Урок по литературе на тему:«Мир глазами ребенка в рассказе А. П. Платонова «Никита»


План-конспект урока литературы по теме
«Мир глазами ребенка в рассказе А. П. Платонова «Никита»
Цель: формировать у обучающихся навыки анализа художественного произведения
Задачи:
1) образовательные: выявление художественной идеи рассказа; 2) развивающие: формирование навыков исследовательской работы, самостоятельной работы с текстом, лексической работы, работы с учебником и иллюстрациями, выразительного чтения; умения выделять главное в прослушанном сообщении;
3) воспитательная: формирование нравственно-эстетических представлений обучающихся в ходе выявления главной идеи рассказа.
Тип урока: применение предметных умений (изучение нового материала).
Методы организации учебной деятельности обучающихся: частично-поисковый, исследовательский, метод критического мышления. Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах.
Технологии: элементы дифференцированного, личностно-ориентированного обучения
Ход урока.
1 этап. Мотивирование к деятельности. Организационный.
У: Добрый день, ребята!
Мы сегодня снова будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок
Активно включайся в работу, дружок!
У: Готовы? Тогда в путь.
2 этап. Актуализация знаний обучающихся. Подготовка к изучению нового материала.
У: К сегодняшнему уроку я подготовила вам необычное испытание. Послушайте, пожалуйста, следующую запись.
(Звучит песня Юрия Чичкова и Михаила Пляцковского «Детство»)
У: О чем она?
Дети: ( о детстве)
У: В словах песни прозвучали такие строки: «Детство – это краски радуг».
- Ребята, как вы понимаете эти слова?
(Выдвигают предположения: (в детстве всѐ видится в ярких красках, всѐ просто, кажется, нет никаких проблем; все люди добрые, все тебя любят.…)
У: Все ли согласны с подобными мыслями? ( Нет, ну вот, например, у Платонова было не яркое детство, большая семья, приходилось работать….…….. И чтобы разобраться в этом обратимся к учебнику.
У: Вы дома познакомились со вступительной статьей о писателе- А.П. Платонове. Посмотрим, как внимательно вы еѐ прочитали.
Предлагаю дополнить следующие предложения.
Андрей Платонович Платонов родился (когда?) … в … семье. Отец работал (кем?) … (где?) … .Настоящая фамилия писателя (какая?) … . На всю жизнь писатель сохранил добрые воспоминания (о ком?) … . Писательскую работу начал (где?) … и … . В 1922 году была издана книжка его стихов … .
У: Спасибо. Молодцы. А кто работал с дополнительным материалом и может об авторе еще рассказать что-то интересное.
( ответы детей)
У: Таким образом, прочитав материал учебника, дополнительную литературу, вы, конечно же, узнали многое о детстве Платонова, восприятии действительности. А что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
(Учащиеся говорят (о том, как тема детства показана в творчестве этого писателя и есть ли вообще у Платонова произведения, посвящѐнные детям) У: А что нужно сделать, чтобы ответить на все ваши вопросы?
( Изучить рассказы Платонова)
У: Это и будет темой нашего урока «Мир глазами ребѐнка в рассказе А. Платонова «Никита».
Этап 3. Изучение нового материала.
У: В центре нашего внимания герой рассказа – мальчик Никита, его видение и понимание окружающего мира. Дома вы прочитали рассказ, поделитесь вашими впечатлениями.
( ответы детей)
У: Скажите, каким вы представляете себе мальчика? Составьте устный портрет героя рассказа.
Обратите внимание на иллюстрации учебника. Составьте описание первой иллюстрации художника Л. П. Дурасова.
( учащиеся работают, затем отвечают)
У: Как вы думаете, ребята, всѐ ли в рассказе А. П. Платонова реально, как в жизни, или есть эпизоды неправдоподобные, фантастические?
(отвечают)
У: Какие события происходят в рассказе?
( краткий пересказ, отвечают)
У: Ребята, при чтении текста вы, наверное, встретили много непонятных для вас слов и выражений. Встретились такие слова? ( называют)
Дома вы должны были поработать со словарем и объяснить их значение.
Справились с этой работой?.( Дети называют слова, они появляются на доске, работа в парах со словарем)
- трудодень;
- просо;
- щербатый;
- ощериться;
-сени;
-горница;
- закут;
-плетень;
-снасть;
-стежка;
-овин;
-околица;
-передник;
-омшелая;
У: Хорошо, ребята, вы справились с этим заданием. Давайте подведем небольшой итог. Чем же, на ваш взгляд, отличается мировоззрение ребенка от мировоззрения взрослого?
Дети: (Отличается богатым воображением. Вещи, предметы, явления представлялись ему живыми существами. Он с ними разговаривал. )У: А давайте вспомнил, кого оживил Никита?
У: Все верно, а теперь я предлагаю вам поработать в группах .А для того, чтобы наша работа была результативной, будем следовать определенным правилам.
( слайд, правила)
У: Вы согласны?. Тогда начнем.
Исследовательская работа
У вас на столах есть необходимый материал для работы.
Каждая из групп заполняет правую часть таблицы.
Задание: Выпишите из текста описание предметов, которые «оживляет» Никита.
1 группа пустая бочка, колодец, две земляные норы
2 группа старый пень , банька, чужой петух
3 группа жѐлтый цветок, колья из плетня, доброе солнце
( работают на листиках)
У: На эту работу я вам даю 5 минут.
Обсуждение результатов работы.
У: Итак, давайте посмотри, что же у вас получилось. Назовите цель вашего исследования. Познакомьте нас с его результатами.
При ответе вам помогут вопросы-подсказки.
1-я группа:
- Какой он себе представляет бочку? Почему существо, живущее в бочке, кажется ему злым?
- Каким представлял себе колодец? Почему он его напугал колодец?
- Как Никита представлял себе две земляные норы? Почему он решил покормить змей?
2-я группа:
- Каким Никите представлялся старый пень?
- Каким он видит чужого петуха?
- - Как фантазия мальчика представила ему баню?
3-я группа:
- Каким Никита представлял солнце? Почему он увидел там умершего дедушку?
- Какими Никита представил колья из плетня?
- Как Никита представил цветок?
У: Спасибо выступающим, давайте сделаем выводы.
Так каким же видит для себя мир Никита и почему он его «оживляет?»
Дети: Все предметы в доме и во дворе представляются мальчику «тайными людьми», Мир, созданный воображением Никиты, фантастичен. Все, что окружает Никиту, несет в себе скрытую угрозу.
ФизминуткаЛитературу любим мы, друзья,
Читаем платоновские строки…
Но нам без отдыха никак нельзя!
Так отдохнём мы на уроке:
Раз, два, три, четыре, пять…
Мы не будем уставать!
Руки – вверх, потом – направо…
И начнём считать сначала.
Раз, два, три, четыре, пять…
Нам приятно отдыхать!
Руки – вверх, потом – налево…
Отдохнул? Работай смело!
У: Ребята, скажите, а отношение мальчика к предметам и явлениям окружающего мира как-то меняется впоследствии?
Дети: Да, когда он увидел своего отца.
У: Подтвердите это словами из текста. ( читают отрывок)
У: Почему, по мнению отца Никиты, окружающие предметы казались мальчику живыми? Найдите в тексте фразу, содержащую ответ на вопрос.
Дети: «Это ты хочешь всех сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце»
У: А теперь, ребята, я предлагаю составить план текста.
План.
1Мама уходит на работу.2.Никита »живёт один».
1)Кто живёт в бочке?
2) «Доброе солнце».
3) Колодезные жители.
4) «Тайные жители» двора: змеи, пень, старая баня.
5) Жёлтый цветок.
3. Возвращение отца.
1) Встреча Никиты с отцом.
2) Разговор Никиты с отцом.
3) Работа с отцом.
У: Ребята, так, как же вы считаете, в какой фразе наиболее четко, емко и полно проявляется главная мысль рассказа?
Дети: « Давайте все трудом работать, и все живые будут».
У: Как вы понимаете смысл этой фразы.
Дети: Человек только тогда будет живым, когда он сам себя создаст.
У: Ребята, и последняя поучительная для вас информация. А знаете ли вы, что обозначает слово НИКИТА?
Значение имени Никита – победитель (греч.). Скажите, какую победу одержал Никита В рассказе А. П. Платонова?
4 этап: Подведение итогов.
У: Скажите, ребята, удалось нам решить поставленные задачи?
Чему вас научил рассказ?
Оцените свою деятельность, используя один из вариантов ….
5этап: Рефлексия
- для меня было важным и интересным…..
- я себя могу похвалить за…….
- я усвоил….
- самым трудным оказалось задание….
6 этап. Домашнее задание.
Подобрать пословице о труде. Выполнить рисунок к рассказу, озаглавить его.