Статья Использование метода проектов на уроках психологии в системе профессионального образования.


Использование метода проектов на уроках психологии в системе профессионального образования.
В настоящее время предъявляются значительные требования к системе образования на всех ее уровнях. Построение в Российской Федерации информационного общества ставит перед системой образования ряд принципиально новых задач, среди которых одной из важнейших является проблема формирования творческого, исследовательского потенциала личности. Российская система образования, еще со времен Петра I, традиционно славилась установками на запоминание и воспроизведение больших объемов информации различного профиля. Однако ХХI век требует изменения образовательной парадигмы в сторону формирования у обучающихся не просто набора энциклопедических знаний, а еще и набора компетенций, т.е. умения работать с незнакомой информацией, с нестандартными задачами, сочетать логику с интуицией.
Динамизм современного мира обуславливает сокращение границ применения деятельности репродуктивной, ориентированной на традицию и освоенные технологии, и расширяет применимость инновационной активности. Основным назначением приобщения обучающихся общего образования и начального и среднего звена профессионального образования к научно-исследовательской и проектной деятельности является наиболее раннее формирование человека с мышлением нового типа. Традиционно считается, что научно-исследовательская деятельность - это удел ВУЗа, но формирование типов и стилей мышления происходит значительно раньше. Умение видеть новое, представлять и рассматривать возможные альтернативы - важная грань процесса познания.
Современный преподаватель всегда находится в поиске новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. И я стараюсь внедрять в свою работу что-то новое, интересное. В 2006 году я впервые познакомилась с методом проектов, участвуя в программе «Intel. Навчання для майбутнього». В течение 2-х лет я выступала тренером, обучая данной программе педагогов системы профессионального образования Республики Крым. В 2007 году вместе со своими студентами мы участвовали во Всеукраинском конкурсе «Успешный проект», на котором заняли 2-е место. Уже 10 лет я использую метод проектов в своей преподавательской деятельности. Этот метод не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник ещё в 1920-е годы в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработнными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его интересом в этом знании.
В современных условиях под учебным проектом подразумевается комплекс поисковых, исследовательских расчётных, графических и других видов работ, выполняемых обучающимися самостоятельно (в парах, группах или индивидуально) с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.
Основа метода проекта – его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся, которую они выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой стороны - необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми»: если это теоретическая проблема-то конкретное её решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.
Метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но если это метод, то он предполагает определённую совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий уч-ся с обязательной презентацией этих результатов.
Существует несколько подходов к классификации проектов. По доминирующей деятельности обучающихся проекты подразделяют на пять групп.
Виды проектов:
практико-ориентированный проект;
исследовательский проект;
информационный проект;
творческий проект;
ролевой проект.
Проекты также различаются по комплексности, по продолжительности, по числу участников (индивидуальные и групповые). Наконец, наиболее существенное различие состоит в том, что одни проекты рассчитаны на реализацию в течение урока («мини-проект»), другие охватывают серию уроков и самостоятельную внеурочную деятельность обучающихся, третьи относятся исключительно к сфере вне классной деятельности.
Общие подходы к структурированию проекта:
Начинать надо с выбора темы проекта, количества участников.
Далее педагогу необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачей учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем и т.д.).
Важным моментом является распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
Затем начинается самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам. Постоянно проводятся промежуточные обсуждения полученных данных в группах и с преподавателем.
Необходимым этапом выполнения проектов является их защита, которая осуществляется посредством создания мультимедийной презентации или буклета или вебсайта.
Завершается работа коллективным обсуждением, экспертами, объявлением результатов внешней оценки, формулировкой выводов.
Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения.
Параметры внешней оценки проекта:
значимость и актуальность выдвинутых проблем;
корректность используемых методов исследования и обработки получаемых результатов;
активность каждого участника в соответствии с его индивидуальными возможностями;
необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему;
доказательность принимаемых решений, умение аргументировать заключения, выводы;
эстетика оформления результатов выполненного проекта.
Метод проектов направлен на развитие коммуникативных навыков и, как нельзя лучше, подходит для использования на уроках психологии. Психология касается каждого из нас. Она задает вопрос: «Как мы можем более объективно взглянуть на свою жизнь, мысли и поступки?» Задача психологических проектов - показать обучающимся, что ответ на этот вопрос можно получить в процессе вдумчивого размышления, наблюдения и исследования. Каждый человек – это вселенная, скопление миров. Возможно, наш мозг – самое сложное из существующих устройств, именно благодаря ему мы можем заниматься искусством, наукой, любить, ненавидеть, проявлять милосердие. Наши мысли, эмоции, действия – являются темами для исследовательских разработок в области психологии. Сократ сказал: «Познай себя», и хотя многие загадки вселенной лежат на глубине океана, находятся далеко в космосе, последний рубеж все же лежит намного ближе.
Таким образом, формирование творческого исследовательского потенциала личности необходимо сегодня каждому человеку, а не только специалисту с высшим образованием, и формировать подобный стиль мышления необходимо как можно раньше, пока не начали еще возникать психологические барьеры репродукции. Моделирование научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, апробирование и внедрение этих моделей должно способствовать не только изменению стиля профессионального образования, но и сближению теории и практики, что особенно важно в процессе становления человека новой формации и компетентного специалиста.