое и темное. Понятие и тоне.

1

9.
Занятие №9
«Как подружились карандаши и фломастеры»

1


ЛЕПКА
9


10.
Занятие №1
«Матрешка». Лепка с натуры.

1

11.
Занятие №2
«Чашка». Лепка по представлению.

1

12.
Занятие №3
«Декоративная маска».

1

13.
Занятие №4
«Подсвечники» Совершенствование приемов лепки.

1

14.
Занятие №5
«Лепной пряник». Знакомство с новым видом народного творчества. Совершенствование технических приемов изготовления рельефа.

1

15.
Занятие №6
«Животное» Лепка с натуры (плюшевый мишка).

1

16.
Занятие №7
«Барельеф» Композиция.

1

17.
Занятие №8
«Двухфигурная композиция» (по представлению)

1

18.
Занятие №9
«На свободную тему».

1



КОНСТРУИРОВАНИЕ
9


19.
Занятие №1
«Значок»

1

20.
Занятие №2
«Композиция из плодовых семян»

1

21.
Занятие №3
«Декоративная тарелка» (техника папье-маше)

1

22.
Занятие №4
«Декоративная тарелка» (продолжение работы)

1

23.
Занятие №5
«Стеклянная история». Комбинирование различных материалов (стекло, пластилин, бумага, пуговицы, бусы)

1

24.
Занятие №6
«Зимний день». Работа с крупой.

1

25.
Занятие №7
«Объемный портрет». Работа с бумагой.

1

26.
Занятие №8
«Изонить». Техника нитяной графики.

1

27.
Занятие №9
«Животное». Оригами.

1



АППЛИКАЦИЯ
9


28.
Занятие №1
Предметная аппликация «Осенние дары».

1

29.
Занятие №2
«Аппликационная мозаика». Техника «рваной» бумаги.

1

30.
Занятие №3
«Салфетка». Орнамент из геометрических фигур.

1

31.
Занятие №4
«Закладки для книг».

1

32.
Занятие №5
«Оформление паспарту».

1

33.
Занятие №6
«Лоскутная графика». Составление фона из геометрических фигур.

1

34.
Занятие №7
«Сувенир-открытка».

1

35.
Занятие №8
«Зверюшки из геометрических фигур».

1

36.
Занятие №9
Объемная аппликация «Скоро лето».

1


ВСЕГО:

36
































Содержательная часть.

РИСОВАНИЕ.

Тема 1. Акварельная радуга.
Цель: познакомить с акварельными красками, их свойствами и способами работы с ними «по-сырому».
Оборудование: образец изготовления.
Иметь: акварельные краски, беличьи кисти, листы бумага формата А4, фломастеры, карандаши.
Ход занятия:
1. Организационная часть. Вступительная беседа. Объяснение задания.
2. Поэтапное исполнение рисунка, одновременное знакомство с красками.
3. Анализ работ.

Тема 2. Букет осени.
Цель: познакомить детей с восковыми мелками и их свойствами (мягкостью, яркостью, рыхлостью, способностью отталкивать воду); научить интересному и выразительному сочетанию восковых мелков и акварельных красок, научить выбирать цветовую гамму для передачи той или иной темы.
Оборудование: образец изготовления, иллюстрация картин М.Сарьяна.
Иметь: бумага рыхлой фактуры, восковые мелки (толстые), акварель или тушь, беличья кисть № 11, палитра.
Ход занятия:
1. Организационная часть. Беседа об осени (иллюстрация картин М.Сарьяна)
2. Напомнить, что такое натюрморт.
3. Рассказать о восковых мелках, о технике рисования ими.
4. Работа с детьми.
5. Анализ работ.

Тема 3. Пушистые зверюшки.
Цель: научить с помощью технического приема передавать фактуру.
Оборудование: образец изготовления, иллюстрации.
Иметь: беличья и щетинная кисти, бумага формата А4, тушь или гуашь черного цвета.
Ход занятия:
1. Организационная часть. Знакомство со щетинной кисточкой. Сравнивание кистей
2. Демонстрация технических свойств щетинной и беличьей кистей.
3. Исполнение рисунка с применением обеих кистей.
4. Анализ работ.

Тема 4. Сегодня мы волшебники.
Цель: развивать умение видеть, вглядываться, узнавать того, кто «прячется» в пятне; познакомить с кляксографией.
Оборудование: образец изготовления.
Иметь: бумага формата А4, тушь, акварель, беличьи кисти (тонкая и толстая), фломастеры.
Ход занятия:
1. Организационная часть. Вступительная беседа.
2. Технология «по-сырому» (чуть-чуть подсохший лист).
3. Техника кляксографии (отпечаток).
4. Самостоятельная работа.
5. Анализ работ.

Тема 5. Морское царство.
Цель: познакомить детей с техникой акварели; научить передавать в рисунке не только форму, но и пластику предмета; его характер с помощью мелких деталей.
Оборудование: образец изготовления, иллюстрации с изображением моря.
Иметь: акварельные краски, беличьи кисти, бумага формата А4, маркер или фломастер черного цвета.
Ход занятия:
1. Организационная часть. Вступительная беседа. Техника акварели («по-сырому»).
2. Объяснение задания («море» - смешивание цветов - синий, зеленый, голубой).
3. Самостоятельная работа детей.
4. Анализ работ.

Тема 6. Дракончик.
Цель: познакомить детей с техникой рисования гуашью.
Оборудование: образец изготовления, репродукции японских или китайских мастеров (вазы, ковры, платья).
Иметь: гуашь, большие и маленькие кисти, картон.
Ход занятия:
1. Организационная часть. Вступительная беседа. Что такое гуашь? Как правильно пользоваться гуашью.
2. Объяснение задания - демонстрация репродукций японских или китайских мастеров (вазы, ковры, платья).
3. Работа над рисунком.
4. Анализ работ.

Тема 7. Кружевные рыбки.
Цель: научить детей передавать признаки необычности, сказочности образцов с помощью различных средств выразительности – линии, цвета, пятна, элементов декора.
Оборудование: образец изготовления.
Иметь: бумага формата А4, тушь, перо, акварельные краски, тонкая кисть.
Ход занятия:
1. Организационная часть. Вступительная беседа. Зачитывание первых строк «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.
2. Объяснение задания.
3. Беседа о туши (техника рисования).
4. Работа над заданием.
5. Анализ работ.

Тема 8. Светлое и темное.
Цель: дать понятие о тоне.
Оборудование: образец изготовления.
Иметь: гуашь, кисти, узкие полоски бумаги 12 х 30 см.
Ход занятия:
1. Организационная часть. Вступительная беседа. Что такое тон. Техника размывки.
2. Выполнение работы.
3. Анализ работ.

Тема 9. Как подружились цветные карандаши и фломастеры.
Цель: познакомить со способами рисования карандашами и фломастерами, а также работой в смешанной технике.
Оборудование: образец изготовления.
Иметь: простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, бумага формата А4.
Ход занятия:
1. Организационная часть. Вступительная беседа. Смешанная техника (простой и цветной карандаши).
2. Последовательность выполнения (простой карандаш- цветной карандаш- фломастер).
3. Самостоятельная работа.
4. Анализ работ.

ЛЕПКА

Тема 1. Матрешка Лепка с натуры.
Цель: обучение приемам наблюдения с натуры, обучение приемам лепки из целого куска, привитие интереса к занятиям по лепке.
Оборудование: деревянная матрешка.
Иметь: заготовки пластилина для матрешки, стек, чашка с водой, салфетка, дощечка.
Ход занятия:
1. Организационная часть. Вступительная беседа (приемы лепки, анализ, формы).
2. Практическая работа (уточнение размеров, процесс сравнивания с натурой, полировка).
3. Анализ и подведение итогов (вспомнить этапы работы).

Тема 2. Лепка чашки (по представлению).
Цель: формирование у детей представления о связях эстетических и функциональных качеств посуды, развитие творческого воображения, совершенствование навыков работы с пластилином, акцент внимания на эмоциональность восприятия.
Оборудование: образцы кофейных и чайных чашек, кружек, бокалов. Иметь: пластилин, стек, чашка с водой, салфетка, дощечка
Ход занятия:
1. Организационная часть. Вступительная беседа (используя образец, объяснить из каких частей состоит изделие, проверить, как дети запомнили, объяснить, как нужно выполнять работу).
2. Практическая работа детей.
3. Анализ работ.

Тема 3. Декоративная маска (рельеф).
Цель: знакомство детей с декоративно-прикладным искусством и декоративными масками; ознакомление детей с формами и приемами переработки реальных форм физиономии животного и человеческого лица в декоративные формы; обучение техническим приемам изготовления рельефе.
Оборудование: образцы масок для показа.
Иметь: пластилин, стек, чашка с водой, салфетка, дощечка, разные материалы для украшения маски (перья, мочало, солома и пр.)
Ход занятия:
1. Организационная часть. Рассказ о маске, как виде декоративно-прикладного творчества.
2. Беседа с анализом образца масок, выявление общих черт в строении масок: пропорции, линии контура.
3. Практическая работа.
4. Анализ и подведение итогов.

Тема 4. Подсвечник.
Цель: совершенствовать навыки и умение детей в лепке из пластилина и комбинирование его с разнофактурными материалами.
Оборудование: образцы подсвечников.
Иметь: пластилин, стеки, дополнительные материалы (бусины, пуговицы, декоративные свечи для торта, перышки т.д.), салфетка, дощечка.
Ход занятия:
1. Организационная часть, вступительная беседа, объяснение задания.
2. Технология лепки подсвечника.
3. Анализ занятия в форме «праздника» (зажигание свечей).

Тема 5. Лепной пряник.
Цель: знакомство с новым видом народного творчества, обучение приемам переработки форм предметов окружающего мира (растительный, животный, техники) в декоративную композицию, совершенствование технических приемов изготовления рельефа.
Оборудование: образец пряника, иллюстрации на тему фигурного пряника.
Иметь: пластилин, стеки, салфетка, дощечка, чашка с водой.
Ход занятия:
1. Организационная часть, вступительный краткий рассказ о фигурном лепном прянике. Беседа с анализом образцов:
а) типичный сюжет русского пряника.
б) приемы стилизации реальных предметов – композиция, линия контура и их значение в художественной форме изделия.
в) элементы орнаментального рисунка.
2. Практическая работа.
3. Анализ и подведение итогов.

Тема 6. Животное (с натуры).
Цель: обогащение и закрепление приемов восприятия; закрепления умений передачи формы и строения образов.
Оборудование: натура – плюшевый мишка.
Иметь: пластилин, стеки, салфетка, дощечка, чашка с водой.
Ход занятия:
1. Организационная часть. Беседа с организацией восприятия с натуры.
2. Практическая работа.
3. Анализ и подведение итогов.

Тема 7. Барельеф. Композиция.
Цель: знакомство с новой формой скульптуры – барельефом, расширение и углубление знаний о композиции изображения, обогащение технических приемов работы.
Оборудование: образцы барельефа.
Иметь: пластилин, стеки, салфетка, дощечка, чашка с водой.
Ход занятия:
1. Организационная часть. Краткий рассказ об искусстве барельефа и его особенностях.
2. Беседа – что можно изобразить в барельефе. Особенности композиции. Техника изображения разнообразных технических приемов.
3. Практическая работа.
4. Анализ и подведение итогов.

Тема 8. Двухфигурная композиция (по представлению).
Цель: расширение и углубление художественных представлений детей, обогащение умений в создании пространственной композиции.
Оборудование: две объемные фигурки для разъяснения задания, образцы двухфигурных композиций.
Иметь: пластилин, стеки, салфетка, дощечка, чашка с водой.
Ход занятия:
1. Организационная часть. Беседа по разъяснению задания.
2. Практическая работа по собственному замыслу ребенка.
3. Анализ и подведение итогов.

Тема 9. На свободную тему.
Цель: закрепить знания и умения полученный на предыдущих занятиях.
Иметь: пластилин, стеки, салфетка, дощечка, чашка с водой.
Ход занятия:
1. Организационная часть. Объяснение задания.
2. Самостоятельная работа.
3. Анализ работ.

КОНСТРУИРОВАНИЕ


Тема 1. Значок «Кто Я?».
Цель: научить декоративному обобщению изображения предметных форм и компоновке их в круге.
Оборудование: образец значка.
Иметь: вырезанный из бумаги круг D-6 см, гуашь, кисти, простой карандаш, скотч, булавка, фломастеры.
Ход занятия:
1. Организационная часть. Вступительная беседа.
2. Объяснение задания.
3. Практическая работа детей с использованием различных техник.
4. Анализ и подведение итогов.

Тема 2. Композиция из плодовых семян.
Цель: научить компоновать рисунок из разных семян, развивать фантазию, образное и пространственное мышление.
Оборудование: образец изделия.
Иметь: пластилин, картон (квадрат (10х10) или круг D-10 см), семена: яблони, тыквы, арбуза, огурца, кабачка, гороха, фасоли и т.д.
Ход занятия:
1. Организационная часть. Объяснение задания.
2. Творческая работа детей.
3. Анализ и подведение итогов работы.
Тема 3. 4. Декоративная тарелка (2 занятия).
Цель: познакомить с техникой папье-маше.
Оборудование: образец.
Иметь: старые газеты, клей ПВА, вазелин, ножницы, фарфоровая или пластмассовая тарелка, ножницы, водоэмульсионная краска, гуашь, фломастеры.
Ход занятия:
1. Организационная часть. Объяснение задания. Технология изготовления декоративной тарелки способом папье-маше.
2. Творческая работа совместно с педагогом (с индивидуальным подходом).
3. Анализ и подведение итогов.

Тема 5. Стеклянная история.
Цель: научить комбинировать различные материалы; расширить представление детей о путях достижения цели и многообразии способов и средств.
Оборудование: образец.
Иметь: стеклянные бутылки разных форм, пластилин, различный подручный материал (фантики, бусы, пуговицы, разнофактурная бумага).
Ход занятия:
1. Организационная часть. Объяснение задания.
2. Творческая работа детей.
3. Анализ и подведение итогов работы


Тема 6. Зимний день.
Цель: Научить использовать в творческой работе природные материалы, закрепить ранее полученные знания о свойствах природных материалов.
Оборудование: образец.
Иметь: цветной картон, манка, клей ПВА, карандаш.
Ход занятия:
1. Организационная часть. Объяснение задания.
2. Творческая работа детей.
3. Анализ и подведение итогов работы


Тема 7. Объемный портрет.
Цель: дать представление о портретном жанре.
Оборудование: образец.
Иметь: лист белого мелованного картона или плотной бумаги, клей ПВА, гуашь, кисти.
Ход занятия:
1. Организационная часть. Вступительная беседа о портрете.
2. Анализ формы, очертаний, линий лица.
3. Объяснение задания.
4. Выполнение работы с комментариями педагога.
5. Анализ и подведение итогов работы.

Тема 8. Изонить.
Цель: познакомить с техникой нитяной графики (изонить); расширить представление об окружающем мире; учить внимательно вглядываться в различные предметы, видеть конструктивные части; сохранять целостность восприятия при создании геометрического узора.
Оборудование: образец.
Иметь: картон (полоса 5 х 8 см), нитки, иголка.
Задание родителям до занятия: шило, циркуль, ножницы, линейка
Ход занятия:
1. Организационная часть. Объяснение задания.
2. Творческая работа детей.
3. Анализ и подведение итогов работы


Тема 9. Оригами «Животное».
Цель: познакомить детей с техникой изготовления фигурок из бумаги – оригами. (мордочка собаки, ворон Гомбей).
Оборудование: образец.
Иметь: квадратные листы бумаги 14х14 (2 шт).
Ход занятия:
1. Организационная часть. Объяснение задания.
2. Творческая работа детей.
3. Анализ и подведение итогов работы




















АППЛИКАЦИЯ

Тема 1. Предметная аппликация «Осенние дары».
Цель: познакомить детей с аппликацией; научит анализировать форму и соразмерность предмета относительно данного формата; развивать творческое воображение и фантазию.
Оборудование: образец.
Иметь: цветная бумага, картон, клей ПВА, ножницы, клеенка.
Ход занятия:
1. Организационная часть. Объяснение задания.
2. Творческая работа детей.
3. Анализ и подведение итогов работы.

Тема 2. Мозаика (рваная бумага).
Цель: научить из маленьких кусочков цветной бумаги, заготовленных способом обрывания выполнять контурные и сплошные изображения.
Оборудование: образец.
Иметь: цветная бумага, картон, клей ПВА, ножницы, клеенка.
Ход занятия:
1. Организационная часть. Объяснение задания – техники «рваной аппликации».
2. Творческая работа детей – изготовление поделок.
3. Анализ и подведение итогов работы.

Тема 3. Салфетка. Орнамент из геометрических фигур.
Цель: научить аккуратно вырезать орнаменты из геометрических фигур, наклеивать их; развивать чувство меры, ритма, внимание, наблюдательность, память; воспитывать усидчивость, терпение, трудолюбие.
Оборудование: образец.
Иметь: цветная бумага, картон, клей ПВА, ножницы, клеенка, линейка, простой карандаш.
Ход занятия:
1. Организационная часть. Сообщение темы и постановка цели задания.
2. Творческая самостоятельная работа детей.
3. Анализ и подведение итогов работы.

Тема 4. Закладки для книг.
Цель: научить посредством геометрических форм создавать композиционное целое (квадрат, круг, треугольник)
Оборудование: образец.
Иметь: цветная бумага, картон, клей ПВА, ножницы, клеенка, линейка, простой карандаш.
Ход занятия:
1. Организационная часть. Сообщение темы и постановка цели задания.
2. Практическая работа детей.
3. Анализ и подведение итогов работы.

Тема 5. Оформление паспарту.
Цель: научить выделять и оформлять аппликацию способом окантовки листа.
Оборудование: образец.
Иметь: готовая открытка, белая бумага, картон, размером больше открытки, клей ПВА, ножницы, клеенка, линейка, простой карандаш.
Ход занятия:
1. Организационная часть.
2. Рассказать, что такое паспарту, продемонстрировать образец.
3. Объяснить задание.
4. Практическая работа детей.
5. Анализ и подведение итогов работы.

Тема 6. Лоскутная графика.
Цель: научить детей из геометрических фигур (треугольников) составлять фон композиции; развивать цветовосприятие, чувство меры, ритма.
Оборудование: образец выполнения.
Иметь: цветная бумага, картон, клей ПВА, ножницы, клеенка, линейка, простой карандаш.
Ход занятия:
1. Организационная часть.
2. Объяснить задание – показать каким способом можно на листе размещать геометрические фигуры так, чтобы они сочетались в композиции по цвету и размеру.
3. Практическая работа детей.
4. Анализ и подведение итогов работы.

Тема 7. Открытка – сувенир.
Цель: научить изготавливать сувениры-открытки.
Оборудование: образец.
Иметь: плотная бумага, клей ПВА, цветная бумага, ножницы, карандаш, клеенка.
Ход занятия:
1. Организационная часть.
2. Объяснить задание. Демонстрация нескольких открыток на разную тематику.
3. Практическая работа детей.
4. Анализ и подведение итогов работы.

Тема 8. Зверюшки из геометрических фигур.
Цель: с помощью простых геометрических фигур добиваться приближенного изображения животных; развивать фантазию; создавать удивительную раскраску герое; придумывать различные сюжеты.
Оборудование: образец поделки.
Иметь: цветная бумага, картон, клей ПВА, ножницы, клеенка, линейка, простой карандаш.
Ход занятия:
1. Организационная часть.
2. Объяснить задание.
3. Практическая работа детей.
4. Анализ и подведение итогов работы.


Тема 9. Объемная аппликация «Скоро лето».
Цель: увеличить художественные возможности детей, научить фантазировать, составлять общий сюжет.
Оборудование: образец.
Иметь: цветная бумага, картон, клей ПВА, ножницы, клеенка, линейка, простой карандаш.
Ход занятия:
1. Организационная часть.
2. Объяснить задание, рассказать и показать технику изготовления.
3. Самостоятельная практическая работа детей.
4. Анализ и подведение итогов работы.








Литература:

В. Курчевский «Быль-сказка о карандашах и красках». - Москва. Педагогика. 1980г.

Н.М.Коньшева «Лепка в начальных классах. - Москва. «Просвещение. 1985г.

М. А. Гусакова «Аппликация». - Москва. «Просвещение» 1987г.

И.К.Щеблыкин, В.И.Романина, И.И.Когакова «Аппликационные работы в начальных классах». - Москва «Просвещение» 1990 г.

А.С.Галанов, С.И.Корнилова, С.Л.Куликова «Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству». - Москва. Творческий центр «Сфера», 2000г.

Т.Н. Доронова «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга» (Т.Н.Доронова-5-е изд. – М.: Просвещение. 2004г.

Н.Н.Гусарова «Техника изонити для дошкольников. Методическое пособие. – 2-е изд., испр.-СПб: «Детство-Пресс», 2007г.

Т.И.Сайганова, Р.Г.Казакова, Е.М.Седова, В.Ю.Слепцова, Т.В.Смагина «Занятия по рисованию с дошкольниками /Под ред. Р.Г.Казаковой/ – М. ТЦ «Сфера» (серия «Вместе с детьми») 2008г.

Н.Ф.Штейне «Изобразительная деятельность. Разработки занятий. Подготовительная группа. /Автор-сост. Н.Ф.Штейне/ - Волгоград: ИТД «Корифей» - 2009 г.










15