Опыт работы Применение ТРИЗ технологии «метода каталога» в работе с детьми дошкольного возраста


     Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 7 «Сказка»
ст. Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район
Информация из опыта работы
«Применение ТРИЗ технологии «метода каталога»в работе
с детьми дошкольного возраста»
Воспитатель А.А.Герасименко
ст. Брюховецкая
2017г.
Применение ТРИЗ технологии «метода каталога»
в работе
с детьми дошкольного возраста
Для начала давайте определимся с понятием, что такое ТРИЗ-педагогика.
Это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем. Она основана на ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) и ТРТЛ(), созданной Российским ученым и писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером. Ее современное название «прикладная диалектика». Методика ТРИЗ располагает как индивидуальными, так и коллективными приемами активизации творческой деятельности.
Любое изобретение или усовершенствование (предмета или деятельности) связано с представлениями об идеальном конечном результате. Этот идеал человек должен уметь описать и определить его свойства. Таким образом, задается направление поиска. Определение идеального конечного результата — ИКР — является отправной точкой творческой деятельности.
Другим методом ТРИЗ является так называемый «метод фокальных объектов», или МФО. Этот метод по своему существу напоминает комбинаторные перестановки. Так, например, можно выделить какой-нибудь объект и попробовать наделить его всевозможными признаками. Получится некоторое количество комбинаций, из которых выбирается одна, которая и прорабатывается подробно.
Одним из методов коллективного творчества является мозговой штурм, или мозговая атака (МГ, или МА). Мозговой штурм как метод коллективного генерирования идей предложен А.Ф. Осборном. Он применяется в самых различных ситуациях, когда надо найти нетривиальное решение в какой-нибудь проблемной ситуации. Для организации мозгового штурма формируют группу людей из 7—15 человек разных специальностей и разного уровня образования. У группы есть руководитель, который ставит перед участниками некую задачу, решение которой они должны предложить. Каждый может выдвигать самые невероятные и кажущиеся нереалистичными или сумасшедшими идеи и решения. Критиковать идеи запрещается. Шутки и остроумные реплики поощряются. За работой группы следят специалисты-эксперты, которые сначала выбирают из общего.
Уважаемые коллеги, а я хочу вас познакомить с «методом каталога»! В основном метод каталога я применяю на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и в математическом развитии.    Формируя элементарные математические представления у воспитанников подготовительной группы на основе этой системы, убедилась в том, что метод позволяет придать занятиям комплексный характер (у детей не только формируются математические представления, но и развивается речь, формируются способности к изобразительной деятельности, происходит и познавательное развитие ребёнка).    После использования в разных видах деятельности, я решила попробовать применить метод и в придумывании сказок с помощью схем. Эту работу я начала со знакомых сказок, пословиц, поговорок. Дети учились выделять в сказочных текстах мораль, жизненные правила. Например: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». (Герда с помощью друзей нашла Кая, а деньги и золотая карета принцессы ей совсем не помогли).Затем я попробовала с детьми придумывать сказки самим и схематично выкладывать их с помощью спичек и счётных палочек. Чтобы детям было интереснее, я сделала трафареты – головы животных, которые дети использовали при выкладывании из спичек диких животных. Для усложнения задания использовались различные крупы (горох, рис, гречка), что позволило развивать не только мелкую моторику, но и дать простор для воображений и фантазий детей.
    Начинали мы работу со спичками так: я изготовила несколько схем для образца и предложила их скопировать (различные деревья, флажки, звёздочки, кораблики и т.д.). Дети легко справлялись с этими заданиями, им понравилась такая занимательная игра и я решила её усложнить. Детям было предложено выложить знакомую им сказку с помощью геометрических фигур и спичек (например, сказка «Заюшкина избушка»). Видя, как дети на глазах учатся фантазировать, воображать, я на занятиях начала вводить схематичное изображение сказки с помощью карандаша. Далее предложила детям придумать свою сказку, изобразить её схемой и рассказать, используя эту схему.
Ознакомление с методами ТРИЗ развивает интеллектуальные, познавательные и творческие способности дошкольников в разных видах деятельности: развитие речи, математике, изобразительной, театральной, игровой деятельностях, экологическом воспитании.
Вот какой интересный метод каталога. Я надеюсь, коллеги вы будете использовать этот метод в своей работе с детьми. Спасибо за внимание.