Что в имени твоем, Байкал.


Учитель географии – биологии Беломестнова И.А. МОУ Даурская СОШ Забайкальский район Забайкальский край.
Урок- конференция «Что в имени твоём, Байкал»
Цель урока: показать учащимся значимость Байкала в природе и жизни человека.
Задачи урока: Образовательная: на основе полученных знаний о природе и климате Сибири обобщить и дополнить знания о Байкале; сформировать образное представление об озере Байкал как своеобразном природном комплексе, показать его значение.
Развивающая: развивать навыки коллективной работы, умение выступать перед аудиторией, формировать навыки обработки географической информации, умение обобщать и делать выводы, развивать эмоциональную сферу через эстетическое воспитание и оценку состояния окружающей среды.
Воспитательная: повышать интерес к предмету, побуждать к поиску новых дополнительных знаний, чувства сопричастности к решению экологических проблем.
Средства обучения: учебник, физическая карта России, атлас, дополнительная литература, слайды.
Форма урока: урок- конференция.

Методы работы: работа в группах, индивидуальная работа.
Ход урока.
За 1 неделю до урока учащимся было дано задание разбиться на группы и подобрать материал для урока.
1 .Орг. Момент.
2. Ведущие объявляют тему, цель и задачи урока, представляют группы, в которых работали учащиеся.
3. 1 ведущий: Лесистых гор полуовалы,
Касанье голубых лекал,
И скалы, срезанные валом,
И небо, павшее в Байкал,
И сам он - величав и вечен,
В гранитной раме вырезной,
И весь – до донышка – просвечен,
И весь - до капельки - родной.
И Ангары полёт строптивый,
И ветра крик, и гул турбин,
И птицы – сосны над обрывом,
И дикий ветер баргузин –
И в этом, без чего не в силах
Быть далью даль и ширью ширь,
И ты не мыслима, Россия,
И ты не мыслима Сибирь.
(М. Сергеев).
4. Выступление геологов.
1) Расположение озера Байкал.
2) Возраст котловины озера Байкал.
3) Размеры озера, конфигурация.
4) Характер берегов, из каких пород сложены берега.
1-4 слайды.
(Класс записывает основную информацию в тетрадь).
5. Выступление историков.
1) Исторические названия озера.
2) Когда впервые на берегах озера появились русские.
3) Изучение Байкала.
4) Какое значение имеет озеро Байкал в настоящее время?
5-8 слайды
( класс записывает основные сведения в тетрадь)
6. Выступление климатологов.
1) Климат Прибайкалья.
2) Местные ветры, возникающие на озере Байкал (баргузин, верховик, сарма, култук)
9-14 слайды
( класс записывает основные сведения в тетрадь).
7.Выступление гидрологов.
1) Уникальность воды Байкала.
2) Прозрачность, химический состав воды.
3) Реки, впадающие в озеро и вытекающие из озера.
4)Ледовый режим, температура воды, движение воды.
15-16 слайды
( класс записывает основную информацию)
8. Выступление зоологов.
1) Уникальность озера Байкал.
2) Роль планктона в озере.
3) Органический мир озера: флора и фауна.
17-24 слайды
( класс записывает основные сведения в тетрадь).
9.Выступление ведущего.
Чиста, уникальна, прозрачная вода.
Безмолвна, но полная жизни тайга.
Шумит и волнуется бешеный вал –
Таким мне запомнился древний Байкал.
Красавица дочь – Ангара удалая,
А с нею три сотни речушек и рек, -
Струи, как косы, перебирая,
Все устремили к Байкалу свой бег.
С тревогой смотрю я в завтрашний день:
Будут ли жить здесь омуль, тюлень?
Как сохранить заповедное озеро,
Чтоб его воды не «целлюлозило»,
Чтоб достояньем народа ты стал,
Славное море – священный Байкал?
10.Выступление экологов.
1) Причины изменения природы озера.
2) Пути решения проблем Байкала.
25-28 слайды.
Закрепление материала: тест.
Рефлексия.
Слайд – шоу «Байкал глазами детей» (использовались фотографии детей с поездки на Байкал)
Тест
1. Максимальная глубина озера Байкал:
А) 1600 м. Б) 1627 м. В) 1637 м. Г) 1647 м.
2. Самая крупная река, впадающая в озеро Байкал:
А) Баргузин Б) Селенга В) Снежная.
3. Ураганный ветер, достигающий скорости более 40 метров в секунду:
А) верховик Б) баргузин В) култук Г) сарма.
4. Живородящая рыба Байкала:
А) омуль Б) голомянка В) хариус Г) сиг.
5. Морское животное, обитающее в Байкале:
А) нерпа Б) морж В) морской котик.
6. Использование вод Байкала:
А) в быту Б) в целлюлозно – бумажной промышленности
В) в металлургии и химической промышленности.
7. Биологический фильтр Байкала:
А) рачок эпишура Б) губки В) другие животные.
8. Байкал оказывает влияние на климат прибрежных территорий?
А) да Б) нет
9. Какая река приносит наибольшее количество воды в Байкал?
А) Баргузин Б) Селенга В) Ангара.
10. Происхождение озера Байкал
А) тектоническое Б) вулканическое В) ледниковое.

Проверка теста; оценки за урок.
Домашнее задание : прочитать параграф 43; записи в тетради.