Открытый урок Осуждение жесткости, унижения человеческого-достоинства в рассказе И. С. Тургенева Муму


Средняя общеобразовательная школа I – III ступеней имени
Б. А. Кучера №23
Осуждение жестокости, унижения человеческого достоинства в рассказе Ивана Сергеевича Тургенева «Муму».
Герасим и Татьяна.
(Открытый урок)
Преподаватель
русского языка и литературы
Казакова Вера Ивановна
2007 – 2008 учебный год
Г. Севастополь
Цель: Дать учащимся представление о жизни людей во времена крепост-ного права;
показать уродливость общественных отношений, основанных на личной зависимости человека от человека;
раскрыть трагизм судьбы Герасима и Татьяны.
Уметь:
работать над текстом художественного произведения;
составлять алгоритм (план) характеристики героя;
видеть авторское отношение к персонажу;
уметь сочувствовать униженным и оскорбленным.
Оборудование:
Портрет И.С. Тургенева.
Полный текст рассказа «Муму».
Киев, издательство «Веселка», 1981 год. (на каждого ученика).
Иллюстрации к произведению.
Национальные костюмы русского крестьянства (мужской и женский).
Музыкальное сопровождение (русские народные песни).
Выставка книг, посвященных творчеству писателя.
Я родился в атмосфере, где царили
подзатыльники, щипки, колотушки.
Ненависть к крепостному праву уже тогда
желало мне.
Иван Тургенев.
Никогда еще средствами искусства
не было создано более волнующего
протеста против жестокости.
Д. Голсуорси

Ход урока.
1. Проверка домашнего задания в ходе урока.
Индивидуальное задание:
Нарисовать иллюстрацию к рассказу Тургенева «Муму».
Откорректировать текст, вставить пропущенные слова.
2.Учитель.
В памятной книге, куда Варвара Петровна Тургенева собственноручно заносила наиважнейшие события жизни, есть запись: «1818 года 28 ок-тября в понедельник родился сын Иван, ростом 12 вершков, в Орле, в своем доме в 12 часов утра. Крестили 4 ноября.
- Кем стал этот малыш, и почему о нем знает весь мир?
Кроссворд «Литературные места, связанные с именем Тургенева».
Математики. Один вершок равен 4,4 см. Рост младенца 12 вершков. 4,4 см умножаем на 12, получаем 52,8 см. Таким был рост малыша Тургенева.
- А какого роста был главный герой рассказа «Муму?».
Портрет Герасима.
- Неувязочка получается. Языковеды, прошу пояснить.
- В старину принято было обозначать рост человека количеством вершков сверх двух аршин.
Математики.
Аршин равен 71 см, два аршина – 142 см плюс 52,8 получается 194, 8 см.
Рост Герасима почти 2 метра.
Учитель.
- Мы всегда чувствуем, как автор относится к своим героям: помогает ли он им или, наоборот осуждает их действия.
Тургенев назвал свой рассказ «Муму». А кто же все-таки является главным героем произведения?
- Вот совершенно ненавязчиво и возник первый пункт алгоритма характеристики персонажа.
1. Герасим – главный герой рассказа «Муму».
- Как же проявляется авторское отношение к персонажу?
- Прежде всего через описание внешности.
- Как же описывает Тургенев внешность Герасима?
- Где впервые встречаем мы этого богатыря?
Русская народная песня «Как пойду я на быструю речку».
- Как жил и работал Герасим в деревне?
- Второй пункт плана, который поможет нам раскрыть характер героя.
2. Жизнь в деревне.
(За каждый правильный ответ вручается один ум).
- Какие художественные средства применяет Тургенев для того, чтобы ярче и нагляднее охарактеризовать Герасима? (сравнение).
- Покажите на примерах, как автор хвалит своего героя, любуется им.
- О каких сторонах жизни и чертах характера говорили бы вы, если бы хотели выразить свое положительное мнение о нем?
3. Вот и третий пункт алгоритма.
* Трудолюбие.
* Усердие в работе.
* Любовь к земле.
- Какие изменения произошли в жизни Герасима?
(музыкальное оформление «Трепак»).
Как показана жизнь барского дома.
(Барский дом в Москве).
Слово архитектору.
- Найдите слова, указывающие на увядание дворянского гнезда?
- Почему барыня не названа по имени?
Историки.
Крестьяне в ту пору принадлежали помещикам. Землевладелец имел право продать своего крестьянина, разлучить отца семейства с женой и детьми, а за малейшую провинность подвергнуть телесному наказанию. Такое право помещика назвалось крепостным. Восставали против крепостного права крестьяне, восставала против него «совесть передовых людей», к числу которых принадлежал и И.С. Тургенев.
Диалог Тургенева со своей матерью.
- В образе барыни Тургенев запечатлел характер Варвары Петровны, и ее капризы и привычки.
Как вы понимаете выражение «День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел, но и вечер ее был чернее ночи?».
Проверка индивидуального задания.
Редактирование текста.
- Главный герой рассказа Герасим тоже имеет свою историю.
Однажды, объезжая подвластные ей деревни Орловской, Тульской и Курской губернии, Варвара Петровна Тургенева обратила внимание на изумительный рост крестьянина, работавшего в поле. Узнав от старо-сты, что это немой Андрей, мужик трезвый, работящий и необыкновен-но во всем исправный, тут же решила взять его в число своей личной прислуги и назначить ему должность дворника. Властная помещица даже не задумывалась, легко ли будет крестьянину покинуть родные места и при барском дворе выполнять работу, которая ему не по сердцу.
Итак, четвертый пункт алгоритма.
4. У барыни.
- Какую одежду купили Герасиму, ведь теперь он должен был соответст-вовать городской моде?
- В создании женской народной одежды проявился многосторонний талант русской женщины, ее творческие способности, природный вкус.
(Описание женского русского народного костюма).
- А что скажет нам модельер мужской одежды?
- Мужская одежда, по сравнению с женской, - единообразная. Рубаху-косоворотку и портки (порты), то есть штаны, носили повсеместно. Рубаху шили из домотканых и покупных тканей: хлопчатобумажную мужскую рубаху чаще всего шили из фабричных тканей.
Нарядная рубаха-косоворотка малинового кашемира с вышивкой черными нитками.
Рубахи навыпуск поверх штанов и подпоясывали различными узкими и широкими поясами.
Штаны (порты), обычно неширокие шились в деревне из пестряди (то есть грубой льняной или бумажной ткани из разноцветных ниток) и набойки (ткани с набитым узором). Верхняя мужская одежда – кафтан и тулуп.
- Как отнесся Герасим к жизни в городе?
- Расскажите о служебных обязанностях Герасима.
- Прочитайте строки, в которых автор говорит о душевных страданиях Герасима.
- Что говорит автор о характере Герасима?
5. Пятый пункт плана.
Строгость и серьезность нрава немого дворника.
Мы говорили о Герасиме, составляли алгоритм его характери-стики, видели отношение автора к герою, а теперь давайте послушаем монолог самого Герасима. (сурдоперевод).
(Русская народная песня «Однозвучно гремит колокольчик»).
Герасим (другой ученик озвучивает текст).
- Я тягловый мужик, то есть крепостной крестьянин, который обязан обрабатывать поля помещикам платить ему налог.
Рост 12 вершков, сложение богатырское. Но от рождения глухо-немой. В деревне жил отдельно от братьев. Одаренный необычайной силой работал за четверых. Дело спарилось, то есть удавалось. Славный я мужик. И если б не мое несчастье, любая девка охотно пошла бы за меня замуж. Но я вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле.
Но вот по воле барыни привезли меня в Москву, купили мне сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали в руки метлу и лопату и определили меня в дворники, занятия по моей новой долж-ности оказались мне шуткой после тяжких крестьянский работ.
В полчаса у меня все было готово. И, тоскуя, я уходил куда-нибудь в уголок, швырнув далеко лопату и метлу, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь.
Но ко всему привыкает человек. Привык и я к городскому житью.
- Сломила ли Герасима чуждая ему жизнь? Изменился ли он сам под влиянием новой обстановки?
Даже оторванный от родного окружения и привычной работы, Герасим сумел сохранить чувство собственного достоинства, остаться таким же трудолюбивым , каким был в деревне).
В образе богатыря Герасима Тургенев показал духовное богатство и силу порабощенного русского крестьянина.
Кроссворд. Назовите имена персонажей рассказа Тургенева «Муму».
- Говорят, по интерьеру можно узнать характер хозяина помещения. Прочитайте описание коморки Герасима. Подтверждаете или опро-вергаете вы эту мысль?
Так прошел год, по окончании которого с Герасимом случилось небольшое происшествие.
Стал заглядываться он на прачку Татьяну. Полюбилась она ему: то ли кротким выражением лица, то ли робостью движений. Кто знает? Только теперь он глаз с нее не спускал.
6. Шестой пункт алгоритма.
Жизнь в доме барыни.
Монолог Татьяны.
1. Внешность Татьяны. (Первый пункт плана характеристики прачки).
(Русская народная песня «Калинка»).
- Я прачка. Искусная и ученая. Мне поручают одно тонкое белье. Мне 28 лет. Ростом я маленькая, худенькая, белокурая, с родинками на левой щеке, которые на Руси почитаются плохой приметой, предвещают не-счастную жизнь.
Работаю я за двоих, а одевают меня плохо, жалование получаю самое маленькое. Из родни у меня только один дядька, старый ключник, ко-торого за ненадобностью оставили в деревне. Когда-то была красивой. Но непосильная работала измучила меня.
Второй пункт алгоритма характеристики девушки.
2. Встреча с Герасимом.
Когда привезли из деревни Герасима, чуть не умерла от ужаса, увидев его громадную фигуру. Всячески старалась не встречаться с глухоне-мым.
Однажды кто-то сильно схватил меня за локоть. Я обернулась и вскрикнула. Глупо улыбаясь и ласково мыча, немой протягивал мне пряничного петушка с сусальным золотом на хвосте и крыльях. Вручил пряник, покачал головой и дружелюбно промычал что-то.
И с того дня не давал мне покоя. То ленту мне подарит, то пыль метлой передо мной расчистит.
Скоро уже весь дом знал о проделках немого дворника. Пошли насмеш-ки, прибаутки, колкие словечки. Над Герасимом, однако, глумиться не решались.
- Какие же намерения были у Герасима?
(Надеясь на милость барыни, собирался отправится к ней с просьбой, не позволит ли она ему жениться на Татьяне. Ждал только нового кафтана, обещанного ему дворецким.)
- Что же помешало Герасиму жениться?
- Каким изображен в рассказе Капитон.
Чтение диалога барыни и Гаврилы.
- Что подчеркивает подобострастие, угодливость дворецкого перед барыней?
(Частица С).
История появления данной частицы и ее дополнительный оттенок.
- Слушаю, государь!
- Слушаю, сударь!
- Слушаю, Съ!
- Слушаю – С!
- Как вы думаете, знала ли барыня о любви Герасима к Татьяне?
- Почему же она решила выдать ее замуж за пьяницу Капитона?
(Музыкальное оформление «Трепак»).
Чтение в лицах диалога «Гаврила – Капитон».
- Почему же нам искренне жаль Татьяну?
Инсценирование отрывка «Гаврила – Татьяна».
-Почему дворецкий после разговора с Татьяной подумал: «Безответная ты душа?».
Чтение и анализ эпизода «Хитрость дворовых».
- Как отнесся к этому Герасим?
- Почему Татьяна согласилась на опьянение?
- Почему целые сутки после этого Герасим не выходил из своей комнаты?
- Докажите, что эта история не прошла бесследно для немого.
- Как он вел себя, что говорит о его душевных переживаниях?
7. Седьмой пункт алгоритма характеристики Герасима.
Замужество Татьяны.
Алгоритм характеристики прачки (продолжение).
3.Замужество
4.Безрадостная жизнь с Капитоном.
Чтение сцены прощания Герасима с Татьяной.
5.Отъезд в деревню.
- Кто виноват, что так трагически сложилась судьба Татьяны.
- В чем проявился деспотизм барыни?
Итог урока.
Вернисаж.
- Какие чувства и переживания героев удалось передать художникам?
Домашнее задание.
1.(Всем). Подготовить пересказ эпизода «Находка Герасима».
Проблемный вопрос «Важно ли, что в рассказе Герасим нашел Муму уже после отъезда Татьяны?
2. Интеллектуалам: Творческие задания (кроссворды, рисунки, тести-рования…).