Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей «Я — лидер»


Программа
Летнего оздоровительного лагеря
Дневного пребывания детей
«Я - лидер»
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………..3
Цель программы…………………………………………………………4
Задачи программы……………………………………………………….4
Принципы…………………………………………………………………4
Основные формы реализации программы……………………………..5
2. Ресурсное обеспечение программы………………………………......5
Кадровое обеспечение …………………………………………………...5
Материально-техническое и научно-методическое обеспечение……..5
3. Ожидаемые результаты……………………………………………….6
4. Формы подведения итогов……………………………………………7
5. Этапы реализации программы………………………………………..7
6. План работы…………………………………………………………..8
Отрядные дела…………………………………………………………..8
Оздоровительные мероприятия………………………………………..9
7. Режим дня……………………………………………………………..9
8. Список литературы…………………………………………………..
Пояснительная записка
 Если ты всегда впереди,
В массе жизни, в гуще событий
И других готов за собою вести-
Значит ты по натуре – Лидер!..
Актуальность
Для современного общества актуальна потребность в социально-активной позиции детей и молодежи. В условиях модернизации образования на первое место выходит проблема формирования лидерских качеств личности ребенка через включение его в различные виды деятельности на всех этапах школьной жизни.
Существование этой проблемы обусловлено целым рядом причин, имеющих как объективный, так и субъективный характер:
- размытость ценностных ориентиров в ближайшем окружении ребенка приводит к инфантилизму в школьной среде и безразличию к окружающей действительности;
- неготовность к самостоятельным действиям влечет за собой потребность учащихся в перекладывании ответственности за решения проблем на взрослых.
Для собственной успешности в социуме подростку необходимы знания и умения, с помощью которых он сможет не только заявлять собственную жизненную позицию, но и активно реализовывать ее в рамках определенной деятельности.
Формирование активной позиции – это формирование позитивного отношения к жизни, развитие способности рефлексировать, умение организовывать людей, навыки решения проблем с помощью единомышленников.
Организация подготовки лидеров строится на основе сотрудничества и взаимного уважения. Только на этих основаниях закладывается фундамент социальной инициативы, способности работать с человеком и для человека.
Цель: Создание условий для выявления и развития лидерских качеств у детей по средствам организации профильной смены в условиях оздоровительного лагеря.
Задачи:
обучающие:- способствовать формированию организаторских знаний и умений, составляющих основное содержание теории лидерства.развивающие:- способствовать формированию коллективно-творческого мышления;- способствовать развитию творческого, коммуникативного потенциала подростков в процессе участия в совместной коллективно-творческой деятельности.воспитательные:- способствовать межвозрастному общению, обмену организаторскими знаниями, умениями и навыками между педагогами и участниками смены;- способствовать сплочению лидерского актива;- активизировать подростков к социальной активности и творчеству.
Возраст участников:от 7 до 12 лет
Количество участников: 50 человек
Сроки реализации программы: 29.06.2015-25.06.2015г. (18 дней)
Предполагаемая база (место реализации программы): МБОУ ДОД ЦВР п. Ванино
Принципы построения программы:
- принцип психологической комфортности – создаются условия, обеспечивающие снятие всех стресс образующих факторов;
- принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор;
- принцип креативности – приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;- принцип деятельности – новое знание вводится не в готовом виде, а через «открытие» его детьми. Изложенные выше принципы не только обеспечивают формирование у детей познавательных интересов, творческого мышления, но и способствуют сохранению и поддержке их здоровья.
Формы работы:
- «Дежурство по здоровью» (детский контроль за выполнением самых простых и элементарных правил гигиены);
-«Пятиминутки по здоровью» (беседы о здоровом);
-«Веселые переменки» (активные игры, физминутки, зарядка);
-Творческие мастерские;
- КТД;
-Экскурсии и т.д.
Ресурсное обеспечение программы
Кадровый состав:
В реализации программы участвуют опытные педагоги образовательной организации.
Начальник лагеря;
Кружковая рабата – 3 педагога
Педагоги – 4 педагога
Педагог организатор;
Медсестра.
Материально-техническое, научно-методическое обеспечение и нормативные документы:
Материально-техническое Научно-методическое обеспечение Нормативные документы
Игровая комната Библиотека Закон об образовании
Настольные игры Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинский муниципального района Хабаровского края
Стулья, столы Сборники сценариев и массовых мероприятий Программа учреждения 2014-2018 гг.
муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинский муниципального района Хабаровского края
Телевизор и DVD -плеер Методические рекомендации по организации летнего отдыха детей Коллективный договор
муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» городского поселения «Рабочий поселок Ванино» Ванинский муниципального района Хабаровского края
на 2012-2015год
Компьютеры Сборники сценариев и массовых мероприятий Инструкции по ТБ, спортивно –правовые нормы
Фотоаппарат DVD –диски Положение об оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей
Видеокамера Аудио магнитофон Микрофоны Канцтовары Мячи Скакалки Обручи Кегли Фишки Бадминтон Аптечка Сценические костюмы Спортивная площадка Ожидаемые результаты:
всестороннее развитие ребёнка в условиях лагерной смены оздоровительной направленности;
- укрепление физических и психических сил ребёнка;
- приобретение новых знаний и умений, то есть положительный жизненный опыт ребёнка должен стать результатом успешной деятельности лагеря;
- удовлетворение запросов родителей.
Формы подведения итогов
С детьми: творческие выставки, концерт, инсценированное представление, информация для сайта Центра.
С родителями: выставка и концерт для родителей.
Этапы реализации программы:
Подготовительный этап
-разработка программы на смену,
-подготовка методического материала для работы,
-комплектование детей в группы,
-составление необходимой документации для деятельности смены (план-сетка, должностные обязанности, инструкции по ТБ и т.д.)
Организационный этап
-встреча детей,
- проведение диагностики,
-знакомство с правилами поведения в лагере.
3.Основной этап
-реализация основной программы смены,
-вовлечение обучающихся в различные виду коллективно-творческих дел,
-освещение смены в СМИ,
Содержание программы
Достижение поставленных целей и задач достигается в ходе смены через:
систему организации и проведения общелагерных и отрядных дел творческого характера;
работу органов самоуправления;
систему стимулирования участия в деятельности;
систему личностного роста каждого участника смены;
систему учебно-развивающих занятий;
работу творческого центра.
Направления деятельности
Обучение
Учебное содержание программы несет в себе как обучающую, и так и воспитательную функцию, реализация которых призвана сформировать лидерскую позицию подростка с помощью определенной системы знаний, умений и навыков, приобщить их к организационной и управленческой культуре, подготовить к самостоятельной общественно значимой деятельности.
Обучающий этап включает в себя:- «Школу лидера» (теоретический и практический курсы)- «Копилка лидера» (игровые тренинги)
Обучение проходит в разнообразных формах: лекционные и практические занятия, деловые и ролевые игры, тренинги и др.
1.«Школа лидера».
Понятие лидерства. Как организовать себя?
Как организовать других (умение руководить группой, принимать коллективные решения)
Приемы творческого мышления
Культура общения – умение слушать и говорить
Алгоритм действий для достижения социального успеха через эффективные средства общения
Тестирование на коммуникативность с дальнейшим тренингом общения, деловые игры, упражнения
2. «Копилка лидера».
Игры на знакомство
Игры на поднятие эмоционального фона
Тренинги на доверие
Игры на сплочение
Игры на выявление лидера
Развитие
Направлен на выявление и формирование творческих способностей участников смены.
Предполагает работу творческого центра:
Медиа-центр
Творческая мастерская
Работа участников смены в обучающих и развивающих центрах осуществляется по принципу «вертушки».
Направлен на формирование активного творческого мышления, развитие творческих способностей, формирование навыков применения методики КТД на практике.
Участники смены получают возможность применить на практике те знания, которые получили на теоретических занятиях. Воспитатели отрядов выступают в роли наблюдателей и консультантов.
По итогам участия, подготовки и реализации отрядных и общелагерных дел каждый участник смены получает «Звёзды Лидера»:- жёлтая «Звезда Лидера» - участник;
- синяя «Звезда Лидера» - генератор идей;
- красная «Звезда Лидера» - организатор.
«Звёзды Лидера» закрепляется ежедневно в «Карте личных достижений», находящейся в каждом отряде. А так же по итогам голосования выявляется «Лидер дня», информация о котором, вывешивается на общелагерном стенде «Наши успехи».
Оздоровительные мероприятия
№ п/п Мероприятия Сроки Ответственные
1 Утренняя гимнастика Ежедневно Воспитатели
2 Водные и воздушные процедуры В соответствии с распорядком дня Воспитатели
3 Витаминизация питания Ежедневно, в соответствии с меню 4 Санитарный минимум с педагогами 1 раз в неделю Начальник лагеря
5 Спортивные и развлекательные мероприятия По плану досуговых мероприятий Педагоги
6 Бассейн 2 раза в неделю Воспитатели
7 Мониторинг физического развития и оздоровления воспитанников В течение смены Медсестра
План работы.
Отрядные дела:
День Содержание деятельности
29 . июня «Свистать всех наверх»- инструктаж по правилам поведения в лагере, репетиция эвакуации из здания ЦВР
«Давайте познакомимся» - психологическая игра
Отрядный разговор «Расскажи мне о себе»
Оформление отрядных уголков, подготовка к открытию лагеря. Выборы органов самоуправления.
Квест на командообразование
Кружковая работа
30 июня «Школа лидера»: Метод взаимодействия
«Медиа-центр»:
«Копилка лидера»: Игры на взаимодействие
«Творческая мастерская»
КТД: Познавательно – игровая программа “Разум и чувства, или береги здоровье смолоду”
1 июля «Школа лидера»: Понятие лидерства
«Творческая мастерская»
«Медиа - центр».
Культурно массовые мероприятия (по графику)
КТД: Открытия смены «Здравствуйте! Это мы!»
2 июля «Школа лидера»: Понятие общения 
«Копилка лидера»: Игры на знакомство
«Медиа - центр».
«Творческая мастерская»
Культурно массовые мероприятия (по графику)
КТД: «Лидер» в олимпийской деревне»
3 июля «Школа лидера»: Тестирование «Я - лидер» Культура общения
«Копилка лидера»: упражнения на выявление лидера
«Медиа - центр»
«Творческая мастерская»
Культурно массовые мероприятия (по графику)
КТД: Музыкальная игра «Угадай мелодию»
6 июля «Школа лидера»: Образ лидера Бесконфликтное общение – путь к пониманию
«Копилка лидера»: Тренинг личностного роста
«Медиа - центр»
«Творческая мастерская»
Культурно массовые мероприятия (по графику)
КТД: «Фестиваль искусств»
7 июля «Школа лидера»: Стили лидерства: сильные и слабые стороны 
«Копилка лидера»: Игры на доверие
«Медиа - центр»
«Творческая мастерская»
Культурно массовые мероприятия (по графику)
КТД: Развлекательно-игровая программа «Солнечный круг»
8 июля «Школа лидера»: Как достигать целей. Вербальные и невербальные средства общения 
«Копилка лидера»: Игры на поднятие эмоционального фона 
«Медиа-центр»
«Творческая мастерская»
Культурно массовые мероприятия (по графику)
КТД: Игра «Веселая 7-Я»
9 июля «Школа лидера»: Лидер и его команда, Я умею не только говорить, но и слушать 
«Копилка лидера»: Игры на командообразование
«Творческая мастерская»
«Медиа -центр»
Культурно массовые мероприятия (по графику)
КТД: «Все вместе» (спортивное ориентирование на местности)
10 июля «Школа лидера»: Критика должна быть позитивной. Деловой словарик лидера 
«Копилка лидера»: Подвижные игры
«Творческая мастерская»
«Медиа-центр»
Культурно массовые мероприятия (по графику)
КТД: Военно-спортивная игра “Миссия выполнима”
13 июля «Школа лидера»: Метод взаимодействия (1 занятие) Как завоевать друзей 
«Копилка лидера»: Игры на контактность
«Творческая мастерская»
«Медиа-центр»
Культурно массовые мероприятия (по графику)
КТД: Игровая программа «Мистер и Мисс лета»
14 июля «Школа лидера»: Технологии успеха 
«Копилка лидера»: Игры-квесты
«Медиа-центр»
«Творческая мастерская»
Культурно массовые мероприятия (по графику)
КТД: Игра «В поисках сокровищ»
15 июля «Школа лидера»: РR- технологии 
«Копилка лидера»: Деловые игры
«Медиа-центр»
«Творческая мастерская»
Культурно массовые мероприятия (по графику)
КТД: «ФЛЕШМОБ» исполнение отрядных песен и запись на видео
16 июля «Школа лидера»: Социальное проектирование (теория)
«Копилка лидера»: Деловые игры
«Медиа-центр»
«Творческая мастерская»
Культурно массовые мероприятия (по графику)
КТД: Игра «Шпионы»
17 июля «Школа лидера»: Социальное проектирование (практика)
«Копилка лидера»: Ролевые игры 
«Медиа-центр»:
«Творческая мастерская»
Культурно массовые мероприятия (по графику)
КТД Самопрезентация – визитная карточка
20 июля «Школа лидера»: Убеждение собеседника 
«Копилка лидера»: Развивающие игры
«Медиа-центр»:
«Творческая мастерская»
Культурно массовые мероприятия (по графику)
КТД: Игра «Эстафеты»
21 июля «Школа лидера»:
«Копилка лидера»: Конкурс игротехников 
«Медиа-центр»
«Творческая мастерская»
Культурно массовые мероприятия (по графику)
КТД: Фестиваль «Звездный дождь»
22 июля Подготовка к закрытию смены
Операция «Нас здесь не было»
КТД: «Закрытие лагерной смены»
Деятельность лагеря дневного пребывания осуществляется согласно следующего режима:
08.45 – 09.00 - общий сбор,
зарядка09.15 – 10.00 – завтрак
10.00-10.15 – утренняя линейка
10.15- 11.30 – работа по плану отрядов
11.30-13.00 - занятия в «Школе лидера» и творческих центрах13.00 - 14.00 – обед
14.00 - 15.30 –работы по плану отрядов, экскурсии, конкурсы, культурно-массовые и спортивные мероприятия;
15.30 – 16.00 - подведение итогов дня;16.00 - уход домой.

Список литературы
Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2009 г.
Балашова Т.Д. – В помошь организатору детского оздоровительного лагеря [Текст]/ Т.Д. Балашова. - М: МГПО,2000.-112с.
Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г.-152с.
Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М.: ВАКО, 2008 г.-134с.
Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2007 г.-192с.
Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.-165с.
Соколова Л.А. Необыкновенные праздники дома, в школе и во дворе для детей от 2 до 14 лет [Текст]/ Л.А. Соколова.- Новосибирск: Сибирское университетское издание, 2007.-165с.
Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г.-132с.
Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009.-125с.