Использования метода проектов на уроках информатики для развития познавательного интереса учащихся


Использования метода проектов на уроках информатики для развития познавательного интереса учащихся
Сартаева Ж.А. КГУ «СОШ№62»
Учитель информатики
Постановка целей и задач программы обучения информатике в школе в современной школе в настоящее время во многом зависит от развития информационых технологий. Основные моменты, указывающие на процесс становления знаний, навыков и умений по предмету «Информатика»:
формирование у школьников мотивации к приобретению профессиональных знаний, умений и навыков;
определение сущности процесса формирования профессиональных знаний, умений и навыков;
определение структуры и содержания процесса формирования профессиональных знаний, умений и навыков;
выявление совокупности условий и факторов, влияющих на эффективность формирования у школьников профессиональных умений и навыков.
Большую роль в процессе формирования профессионального самовоспитания школьников играют такие методы обучения, как метод проектов. Метод обучения – сложное, многомерное, многокачественное образование. Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система. Наибольший интерес из всех известных классификаций вызывает исследовательский метод обучения.
Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что
учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени;
знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют сами учащиеся;
деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач;
учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью[1].
Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний. Его недостатки – значительные затраты времени и энергии учителей и учащихся. К исследовательскому методу обучения относится и метод проектов. Рассмотрим его более подробно. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи. Он предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Основные требования к использованию метода проектов:
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов)[2].
Главной задачей является научить школьника самостоятельно учиться, получать информацию, обрабатывать её, анализировать результаты обработки. Вызвано это все более увеличивающимся потоком информации, который обрушивается на человека ежеминутно. Применение проектного метода обучения возможно не только в виде больших комплексных проектов, но и при освоении отдельных элементов компьютерных технологий. В данном случае точнее будет говорить о проектном подходе, чем о большом проекте. Чтобы из школьника получился грамотный пользователь компьютера. Какие подсказки здесь возможны? Это и Help, справочная литература, учебник, набор инструкций и, конечно, консультации педагога. Но консультация педагога не должна содержать прямой ответ на вопрос, а направить поиск ученика в нужном направлении. Первый небольшой опыт использования проектного подхода показал, что он вполне применим на уроках и дает результаты. Он позволяет:
организовать не изучение компьютерных технологий, а освоение в процессе практического использования, тогда новое запоминается крепче (моторная память);
прививать школьнику навыки самостоятельного овладения незнакомыми технологиями;
реализовать самостоятельный выбор удобного для ученика стиля изучения тем или приемов работы.
Работа учителя в процессе преподавания информатики направлена на конкретную цель – сформировать у учеников определенные, согласованные с программой, знания и умения по каждой теме школьного курса информатики.
Учитывая интерес детей к работе с графикой и презентациями, выполненными в приложении PowerPoint, предлагаем рассмотреть применение метода проектов для изучения крупного тематического блока.
Целью предложенных учебных проектов является развитие самообразовательной активности у учащихся. В результате своей творческой и практической деятельности обучаемые создают конечный продукт в виде новых знаний и умений.
Содержание проектного задания состоит в том, что конечный результат можно получить, последовательно выполняя каждый этап. С помощью проектов учащиеся могут выбирать дифференцированные учебные задачи.
Работа обучаемого в графическом редакторе выявляет уровень развития образного мышления и помогает его совершенствованию. Графические редакторы позволяют ему легко строить сложные геометрические объекты, изучать их преобразования (растяжение, сжатие, сдвиг, поворот, отображение), строить произвольные проекции. Все это способствует развитию у обучаемых пространственного воображения. Универсальность современных графических редакторов делает их вполне уместными для компьютерного проектирования в различных жизненных ситуациях. Работа обучаемого в среде PowerPoint позволяет учащимся отрабатывать навыки изложения собственных представлений для раскрытия выбранной темы, планирования своей деятельности.
Учащиеся 5 и 6 классов создают свои проекты в среде графического редактора Paint. Первым этапом выполнения учениками проектного задания будет самостоятельный сбор данных в соответствии с заданным направлением. Для подготовки каждого, на первый взгляд простого рисунка в среде графического редактора Paint учащийся должен овладеть основными навыками работы в графическом редакторе, разработать алгоритм “вырисовывания” предложенного рисунка. После выполнения задания ведется групповое обсуждение, при котором каждый учащийся сможет дополнить свои знания, будут предотвращены ошибки, оказана помощь слабым ученикам. Завершительным этапом становится защита проекта (оценивание внешнего вида проектной работы, уровня творчества), выделение лучших работ, подведение итогов выполнения проекта.
В 6 классе учащиеся продолжают разрабатывать свои проекты в графическом редакторе Paint и начинают освоение векторного редактора, встроенного в приложение PowerPoint. Именно в 6 классе закладываются первые “кирпичики” в фундамент знания по моделированию сложных плоских и объемных конструкций. Это одна из самых любимых тем шестиклассников. Учащимся предлагается создать рисунки из перечня, предложенного в учебнике, или придумать самим. Прежде чем начать “строительство”, учащимся необходимо подготовить элементы мозаики. А для этого необходимо вычленить каждый элемент из общей конструкции. Продумать последовательность сборки каждой фигуры. Сложным испытанием для шестиклассников стало задание на сборку объемных конструкций их кубиков. Учащимся были предложены активные формы работы. Для этого учителем была разработана презентация, позволившая учащимся самим пройти весь путь построения объемной конструкции, ощутить радость от успешного завершения работы.
Используемые литературы:
Андреева Н.В., С.И. «Метод проектов в преподавании информатики по ИКТ учителей-предметников» /Ресурсы Интернета. http://festival.1september.ru/articles/512056/
Барыкова, Н.А. «Метод проектов в преподавании информатики в системе общего среднего образования».