Статья «Взаимодействие участников образовательного процесса в работе по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста»


Статья «Взаимодействие участников образовательного процесса в работе по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста».
Мехрякова Т. И., учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад № 34», г. Кунгур, Пермский край
Устная речь-это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами и правильно построенными предложениями. Среди многих направлений работы с детьми в ДОУ является обучение дошкольников родному языку.
Педагоги нашего ОУ одной из главных целей в своей работе считают формирование устной речи и навыков речевого общения детей дошкольного возраста. Исходя из этого, мы ставим перед собой следующие задачи:
обучать детей правильному произношению, через развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания;
развивать фонематические представления, способствовать овладению навыками звукового анализа и синтеза;
расширять словарный запас,
формировать навыки верного использования грамматических средств языка,
формировать диалогическую и монологическую связную речь связную речь;
воспитывать интерес к художественному слову;
вести пропаганду логопедических знаний среди педагогов и родителей по вопросам профилактики и устранения речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Решение поставленных задач возможно лишь при тесном сотрудничестве и единстве требований всех педагогов. Реализация принципа комплексности обеспечивает более высокие темпы общего и речевого развития детей и предусматривает взаимосвязь в работе воспитателя, учителя-логопеда, педагога психолога, медика, родителей.
По результатам логопедического и психолого-педагогического обследования педагоги планируют совместную деятельность на учебный год на основании следующих программ:
Ушакова «Развитие речи»;
В.В. Гербова. Радуга. «Учусь говорить»;
О.С. Ушакова. «Знакомство с художественной литературой»;
Л.В. Ворошнина «Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста»;
Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи».
Решая поставленные задачи, учитывая особенности детей, содержание программ, работу по развитию устной речи дошкольников ведем по следующим направлениям:
Формирование правильного звукопроизношения;
обогащение словаря;
формирование грамматического строя речи;
развитие фразовой речи;
развитие связной речи.
До начала обучения грамоте ребенок должен овладеть правильным произнесением всех звуков, научиться различать их на слух, поэтому педагоги нашего детского сада проводят серьезную работу в данном направлении. Особенно недопустимо в его речи наличие замен. Такого рода дефекты могут отразиться на письме.
Обогащение словаря именами существительными осуществляем по определенным лексическим темам, вводя в детский лексикон слова-обобщения. Ребенок осваивает названия животных и их детенышей, птиц; названия больших и маленьких предметов.
Обогащение словарного запаса за счет глаголов происходит через называние способов передвижения различных животных и их действий, а так же за счет подбора слов, поясняющих, кто как голос подает.
Обогащаем словарь именами прилагательными, характеризующими форму, цвет, размер, материал; подбор синонимов и антонимов
Работая над формированием грамматического строя речи, учим детей образовывать единственное и множественное число существительных, согласовывать существительные с числительными, согласовывать прилагательные с существительными, учим верно употреблять предлоги
В подготовительной группе дети должны научиться проводить анализ и синтез предложений. Эта работа способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и общеречевому и умственному развитию. Поскольку дошкольники не имеют сведений по синтаксису, обучение правильному построению предложений проводим практически. Работу выстраиваем в следующей последовательности:
выделение предложения из речи;
придумывание рассказа по картинке, подсчет количества предложений;
членение предложений на слова;
знакомство с графическим изображением слов;
распространение предложений;
исправление деформированного предложения (игра «Слово заблудилось»)»
самостоятельное конструирование предложений;
составление предложений с предлогами.
Важнейшей предпосылкой развития связной монологической речи является сформированность диалогической речи.
В процессе работы по формированию диалогической речи учим ребенка слушать и понимать вопросы, самостоятельно задавать вопросы, правильно, точно, в соответствии с содержанием вопроса выражать свои мысли в ответ на них. Работая в данном направлении, мы широко используем беседы и театрализации (имитации, пересказы).
На начальном этапе обучения детей умению задавать вопросы, просим повторить вопрос за педагогом. В дальнейшем предлагаем детям задавать вопросы по картинке, затем без использования картинок, самостоятельно, без предварительной беседы.
Использование игр-драматизаций способствует совершенствованию эмоциональности речи, развивает интонационную выразительность, активизирует речевую деятельность. Дети обыгрывают короткие стихотворения «Разговор с котом», «Курочка-рябушка», которые сначала заучивают целиком, а затем воспроизводят по ролям
Обучая детей отвечать на вопросы, на начальном этапе просим утвердительно повторить вопрос.
Взрослый:- Белка живет в дупле?
Ребенок: - Белка живет в дупле.
На втором этапе задаем вопрос:- Где живет белка?
На третьем - Что ты знаешь о белке?
Используем игры «Маска, я тебя узнал», «Кто ты»…
Практический опыт показывает, что при отборе приемов, заданий и материала важно учитывать речевые возможности каждого ребенка. Например, на занятии по теме «Игрушки» детям предлагается:
составит предложения по картинке»;
пересказать рассказ т. Ткаченко «Дети играют»;
описать любимую игрушку по схеме»
Комплексный подход к преодолению речевых недостатков у детей предполагает активное участие родителей, которые могут все знания, речевые навыки, умения детей, полученные во время занятий в ДОУ закреплять в повседневной жизни. Как показал опыт практической работы, наиболее эффективными формами работы с родителями являются анкетирование, родительские собрания в форме семинаров-практикумов, игровые тренинги, консультации, совместная деятельность детей и родителей, создание игротек, проектная деятельность, родительские уголки ЛОГОПЕД и Я….
Комплексный подход к развитию устной речи у детей позволяет объединить усилия участников коррекционно-образовательного процесса, предупредить возможные трудности учебной деятельности, а также повысить уровень речевой активности детей, обогатить их словарь, сформировать фонетически и грамматически правильную речь, навык самостоятельного построения монологических высказываний.