Консультация для родителей. Дислексия.


Что такое дислексия? Консультация для родителей.
В последние годы количество детей с проблемами в обучении неуклонно растёт. Такие дети с трудом осваивают навык чтения и письма. Большинство педагогов и родителей уверены, что ребёнок просто ленив и не желает читать вне школы. Однако проблема может быть гораздо серьёзнее. Если ребёнок интеллектуально развит, регулярно посещает школу, у него нет нарушений слуха и зрения, но с трудом осваивает навык чтения - это повод обратиться к специалисту! Возможно у малыша дислексия.
Дислексия - это частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением, при сохранном слухе, зрении, интеллекте и регулярном обучении.
Об этой проблеме в нашей стране знают не много, и специалистов, работающих с такими детьми тоже недостаточно. Поэтому важно своевременно выявить проблему и начать работу.
Оговорюсь сразу, преодоление дислексии является трудной задачей, поэтому настраивайтесь на долгую систематическую работу.
К кому следует обратиться? Логопеды и психологи могут продиагностировать ребёнка, дать необходимые рекомендации, проводить коррекционную работу. Традиционно, в нашей стране, работу с такими детьми ведёт логопед, но в идеале помощь психолога тоже необходима, так как ребёнок с дислексией психологически может быть раним, испытывать страхи и даже фобии перед текстами. Зачастую родители способствуют этому, заставляя ребёнка много читать не зная истинной причины трудностей.
Если дислексия выявлена в раннем возрасте и помощь оказана вовремя, до поступления в школу, то особых проблем в дальнейшем обучении не будет.
На что следует обратить внимание родителям? Если у родителей или близких родственников были (есть) проблемы с письмом и чтением, ребёнок плохо ориентируется в пространстве (путает право-лево, последовательность времён года, дней недели, печатает слова наоборот СОМ-МОС), не запоминает, не определяет, путает геометрические фигуры, быстро устаёт при чтении.
В случае, если ваши опасения подтвердились и малышу диагностировали дислексические нарушения, а специалиста для дальнейшей работы вы не нашли, можно самим заниматься с ребёнком. Помните, успех зависит от раннего выявления и систематичности занятий. И опять же, без фанатизма, занятия должны нравится ребёнку! Специалисты рекомендуют следующие эффективные упражнения:
Упражнение «Корректурная проба»
Каждый день в течение 5 минут предоставляйте ребенку любой текст и попросите его зачеркивать в нем названные вами буквы. Сначала согласные «а, о, и т. д.». Затем и согласные. Когда ребенок сможет отчетливо зачеркивать нужные буквы, усложните задание и предложите гласные буквы обводить кружочком (назовите любую), а согласные – подчеркивать. Например, обведи все «о» в кружочек, а все «в» подчеркни. Ориентируйтесь на те согласные и гласные буквы, которые ребенку даются сложнее всего. Это упражнение позволит малышу запоминать буквы и убережет его от ошибок в чтении и написании в будущем. Заниматься следует каждый день в течение 2 месяцев.
Упражнение «Колечко»
Эта развивающая игра поможет развить мелкую моторику, память, внимание речь и устраняет признаки дислексии. Покажите малышу следующее действие: поочередно перебирайте пальцами рук, замыкая каждый палец в колечко с большим пальцем. Начинайте от указательного, заканчивая мизинцем. Затем начините обратный отсчет. Сначала упражнение выполняется одной рукой, а затем двумя. Заниматься с ребенком нужно 10-15 минут утром и днем на протяжении двух месяцев.
Упражнение «Зеркальное рисование»
Это упражнение активно воздействует на мозг, улучшая его работу в целом. Положите перед ребенком чистый лист бумаги. Дайте ему любимые фломастеры или карандаши. Начните рисовать обеими руками зеркально-симметричные рисунки или буквы. Сначала беритесь рисовать вместе с малышом, чтобы он понял принцип упражнения, а затем пусть он самостоятельно попробует что-нибудь изобразить. Упражнение нужно делать ежедневно, не пропуская ни одного дня.
Источники:
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие . -- СПб.: МиМ, 1997. - 286 с.
Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Эта книга поможет вашему ребёнку учиться на пятёрки по чтению.-СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.-224с.-(Серия «На пятёрки!»). ISBN-5-93878-119-1
Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. –– М.: Просвещение, 1983. – 136 с, ил.
http://dislekt.ru/stati-materialyi-na-temu/stati-na-temu/o-disleksii-v-nashey-strane-znayut-nemnogie/http://baragozik.ru/7-10-let/disleksiya-u-mladshix-shkolnikov-prichiny-razvitiya-simptomy-metody-korrekcii.html