Исследовательская работа по творчеству М.Ю. Лермонтова (9-10 класс)


Исследовательская работа
«Созвучье слов живых…»
Обращение к Богу в православной молитве
и лирике М.Ю. Лермонтова
Автор: Дешин Никита, 8 класс,
Хайитбоева Диана, 9 класс
Научный руководитель:
учитель русского языка и литературы
Клейменова Елена Николаевна
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………3
1. Молитва в жизни православного христианина
1.1. Что такое молитва…………………………………………………………………………4
1.2.Виды православных молитв ……………………………………………………………...4
1.3. К кому мы обращаемся в молитвах?...................................................................................4
 2.Молитва как жанр в лирике М.Ю. Лермонтова
2.1. Традиции лирической молитвы в русской литературе………………………………….5
2.2. Споры о религиозности М.Ю.Лермонтова………………………………………………5
2.3. «Молитва» 1829г («Не обвиняй меня, всесильный…»………………………………….72.4. «Молитва» 1837г («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»……………………………82.5. «Молитва» 1839г («В минуту жизни трудную…)………………………………………..9
2.6. «Благодарность» 1840г…………………………………………………………………….10
Выводы…………………………………………………………………………………………10
Литература……………………………………………………………………………………..11Приложение…………………………………………………………………………………..
Введение
Слайд 1.Знакомясь с творчеством великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, я была поражена строками, прозвучавшими в стихотворении «Молитва»:
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Эти строки, проникнутые настроением божественного откровения, заставили меня задуматься: почему в трудные минуты жизни люди обращаются к Богу?
За помощью я обратилась к ученику 8 класса Дешину Никите, потому что он помогает батюшке в Богоявленском храме с. Свишни.
Тема нашего исследования:
Обращение к Богу в православной молитве и лирике М.Ю. Лермонтова
.Слайд 2.
Цель данной работыСлайд 3.
- проследить, какую роль в жизни верующегочеловека играет молитва и какое место она занимает в творчестве Лермонтова.
Мы поставили перед собою следующие задачи:
- изучить православную литературу, посвященную молитве;
- выяснить какие бывают молитвы,и какую роль они играют в жизни верующих;
- познакомиться с образцами молитвенной лирики М.Ю. Лермонтова;
- проанализировать стихотворения поэта и найти в них созвучие каноническим молитвам.
Предметом исследования явились некоторые православные молитвы и стихотворения М.Ю. Лермонтова Слайд 4.
В своей работе мы использовали следующие методические приёмы:
- сравнительный анализ православных молитв и поэзии М.Ю.Лермонтова,
- аналитическое исследование стихотворений Лермонтова,
- систематизация изученных материалов по теме.
В своём исследовании мы использовали материалы православной и художественной литературы, критических статей и монографий о М.Ю. Лермонтове.
Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что данная работа может быть использована на уроках литературы, МХК, ОПК по теме: «Биография и творчество М.Ю. Лермонтова». 
1.Молитва в жизни православного христианина.
Слайд 5.
Молитва — «важная часть духовной жизни верующего человека», обращение «человека к Богу, богам, святым, ангелам.»Слайд 6. Иллюстрированный толковый словарь современного русского языка дает такое определение молитве:
Молитва – 1. Обращение к Богу, святым, содержащее просьбу, благодарность, восхваление.
2. Установленный текст, читаемый верущими при обращении к Богу, святым.
Слайд 7.По словам протоиерея Серафима СлобОдского: Молитва – наше обращение к Богу, беседа или разговор с ним. У нас все от Бога: жизнь, способности, здоровье, пища. Поэтому в радости, и в печали, и в нужде мы обращаемся к Богу с молитвой.
Слайд 8.«Молитвы – крепость телу, благоденствие дому, благоустройство городу, могущество царству ... Во всей жизни человека нет иного достояния драгоценнее молитвы», - писал Святой Ефрем Сирин.
Какие бывают молитвы?Слайд 9.
Молитвы бывают разные: хвалебные и благодарственные, просительные и покаянные.
Самая распространенная молитва – это просьба. «Подай, Господи». Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: здоровья или успеха. Но, мудрея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности… Это просьба о защите. Есть и просьба о духовных дарах: верующий просит у Бога прибавления ума и любви. А еще — о том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку Свою близость. Более редкая молитва – благодарение. Редкая потому, что люди чаще просят, чем благодарят. Получив желаемое, мы часто забываем поблагодарить. Так и в отношениях людей между собой, и в людей отношениях с Богом. Самая высокая молитва — славословие. В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют: «Аллилуйя!» («Слава Богу»). Произнося такую молитву, человек не думает о своих интересах. Именно бескорыстная радость – самая сильная и чистая.
К кому мы обращаемся в молитвах? Слайд 11.
Молитва сопровождается крестным знамением, поклонами и творится перед святыми иконами. В своих молитвах мы обращаемся к Господу Богу, к Его Пречистой Матери - нашей Заступнице и Помощнице, к святым Ангелам и святым людям - угодникам Божиим.
Слайд 12.Молитва «Отче наш» - одна из самых главных в христианстве. Евангелие повествует о том, что Сам Господь учил своих учеников молиться: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое…» [Мф. Гл. 6: 9].О́тче наш, И́жееси́ на небесе́х!Да святи́тся имя Твое́,да прии́детЦа́рствие Твое́,да бу́детво́ля Твоя,я́ко на небеси́ и на земли́.Хлеб наш насу́щныйдаждь нам днесь;и оста́ви нам до́лги наша,я́коже и мы оставля́емдолжнико́м нашим;и не введи́ нас во искуше́ние,но изба́ви нас от лука́ваго.Я́котвоééстьцáрство и си́ла и слáва во ве́ки. Аминь.
Эта молитва является всеобъемлющей по характеру: в ней как бы сконцентрировано все то, что нужно человеку и для жизни земной, и для спасения души. Господь дал нам ее, чтобы мы знали, о чем нужно молиться, о чем просить Бога.
Слайд 13.Православные христиане молятся не только Богу, но и Божией Матери.  Почитание христианами Божьей Матери возникло еще при ее жизни и продолжается до сих пор. Пресвятая Богородица обещала оберегать православных и обещание это она исполняет. Она ходатайствует о людях перед Своим Сыном и Богом.
Еще в первые века христианства появилась молитва “Богородице, Дево, радуйся”, которую можно услышать на самых разных языках. Молитва основана на приветствии Архангела Гавриила Деве Марии в момент Благовещения.
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. (Лк.1:28-31;Мф.1:18-25).Церковь действительно ставит мать Иисуса Христа, Богородицу, выше всех святых, выше всех ангелов. В церковных песнопениях говорится, что Божия Матерь стоит превыше Херувимов и Серафимов – высших ангельских чинов.
В православных храмах, после литургии звучит очень красивое, пробирающее до глубины души духовное песнопение —  Царица моя Преблагая. Молитва очень трогательная и, вместе с тем, бодрящая, она дарит нам надежду на помощь с небес. Слайд 14.
Слайд 15.Святые — это люди, при жизни своей многими духовными подвигами и деланием евангельских заповедей победившие страсти и сделавшиеся храмами Святого Духа. Святые угодники – наши помощники и заступники, которые ходатайствуют за нас пред Господом.
Духовный мир человека, ежедневно общающегося с Богом посредством молитвы, постепенно изменяется: человек становится лучше, чище и добрее.
2.Молитва как жанр влирике М.Ю. Лермонтова Слайд 17.
2.1.Каждый христианин вносит в молитвенное творчество свою, пусть никому незаметную лепту (но она бесценна перед Богом): покаянную ноту, добрый помысел, оттенок чувства.
Различные состояния души, различные грани познания отражались в молитве. Потребность "говорить к Богу", открываться ему в том или ином жизненном положении, душевном состоянии присуща едва ли не всем русским поэтам. Именно поэтому существует у нас давняя и устойчивая традиция молитвенной лирики.
Молитва - это стихотворение, в котором лирический герой обращается к Богу, Божией Матери, ставит важнейшие вопросы бытия и находит ответы на них в Богообщении.
К жанру молитвы в своем творчестве обращались такие поэты как А.С. Пушкин, Ф.Н. Глинка, Н.М. Языков, Ф.И. Тютчев, Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова и другие,ведь «лирическая поэзия <…> изображает внутренний мир души, ее чувства, ее понятия, ее радости и страдания.»
2.2.Не оставила равнодушным поэзия и поэтика традиционной молитвы и М.Ю.Лермонтова. Или, если выразиться точнее, именно Лермонтов и не мог не обратиться к этой теме.Поэт и философ Даниил Андреев писал:" В глубине его стихов с первых лет и до последних, тихо струится, журча и поднимаясь порой и до неповторимо дивных звучаний,... светлая, задушевная, теплая вера..." [11,3].
После Лермонтова, - как значится в описи его имущества, - осталось "четыре образа и серебряный нательный крестик, вызолоченный с мощами".Существует рассказ о том, что Лермонтова, печоринствующего отрицателя, злого Лермонтова, один из его товарищей застал однажды в церкви. Он молился на коленях.Таким же тайным молитвенником, явным отрицателем, был он и в жизни, и в поэзии. Быть может, ни у одного из русских поэтов поэзия не является до такой степени молитвой, как у Лермонтова, но эта его молитва - тайная.Лермонтов слыл безбожником - и в общем-то, слывет им доныне. Многие исследователи жизни и творчества Лермонтова убеждены, что поэт не был религиозным человеком. Однако его произведения говорят об обратном. И прямо называют причины, по которым поэту приходилось скрывать свои религиозные убеждения, как, например, отрывок из поэмы «Сашка». Слайд20
Век наш - век безбожный;
Пожалуй, кто-нибудь, шпион ничтожный
Мои слова прославит, и тогда
Нельзя креститься будет без стыда
И поневоле станешь лицемерить,
Смеясь над тем, чему желал бы верить.
Оказывается, что вся демоничность образа М.Ю.Лермонтова является наносной, и под маской циника скрывается тонкий, ранимый и глубоко верующий человек.
Отец поэта оставил ему такое духовное завещание: Слайд 21 «...ты одарен способностями ума, — не пренебрегай ими... это талант, в котором ты должен будешь некогда дать отчет Богу! ...ты имеешь, мой сын, доброе сердце, — не ожесточай его даже и самою несправедливостью и неблагодарностью людей, ибо с ожесточением ты сам впадешь в презираемые тобою пороки. Верь, что истинная, нелицемерная любовь к Богу, к ближнему есть единственное средство жить и умереть спокойно».
2.3. В творческом наследии М.Ю. Лермонтова есть несколько стихотворений, озаглавленных им как молитвы. К ним также тесно примыкает стихотворение «Благодарность», выстроенное по канонам молитвы.
Первая «Молитва» («Не обвиняй меня, всесильный...») была написана М.Ю. Лермонтовым в 1829 году, когда поэту исполнилось 15 лет. Слайд 22
И рассматривать ее нужно как выражение юношеского максимализма. Поэт стремится жить полной жизнью, радоваться каждому дню, он не боится кары господней и открыто вступает с Богом в полемику, утверждая счастье жизни здесь на земле сию минуту, а не где-то когда-то в раю.
Не обвиняй меня, всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильный
С ее страстями я люблю;
За то, что редко в душу входит
Живых речей твоих струя,
За то, что в заблужденье бродит
Мой ум далеко от тебя;
За то, что лава вдохновенья
Клокочет на груди моей;
За то, что дикие волненья
Мрачат стекло моих очей;
За то, что мир земной мне тесен,
К тебе ж проникнуть я боюсь,
И часто звуком грешных песен
Я, боже, не тебе молюсь.
Слайд 23.Эта "Молитва" передает смятение, трагическое раздвоение духа между верой, зовущей обратиться с покаянной молитвой о снисхождении, и стремлениями горячей, гордой, несмирившейся души. Одержимость поэзией уводит его далеко от путей Божиих, затворяет его слух для глагола Господня, совращает ум, омрачает взор. Он сам осознает это как недолжное, гибельное в себе и молит Всесильного не обвинять и не карать его за то. Он понимает всю степень вины своей перед Ним - отсюда страх предстать перед Его Очами.2.4. Слайд 24Вторая «Молитва» или «Молитва странника» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою») написана в 1837 году. Все стихотворение строится как монолог лирического героя, который просит Божию Матерь о счастье любимой женщины. Считается, что в этом стихотворении идет речь о Варваре Лопухиной, отданной замуж за другого и в браке несчастной.
В нарушение всех канонов построения молитвы лирический герой ничего не просит для себя, его внутренние переживания отодвинуты на второй план. Слайд 25 На первом плане образ героини «Но я вручить хочу деву невинную/Теплой заступнице мира холодного».
Это стихотворение по праву считается шедевром любовной лирики. В ней есть тот "необыкновенный лиризм", который, по мнению Гоголя, "исходит от наших церковных песен и канонов" [43]. И действительно: в акафистах Богородице "Нечаянныя Радости" и "Державныя" говорится о "Теплой Заступнице и Помощнице роду христианскому"; в акафисте Троеручице поётся, что Она согревает "хладные сердца наша" [43,3].
В стихах дышит такая благоговейная любовь, что они по праву могут быть названы гимном чистоте, нежности, душевной красоте. Слайд 26
Я, матерь божия, ныне с молитвоюПред твоим образом, ярким сиянием,Не о спасении, не перед битвою,Не с благодарностью иль покаянием,Не за свою молю душу пустынную,За душу странника в мире безродного;Но я вручить хочу деву невиннуюТеплой заступнице мира холодного.Окружи счастием душу достойную;Дай ей сопутников, полных внимания,Молодость светлую, старость покойную,Сердцу незлобному мир упования.Срок ли приблизится часу прощальномуВ утро ли шумное, в ночь ли безгласную -Ты восприять пошли к ложу печальномуЛучшего ангела душу прекрасную.
"Молитва" проникнута интонацией просветленной грусти, связанной с особым преломлением в этом стихотворении религиозных мотивов: существование "незлобного сердца", родной души заставляет героя вспомнить о другом, светлом "мире упования", в котором "теплая заступница" охраняет весь жизненный путь "достойной души" и ангелы осеняют её на пороге смерти.Наверное, светская поэзия не произносила пред ликом Богородицы слов, более проникнутых нежной христианской любовью к ближнему, верой в заступничество Её за род людской, чем слова этой лермонтовской "Молитвы".
2.5. Слайд 27Третье стихотворение, озаглавленное «Молитва», написано М.Ю. Лермонтовым в 1839 году.По словам Александры Осиповны Смирновой (Россет) написана была эта "Молитва" для М.А.Щербатовой: "Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи" Это не молитва в полном значении слова, а впечатление от молитвы, от её чудодейственной силы, нисхождение благодати от прямого разговора с Богом. Слайд 28
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко -
И верится, и плачется,
И так легко, легко...
Слайд 29Сколько искренности в этих строках! Перед нами неузнаваемый Лермонтов, который делится опытом духовной жизни. В лирическом герое этого стихотворения легко узнается автор и ясно видится причина его обращения к молитве: жизненные трудности. Их у поэта было много: ранняя смерть матери, разлука с отцом, сильная безответная любовь. Чувство одиночества преследует его всю жизнь. Но лирический герой этого стихотворения не кажется одиноким. Он обрел веру, и душа его не «пустынна», она заполнена.
Слайд 30 Благодатью Божией при обращении к молитве. Поэт пишет о том, что не только смысл молитвы, но и сами звуки обращённых к Богу слов («созвучья слов живых») помогают человеку пережить трудную минуту. 
Слайд 31Как созвучны эти строки словам Святого Праведного Иоанна Кронштадтского:«Люблю я молиться в храме Божием, …в становится так легко, … и как бы умираю для мира, и мир для меня со всеми своими благами; я оживаю в Боге и для Бога, для одного Бога».
2.6. В Новый год 1840 года М.Ю. Лермонтов был на маскарадном балу в Благородном собрании. Присутствовавший там Тургенев наблюдал, как поэту «не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, и он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось,- говорит Тургенев,- что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества». Может быть, как раз в этот момент в голове М.Ю. Лермонтова рождались эти искренние строки:Слайд 32
За все, за все тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченный в пустыне,
За все, чем я обманут в жизни был...
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил.
К сожалению, стихотворение оказалось пророческим, поэт действительно недолго еще благодарил Бога за те испытания, которые ему довелось вынести.
Слайд 33
2.6. Вывод:Таким образом, молитва для верующего человека - это беседа с Богом, посредством которой человек очищается от греха, страстей земных. Это упование на благое разрешение всех нестроений. Это стремление приблизиться к Отцу Небесному.
Стихотворения-молитвы Лермонтова отражают противоречивость его религиозных взглядов и отличаются своеобразием авторской позиции. Но верующие видят в Лермонтове духовного поэта и выделяют в его многогранном творчестве такие религиозно-духовные вершины, как “По небу полуночи Ангел летел...”; две "Молитвы" (1837 и 1839 годов) и другие поэтические шедевры, свидетельствующие о высокой и светлой вере Лермонтова, о сердечной связи его с Божьим миром.
Литература:
1. Будур Н.В. Православные иконы.- М., ОЛМА-ПРЕСС, 2006
2.Лермонтов М.Ю. Сочинения в двух томах.- М. , Правда, 1988.
3.Красовский В.Е., Леденев А.В., Ситников В.П., Быков Н.Г. Большая литературная энциклопедия. - М.,ОЛМА-ПРЕСС,2003
4.Молотков С.Е. Практическая энциклопедия православного христианина.- Санкт-Петербург, Сатисъ, 2001
5. Глаголева О.В., Щеголева Е.В. Православие: полная энциклопедия для новоначальных. - М., Эксмо, 2010.
Интернет-ресурсы:
http://tarefer.ru/works/72/100105/index.htmlhttp://cyberleninka.ru/article/n/molitva-v-russkoy-poeziihttp://www.molitva.gr/search/Символ%20Веры/http://www.pravmir.ru/o-molitve-2/http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/molitva/uchenie_o_molitve_06-all.shtmlhttp://iknigi.net/avtor-olga-glagoleva/62161-glavnye-molitvy-ko-svyatym-ugodnikam-bozhiim-kak-v-kakih-sluchayah-i-pred-kakoy-ikonoy-molitsya-olga-glagoleva/read/page-1.htmlhttp://www.k-istine.ru/sants/sants_pomazanskij.htmМы должны молиться не только о себе, но и о других, не только о наших родственниках и близких, но и о наших врагах. Мы должны молиться Богу не как отдельные индивидуумы, но как люди, которые представляют собой частицу человечества, и обращаться к Богу не только от своего лица, но и от лица единой человеческой семьи, ибо для каждого из нас Бог — это Отец наш Небесный.Источник: http://www.pravmir.ru/o-molitve-2/#ixzz3TuesdyP3В этих прекрасных простых словах великий поэт описал то, что очень часто происходит с людьми во время молитвы. Человек повторяет слова молитв, может быть, знакомые с детства, — и вдруг чувствует, как наступает какое-то просветление, облегчение, появляются слезы. На церковном языке это состояние называется умилением. Слайд 29 Это то состояние, которое даруется иногда человеку во время молитвы, когда он острее и сильнее, чем обычно, ощущает присутствие Божие. Это состояние духовное, когда благодать Божия непосредственно касается нашего сердца.
Приложения:
Православная молитва
Молитва-благодарение
(благодарственная) Молитва-славословие
(самая высокая) Молитва-прошение
(просительная)
происходит радость переживание радости от встречи с Богом нужна защита
благословляет детей благодарность за всё, что создал Господь (дневной свет, звёзды, дождик, лучи солнца) нужен хороший урожай
рождается ребёнок человек не думает о своей пользе тревога на сердце
за здоровье близкихза благополучие близкихстрашно
за жилище сомнения
за пищу трусость
за одежду лень
прибавление ума
ощутить близость с Богом