Упражнения для коррекции устной и письменной речи учащихся


Посохова Елена Александровна,
учитель начальных классов, высшая квалификационная категория,
МБОУ «СОШ № 5» г.Усинска, Республика Коми, РФ
Технология восстановительного обучения
1. Краткая аннотация.
2. Содержание
2.1. Введение.
2.2. Принципы применения технологии.
2.3. Активные методы обучения (система методов и игровых упражнений, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала).
2.4. Заключение.
3. Список использованных источников и литературы.
Краткая аннотация
Курсы повышения квалификации по теме «Практический опыт реализации и рекомендации по инклюзивному образованию детей с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС» помогли мне обобщить систему работы по коррекции письменной и устной речи учащихся, представить отдельные упражнения в виде единой педагогической технологии.
Работа представляет интерес для педагогов, которые работают с учащимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), испытывающими трудности в обучении, а также – для родителей учащихся с ОВЗ. В эссе представлены приёмы работы по коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся.
Содержание
2.1. Введение
Каждому учителю приходится работать с учащимися, испытывающими значительные трудности в овладении устной и письменной речью. Для коррекции подобных нарушений использую особую технологию – технологию восстановительного обучения, которая заключается в том, чтобы, опираясь на сильные стороны ребенка, постепенно втягивать в работу и слабое звено, тем самым развивая его, опираясь на кинестетические, слуховые, зрительные и тактильные анализаторы. Технология восстановительного обучения подразумевает систематическую индивидуальную работу с каждым учащимся.
2.2. Принципы применения технологии
Применяя технологию восстановительного обучения в работе с детьми, испытывающими трудности в обучении, придерживаюсь следующих принципов:
Обеспечение постепенного перехода от совместных действий взрослого и ребенка к самостоятельным действиям учащегося: в ходе взаимодействия сначала беру на себя выполнение функции слабого звена, затем постепенно передаю их ребенку, выстраивая задания от простого к сложному.
Систематическое повышение мотивации к обучению.
Постепенное наращивание трудностей и доступность поставленной перед учеником задачей.
Повторять, не повторяясь: повторение пройденных понятий на новых объектах дает возможность развития логического мышления, переноса действий по аналогии, так как для моих учеников характерны трудности восприятия и медленное усвоение нового материала.
2.3. Активные методы обучения
(система методов и игровых упражнений, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала)
Восстановительное обучение осуществляю через АМО (активные методы обучения) – это система методов и игровых упражнений, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала:
Активный метод «Живые звуки» используется при работе над темой «Звуки и буквы», который способствует осознанию смыслоразличительной роли звуков в речи и важности правильного написания соответствующих звукам буквенных знаков. К доске выходят столько детей, сколько звуков в слове. Например, выходят 3 ученика, становятся в ряд. На ушко каждому учитель шепчет отдельный звук: «д», «о», «м». Дети воспроизводят каждый свой звук после касания плеча учителем вслух четко и понятно. Остальные учащиеся должны по последовательности услышанных звуков определить слово и записать его. Метод «Живые звуки» является незаменимой профилактикой по предупреждению и коррекции дисграфического письма и дислексии.
Активный метод «Абстрагирование звуков» используется при изучении темы «Согласные, обозначающие звонкие и глухие звуки». Для детей с ОВЗ свойственны трудности при дифференциации парных согласных звуков. Для коррекции подобных нарушений необходимо абстрагировать (выделить) из речи только заданные звуки и проработать их. Например, при дифференциации парных согласных З-С предложение «В сосновом лесу смолистый запах.» после проработки парных согласных звуков имеет вид на письме:
с с с с с з
|____ _____________ _____________ ____________ ____________ .
(Всосновом лесу сосновый запах.)
Или – при дифференциации согласных Д-Т предложение «Трудный день удачно завершается.» имеет вид на письме:
Т д д д т
|_____________ _____________ ______________ ______________ .
(Трудный день удачно завершается.)
Активный метод «Только гласные» помогает при коррекции нарушений по дифференциации гласных, а также – при пропусках и заменах гласных букв на письме, что характерно для учащихся с ОВЗ. Данное упражнение развивает фонематический слух, а также – закрепляет правописание безударных гласных. Например, предложение «Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят.» имеет вид на письме:
Е е __ о я е е е е, а о ы у е о у я.
Этот метод можно видоизменить при отработке определенных тем. Например, «Только согласный и мягкий знак»:
На слух: Маленькие фигуристы научились скользить и прыгать на коньках.
нь сь ль ть ть нь
На письме: |_______ _______ _______ ________ __ _______ __ _______ .
Или – «Только предлоги»:
На слух: У входа в дом стоял старик с фонарем.
У в с
На письме: |___ _______ ___ _______ ________ _______ ___ _______ .
Активный метод «Волшебная линейка» является весьма эффективным при формировании устной речи. При работе с текстом ученику предлагается:
- закрыть линейкой нижнюю половину строки и прочитать строчку по верхним очертаниям букв;
- закрыть линейкой верхнюю половину строки и прочитать строчку по нижним очертаниям букв;
- чтение с повтором – линейкой необходимо добавлять по одному слову:
Жили….
Жили да….
Жили да были….
Жили да были старик…..
Жили да были старик со……
Жили да были старик со старухой.
2.4. Заключение
Применение технологии восстановительного обучения обеспечивает активность мыслительной и практической деятельности учащихся, что приводит к успешному усвоению учебного материала, эффективному и качественному формированию УУД (универсальных учебных действий) учащихся с ОВЗ.
Список использованных источников и литературы
Ефименкова Л.Н. “Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов” – М., 2001 г.
Корнев А.Н. “Нарушение чтения и письма у детей”. – С-Петербург, И.Д “МиМ”, 1997 г.
Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. “Диагностика и коррекция нарушений письма у младших школьников.” – С.-Петербург., Союз, 2001 г.
“Речевое развитие младших школьников” Сборник статей под редакцией Н.С. Рождественского. – М., Просвещение, 1970 г.
Садовникова И.Н. “Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников” – М., Владос, 1995 г.