Использование метода проектов на уроках русского языка

Использование проектного метода на уроках русского языка
Нетрадиционные формы построения уроков русского языка издавна привлекали внимание учителей-словесников. Стремление разнообразить учебный материал, сделать занятия более интересными, запоминающимися лежало в основе организации и проведения самых разнообразных уроков, построенных по нетрадиционной методике.
На проективном методе хотелось бы остановиться более подробно. Несомненно, этот метод нацелен на развитие творческих и аналитических способностей учащихся, что является прекрасным стимулом для поддержания интереса к изучению русского языка. В своей педагогической практике я также использую этот метод. Хочу поделиться опытом работы по организации уроков развития речи в строительном колледже с использованием проективного метода по подготовке сборника сказок учащихся об избранной профессии. Проектная деятельность по созданию такого сборника включала следующие этапы: поисково-исследовательский, технологический, этап практической реализации проекта, этап внесения необходимых изменений и заключительный этап. На каждом этапе была запланирована определенная работа, нацеленная на создание сборника творческих работ студентов – сказок об избранной профессии.
Т Е Х Н О Л О Г И Ч Е С К А Я К А Р Т А П Р О Е К Т А.
Этап проектной деятельности
Алгоритм деятельности учащихся
Алгоритм деятельности учителя

1. Поисково-исследовательский: краткая формулировка задачи, поиск и анализ проблемы.
Знакомство с целями и задачами проектной деятельности по созданию сборника сказок. В ходе анализа литературных образцов понять своеобразие литературных сказок. Знакомство с особенностями использования художественно-изобразительных средств в сказках. Подбор литературных произведений по данной теме.
Формулирует цели и задачи. Руководит деятельностью учащихся. Формирует идею проекта. Руководит аналитической работой с литературными образцами. Помогает систематизировать материал, понять своеобразие литературных и художественных сказок.

2. Технологический: выполнение запланированных тренировочных упражнений.
Сочинение вступления и концовки сказки. Работа над композицией сказки. Лингвистическая работа: подбор эпитетов, метафор, сравнений. Работа над структурой предложений. Художественно-оформительская работа: выполнение иллюстраций к сказкам.
Контролирует выполнение заданий.

3. Практическая реализация проекта: подбор материалов для выполнения работы.
Самостоятельная работа над содержанием сказок. Подготовка иллюстраций. Распределение ролей (художники-оформители, технический редактор) и оформление проектов.
Консультирует, направляет, стимулирует творческую активность детей.

4. Внесение необходимых изменений.
Литературная правка: работа с орфографией и пунктуацией, стилистическим оформлением сказок.
 

5. Заключительный этап (презентация проекта).
Представление своего проекта; самооценка проекта и взаимооценка.
Помогает готовить презентацию.

Отобранный материал реализовывался на уроках развития речи. Предлагаю вашему вниманию планы-конспекты этих уроков.
УРОКИ № 1-2.
Тема. Подготовка к написанию сказки, посвящённой избранной профессии.
Цели:
познакомить с особенностями проектной деятельности по созданию сборника сказок об избранной профессии;
проанализировать особенности сказки как вида художественного творчества;
познакомить с художественно-изобразительными средствами, используемыми в сказках.
Оборудование: карточки с вспомогательными материалами, тексты сказок.
П Л А Н .
Поисково-исследовательский этап.
Слово учителя о целях и задачах проектной деятельности.
Беседа с учащимися.
Что принято называть фольклором?
Как вы думаете, что общего между устным народным творчеством и народными промыслами?
Что называют сказкой?
Какие особенности сказок вам известны?
Какие пословицы о труде вы знаете?
Распределительный диктант.
Задание: запишите пословицы в две колонки: в 1 колонку – о труде; во 2 – о ремесле и предметах труда.
Делу – время, а потехе – час. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Без дела жить – только небо коптить. Без труда не вытащить и рыбку из пруда. Терпение и труд – всё перетрут. Не сиди сложа руки, так не будет и скуки. Без клина и плахи не расколешь. Клин плотнику товарищ. Без топора не плотник, без иглы не портной. Топор острее, так и дело спорее. Топор – кормилец. Топор всему делу голова. Ремесло не коромысло, плеч не оттянет. Ремесло пить-есть не просит, а хлеб приносит. Топор одевает, топор обувает. Клеёк да рубанок столяру отцы родные. Мастерство везде в почёте. Не учи безделью, а учи рукоделью.
4. Работа с текстом.
Сказка – один из наиболее древних видов народного творчества. Многие из них были созданы в далёкую старину неизвестными талантливыми людьми из народа и потом передавались от дедов к отцам, от отцов к детям.
Среди сказок различают сказки о животных, волшебные (фантастические) и сказки бытовые, отражающие повседневную жизнь людей.
Сказки о животных – сатирические и юмористические произведения. Жестокая борьба за существование среди птиц и зверей воспроизводится как иносказательное изображение острых социальных конфликтов.
Волшебная сказка в своих истоках восходит к магическим обрядам. В сказках люди мечтали преодолеть реальную мощь внешних сил природы и общества. Здесь много чудесного, необыкновенного, волшебного. В фантастических вымыслах сказок народ воплощал свои мечты о будущей справедливой жизни, выраж
·ал уверенность в торжестве правды и добра.
В бытовых сказках отражены отношения между богатыми и бедными. Многие из них – продукт более позднего творчества.
Сказки отличаются своим построением. Они часто начинаются словами: «В некотором царстве, в некотором государстве», «Жили-были» - и заканчиваются словами: «Стали жить да поживать, да добра наживать», «Устроили пир на весь мир. И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».
Характерной особенностью в развитии действия сказок является повторение, обычно троекратное. Так, в сказке «Царевна-лягушка» царь трижды отдаёт приказания жёнам царевичей.
Язык сказок простой, понятный, образный. Здесь много таких характерных выражений, как добрый молодец, красная девица, мамки-няньки, утро вечера мудреней; ни в сказке сказать, ни пером описать; долго ли, коротко ли и др.
Кроме сказок, сложенных народом, есть сказки, созданные писателями. Таковы сказки А.С. Пушкина, П.П. Ершова, В.Ф. Одоевского, П.П. Бажова, С.Я. Маршака и др.
Задания к тексту:
прочитайте, определите тему текста;
озаглавьте текст;
определите стиль текста, докажите своё мнение;
составьте план текста;
выпишите в тетради определение сказки;
запишите, какие особенности характерны для построения сказки;
выпишите в тетради слова и выражения, которые используются в сказках;
подумайте, чем отличаются народные сказки от литературных;
какие орфографические правила можно проиллюстрировать примерами из этого текста.
Работа по карточкам.
Задание: определите, используя материал карточки, какие запреты нарушили герои сказок, указанных в правой колонке.
Предшественник волшебной сказки – рассказ, который учил соблюдать запрет. Древний человек пытался уйти от враждебных сил, соблюдая эти правила. Нарушение запрета влекло за собой опасные последствия: человек становился жертвой сверхъестественных сил.
«Гуси – лебеди» - запрет покидать дом.
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» - Иванушка нарушил запрет старших и стал козлёночком.
«Белая уточка» - княжна не послушала мужа и превратилась в уточку.
«Иван-царевич и серый волк»-________________________________________.
«Сивка-бурка» - _____________
________________________________________.
«Царевна – лягушка» - _______
_________________________________________.

Слово учителя.
- Итак, все запреты в сказке оказываются нарушенными. Возмездие неизбежно. Что же остаётся? Конечно, спасительная магия. Народ наделял предметы силой оберегов. Гребешок, брошенный через плечо, превращался в густой лес. Полотенце – в реку. Кольцо, топор, платок, зеркало – это чудесные предметы, которые помогали герою справиться с бедой. Кроме того, использовались и волшебные слова ( «Встань передо мной, как лист перед травой», «По щучьему велению, по моему хотению»), и волшебные герои (Баба Яга, Кощей Бессмертный). Подумайте, какие предметы могут оказаться волшебными в сказке о плотниках и строителях, какие волшебные персонажи могут быть введены в сказку.
Анализ сказки «Доброе слово»..
Вопросы и задания.
Определите основную мысль сказки.
Объясните значение слова пустынька.
Как вы понимаете выражение: «Нам не царевать, не торговать».
Составьте план сказки.
Какие языковые особенности, характерные для сказок, присутствуют в тексте.
В чём своеобразие начала сказки?
Какие запреты нарушают герои сказки?
Какие волшебные герои присутствуют в сказке, для чего они нужны?
Выпишите первое и последнее предложения сказки, сделайте их синтаксический разбор.
П. Технологический этап.
1. Упражнение.
Задание: подберите эпитеты к данным словам, запишите полученные словосочетания.
Топор, станок, молоток, зубило, пила, гвозди, мастер, столяр, плотник.
2. Упражнение.
Задание: используя предложенные выражения, придумайте начало сказки.
В некотором царстве, в некотором государстве Жил-был Ни в сказке сказать, ни пером описать Стал он бога молить, чтоб
Во сне ему привиделось
3. Упражнение.
Задание: запишите предложения, сделав их распространёнными; какое явление отражено в этих предложениях.
Солнышко встало; деревья шепчут; свет колдует ; плывут облака; метель завывает, стонет; лес беспокоится.
4. Упражнение.
Задание: придумайте продолжение сказки по данному началу.
Сказочник решил рассказать историю о том, во что превращаются деревья, когда их увозят из леса.
- Господа, - сказал он деревьям,- не угодно ли вам прослушать сказку о вашем завтрашнем дне?
5. Упражнение.
Задание: образуйте наречия с помощью суффиксов от следующих прилагательных.
Поздний, беззаботный, певучий, свежий, всесторонний, тактичный, постепенный, мужественный, неуклюжий, уверенный, могучий, искусный, искусственный.
6. Упражнение.
Задание: найдите «лишнее».
На носу, рукой подать, на краю света, не за горами.
Тотчас, немедленно, сию минуту, еле-еле.
У чёрта на куличках, бог знает где, за тридевять земель, рукой подать.
7. Упражнение.
Задание: придумайте и запишите словосочетания с предложенными наречиями и словосочетаниями.
Высоко-высоко, далеко-далеко, еле-еле, точь-в-точь, мало-помалу, бок о бок, по-дружески, тепло по-весеннему, бросить вверх, в верх стены, какой-нибудь.
8. Упражнение. Задание: придумайте три разных концовки для сказки.
III. Обобщение по уроку.
IV. Домашнее задание: написать сказку о профессии, приготовить к ней 2 иллюстрации