Конспект урока по музыке на тему Волшебная палочка (5 класс)


Тема урока: «Волшебная палочка дирижера». (5 класс)
Тип урока: ОНЗ
Тема полугодия: «Музыка и литература». Урок №24.
Базовый учебник: Учебник Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 5 класс, Москва «Просвещение» 2014 г.
Цель: показать особое значение роли дирижёра при исполнении симфонической музыки.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с историей возникновения дирижерской палочки.
Показать выразительные возможности различных групп инструментов, входящих в симфонический оркестр; познакомить со знаменитыми дирижерами.
Учить определять тему урока, ставить перед собой задачи.
Учить находить главную мысль, формулировать ее.
Учить характеризовать музыкальные образы.
Развивающие:
Развивать навыки контроля и самоконтроля.
Развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Развивать умение анализировать, систематизировать, обобщать.
Развивать внимание, логическое мышление, память.
Развивать творческие способности.
Воспитательные:
Формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.
Воспитывать слушательскую культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки.
Планируемые результаты Метапредметные:
Личностные УУД:
Формировать способность к самооценке, реализовать творческий потенциал в предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше».
Регулятивные УУД:
Овладение способностью в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи, принимать и сохранять их.
Формирование умения планировать в сотрудничестве с учителем свои действия для решения задачи.
Формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Коммуникативные УУД:
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД:
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания;
Формирование умения строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Предметные:
Учить определять тему урока, ставить перед собой задачи.
Проявление интереса к новому содержанию занятия.
Выполнять задания творческого и поискового характера.
Организация пространства Эвристическая беседа, фронтальная беседа, индивидуальная работа.
Методы обучения Словесные, наглядные, практические, самостоятельная работа.
Виды организации деятельности учащихся на уроке: Совместная деятельность по достижению цели урока.
Творческие задания.
Самостоятельная работа.
Музыкальная пауза.
Фронтальный опрос.
Практическая деятельность.
«Мозговой штурм».
Этапы урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащихся УУД
Самоопределение к учебной деятельности Доброе утро, ребята!
В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, зелеными листочками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке. 
Улыбкой ясная природа Сквозь сон встречает утро года; Синея, блещут небеса. Еще прозрачные леса, Как будто пухом зеленеют. 
Актуализация опорных знаний
«Мозговой штурм» Давайте повторим некоторые музыкальные понятия, которые пригодятся нам на уроке.
Что такое темп в музыке?
Как называется окраска звука в музыке?
Как называется движение в музыке?
Как звучит музыка, написанная в минорном ладу?
Как звучит музыка, написанная в мажорном ладу?
Многочисленный коллектив музыкантов, играющих на разных инструментах.

Как называют музыкантов в оркестре?
Музыкант, руководитель оркестра.
Молодцы, вы правильно ответили на вопросы.
Скорость звуков
Тембр
Динамика
Протяжно, уныло
Весело, торжественно, звонко
Оркестр
Оркестранты
Дирижёр Определение темы урока, целеполагание Ребята, сегодня на уроке мы поговорим об одной из очень важных профессий.
Посмотрите слайд. (1)
Какой профессии человека вы видите?
Что он держит в руках?
Как вы думаете, о ком и о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Чему будем учиться на уроке?
Давайте проверим наши предположения и обратим внимание на слайд.(2)
Тема урока: «Волшебная палочка дирижёра» Почему она волшебная?

На этот вопрос мы будем отвечать весь урок
Это дирижёр! Он главный в оркестре, руководит оркестром.
В руке держит дирижерскую палочку
Сегодня на уроке мы будем говорить о симфоническом оркестре, о дирижёрах симфонического оркестра, о группах музыкальных инструментов, которые входят в симфонический оркестр.
На уроке мы будем учиться давать характеристику классической музыке, музыкальным образам.
«Открытие» новых знаний Очень часто композиторов сравнивают с художниками. Художник рисует красками, а композитор музыкой. И сейчас мы с вами послушаем и посмотрим симфонию №1 Л.В.Бетховена. Послушайте внимательно, чтобы потом ответить на вопросы.
-Ребята, понравилась ли вам музыка?
-Скажите, какая музыка по характеру?
-какими красками нарисовал композитор эту музыку?
- Назовите оркестр, которым управляет дирижер Герберд Караян
Посмотрите на слайд (3) и скажите сколько групп инструментов входят в состав симфонического оркестра?

Назовите группы инструментов, входящие в состав симфонического оркестра.
Слайд (5)
Ребята, давайте посмотрим и назовем инструменты, которые входят в группы симфонического оркестра.

Все инструменты занимают в оркестре определенные места.
А теперь давайте посмотрим на инструменты, которые правильно распределены по группам.
Слайд (6)

Просмотр видео-ролика. (Симфония №1)
Ответы детей.
Симфонический оркестр.
В состав симфонического оркестра входит четыре группы инструментов.
В состав симфонического оркестра входят струнные смычковые, деревянные духовые, медные духовые, ударные группы инструментов.
-Группа струнно-смычковых инструментов (скрипки, альты, виолончели, контрабасы).
-Группа деревянных духовых (флейты, гобои, кларнеты, фаготы).
-Группа медных духовых (валторны, трубы, тромбоны, тубы.).
-Группа ударных инструментов.
а) шумовые: кастаньеты, трещотки, маракасы, бич, тамтам, барабаны (большой и малый). Их партии записываются на одной нотной линейке – “нитке”.
б) с определённой высотой звучания: литавры, тарелки, треугольник, колокольчик, ксилофон, виброфон, челеста.ФизминуткаА теперь давайте встанем, и распределимся на 4 группы. Угадайте, что это за группы?
Распределение на группы.
Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, где я буду называть инструменты симфонического оркестра, а вы внимательно слушаете. И присаживается та группа, инструменты которой я буду называть.
Готовы?
-Скрипка.
-Треугольник.
-Туба.
-Флейта.
-Маракасы.
-Виолончель.
-Кларнет.
-Труба.
Это группы симфонического оркестра.
Продолжение работы по теме урока А какие виды оркестров вы еще знаете?
Давайте посмотрим на слайд (7) и проверим верны ли наши предположения.

Кто руководит и дирижирует всеми оркестрами, которые вы назвали?
Скажите, а что делает дирижер?
С помощью чего дирижер руководит оркестром?
Слайд (8)

Эту палочку иногда называют волшебной. Ведь один ее взмах может вызвать гром барабанов и звуки труб, пение скрипок и трели флейты.
Слайд (9)
Но, не только у дирижера есть волшебная палочка, давайте вспомним, где можно еще встретить волшебную палочку.
История появления дирижерской палочки очень необычна и интересна.
И мы с вами сейчас это проверим. Звучит музыка, а мы в такт музыке будем стучать карандашами о парту
Скажите, мешал ли стук батуты слушанию музыки?
Стук батуты очень мешал восприятию музыки. В 19 веке появился первый скрипач оркестра, который отложил скрипку и стал дирижером. С развитием оркестровой игры появилась необходимость в более четкой ритмической организации оркестра. Возникло «тихое дирижирование» жестами рук.
Чтобы сделать руки дирижера более заметными, использовали различные предметы. Чаще всего использовали скрипичный смычок (показ смычка) или нотные листки, свернутые в рулон, некоторые использовали обыкновенную ветку с дерева. Дирижеры стояли лицом к публике - показывать ей спину считалось неприличным. Небольшую деревянную палочку для дирижера впервые применил композитор и дирижер Людвиг Шпор (Слайд 11).
Музыкантам очень неудобно было видеть жесты дирижера, который стоит
к ним спиной.
Первым, кто повернул дирижера к оркестру, стал немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер.(Слайд 12)
Чтобы дирижерская палочка была более заметной, ее делают светлой. Палочка явилась как бы продолжением руки дирижера.
Сейчас мы с вами поиграем в игру «ДИРИЖЕР» и подумаем, какова основная роль дирижера.
Теперь организуем выступление шумового оркестра.
1 ряд хлопает в ладоши
2 ряд стучит деревянными карандашами
3 ряд поочередно стучит ладонями по парте
Ребята, какой мы с вами можем сделать вывод?
Следовательно, роль дирижера очень велика. Почему?
Правильно, в переводе с французского Дирижер - направлять, управлять, руководить, а помогает ему в этом его волшебная палочка.
Все музыканты должны очень внимательно следить за жестами дирижера, если дирижер поднимает руки выше, значит инструменты должны звучать громче, если опускает ниже – тише.
Молодцы, ребята, вы были очень внимательны.

Ребята, как вы думаете, трудно быть дирижером?
Какими способностями, качествами должен обладать дирижер?
Продолжите фразу «Чтобы быть дирижером нужно…» (Слайд 13)
Известный дирижер ответил так: «Ой, их не перечислишь!
Но прежде всего это: хороший музыкальный слух, память, коммуникабельность, жизненная активность, великолепная физическая форма, громадная сила воли, широчайший кругозор знаний в самых разных областях.
Качеств очень много и лишь все вместе они дают облик профессионального дирижера.
Отсутствие какого-либо из них – уже изъян».
В нашей стране много выдающихся дирижеров, которые внесли огромный вклад в развитие дирижерского искусства. Посмотрите слайды, на которых будут представлении великие дирижеры нашей страны.
(Слайд 14)
Евгений Светланов - советский российский дирижёр, композитор и пианист. Народный артист СССР (1968). Лауреат Ленинской (1972) и Государственной премии СССР (1983). Герой Социалистического Труда (1986).
(Слайд 15)
Вероника Дударова - советский и российский дирижёр, педагог. Первая в СССР женщина-дирижер. Народная артистка СССР (1977).
(Слайд 16)
Владимир Ашкинази - пианист дирижер
(Слайд 17)
Валерий Гергиев - советский и российский дирижёр. Художественный руководитель Мариинского театра (с 1988 года), главный дирижёр Лондонского симфонического оркестра. Народный артист России (1996)[1] и Украины (2003). Лауреат двух Государственных премий России (1993, 1998)
Скажите, ребята, а достаточно ли оркестру играть вместе, слажено или нужна еще и окраска звука?
Вот представьте, если бы у нас вся природа была одного цвета, она была бы красива?
Вот и у каждого музыкального инструмента есть свой окрас.
У вас на партах лежат инструменты, подумайте и раскрасьте их в тембровые цвета.
Звучит музыка, дети раскрашивают
Давайте посмотрим на ваши результаты, в какие цвета вы раскрасили инструменты.
Итог – чем ниже тембр у инструмента, тем темнее цвет.
Из инструментов которые мы с вами раскрасили что можно создать?
А в нашей школе есть ансамбль?
И сегодня на уроке мы с вами познакомимся с песней , которую исполнял ансамбль нашей школы. Послушайте песню и скажите, какого она характера и о чем она нам рассказывает.
Где может звучать эта песня?
Предположения и ответы детей.
дирижер.
Дирижер управляет коллективом музыкантов в процессе разучивания
и исполнения ими музыкального произведения.
С помощью дирижерских жестов и небольшой деревянной палочки, которые понятны всем музыкантам мира.
У сказочных героев – фея. В мультиках – волшебники, звездочеты.
Сообщение
В 18 веке в опере дирижера называли «дровосеком» потому, что в руках
у него была палка из дерева длинной 1 метр 80 см, называли ее «батута» Батутой громко ударяли по полу в ритм мелодии. Такое дирижирование называлось «громким».
Слайд (10)
Батута - палка для «громкого» дирижирования.
(ударяет батутой по полу в такт фрагменту мелодии)
Воспринимать музыку под такой стук очень сложно. Я, думаю, что стук батуты мешал слушанию музыки.
Ребята играют сами и у них ничего не получается, затем играют с помощью учителя – дирижера.
Без дирижера шумовой оркестр не звучит.
Дирижер направляет и управляет оркестром.
Далее в качестве дирижеров выступают учащиеся.
Ответы и предположения детей.
Да, нужны средства музыкальной выразительности.
Нет, было бы все однообразно и скучно.
На партах лежат листы с изображением инструментов и цветные карандаши
оркестр, ансамбль…
Да есть. Ансамбль «Мелодия»
Слушание песни «Взрослые и дети» Слушаем песню, обсуждаем, разучиваем
Итог -С какой темой познакомились на уроке?
-Какую цель ставили в начале урока?
-Достигли ли мы поставленной цели?
-Кто такой дирижер?
-Зачем нам нужен дирижер?
-Почему палочку дирижера называют волшебной? Рефлексия Попробуйте продолжить фразы
Я сегодня узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я научился…
Мне захотелось…
Ответы детей. Д/з Подготовить доклад о российском дирижере.