Программа детского пришкольного оздоровительного лагеря дневного пребывания Солнышко


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 11
4699097790
Утверждаю
Директор МАОУ СОШ №11
_______________Нехаева Т.Н.
«_____»_____________2016 г.
Программа детского пришкольного оздоровительного лагеря дневного пребывания
«Солнышко»
Возраст учащихся 6-15 лет
Срок реализации программы 1 год
Автор:
Оксузьян Людмила Борисовна
Педагог 1 категории
Тамбов 2016
Информационная карта программы

Полное название программы Программа пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Солнышко»
Цель программы Цель для педагога - создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.
Цель для подростка - укрепление здоровья, развитие творческого и интеллектуального потенциала с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.
Тип лагеря С дневным пребыванием
Направление деятельности Физическое, духовное, патриотическое развитие детей средствами игры, познавательной и трудовой деятельности.
Краткое содержание программы Программа содержит: мероприятия, реализующие Программу; ожидаемые результаты и условия реализации; приложения.
Ожидаемые результаты Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья
Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов)
Расширение кругозора детей.
Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
Личностный рост участников смены.

Авторы программы Учитель 1 категории МАОУ СОШ №11
Оксузьян Людмила Борисовна
Адрес организации город Тамбов, ул. Полынковская, 47 тел.: 44-09-59
эл. адрес: school11tambov@mail.ruГеография участников Учащиеся МАОУ СОШ №11 города Тамбова
Количество детей, участников программы, возраст 210 учащихся с 6 до 15 лет
Сроки проведения С 1 по 30 июня 2016 года
Количество смен Одна смена
Имеющийся опыт реализации программы 2 года
Финансовое обеспечение программы Материальная база школы, муниципальный бюджет
Особая информация и примечания Содержание программы
Игры детей - вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста.
М. Монтень

Пояснительная записка
Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру.
В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Кроме того, лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков. Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка. Ежегодно для учащихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе МАОУ СОШ №11. Обязательным является вовлечение в лагерь детей-сирот, ребят из многодетных и малообеспеченных семей. Для того чтобы отдых сделать полноценным была разработана программа.
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
модернизацией старых форм работы и введением новых;
необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Данная программа имеет цель и задачи, в ней указаны принципы, на которые она опирается, описаны ожидаемые результаты. В программе есть «Устав» лагеря, где прослеживаются правовые взаимоотношения педагогов и детей. Кроме этого в программе представлены законы и правила, песня лагеря, описаны органы детского самоуправления, для оформления лагеря предложены рубрики «Пресс-центра».
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Цели и задачи программы

Цель - создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.
Задачи:
Создание условий для организованного отдыха детей.
Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
Создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей, использование окружающей природы в качестве источника оздоровления ребёнка.
Организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
Формирование у ребят навыков общения и толерантности.
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены

Программа летнего оздоровительного лагеря «Солнышко» с дневным пребыванием детей и подростков опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизации отношений
Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности
Результатом деятельности воспитательного характера в летнем пришкольном оздоровительном лагере «Солнышко» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип дифференциации воспитания
Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.
Принцип интегративно-гуманитарного подхода.
Этот принцип определяет пять «граней»:
грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);
грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).
Принцип уважения и доверия.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов

Нормативно-правовые документы

В основе концепции программы следующие нормативно-правовые документы:
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
Программа «Дети России», Указ Президента № 18.08.94.№ 1996г.
Положение о лагере дневного пребывания .Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
Должностные инструкции работников.
Данные о прохождении медицинского осмотра.
Заявления от родителей.
Акт приемки лагеря.
Планы работы.
Объективные факторы работы лагеря

Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы:
Временный характер детского объединения.
Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В летнем оздоровительном лагере предлагается самый разнообразный спектр занятий.
Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.
Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.
Природно-климатическая база – природное окружение, чистый воздух является важной составляющей успеха лагеря.
Чёткий режим жизнедеятельности – максимальное использование природно-климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.
Концепция программы
Методическое проектирование лагеря «Солнышко» опирается на признанные достижения современной отечественной и зарубежной педагогики.
При создании концепции программы оздоровительного лагеря использованы следующие идеи:
Идея первичности личности по отношению к обществу (А.Маслоу, Д. Грин, К. Роджерс, Б.Ананьев).
Идея опоры на базовые потребности ребенка (В.Сухомлинский, Ш. Амонашвили).
Идея развития личности в процессе воспитания (В. Бехтерев, И. Блонский, Л. Выготский).
Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.С.Макаренко).

Этапы реализации программы

I этап. Подготовительный – апрель- май
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
издание приказа по школе о проведении летней кампании;
разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко»;
подготовка методического материала для работников лагеря;
отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
II этап. Организационный – июнь
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
запуск программы «Солнышко»;
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
III этап. Практический – июнь
Основной деятельностью этого этапа является:
реализация основной идеи смены;
вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
работа творческих мастерских.
IV этап. Аналитический – июль
Основной идеей этого этапа является:
подведение итогов смены;
выработка перспектив деятельности организации;
анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Направления и виды деятельности
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:

22650451221740
2785110-97155
Физкультурно – оздоровительный модуль

Задачи Основные формы работы Методическое сопровождение
Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
Выработка и укрепление гигиенических навыков;
Расширение знаний об охране здоровья.
Утренняя гимнастика (зарядка)
Спортивные игры на спортивной площадке.
Подвижные игры на свежем воздухе (Игры - вертушки «Тропа доверия», «Захват территории»)
Эстафеты, спортивные мероприятия (спортивная игра «Веселые старты», «Солнце, воздух и вода», спортивный марафон)
Беседы, лекции «Мое здоровье» (с использованием ИКТ)
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

2835275-437515
Эстетический модуль

Задачи Основные формы работы Методическое сопровождение
Пробуждать в детях чувство прекрасного;
Формировать навыки культурного поведения и общения;
Прививать детям эстетический вкус.
Посещение театров, кинотеатров, музеев;
Конкурс «Законы воспитанного человека»
Конкурс оформления отрядных уголков «Наш отрядный дом»
Приложение 4
Приложение 5
Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей. В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.
2692400247650
-282575-545465Художественно-творческий модуль

Задачи Основные формы работы Методическое сопровождение
Приобщение детей к посильной и доступной деятельности в области искусства, ,воспитывая у детей потребность, вносить элементы прекрасного в окружающую среду, свой быт.
Формирование художественно-эстетического вкуса, способности самостоятельно оценивать произведения искусства, свой труд.
Развитие творческих способностей детей. Изобразительная деятельность (оформление отряда «Наш отрядный дом», конкурс стенгазет и рисунков «Лето нашей мечты»)
Конкурсные программы («КВЧГ»)
Творческие конкурсы («Лагерь – это мы!», «Законы воспитанного человека»)
Игровые творческие программы («А мы умеем так!»)
Литературная композиция «Мой Пушкин»
Концерты («Звездопад»)
Творческие игры на занятиях в кружках
Выставки, ярмарки Приложение 6
Приложение 7
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Трудовой модуль

Задачи Основные формы работы Методическое сопровождение
Формирование трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности
Воспитание у детей личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.
Формирования положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда Бытовой самообслуживающий труд (дежурство по столовой, по отряду)
Общественно значимый труд.
уборка прилегающей территории Приложение 8
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.
2679065696595
Образовательный модуль

Задачи Основные формы работы Методическое сопровождение
Расширение знаний детей и подростков об окружающем мире;
Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений. Поездки, экскурсии, походы
Посещение концертов, спектаклей (ТМТ, Театр кукол, Дома творчества )Беседы, лекции «Территория безопасности», КВН по ПДД
Игра-вертушка «Россия – моя страна!»
Психологические тесты. Приложение 9
В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда.
Определенный интерес у детей вызывают психологические тесты, которые помогают ребятам узнать о себе что-то новое.

2475865-494665
Патриотический модуль

Задачи Основные формы работы Методическое сопровождение
Воспитание школьников гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции своей семьи, школы, родного края; от воспитания любви к родной школе и отчему дому к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины; Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.Приобщение к духовным ценностям российской истории. Интеллектуальный конкурс «Россия – Родина моя!»
Посещение орловской филармонии
Подвижные народные игры (Лапта, городки);
Игра-вертушка «Россия – моя страна!»
Отрядные часы, расширяющие кругозор детей, помогающие ребенку осмыслить свое место в природе и усвоить такие ценности как «Отечество», «Семья», Приложение 10


Досуговый модуль


Задачи Основные формы работы Методическое сопровождение
Вовлечь как можно больше ребят в различные формы организации досуга.
Организовать деятельность творческих мастерских. Мероприятия различной направленности
Игры
Проведение праздников, вечеров, конкурсов, ток-шоу и т.д.
Тематические сборы и линейки. Приложение 11

Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
2661285365760
Кружковый модуль
113030-389255

Задачи Основные формы работы Методическое сопровождение
Создать условия для развития личности;
Развивать мотивацию личности к познанию и творчеству;
Способствовать созданию эмоционального благополучия;
Приобщать к общечеловеческим ценностям;
Развивать интеллектуальную и духовную стороны личности ребенка;
Осуществлять профилактику и коррекцию психического и физического здоровья детей. Формы работы кружков: заседания,
«круглые столы»
мозговой штурм
обсуждения Приложение 12
Приложение 13
Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, то есть в период каждой смены работаю постоянные кружки, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами.
2519045-386715
Социальный модуль


Задачи Основные формы работы Методическое сопровождение
Создать условия для развития личности;
Развивать мотивацию личности к познанию и творчеству;
Способствовать созданию эмоционального благополучия;
Приобщать к общечеловеческим ценностям;
Развивать интеллектуальную и духовную стороны личности ребенка;
Осуществлять профилактику и коррекцию психического и физического здоровья детей. Мероприятия различной направленности
Игры
Проведение праздников, вечеров, конкурсов, ток-шоу и т.д.
Тематические сборы и линейки. Приложение 11
Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, то есть в период каждой смены работаю постоянные кружки, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами.

Организация взаимодействия летнего пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко»
при МАОУ СОШ №11 г. Тамбов с социумом

Дом творчества детей и подростков
19545302317750 Краеведческий музей
Драматический театр
Тамбовский театр кукол»
Историко-выставочный центр
КДЦ
«Мир»
Музей им. Чичерина

Дом Молодежи


Академия футбола
Отдел пропаганды ГИБДД

Спортивная площадка при школе
-131445180340
Условия реализации программы.
Нормативно-правовые условия:
Закон «Об образовании РФ»
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
Устав МАОУ СОШ №11г. Тамбова
Положение о пришкольном лагере дневного пребывания.
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
Приказы Комитета образования Администрации города Тамбова.
Должностные инструкции работников.
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
Заявления от родителей.
Акт приемки лагеря.
Планы работы.
Материально-технические условия предусматривают:
Наименование Применение
Кабинеты Отрядные места, уголок безопасности (пожарной, безопасного поведения в социуме, на водоёмах, на дорогах), информационное окно жизни отрядов и лагеря
Спортивный зал Занятия спортом, состязания, линейка( в случае плохой погоды)
Спортивная площадка Проведение общелагерной утренней зарядки, общелагерных игр, спартакиады. Спортивные состязания, игры на свежем воздухе.
Библиотека школы Литература для педагогов и детей лагеря.
Столовая Завтрак, обед
Комната детской организации Творческая мастерская вожатых, воспитателей, руководителей кружков.
Комнаты гигиены Туалеты
Спортивный и игровой инвентарь Скакалки, мячи, настольные игры и т. д.
Мультимедийное и звуковое оборудование Телевизор, музыкальный центр, проектор, компьютер.
Школьный двор Отрядные дела, игры-путешествия
Актовый
зал Праздничные мероприятия и концерты, постановка спектаклей, работа детской творческой мастерской
ШРЦ Медицинский контроль мероприятий лагерной смены
Комнаты кружковой работы Кружки рукоделия, рисования, моделирования
Кадровые условия.
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Координаторы смены:
начальник лагеря, заместитель директора по ВР
старшая вожатая,
инструктор по физической культуре
воспитатели
Кураторы отрядов:
воспитатели отрядов (из числа педагогов школы);
вожатые (из числа актива ученического самоуправления школы)
Руководители творческих мастерских
из числа воспитателей
Методические условия предусматривают:
наличие необходимой документации, программы, плана;
проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
коллективные творческие дела
творческие мастерские
индивидуальная работа
тренинги
деловые и ролевые игры
1766570582295
Диагностика
Вводная
диагностика Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:
- анкетирование;
- беседы в отрядах;
- планерки администрации лагеря, вожатых и воспитателей.
Пошаговая
диагностика Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря.
Беседы на отрядных сборах.
Итоговая
диагностика Анкетирование
Творческий отзыв (рисунок « Вместе мы отряд»)
Беседы в отрядах
Цветопись
-271145-324485
Ожидаемые результаты
В ходе реализации данной программы ожидается:
Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья
Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов)
Расширение кругозора детей.
Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
Личностный рост участников смены.
Список используемой литературы:
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2015.
Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2012
Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 12.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2016.
Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.
Учебник для вожатого. М.П.Кулаченко – Ростов на Дону: Феникс, 2014.

Приложения:
Режим дня
Режим работы специалистов в лагере
План работы лагеря
Расписание работы кружков
Устав лагеря
Законы и правила лагеря «Солнышко»
Самоуправление в лагере
Наша песня
Примеры речевокНазвание, девизы отрядов
Сценарии мероприятий

Приложение 1

4161790-260358.30 Приход детей
8.40 Зарядка
Музыка звучит: пора, пора!
С добрым утром, детвора,
И тотчас же по порядку
Всем ребятам на зарядку!
09.00 Линейка (Построение)
На линейку быстро стройся!
9.15 Завтрак
416179016510 Всем за стол! Узнать пора,
Чем богаты повара!
10.00Отрядные, лагерные дел
430974556515Кто куда: кто в поход,
Кто в цветник, на огород!
Загорай и закаляйся,
В быстрой речке не купайся.
Раз пришел веселый час,
Здесь играют все у нас!
13.00 Обед
-24193523495Но у всех, смешливых даже,
За столом серьезный вид.
За обедом виден сразу аппетит.
458279583820
14.00Отрядные, лагерные дела
14.30 А теперь всем: "ДО СВИДАНИЯ!"
Завтра снова мы придем! (для детей, пребывающих до 14.00)
14.30 Веселились и играли
А теперь мы отдыхаем!
16.00Полдник
16.30 – Работа кружков и секций
17.00 – Уход домой
Приложение 2

Инструктор по физкультуре – ежедневно
Воспитатели – ежедневно
Старшая вожатая - ежедневно
4267200248920
-228600285115
План работы медицинского работника
Цель: соблюдение гигиенических условий пребывания, отдыха, питания, оздоровления и медицинского обслуживания детей.
Задачи:
Создание адекватных условий для полноценного отдыха и оздоровления детей в помещениях, соответствующих санитарно-эпидемиологическим нормам.
Соблюдение режима
Соблюдение норм полноценного и рационального питания детей.
Проведение максимально возможных оздоровительных процедур и мероприятий.
Мероприятия:
Контроль за санитарным состоянием игровых комнат и участка
Осмотр детей (педикулез, кожные заболевания и т.д.)
Контроль за здоровьем детей в лагере
Контроль за организацией питания и качеством приготовления пищи
Осуществление суточной пробы и хранение её в соответствующих условиях.
Работа с отдельными категориями детей
Для детей часто и длительно болеющих простудными заболеваниями
Цель: повышение имуннобиологических функций организма
Мероприятия:
Закаливающие процедуры
Правильная организация режима дня
Максимальное пребывание на свежем воздухе (не менее 3-х часов)
Занятия физкультурой на свежем воздухе
ЛФК
Для детей с ослабленным зрением
Цель: вторичная профилактика нарушений зрения
Мероприятия:
Правильная организация режима дня с максимальным исключением зрительных нагрузок
Максимальное пребывание на свежем воздухе
Аутотренинг для глаз
Для детей с неврозами, ВСД
Цель: снятие утомления, психоэмоционального напряжения
Мероприятия:
Психологическая помощь
Рациональное питание
Ежедневное занятие физкультурой
Для детей с нарушением осанки и плоскостопием
Цель: вторичная профилактика сколиоза и плоскостопия
Мероприятия:
Правильная организация режима дня
Максимальное пребывание на свежем воздухе
Занятия физкультурой
ЛФК для профилактики сколиоза и плоскостопия (ходьба босиком по бревну, по песку и т.д.)


План работы инструктора по физкультуре
Цель: формирование здорового образа жизни и содействие всестороннему развитию личности детей.
Задачи:
Развитие физических качеств и укрепление здоровья детей через физическую культуру
Развитие интереса к организационно-спортивной деятельности
Воспитание по установлению спортивных контактов в духе взаимопонимания, уважения и добра
Мероприятия:
Ежедневное проведение зарядки
Проведение спортивных занятий в отрядах по легкой атлетике, футболу, подвижным играм
Проведение состязания по бегу на 30 м, 40 м, 60 м, 100 м за звание «Чемпион лагеря»
Организация общелагерных спортивных мероприятий


План работы старшей вожатой
Цель: развитие творческого потенциала личности детей
Задачи:
Формирование общей культуры учащихся
Создание условий для максимальной реализации детьми индивидуальных музыкальных и творческих способностей
Практическое применение полученных умений, навыков в общественной социально-досуговой деятельности
Мероприятия:
Занятия с вожатыми по отрядам
Разучивание отрядных песен, речёвокКонкурс отрядных уголков
Творческие конкурсы


Приложение3
План работы пришкольного летнего лагеря дневного пребывания «Солнышко»
Дата Время проведения,
Название мероприятия Отряды Ответственный
01.06
8.00 Операция Уют» (приём детей, распределение детей по отрядам, знакомство с режимом дня)
08.30 Линейка. Инструктаж по технике безопасности.
10.00 Занятия по интересам в Центре Творчества детей и подростков
16.30 Занятия в изостудии «Вернисаж»
1-8 Начальник лагеря,
воспитатели вожатые,
педагоги доп. образования
02.06 10.00 Библиотека №13
12.00 Оформление отрядных газет «Наш отрядный дом».
В течение дня- учебная эвакуация «Действия в случае угрозы террористического акта».
16.30 Подвижные игры на улице.
1-8 Воспитатели, вожатые.
03.06 10.00 Урок безопасности
12.00 «Знакомьтесь, это мы!» Конкурс представления отрядов
16.30 Литературная гостиная, посвящённая Дню памяти А. С. Пушкина «У Лукоморья» 1-8 Воспитатели вожатые.
06.06 10.00 Конкурс «Рисуем флаг лагеря»
11.00 Весёлые спортивные соревнования «Сильные, смелые, ловкие!»
16.30 Викторина «Кто хочет стать миллионером?, посвящённая Дню русского языка. 1-8 Воспитатели, вожатые, физрук
7.06. 10.00 Путешествие по станциям МЧС (сотрудник пожарной части)
11.00 Час здоровья «Правильное питание»
16.30 Вас приглашает студия танцев «Арабеск»
1-8 Воспитатели, вожатые, педагоги доп. образования
08.06. 10.00 Центр Творчества детей и подростков
10.30 Сеанс кино в ДЦ «Мир» «Хорошие динозавры»
16.30 КВН по ПДД «ПДД ты должен знать обязательно на 5!» 1-8 Воспитатели вожатые.
09.06. 10.00 Библиотека №13 «Всё обо всём»
11.00 Городская квест-игра «Тропинками Тамбова»
16.30 Беседа «Как вести себя в театре» 1-8 Воспитатели, вожатые
10.06. 10.00 Торжественная линейка, посвящённая Дню России.
10.30 Конкурс рисунков на асфальте «Моя Россия»
11.00 Экскурсия в МЧС
16.30 Занятия в кружках «Вернисаж», «Арабеск»
1-8 Воспитатели, вожатые, педагоги доп. образования
14.06 10.00 Беседа на тему «Безопасность на воде»
11.00 Библиотека №13
16.30 Конкурс рисунков «Мой любимый Тамбов» 1-8 Воспитатели, вожатые
15.06 10.00 Городской фестиваль песни «С песней весело шагать»
10.00 Занятия в кружках Центра творчества детей и подростков
16.30 Фестиваль «Раскрасим мир сами» 1-8 Воспитатели, вожатые
16.06 10.00 Библиотека №13
12.00 Безопасное поведение при пожаре.
16.30 Игры на свежем воздухе 1-8 Воспитатели, вожатые
17.06 10.00 Профилактическая беседа с сотрудниками ГИБДД
11.00 Соревнования по мини-футболу
12.00 Велофестиваль «Солнце на спицах»
16.30 Конкурс рисунков по ЗОЖ 1-8 Воспитатели, вожатые
физрук
20.06
9.30 Творческая мастерская в кружке «Вернисаж»
11.00 Игра по станциям «На волне детства»
16.30 Вас приглашает студия «Арабеск»
1-8 Воспитатели, вожатые,
педагоги доп. образования
21.06.
10.00 Городская военно-спортивная игра «Юные защитники»
10.30 Библиотека №13 «Чистые дети умнее всех на свете»
16.30 Спортивные игры на свежем воздухе
1-8
Воспитатели, вожатые, физрук,
педагоги доп. образования
22.06.
10.00 Линейка, посвящённая Дню памяти и скорби
11.00 Экскурсия к памятнику офицеру
16.30 Беседы по отрядам «Герои: военные и мирные» 1-8
Воспитатели, вожатые
23.06.
10.30 Минутка здоровья «Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге»
10.30 Библиотека №13 «Дети-герои войны» 1-8
Воспитатели, вожатые
24.06.
10.00 Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой.
10.30 Экологическая викторина.
11.00 Сеанс кино. ДЦ «Мир» «Миньоны».
16.30 Конкурс творческих работ «Здоровье планеты в наших руках!» 1-8
Воспитатели, вожатые
27.06.
10.00 Спортивная игра «Весёлые старты»
12.00 Беседа, посвящённая Международному Дню борьбы с употреблением наркотических средств «Мы за ЗОЖ!» 1-8
Воспитатели, вожатые, физрук
28.06.
10.00 Творческая мастерская в кружке «Юные художники»
10.30 Библиотека №13 «Мойдодыр»
16.30 Минутка здоровья «Зелёная аптечка» 1-8
Воспитатели, вожатые
29.06. 10.00 Занятия в кружках Центра творчества детей и подростков
12.00 Уроки здравого смысла. Страна Витаминия16.30 Отрядные мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Осторожно, дорога!» 1-8
Воспитатели, вожатые
30.06 10.00 Вас приглашает студия «Забава»
10.30 Линейка, посвящённая закрытию лагерной смены. Прощание с лагерем, заполнение Книги Интересных Дел
11.30 Сеанс кино. ДЦ «Мир» «Савва-сердце воина»
1-8 Вожатые, воспитатели

Начальник лагеря:
Л.Б. Оксузьян

Приложение __
Законы и правила лагеря «Солнышко»

Закон хозяина.
«Солнышко» - наш дом, мы хозяева в нем. Чистота, порядок, уют и покой зависят, прежде всего, от нас.
Закон точности.
Время дорого у нас, берегите каждый час. Каждое дело должно начинаться и заканчиваться вовремя.
Не заставляй ждать себя и не беспокой напрасно других.
Закон поднятых рук.
Наверху увидел руки – в зале тишина, ни звука.
Каждый в ответе за то, что с ним происходит.
Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее. Сначала подумай, потом действуй. Не стесняйся спросить совета.
Верь в себя и свои силы.
Найди занятие по душе. Продемонстрируй все свои таланты и способности.

Приложение _____
Для организации самоуправления в начале каждой смены проходит деловая игра, в результате которой избирается высший орган власти в лагере «Солнышко» - Солнечное собрание – совет лагеря. Он координирует и контролирует работу всех отрядов, решает текущие вопросы. Солнечное собрание
/совет лагеря/
Творческая группа «Непоседы» (досуг)
Бюро добрых услуг (трудовой сектор)
Группа «Айболит»
(санитары)
Группа «Физруки-здоровяки»
(физорги)
Дежурные командиры
Пресс-центр


На заседании проводится подведение итогов за день, в случае необходимости заслушивается отчет о жизнедеятельности отрядов, проходит подсчет заработанных баллов по следующей схеме:
Начисление баллов:
трудовой десант – 10 баллов максимально;
подготовка и участие в мероприятии - 10 баллов максимально;
1 место в любом мероприятии – 15 баллов;
2 место – 10 баллов;
3 место – 5 баллов.
Снятие баллов:
опоздание на мероприятие – 5 баллов;
оскорбление друг друга – 3 балла;
опоздание – 1 балл;




Где-то, ребята, шумят города
Где-то кого-то мчат поезда
Ну, а мы не едем –
Дома мы живем
В лагере, ребята, время проведем.
Припев:
Вот и лето пришло опять
И некогда нам скучать
Нам надо подрасти, расти
И нет времени на глупости.