Сценарий открытого общешкольного классного часа, посвященного Дню поэзии и Году Российского кино, на тему «Поэзия в кинематографе».


Сценарий открытого общешкольного классного часа, посвященного Дню поэзии и Году Российского кино, на тему «Поэзия в кинематографе».
Мероприятие проводится в актовом зале школы. Если такового не имеется, тогда необходимо оформить школьный спортзал соответствующим образом.
На сцене экран для презентаций, музыкальные инструменты для исполнения романсов. Перед сценой, ближе к центру зала, стол и 2 кресла, задрапированные шелком и парчой. Под сценой с одной стороны стол с диафильмами и диапроекторами, старые бобины с фильмами и кинопроектор, а также видеомагнитофон и кассеты. С другой стороны – полки с книгами, свечи, трость, шляпа-цилиндр. В центре зала – микрофоны. Ведущие (учитель литературы и ученик) находятся возле стола, чтецы выходят к микрофонам.
Коневы Никита и Лиза.
«Сильное кино» (А.Барто)
Заранее, заранее
Всё было решено:
У школьников собрание, потом у них кино.
Домой придет мой старший брат,
Он мне расскажет
Всё подряд.
Он объяснит мне,
Что к чему,
А я большая!
Я пойму.
И вот он начал свой рассказ:
- они ползут,
А он им – раз!
А тут как раз
Она ползла, а он как даст ему
Со зла!
Она им – раз!
Они ей – раз!
Но тут как раз
Её он спас,
Он был с ней заодно.
Ух, сильное кино!
Нет, видно, я еще мала, я ничего не поняла.
Звучит песня Марка Бернеса «О кино».
В это время выходят ведущие (учитель и ученик) и на слове «чудеса» останавливаются перед зрителями.
Ученик: Как же я люблю кино! Мне кажется, что кино – это самый интересный вид искусства! Но Вам не понять: Вы любите свою литературу, поэзию!
Учитель: Каждое искусство прекрасно по-своему. Прелесть киноискусства заключается в том, что оно способно вместить в себя и прекрасную поэзию, и прекрасную музыку, и прекрасный видеоряд.
Ученик: Так, значит, литература и кинематограф могут дополнять друг друга?
Учитель: Ты совершенно прав! Вы наверняка знаете, что последние восемь лет каждый год президент посвящает той или иной актуальной сфере для привлечения к ней общественного внимания. Так, 2015-ый был годом литературы, а 2016 объявлен годом российского кино.
Ученик:
Сто лет российскому кино.Я полюбил его давно.Тому, наверно, двести лет...Что означает твое «нет»?А! То, что двести больше ста.Ну, эта истина проста.Известно: "Истина в кине".А я люблю его вдвойне.
Видео с речью Президента о Годе Российского кино.
Ученик: История кино начинается в 19 веке. Признанными изобретателями кинематографа стали французы, братья Луи и Огюст Люмьеры. Аппаратура Люмьеров оказалась очень удобной, с её помощью можно было легко снимать и демонстрировать фильмы на большом экране. "Синематограф" - именно так называлось устройство Люмьеров.
Учитель: До 1927 г. практически все фильмы были "немыми", они содержали лишь изображение, без звука. Но немое кино никогда не смотрели в тишине! С самого начала появления кино, появилась и профессия тапёра. Тапёр — пианист, от художественного вкуса и мастерства которого, во многом зависит то впечатление, которое произведёт на вас сам фильм. Конечно, не только фортепианная музыка сопровождала кинопоказы.
Видео (из немого кино)+ аккомпанемент Марии Владимировны Соколовой, учителя музыки.
Ученик: Известно, что кино в Россию завезли французы. Было это в начале 1896-го. Однако многие русские фотографы сумели быстро научиться новому ремеслу. Уже в 1898-м документальные сюжеты снимались не только иностранными, но и русскими операторами. Но до появления русских игровых лент оставалось еще целых 10 лет.
Учитель: Первый российский фильм вышел на экраны в 1908 году. Правда длился недолго – всего семь минут. Этот фильм назывался « Понизовая вольница».
Ученик: Первый цветной фильм - « Броненосец Потемкин». Автор Сергей Эйзенштейн лично кисточкой на киноплёнке раскрасил флаг, который подняли над кораблём восставшие матросы, в красный цвет. Но это, к сожалению, был единственный цветной кадр в фильме.
Учитель: Первый кинофестиваль в России состоялся в 1935 году. А первые декорации были нарисованы на холсте. Позже скульптор и художник Б. Мухин предложил сделать их объемными, и использовать щиты с настоящими дверями и окнами.
Ученик: Самую престижную кинонаграду планеты - ежегодную премию "Оскар" Американской академии киноискусств получали такие российские фильмы, как документальный фильм "Разгром немецко-фашистских войск под Москвой" Леонида Варламова и Ильи Копалина в 1942 году. Затем "Оскар" получила картина  "Радуга" Марка Донского (1944), "Война и мир" Сергея Бондарчука (1968), "Дерсу Узала" Акиры Куросавы (1975, совместное производство СССР и Японии),  "Москва слезам не верит" Владимира Меньшова (1980) и "Утомлённые солнцем" Никиты Михалкова в 1994 году.Учитель: В 2000 году премия "Оскар" была присуждена российскому режиссеру, художнику-мультипликатору Александру Петрову  за лучший короткометражный мультфильм года "Старик и море", снятый по мотивам Хемингуэя. Мультфильм "Старик и море"
Ученик: Первый советский боевик – « Пираты 20 века»
Учитель: Первый советский фильм катастрофа – « Экипаж»
Ученик: Первый советский фильм ужасов – « Вий», который к сожалению в первоначальном виде не сохранился.
Учитель: Самый дорогой советский фильм – « Война и мир». Если перевести полученные деньги на сегодняшние это составило бы около 700 млн. долларов. Для эпохи советских времен это было очень много.
Ученик: Самый длинный сериал « Вечный зов». Фильм демонстрировался в несколько этапов с 1873 по 1983.

Учитель: 21 марта каждый год отмечается Всемирный день поэзии и в связи с этими двумя событиями наш сегодняшний классный час будет посвящен поэзии в кинематографе.
Ученик: А какое ваше любимое стихотворение?
Учитель: Вот послушай.
Хоменкова Полина.
«По улице моей который год...»
20853401714500По улице моей который год
звучат шаги - мои друзья уходят.
Друзей моих медлительный уход
той темноте за окнами угоден.
Запущены моих друзей дела,
нет в их домах ни музыки, ни пенья,
и лишь, как прежде, девочки Дега
голубенькие оправляют перья.
Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх
вас, беззащитных, среди этой ночи.
К предательству таинственная страсть,
друзья мои, туманит ваши очи.
О одиночество, как твой характер крут!
Посверкивая циркулем железным,
как холодно ты замыкаешь круг,
не внемля увереньям бесполезным.
Так призови меня и награди!
Твой баловень, обласканный тобою,
утешусь, прислонясь к твоей груди,
умоюсь твоей стужей голубою.
Дай стать на цыпочки в твоем лесу,
на том конце замедленного жеста
найти листву, и поднести к лицу,
и ощутить сиротство, как блаженство.
Даруй мне тишь твоих библиотек,
твоих концертов строгие мотивы,
и - мудрая - я позабуду тех,
кто умерли или доселе живы.
И я познаю мудрость и печаль,
свой тайный смысл доверят мне предметы.
Природа, прислонясь к моим плечам,
объявит свои детские секреты.
И вот тогда - из слез, из темноты,
из бедного невежества былого
друзей моих прекрасные черты
появятся и растворятся снова.
Ученик: Грустно. А я слышал это стихотворение в одном фильме. Этот фильм знают все. Его каждый год показывают по телевизору накануне Нового года. Это фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром».
Учитель: Всё правильно. Фильмы легендарного режиссёра Эльдара Рязанова имеют обыкновение воздействовать на зрителя трижды: видеорядом, словом и музыкой. Стихи в его кино играют особую роль: они переплетаются с сюжетом, углубляют его, делают многограннее, иногда ненавязчиво разъясняют. Иногда поэзия в его фильмах звучит отдельным речитативом, а иногда становится песней.
Мария Владимировна, учитель музыки.
Звучит романс:
А напоследок я скажу:Прощай любить не обязуйся.С ума схожу. Иль восхожуК высокой степени безумства.Как ты любил ты пригубилПогибели. Не в этом дело.Как ты любил? Ты погубил.Но погубил так неумелоРаботу малую високЕще вершит, но пали руки,И стайкою, наискосокУ уходят запахи и звуки.А напоследок я скажу:Прощай любить не обязуйся.С ума схожу. Иль восхожуК высокой степени безумства.
Учитель: А сейчас давайте немного поиграем.
Конкурс с угадыванием песни из фильма. На экране через проектор показывается картинка и звучит музыка из известных всем фильмов, а ученики отгадывают.

Учитель: Говоря о поэзии в кинематографе, в первую очередь вспоминаешь Бэллу Ахмадуллину – поэта, чьи стихотворения звучат в фильмах, начиная с 1962 года.
21539201968500Желязкова Ульяна.
О, мой застенчивый герой,
ты ловко избежал позора.
Как долго я играла роль,
не опираясь на партнера!
К проклятой помощи твоей
я не прибегнула ни разу.
Среди кулис, среди теней
ты спасся, незаметный глазу.
Но в этом сраме и бреду
я шла пред публикой жестокой -
все на беду, все на виду,
все в этой роли одинокой.
О, как ты гоготал, партер!
Ты не прощал мне очевидность
бесстыжую моих потерь,
моей улыбки безобидность.
И жадно шли твои стада
напиться из моей печали.
Одна, одна - среди стыда
стою с упавшими плечами.
Но опрометчивой толпе
герой действительный не виден.
Герой, как боязно тебе!
Не бойся, я тебя не выдам.
Вся наша роль - моя лишь роль.
Я проиграла в ней жестоко.
Вся наша боль - моя лишь боль.
Но сколько боли. Сколько. Сколько.
Ученик: Что касается фильмов Эльдара Рязанова, то там звучат стихотворения, авторами которых были не только Ахмадуллина, но и сам Рязанов, а также Кочетков, Киплинг, Заболоцкий, Евтушенко и Цветаева.
Антонова Злата.
Звучит песня на слова М.Цветаевой
Мне нравится, что Вы больны не мной
Мне нравится, что Вы больны не мной,Мне нравится, что я больна не Вами,Что никогда тяжёлый шар земнойНе уплывёт под нашими ногами…
Мне нравится, что можно быть смешной,Распущенной, и не играть словами,И не краснеть удушливой волной,Слегка соприкоснувшись рукавами.
Спасибо Вам и сердцем, и рукой,За то, что Вы меня, не зная сами,Так любите, за мой ночной покой,За редкость встреч закатными часами,
За наше негулянье под Луной,За Солнце не у нас над головами…За то, что Вы больны, увы, не мной,За то, что я, увы, больна не Вами…
Ученик: Во многих Отечественных фильмах звучат трогательные стихотворения о любви. Мне запало в душу это:
Дима Яковлев, Кристина Хакимова и учитель (по ролям: он, она и авторские слова).
Баллада о прокуренном вагоне
Дима:
- Как больно, милая, как странно,Сроднясь в земле, сплетясь ветвями —Как больно, милая, как странноРаздваиваться под пилой.Не зарастет на сердце рана,Прольётся чистыми слезами,Не зарастет на сердце рана —Прольётся пламенной смолой.
Кристина:
— Пока жива, с тобой я буду —Душа и кровь нераздвоимы, —Пока жива, с тобой я буду —Любовь и смерть всегда вдвоём.Ты понесёшь с собой, любимый,Ты понесёшь с собой повсюду,Ты понесёшь с собой повсюдуРодную землю, милый дом.
Дима:
- Но если мне укрыться нечемОт жалости неисцелимой,Но если мне укрыться нечемОт холода и темноты?
Кристина:
— За расставаньем будет встреча,Не забывай меня, любимый,За расставаньем будет встреча,Вернёмся оба — я и ты.
Дима:
— Но если я безвестно кану —Короткий свет луча дневного, —Но если я безвестно кануЗа звёздный пояс, млечный дым?
Кристина:
— Я за тебя молиться стану,Чтоб не забыл пути земного,Я за тебя молиться стану,Чтоб ты вернулся невредим.
Учитель:
Трясясь в прокуренном вагоне,Он стал бездомным и смиренным,Трясясь в прокуренном вагоне,Он полуплакал, полуспал,Когда состав на скользком склоне,Вдруг изогнулся страшным креном,Когда состав на скользком склонеОт рельс колеса оторвал.
…И никого не защитилаВдали обещанная встреча,И никого не защитилаРука, зовущая вдали…
Дима:
С любимыми не расставайтесь,
Кристина:
С любимыми не расставайтесь,
Учитель:
С любимыми не расставайтесь,Всей кровью прорастайте в них, —И каждый раз навек прощайтесь,И каждый раз навек прощайтесь,И каждый раз навек прощайтесь,Когда уходите на миг!
Ученик: В наших любимых фильмах звучат не только стихотворения о любви, но и замечательные романсы.
Абсаликова Мария.
Звучит романс:
Под лаской плюшевого пледаВчерашний вызываю сон.Что это было? Чья победа?Кто побежден? Кто побежден?Все передумываю снова,Всем перемучиваюсь вновь.В том, для чего не знаю слова,В том, для чего не знаю слова,Была ль любовь?
Кто был охотник? Кто добыча?Все дьявольски наоборот.Что понял, длительно мурлыча,Сибирский кот, сибирский кот?
В том поединке своеволийКто, в чьей руке был только мяч,Чье сердце? Ваше ли, мое ли?Чье сердце? Ваше ли, мое лиЛетело вскачь?
И все-таки — что ж это было?Чего так хочется и жаль?Так и не знаю: победила ль?Побеждена ль?Побеждена ль?
Учитель: В последнее время снимается множество фильмов, посвященных жизни и творчеству великих поэтов. Так, например в сериале ««Маяковский. Два дня», посвященном последним дням жизни известного советского поэта Владимира Маяковского, звучат его стихотворения:
Видео со стихами Маяковского (фрагмент фильма).
Ученик: В 2005 году был снят сериал под названием Есенин в главной роли с Сергеем Безруковым:
Шкамплетова Екатерина.
22520245143500«Мне осталась одна забава…»
Сергей Есенин
Мне осталась одна забава:Пальцы в рот — и веселый свист.Прокатилась дурная слава,Что похабник я и скандалист.
Ах! какая смешная потеря!Много в жизни смешных потерь.Стыдно мне, что я в бога верил.Горько мне, что не верю теперь.
Золотые, далекие дали!Все сжигает житейская мреть.И похабничал я и скандалилДля того, чтобы ярче гореть.
Дар поэта — ласкать и карябать,Роковая на нем печать.Розу белую с черною жабойЯ хотел на земле повенчать.
Пусть не сладились, пусть не сбылисьЭти помыслы розовых дней.Но коль черти в душе гнездились —Значит, ангелы жили в ней.
Вот за это веселие мути,Отправляясь с ней в край иной,Я хочу при последней минутеПопросить тех, кто будет со мной,-
Чтоб за все за грехи мои тяжкие,За неверие в благодатьПоложили меня в русской рубашкеПод иконами умирать.
Учитель: Говоря о поэзии, невозможно не вспомнить А.С. Пушкина, который вдохновлял
своим творчеством как известных поэтов и писателей, так и простых людей. Так, в 1979 году учитель русского языка и литературы, готовясь к классному часу, сочинила стихотворение, которое её ученик положил на музыку. Получился трогательный романс, автором которого является Ольга Николенко.

Звучит романс «Натали». Исполняет Василиса Суворова.
Учитель: Давайте снова поиграем.
Конкурс с угадыванием фильмов. На экран выводятся всем известные фрагменты, но лица главных героев прикрыты картинками с кошками.
Ученик:
Ну вот и кончается наше кино.
Уходит герой... А куда ему деться?
Ещё пять минут будет в зале темно —
И кончится фильм, как кончается детство...
 
Уходит мальчишка, назад не глядит,
Уходит от нас в непонятные дали.
А то, что уйдёт он из фильма один,
Снимая кино, мы вначале не знали.
 
Нам так бы хотелось, чтоб вместе они
Ушли по траве, пересыпанной росами...
Но только сейчас, как и в прежние дни,
Бросают ребят эти умные взрослые.
 
Кончается фильм, и подумать пора —
Куда ему деться в степи беспредельной:
Быть может, в ребячий рассказ у костра,
А, может быть, снова в кино самодельное?
 
Но только хватает забот нам пустых...
Мальчишка придуман... А вы и поверили!
...Но всё-таки вспомни: а может, и ты,
Встречал его средь городской суеты
Идущего, словно по выжженной прерии...
Учитель: Вот и подошел к концу наш классный час. Читайте хорошие книги, смотрите добрые фильмы. Ведь хороший фильм, также как и книга, может стать другом, которого мы будем вспоминать, и размышлять о нём.