Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы


Метод проектов на уроках русского языка и литературы
(из опыта работы)
"Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умением
Постоянно модернизирующееся образование и современное общество требует от школы выпускника не только обладающего определенным набором знаний, но и умеющего ориентироваться и «не теряться» в океане свободной взрослой жизни, принимать решения и действовать в самых различных ситуациях.
Как же добиться наибольшей эффективности урока в условиях, когда головы наших учеников «забиты» компьютерными играми? Нам необходимо не только обновлять средства обучения, но и смело использовать новации на уроках.
Метод проектов на уроках русского языка и литературы предполагает постоянное сотрудничество не только по схеме «учитель – ученик», но и «ученик – ученик». В основе традиционных методов обучения, как правило, лежит модель «учитель – ученик». Учитель в данной ситуации всегда стоит как бы «над» учениками. Он дает готовые знания, а ученик просто осознанно (это в лучшем случае) или неосознанно принимает их. Ученик настолько привык получать готовые знания, что часто бывает пассивен на уроках. Очень интересна и результативна в плане получения знаний проектная методика, которая помогает избежать пассивности учеников на уроках.
Проекты различаются по характеру доминирующей деятельности (поисковый, исследовательский, творческий, ролевой, прикладной, ознакомительно-ориентировочный); по предметно-содержательной области (монопроект / межпредметный); по количеству участников (индивидуальный / парный / групповой / коллективный / массовый); по продолжительности (краткосрочный / длительный); они могут осуществляться в пределах одного класса или школы.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведённое для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, а также возможностью его решения при привлечении знаний учащихся из разных областей изучаемых в школе наук.
Принято считать, что проекты можно использовать только в дополнительном образовании, поскольку классно-урочная система с ними не сочетается. Однако это не так.
Метод проектов можно использовать на уроках русского языка и литературы. Приведу пример реализованного проекта. Урок литературы в 7 классе. Цели и задачи проекта: развить творческий потенциал детей; формировать умение работать в команде, умение выделять главное.
Тема: «Лицей в жизни А.С.Пушкина».
Проблемные вопросы:
1. Как отразилась дата 19 октября в жизни и творчестве поэта??
2. Лицейские друзья в судьбе А.С.Пушкина
3. Как повлиял Лицей на дальнейшую судьбу поэта?
Технологическая карта проекта
 
Этап проектной деятельности Алгоритм деятельности учащихся Алгоритм деятельности учителя
1. Поисково-исследовательский: краткая формулировка задачи, поиск и анализ проблемы Выбор вида проектной деятельности из предложенного учителем (презентация, буклет или литературно-музыкальная композиция) Формулирую цели и задачи. Руковожу деятельностью учащихся. Формирую идея проекта, исходя из потребностей и реально доступных ресурсов. Помогаю систематизировать материал, сделать выводы о значении Лицея в жизни А.С.Пушкина.
2. Практическая реализация проекта: подбор материала, иллюстраций для исполнения работы Самостоятельная работа над созданием презентации. Создание иллюстративного материала. Распределение ролей (оформители, компьютерщики, ведущие, чтецы) и оформление проекта Консультирую, направляю, стимулирую активность детей
3. Внесение необходимых изменений Работа с орфографией и пунктуацией, работа со смысловой наполняемостью, работа над дикцией Контролирую, координирую, корректирую деятельность учащихся
4. Заключительный этап (презентация проекта) Выступление перед учащимися (приглашаются 6 и 7 классы). Самооценка проекта. Помогаю готовить презентацию, выразительно прочесть текст. Помогаю. Сделать выводы и значении проектной деятельности.

В результате совместного труда появляется презентация и материал о годах жизни А.С.Пушкина в Лицее.
Проектная технология позволяет решать ряд специфических и очень важных образовательных задач, а именно: выдвигать темы проектов; определять свою позицию; вырабатывать самостоятельный взгляд на решение проблемы и в то же время понимать роль и значение групповой работы. В настоящее время метод проекта всё чаще и чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий-проектов. Проект способствует активизации познавательной деятельности, служит развитию креативности и одновременно способствует формированию определённых личностных качеств. В случае разработки и защиты групповых проектов развивается умение работать в коллективе; ощущать себя членом команды; брать ответственность за выбор решения на себя; разделять ответственность с другими; анализировать результаты деятельности и др.
Таким образом, проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий. Личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать способы введения метода проектов в структуру уроков.