доклад Применение метода проектов как одной из современных технологий в начальной школе.


Филиал «Чумлякская СОШ» МКОУ «СОШ №4» г. Щучье
Применение метода проектов как одной из современных технологий в начальной школе.
учитель начальных классов Грибенко З. М.
2014 г

В ФГОС нового поколения для основной общеобразовательной школы предлагается широко использовать в образовательном процессе проектную и исследовательскую деятельность учащихся. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей. Рассмотрим основные методологические принципы и технологии формирования готовности младших школьников к проектной деятельности.
Главная цель любого проекта — формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
В процессе проектной деятельности формируются следующие компетенции:
Рефлексивные умения;
Поисковые (исследовательские) умения;
Умения и навыки работы в сотрудничестве;
Менеджерские умения и навыки;
Коммуникативные умения;
Презентационные умения и навыки.
Работа по методу проектов, как отмечает Игорь Станиславович Сергеев (Директор Московского Департамента НИР), – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство методов обучения требуют наличия в учебном процессе – учителя, ученика и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые:
Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.
Необходимо владение определёнными способами деятельности, которые приведут к решению данной задачи.
В начальной школе использование метода проектов затруднительно, потому что дети ещё слишком малы, и говорить о полноценной проектной деятельности не приходится.
Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем.
Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений
Во-вторых, определённый уровень развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”.
В третьих, наличие опыта развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности,
Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность:
от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным;
от личных проектов к групповым и общеклассным.
Начинать работу над проектами необходимо поэтапно, от простого к сложному, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. И только удачно выполненная работа прививает вкус и азарт делать всё новые шаги, которые постепенно станут самостоятельными, без опоры на помощь учителя и родителей. 
Мы начинали с небольших мини-проектов: буклеты, словарики, выставки рисунков.
Мини-проекты обычно имеют двухкомпонентную организацию:
Компонент 1. Узнаём. Дети собирают сведения по какому-либо направлению изучения темы. По завершении обмениваются найденными знаниями.
Компонент 2. Делаем. Дети работают над конкретным продуктом (поделки, мероприятия, исследования). По завершении представляют готовые проекты.
Наталья Юрьевна Пахомова (кандидат педагогических наук, доцент, заведующая лабораторией Московского института открытого образования) отмечает, что начиная работу над проектом, учитель должен пробуждать в учащихся интерес к теме проекта.  Важно, чтобы и такие небольшие работы проводились с заинтересованностью детей, чтобы они понимали целесообразность этой работы, практическое применение результата их труда. Так изготовление буклетов по защите леса мы начали на русском языке при изучении темы «сложные слова», где ключевыми словами были лесоруб, лесостепь. И одновременно эта работа предшествовала большому общешкольному мероприятию - Сбору детского объединения, посвященному дню Земли «Как прекрасен этот мир». И на этом мероприятии учебные буклеты получили свое практическое применение уже как рекламные буклеты.
В плане практической целесообразности считаю удачным опыт составления учащимися орфографических словарей. Я очень люблю работу со словарями. В этом плане в УМК «Перспективная школа» предусмотрено просто замечательное разнообразие работ со словарями. Но мы нашли свою нишу для творчества. Это орфографические словари. Они позволяют создать индивидуальные мини-памятки, а также значительно разнообразить работу над ошибками по русскому языку. В прошлых выпусках я с детьми на протяжении всего курса начальной школы вела такие словари. И что интересно, оказывается, дети сберегли их до 11 класса, и активно использовали при подготовке к ЕГЭ. Прекрасная мотивация для проектной работы не только ученикам, но и их родителям.
Такая организация деятельности очень проста, но позволяет учащимся младших классов увидеть смысл проектной деятельности от постановки проблемы до выхода готового продукта. И дальнейшая работа направлена на наполнение этой деятельности планированием, самостоятельностью, самоконтролем.
Постепенно уровень сложности работы над проектами повышается: осваиваются сначала отдельные проектные действия, затем - цепочки действий и полный технологический цикл проектирования. В этот период учителю важно максимально обеспечить возможное дидактическое, информационное и материальное оснащение проектной деятельности. Мы перешли к долгосрочным проектам, рассчитанным на несколько месяцев. Среди наиболее значительных работ, которые выполнили мои ученики, можно назвать следующие:
1. Исследовательский проект «Домашние животные в жизни человека»
2. Социальный проект «Оформление клумб школьного цветника»
Этот переход сопровождался изменением методов работы над проектом. В первом случае выполнять более сложные этапы учащимся помогали родители. Но дети получили опыт работы над большим, настоящим проектом. Во втором случае весь проект был разбит как бы на пазлы, над каждым из которых работала отдельная группа ребят. А на заключительном этапе эти пазлы составлялись в единую презентацию проекта. И каждый из учащихся чувствовал себя участником одного большого дела. Этот приём хорош тем, что ребёнок понимает весь путь, все этапы проекта, принимает в нем участие в меру своих возможностей и видит, как его работа помогает реализоваться проекту в целом.
Можно выделить ступени усложнения работы над проектами.
Использование мини-проектов, с задачами которых учащиеся могут справиться самостоятельно при консультации учителя.
Использование индивидуальных проектов, с задачами которого учащиеся могут справиться при помощи родителей и консультации учителя.
Использование коллективных проектов, с задачами которого учащиеся могут справиться коллективно при консультации учителя
Данные ступени должны привести учащегося к самостоятельной работе над проектами в старших классах.
Над исследовательским проектом «Домашние животные в жизни людей» дети работали более месяца.   Начинали работу над проектом с постановки проблемы, так как именно она является движущей силой каждого проекта. По определению Н. Ю. Пахомовой «личная или социальная значимость содержания проблемной ситуации обеспечивает интерес для ученика, сопереживание рассматриваемой проблеме, а затем мотивированное включение в проектную деятельность, в поиск способа ее разрешения» . Поэтому каждый выбрал для себя проблемную ситуацию, опираясь на свои интересы и эмоциональный отклик. Так у Б. Марины дома живет 4 собаки, и ей интересно было узнать, как человек приручил собаку. А В. Денису интересно было узнать, девочка или мальчик его черепаха. У Б. Кати бабушка лечится продукцией «Тенториум», и ей интересны пчёлы. Напоминаю, что это дети 2 класса и такого рода работу они выполняли впервые. В ходе выполнения этого проекта не только учитель выступал в роли консультанта и помощника, активное участие принимали родители. Привлечение родителей необходимо  для  установления взаимоотношений между детьми и родителями, для налаживания плодотворных связей между семьей и школой. Когда дети видят, что их родители участвуют в их работе, у них возрастает чувство собственной значимости. Дети понимают, что самые главные взрослые в их жизни заботятся о них. Однако необходимо помнить, что в своей любви и воспитательном порыве родители могут просто выполнить работу вместо ребёнка, сведя «на нет» все цели проектной деятельности. И всё же хорошие, дружеские отношения между семьей и школой идут на пользу всем детям. В самом начале работы над проектом мы совместно обсудили все этапы проектов. Методисты считают, что планирование это и есть элементарное проектирование, если в итоге полученный план является планом решения некоей проблемы. Затем мы совместно:
сформулировали гипотезы, цели, задачи;
собрали информацию из разных источников;
провели практическую работу: анкетировали ребят, провели обсуждение и анализ полученных результатов; рисовали стенгазеты и плакаты, составляли презентации и выставки;
учились выступать с защитой своего проекта перед аудиторией.
День защиты проектов получился праздничным и торжественным.

Поддержать детей пришли родители. Ребята испытали гордость за представленные результаты своего труда. Им была дана возможность рассказать о своей работе, показать, что получилось, поделиться впечатлениями. Данная работа получила высокую оценку – мы заняли первое место.
Социальный проект «Оформление клумб школьного цветника»
Основные этапы проведения учебного проекта.
Социальный проект «Оформление клумб школьного цветника» по продолжительности занял 7 месяцев. Работа над ним началась в марте.
1 этап. Подготовительный.
На этом этапе проходило формирование мотивации для проектной деятельности. Затягивание времени работы над проектом может привести к потере интереса младшего школьника к работе, неудачному результату, незаконченному проекту и просто к дальнейшему нежеланию участвовать в каких – либо проектах.  Поэтому, для того чтобы ускорить работу и сократить время её выполнения, всю работу над проектом мы разделили на части, над которыми работали группы ребят. В результате обсуждения ребята разделились на несколько творческих групп по виду деятельности, которой решили заняться. Это:
учёные-ботаники;
художники;
журналисты и фотокорреспонденты;
ландшафтные дизайнеры.
Тема проекта должна быть близка и интересна детям. Они самостоятельно собрали занимательный материал и провели конкурс «Лучший цветовед». Таким образом, в занимательной форме произошло погружение в проект, у учащихся сформировался интерес к теме проекта. Дети познакомились с цветочными растениями, узнали, как они выглядят, оценили их декоративные качества. Результатом этой работы стала выставка рисунков на тему «Наши цветы».
2 этап Планирование.
Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Мы запланировали мероприятия, распределили их по группам и назначили сроки выполнения, а также определили, какой продукт должен получиться в результате работы на конкретном этапе.
№ Мероприятие Участники Сроки Продукт
1 Выставка рисунков на тему «Наши цветы». 1 группа Март Выставка
2 Конкурс по теме «Цветоводство». 2 группа Апрель Занимательный материал к конкурсу
3 Изучение специальной литературы 3 группа Апрель Материал для составления композиции и цветовой гаммы школьного цветника.
4 Создание эскиза цветочной композиции и сопроводительной записки к эскизу 4 группа Май Красочно оформленный эскиз на бумаге в виде схемы.
5 Высадка цветов на клумбу в соответствии с эскизом 2а класс Май-июнь Высадка цветов на клумбу, полив, прополка.
5 Создание фотоальбома и презентации «Цветы вокруг школы в 2014 году» 3 группа Сентябрь Фотоальбом и презентация
3 этап. Реализация проекта.
Следующим этапом было составление композиции и цветовой гаммы школьного цветника. Изучив специальную литературу, учащиеся составили эскиз цветочной композиции и сопроводительную записку к эскизу, красочно оформили эскиз на бумаге в виде схемы.

4этап. Представление итогов
Защиту проекта в форме презентации учащиеся самостоятельно провели на конференции по итогам социального проектирования и заняли 1 место среди начальных классов школы. Считаю, что презентация - это результат большой работы, за которую дети должны почувствовать гордость и уважение окружающих. Поэтому представление итогов должно проходить в торжественной, праздничной обстановке. В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, вклад каждого участника в проект. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.
 В процессе презентации, по мнению И. С. Сергеева, Директора Московского Департамента НИР, формируются следующие общеучебные умения и навыки:
навыки монологической речи;
умение уверенно держать себя во время выступления;
артистические умения;
умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
умение отвечать на незапланированные вопросы.
5 этап. Заключительный.
В сентябре мы планируем создание фотоальбома и презентации «Цветы вокруг школы в 2014 году» Самооценка - еще один из важнейших моментов учебного проектирования, который завершает работу над проектом. Самооценка включает рефлексию проделанной работы, полученного результата и личных достижений в преодолении трудностей.
О каждом из выполненных проектов можно долго рассказывать. Что-то получилось и принесло радость от хорошо выполненной работы. Что-то прошло не так, как хотелось, но послужило опытом к совершенствованию дальнейшей работы в этом направлении. Но очевидно одно: проектная деятельность формирует невероятно большое количество умений и навыков, дает опыт по их практическому применению. Сформированность готовности к проектной деятельности может быть на нескольких уровнях: базовом, технологическом и методологическом. В начальной школе предполагается формировать базовый уровень готовности. Более высокие уровни могут быть достигнуты на последующих ступенях обучения.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, — М.: Издательский центр «Академия», 2007
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат . — М.: Издательский центр «Академия», 1999—2005.
Пахомова Н.Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя / Статья на сайте Московского института открытого образования.

Сергеев Игорь Станиславович «Как организовать проектную деятельность» Изд: АРКТИ 2012