Применение метода проектов в практике преподавания физики


Применение метода проектов в практике преподавания физике.
«Если ученик в школе не научится сам ничего творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать, 
копировать, так как мало таких,
которые бы научившись копировать,
умели сделать самостоятельные
приложения этих сведений»
Л. Н. Толстой
На уроках физики в прошлом году я стала применять метод проектов.
Если рассматривать в общем проект— это самостоятельная завершенная работа учащегося, выполненная под руководством учителя.
Метод проектов – организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий-проектов.
Это метод, комплексно реализующий ряд педагогических принципов – самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учёт возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъектной позиции ребёнка в педагогическом процессе и др.Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.
Главными целями введения в школьную практику метода проектов по физике являются: 1. Продемонстрировать уровень обученности по предмету. 2. Подняться на более высокую ступень образованности, развития, самостоятельной деятельности.
Метод проектов имеет много положительных характеристик: в процессе проектной деятельности происходит всестороннее развитие школьников, они готовятся к дальнейшей учёбе, учатся работать самостоятельно, лучше усваивают материал, который представляется в различных аспектах его изучения.
Основные требования к проекту:
1.Необходимо наличие проблемы.2. Обсуждение решений проблем учащимися должно вестись в реальных условиях или крайне приближенных к реальным.3. Проект должен быть всегда межпредметным, привлекать интегрированные знания учащихся.4. Выполнение проекта начинается с определения вида продукта и формы презентации.5. Каждый проект требует исследовательской работы учащихся.6. Необходим результат работы. Это средство, которое разработано участниками проектной группы для разрешения поставленной проблемы.7. На завершающем этапе требуется презентация работы.
Хочу поделиться с вами уже сделанными проектами.
В прошлом году мы с ребятами 7 класса создали проект видеосюжет
«Виды сил».
Цель проекта: Повышение познавательной активности учащихся к изучению предмета физика через совместную деятельность.
Задачи стояли следующие:
Освоить опыт создания видеофильмов в программе «Видеомонтаж».
Использовать данные видео ресурсы на уроках физики
Способствовать развить взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником  в процессе создания видео опыта.
Этапы работы над проектом
Первый этап проекта – мотивация.
Данный этап призван заинтересовать каждого ученика в выполнении проекта.
Выбор тематики проекта. Согласование общей линии разработки проекта. Формирование групп. Составление подробного плана работы над проектом.
Второй этап – научность знаний. Работа над проектом – это самостоятельно планируемая деятельность учащихся. Она выражается в том, что ученики добывают информацию из различных источников.
Третий этап – практическое творчество: оформление работы. Лучше всего обсуждать проект, завершая изучение какой-либо темы.
Четвёртый этап – презентационный. На презентации может происходить демонстрация результата. Может быть предъявлен в виде видеосюжета (фильма), слайд-шоу, web-сайта и прочего. В нашем проекте это видеосюжет. Вид и форма продукта определяются при постановке цели и задач проекта.
Ожидаемый результат от учащихся для меня был следующий:
поддерживать высокий уровень мотивации учащихся к обучению и изучению предмета физика
расширить возможности обучения и самообразования
повысить уровень ИКТ-компетентности
В этом учебном году с ребятами 9 класса приступили к реализации нового проекта «Создание оптимальной траектории движения из школы домой»
Цель: исследовать движение от дома до школы, с выявлением кратчайшей траектории домой.
Задачи:
1) установить характер собственного движения на отдельных участках пути,
2) оценить оптимальную скорость своего движения,
3) рассчитать оптимальное время движения,
4) выявить кратчайшее расстояние от школы до дома,
Также с учащимися 7, 8 классов мы создаем проект «Волшебный мир кристаллов»
Цель работы:   изучить, что такое кристаллы
Задачи:
- ознакомиться с научной литературой;
- узнать особенности строения кристаллов;
- познакомиться с жидкими кристаллами;
- изучить способы выращивания кристаллов;
- вырастить кристалл.На перспективу я планирую:
Провести конкурс лучших проектов среди учащихся 7-11 классов, сформировать банк видео и использовать их на уроках физики, предложить в форме обмены опыта педагогам района.
Все приобретённые навыки учащимся пригодятся в практической жизни, а их овладение будет способствовать развитию активной творческой личности.