Творчекая работа «Использование ИКТ и метода проектов на уроках истории и во внеурочное время». Из опыта работы

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Оленинская средняя школа
Оленинского района
Тверской области





Творческая работа
«Использование ИКТ и метода проектов на уроках истории и во внеурочное время»




Из опыта работы
учителя истории
Тарасенковой Ирины Николаевны





Оленино
Противоречия.















Радикальные изменения, связанные с разгосударствлением общественной жизни, затронули и систему российского образования. Можно говорить об отсутствии централизованно направленной на выполнение государственного социального заказа школы. Актуальной стала задача обновления содержания образования, понимаемого не только как определенный объем информации, но и как деятельность школьников и их отношение к изучаемому материалу. В этих условиях необходимо самим понимать смысл работы, определять ее цели и задачи, искать способы их решения. Все эти составляющие входят в содержание проектной деятельности и кардинально отличают ее от классических методов. В процессе работы над проектом учащиеся должны сами ставить цель, определять пути ее достижения, находить, обобщать и анализировать нужную информацию, делать выводы. Итогом должно стать получение цельного знания по предмету и овладение определенным исследовательским багажом.
Цель.
Развитие познавательной активности учащихся при изучении истории с использованием ИКТ и метода проектов.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
выявить интересы и уровень знаний учащихся к изучению предметов социально-гуманитарного цикла;
активизировать мыслительную, познавательную и творческую деятельность учащихся на уроках истории и обществознания;
совершенствовать приемы и методы работы, обеспечивающие интерес при изучении истории и обществознания;
формировать навыки исследовательской деятельности учащихся;
развивать академические (речевые, мыслительные, ценностно-смысловые, культурные, социальные) компетенции учащихся.
Выполнение данных задач поможет сформировать собственную систему проектной деятельности с учащимися, повысить качество преподавания истории и внеклассной работы по предмету.

Гипотеза
Целенаправленная работа по выбранной теме должна способствовать:
Повышению мотивации к изучению предмета.
Дать учащимся глубокие и прочные знания.
Уйти от однообразия и стереотипов в учебной деятельности.
Повысить эффективность работы учителя.

Принципы
Принцип научности.
Принцип доступности и практической направленности.
Принцип межпредметных связей с предметами социально-гуманитарного цикла и информатикой.
Принцип индивидуального, личностно-ориентированного подхода в развитии учащихся.
Принцип прочности усвоения и творческого применения ЗУНов.
Технология.
В своей работе я применяла различные виды проектной деятельности. Так, в 6 классе, при изучении истории средних веков, мы с учащимися разрабатывали прикладной проект «По следам средневековой моды». Целью работы было изучить, разработать эскизы и по возможности изготовить образцы одежды женщин средневековья. (Приложение 1). Мы изучали специальную литературу, рисовали эскизы, применяя навыки, полученные на уроках технологии, изготавливали платья. Ученики пробовали создать модельное агентство средневековья. Шестиклассники с большим интересом работали над проектом и лучше усваивали соответствующий учебный материал.
На уроках обществознания в 8, 9 классах мы разрабатывали разнообразные ролево-игровые проекты. Примером может служить проект «Когда я стану личностью». Для выполнения проекта конструировалась различная среда обитания человека. Среди участников распределялись роли. В процессе подготовки проекта мы изучали традиции прошлого и современного общества. Пришлось даже выбирать так называемого мирового судью, который разрешал возникающие споры в процессе представления проекта. По этому поводу даже возникла дискуссия: может ли человек жить среди себе подобных, но при этом не стать личностью? В итоге работы над проектом был оформлен стенд «Я – Личность», изданы карточки с синквейнами. (Приложение 2). Учащиеся не только хорошо усвоили эту тему, но и приобрели определенный опыт общественной деятельности.
С учащимися 5 класса интересен оказался мини-проект по обществознанию. Дети с огромным интересом изучали тему «Семья – ячейка общества». Активно интересовались составлением древа, собирали пословицы и поговорки о семье. В результате были изготовлены интересные, красочные книжки. (Приложение 3).
Особый интерес для меня представляют исследовательские проекты как наиболее перспективные в преподавании истории в старших классах. Рассмотрим систему работы над исследовательскими проектами на примере проекта «Человек в истории. Россия XX век», проводившийся в 2007-2008 годах. Работа над проектом проводилась в ноябре-январе. Выбор темы определялся следующими факторами:
рассказы родных – свидетелей и очевидцев событий оживляют историю, позволяют прикоснуться к исторической эпохе, приближают ее к ребенку, дают прочувствовать ее особенность и уникальность;
исследование истории своего края способствует развитию интереса к исторической науке и формированию личностно-ориентированных знаний;
возможность соотнести историю своего края с историей страны формирует у ребят ощущение исторической эпохи, способствует осознанию и сохранению связи поколений;
события, недавно завершившегося XX века, теперь интересно осмыслить и обобщить;
разнообразие информации позволяет учесть индивидуальные склонности и интересы каждого участника проекта;
работа над темой позволяет развивать творческие способности, формировать навыки проведения исследований, работы с документами, оформления и представления результатов своей деятельности.
Конечным продуктом проекта стали доклады девятиклассников об истории своих семей в разные годы XX века.
Цели и задачи проекта были поставлены следующие:
создать целостное представление об истории России XX века;
выяснить связи между историей малой родины и историей страны;
повысить интерес к изучению истории;
вызвать чувство гордости за своих предков;
формировать умения школьников самостоятельно определять цели и задачи своей работы, искать материал, интерпретировать результаты;
способствовать развитию коммуникативных умений и навыков.
Мы разделили время работы (три месяца) на шесть этапов:
Информационный. Установочное занятие, сообщение о целях и задачах проекта, формирование мотивации к выполнению проекта, обмен мнениями, определение общего направления работы.
Плановый. Определение конкретной цели индивидуального проекта, его задач, структуры, формы; обдумывание условий, необходимых для реализации проекта, определение поля деятельности.
Поисковый. Сбор и анализ информации, работа с источниками.
Обобщающий. Структурирование информации, систематизация данных, построение логической схемы, выводов.
Этап представления и защиты проекта. Итоговое представление проекта, демонстрация приобретенных знаний и умений; анализ проблем, определение перспектив дальнейшей работы.
Аналитический. Рефлексия.
Анализируя деятельность учащихся в работе над проектом, я пришла к выводу, что самостоятельно учащиеся не могут овладеть проективной методикой. Педагог как инициатор, организатор и равный участник проекта играет важную роль на всех этапах деятельности. Он анализирует ситуацию, выдвигает идеи, консультирует. Самое главное для учителя, способствовать самостоятельной работе детей, удерживаясь от прямых подсказок.
У учеников возникают трудности в постановке целей и задач, при осуществлении выбора и его аргументации, при сравнении полученного результата с задуманным, при оценке результатов своей деятельности. Таким образом, на каждом этапе детям необходима поддержка, регулярное консультирование, помощь в систематизации и обобщении материала и при проведении анализа проделанной работы.
Девятиклассники представили в общей сложности 24 проекта под общим названием «Человек в истории. Россия XX век». Учитывая то, что не все семьи знают свою родословную, детям было разрешено выбрать для работы любые годы XX века. Из двадцати четырех проектов девять освещали время Перестройки, пять – годы брежневского «застоя», пять – годы Великой Отечественной войны, пять – весь XX век. Показателен тот факт, что только пять проектов, так или иначе, затрагивали весь XX век. Печально, что многие ребята не знают своих предков дальше бабушек и дедушек. Это еще больше убеждает в необходимости проектной деятельности по изучению семьи, рода.
У тех ребят, которые плохо знают историю семьи, проекты получились бедными, вымученными. В них превалировала теоретическая часть. Более того, некоторые родители выражали недовольство подобной нестандартной работой. Однако даже эти ученики многому научились в процессе своей проектной деятельности: проводить исследование, оформлять и представлять доклад, анализировать его и т.д.
Иное дело – проекты ребят, в семьях которых уважают традиции и память предков. На защите таких работ время пролетало незаметно. Мы узнавали о том, как важные события в истории страны сводили людей или разбрасывали семью по всему свету и многое другое.
При проведении анализа работы ребята сравнивали задуманный результат с реальным и отвечали на вопрос: Что вам дала проектная деятельность на уроках истории? Суммируя ответы, можно отметить следующее:
изучая историю семьи в контексте истории страны, ребята узнавали о своих родных совершенно новые, порой неожиданные факты;
они лучше узнали эпоху «изнутри»;
в процессе работы укрепились психологические контакты детей с родителями и учителем;
работа способствовала сохранению традиций, исторического опыта;
многие ребята прониклись уважением к своим предкам, близким людям, прожившим интересную и трудную жизнь.
Некоторые работы были отправлены на Всероссийский конкурс исследовательских работ. Одна из работ размещена на страницах Интернет. (Приложение 4). Несколько работ стали победители на районом уровне. (Приложение 5). Учебным результатом стал опыт проектировочной деятельности, способность создавать и защищать собственный продукт.
Кроме проектов на уроках истории и обществознания, мы с детьми занимаемся и внеклассной исследовательской работой. Главным направлением нашей внеклассной работы является облагораживание, обустройство и сохранение исторических ценностей и традиций родного края.
На подготовку проектов отводится 3-6 месяцев. Время работы делится также на этапы, о которых было рассказано выше. Ученики сами выбирают тему и форму проекта. После того, как проект полностью готов к представлению, начинается подготовка авторов к публичному выступлению. В ходе защиты исследовательского или творческого проекта, автор должен уметь обосновать выбор темы, проинформировать о целях и задачах работы, кратко ознакомить с теоретическим обоснованием проекта, изложить его содержание, аргументировано сделать выводы и определить перспективы работы.

Результативность.
Лучшие исследовательские проекты, как по истории, так и по внеурочной деятельности, представляются на гуманитарной секции школьного и районного этапов ежегодной конференции научно-исследовательского общества обучающихся.
Интересным примером такого проекта является совместная работа группы учащихся 8 класса и 3 класса «Строительство детской дворовой площадки». Результатом деятельности стал макет детской дворовой площадки. Он был представлен на районной конференции. С данным проектом учащиеся были приглашены к участию в региональном этапе акции «Я – гражданин России».
Работы учащихся размещены в сети Интернет (приложение 7), в сборнике работ «Фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся», а так же на электронных носителях (приложение 8). Учащиеся занимают призовые места на районном уровне и являются дипломантами всероссийских конкурсов исследовательских работ (приложение 9).
Применение проективной методики на уроках истории и в процессе внеклассной работы очень перспективно, так как позволяет решить ряд важных образовательных задач: выдвигать темы проектов, вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы, приобретать знания и умения в процессе планирования и выполнения работы. Опыт, приобретаемый в процессе проектной деятельности, базируется на интересах учащихся.
Конечно, необходимо учитывать и недостатки проективной методики: неравномерность нагрузки на разных этапах деятельности; повышение эмоциональной нагрузки на учителя и учеников.
Однако плюсов у метода гораздо больше. Работа над проектами требует от учителя организаторского мастерства, увлеченности, терпения, наличия собственных навыков научно-исследовательской работы. Но результат оправдывает усилия, а исследовательские навыки, полученные в процессе работы, помогут ученикам расширить свои знания об окружающем мире, реализовать свой личный творческий потенциал.
Главный результат использования метода проектов – компетентность учащихся в области истории и обществознания и конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности: опыт работы с большим объемом информации, проведение презентации; умение оценивать ситуацию и принимать решения, работать в коллективе, структурировать информацию, планировать работу индивидуально и в команде.
Таким образом, исследовательская работа, которая является основой проектной деятельности, формирует и развивает личные качества как учителя, так и ученика.
Проектная деятельность на уроках и во внеклассных занятиях по истории и обществознанию активизирует индивидуальный познавательно-творческий потенциал школьников и способствует их нравственно-эстетическому развитию.








13PAGE 15


13PAGE 14515



Между развитием самостоятельности добывания и расширения знаний, стремлением увидеть способности ребенка к общественно-гуманитарным наукам, а так же роли учителя направлять деятельность ребенка в нужном русле, реализуя элементы личностно-ориентированного подхода

и перенасыщенностью школьной программы сложным учебным материалом при однообразии учебной деятельности, в результате которой мотивация в изучении истории у детей, продвинутых в интеллектуальном развитии, стала снижаться.