Статья на тему Использование краеведческого материала на уроках истории как способа формирования навыков исследовательской деятельности


ТЕМА: Использование краеведческого материала на уроках истории как способа формирования навыков исследовательской деятельности.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: краеведение, исследовательская деятельность, край.
Использование метода проекта на уроках истории с целью формирования навыков исследовательской деятельности у студентов. Краеведческий материал – интереснейшая и богатейшая сфера для исследовательской деятельности.
В целях формирования навыков исследовательской деятельности на уроках истории использую метод проектов. В календарно – тематическом плане по истории выделено время на проектную деятельность. Особый интерес для обучающихся представляют исследовательские проекты по краеведению. Знания о малой Родине обладают особой привлекательностью, потому что обращены каждому обучающемуся, его семье, близким, родного края. Материал по краеведению подается в контексте истории России, например, перед началом изучения тем « Россия в XVIII веке», «Тыл в годы войны» студенты получили темы исследовательских проектов «Наш край в XVIII веке, Есть селение у соли…» об истории села Усолье Шигонского района Самарской области, «Завод тяжмаш в годы войны», а затем представили их на уроках. На уроке по теме « Церковная реформа XVII века» студенты представили презентацию своего проекта «История моего села Рамено», в результате чего последние узнали, что родное село основано староверами, которые бежали из центра страны от властей не только на север, но и на юг. Именно староверы дали название селению «Рамено» т. е., «хвойный еловый лес», какой имеется в центреРоссии. В итоге обучающиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, приобретают коммуникативные умения, работая в группах, развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, анализа, обобщения).
Технологии проектов способствует созданию методической копилки исследовательских, творческих работ обучающихся: «В память о прошлом во имя будущего…», «Люби и знай свой край». Приведу некоторые темы проектов: «История села Рамено», «Моя семья в годы войны», « Последний приют героя и поэта», (о жизни и творчестве героя Отечественной войны 1812 г.), «Есть селение у соли… (история села Усолье Шигонского района Самарской области), «Героев наши имена». Работая над проектами, занимаясь исследовательской деятельностью обучающиеся сотрудничают с Сызранской городской молодежной общественной организацией, с краеведческим музеем и Выставочным залом г. Сызрани, с библиотекой Свято – Вознесенского мужского монастыря, архивоми Сызранского района и г. Сызрани. Сотрудничество способствует формированию навыков диалогичности и навыков решать и устранять противоречия, что важно в исследовательской деятельности. Краеведческий материал, близкий, важный и интересный для обучающихся, способствует формированию навыков исследовательской деятельности.