Рабочая программа ОП.02 Основы электротехники профессии 35.01.15 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве

Министерство образования РК
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Карелия «Сортавальский колледж»











рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.02 Основы электротехники

профессии 35.01.15 Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве





























Сортавала 2014
Одобрена цикловой методической комиссией
технических и строительных дисциплин
Протокол № ________ от __________________

Председатель ____________ В.А. Вдовиченко
Составлена в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии 35.01.15 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве

Заместитель директора по учебной работе
_______________________ Т.С. Колобук






Автор: преподаватель дисциплины
_____________ С.В. Грязнов
Преподаватель первой квалификационной категории
Рецензент:
____________ Д.В. Грязнов
Преподаватель высшей квалификационной категории


СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

9

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

11



1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.02 Основы электротехники

1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии среднего профессионального образования 35.01.15 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве, входящий в состав укрупнённой группы 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовки работников аграрного комплекса при наличии основного общего, среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл и является общепрофессиональной

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
уметь:
читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;
рассчитывать параметры электрических схем;
собирать электрические схемы;
пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;
проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;
рассчитывать параметры электрических схем;
собирать электрические схемы;
пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;
проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
электротехническую терминологию;
основные законы электротехники;
типы электрических схем;
правила графического изображения элементов электрических схем;
методы расчета электрических цепей;
основные элементы электрических сетей;
принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты;
схемы электроснабжения;
основные правила эксплуатации электрооборудования
способы экономии электроэнергии;
основные электротехнические материалы;
правила сращивания, спайки и изоляции проводов

1.4. Количество часов, отводимое на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов;
самостоятельной работы обучающегося 20 часов.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
60

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
40

в том числе:


лабораторные занятия
20

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
20

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

№ занятия
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Лекции
ЛР
Сам-но
Домашнее задание
Уровень освоения

1
2
3
4
5
6
7

Основы электротехники
60



1
Электрические цепи постоянного тока. Определение электрической и магнитной цепи. Источники и приемники (потребители) электрической энергии. Элементы электрической цепи. Закон Ома
2


Конспект занятия
1

Подготовка доклада Общие сведения об электроустановках. Охрана труда при выполнении электротехнических работ


2



2
Основные электрические и магнитные величины. Единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников. Законы Кирхгофа.
2


Конспект занятия
1

3
ЛР1. Изучение последовательного соединения приемников электрической энергии проверка напряжения в отдельных приемниках по закону Ома. Изучение параллельного соединения приемников Изучение цепи переменного тока с активным, индуктивным и емкостными сопротивлениями

2

Отчет по ЛР
2

4
ЛР2. Определение мощности однофазных цепей. Расчёт параметров участков цепи по закону Ома

2

Отчет по ЛР
2

Понятие электрической цепи. Основные элементы электрической цепи. Электрические цепи постоянного тока. Источники ЭДС и источники тока.


2



5
Электромагнетизм и магнитные цепи Элементы магнитной цепи. Характеристика элементов магнитного поля. Электромагнитная индукция. Закон Ампера. Правила буравчика. Правила правой руки. Закон Джоуля – Ленца
2


Конспект занятия
1

Самоиндукция. Правило Ленца. Правило левой руки. Использование явления взаимоиндукции в электротехнических устройствах


2



6
Электрические цепи переменного тока. Определение, получение и изображение переменного тока. Параметры переменного тока. Цепи с активным, индуктивным и ёмкостным сопротивлением и их расчёты.. Работа и мощность, коэффициент мощности.
2


Конспект занятия
1

7
ЛР3. Расчёты неразветвлённых цепей переменного тока. Расчёты разветвлённых цепей переменного тока

2

Отчет по ЛР
2

8
ЛР4. Исследование соединения «звезда». Исследование соединения «треугольник». Снятие параметров с соединений «звезда» -«треугольник»

2

Отчет по ЛР
2

9
Электроизмерительные приборы и электрические измерения. Способы подключения амперметра вольтметра, ваттметра в сеть. Принцип работы электрического и электронного счётчика. Методы измерений. Их погрешности. Классификация
2


Конспект занятия
1

10
ЛР5. Изучение измерительных приборов и их маркировки. Определение пределов измерения параметров вольтметра и амперметра

2

Отчет по ЛР
2

11
Трехфазный переменный ток. Получение трехфазного переменного тока. Соединение обмоток звездой и треугольником. Мощность трехфазного тока: активная, реактивная и полная.
2


Конспект занятия
1

Индивидуальные задания по электрическим схемам Электрические цепи однофазного тока. Электрические цепи трехфазного тока


2



12
Электрические машины. Асинхронные двигатели (устройство, принцип работы). Двигатели постоянного тока
2


Конспект занятия
1

Создание презентации Устройство и принцип действия машины постоянного тока. Рабочий процесс машины постоянного тока


4



13
ЛР6. Испытание трёхфазного синхронного генератора

2

Отчет по ЛР
2

14
ЛР7. Изучение параметров асинхронного двигателя. Изучение параметров двигателя постоянного тока

2

Отчет по ЛР
2

Индивидуальные задания по темам: Устройство и принцип действия синхронного двигателя. Регулировка частоты вращения асинхронного двигателя. Пуск асинхронного двигателя


2



15
Электрическая аппаратура управления и защиты. Выключатели, рубильники, коммутаторы, пакетники, реле, автоматические выключатели, предохранители
2


Конспект занятия
1

16
ЛР8. Изучение параметров коммутационной аппаратуры. Расчёт и выбор по допустимому току аппаратуры управления и защиты

2

Отчет по ЛР
2

Опорный конспект Монтаж и обслуживание электропривода. Режимы работы электродвигателей


2



17
Производство, распределение и использование электрической энергии. Электрические станции, сети и электроснабжение. Производство и потребление электрической энергии. Виды электростанций. Сравнительные техника - электрические характеристики всех видов электростанций; и их значение для народного хозяйства
2


Конспект занятия
1

Устройство, принцип работы и рабочий трансформатора. Электротехнические материалы, изделия и работы с ними.


2



18
ЛР9. Расчёт потребления электрической энергии. Изучение конструктивных особенностей синхронных генераторов

2

Отчет по ЛР
2

19
Электрические сети. Кабельные и воздушные линии электропередачи. Подстанции. Распределение электроэнергии между потребителями. Электроснабжение промышленных предприятий и жилых зданий. Схемы электроснабжения
2


Конспект занятия
1

20
ЛР10. Изучение схем электроснабжения объектов. Изучение распределительных устройств

2

Отчет по ЛР
2

Опорный конспект Типовая схема автоматического управления электродвигателями


2





Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета и лаборатории электротехники.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор,
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
посадочные места по количеству обучающихся;
комплект учебно-наглядных пособий, кодотранспоранты «Электротехника с основами электроники»
Оборудование учебной лаборатории «Электротехника»:
Лабораторная установка «Электроника» (цепи постоянного и переменного тока, однофазные и тёхфазные цепи)
Лабораторный стенд СТЦТ-01-(сборка и тестирование цепей переменного и постоянного тока);
Для проведения лабораторных работ необходима специализированная лаборатория, оборудованная стендами типа ЭВ4 и измерительной аппаратурой, обеспечивающими проведение всех предусмотренных в программе лабораторных работ.
Для моделирования и исследования электрических схем и устройств при проведении лабораторного практикума, выполнении индивидуальных заданий на практических занятиях, а также текущего и рубежного контроля уровня усвоения знаний необходим специализированный компьютерный класс на 12 – 15 рабочих мест, на базе процессоров Pentium и программ Electronics Workbench, PSpice или LabView и WEWB” (Электронная скамья).

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Сайт содержит информацию по разделу «Электроника») [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Сайт содержит информацию по теме «Электрические цепи постоянного тока»)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Сайт содержит электронный учебник по курсу «Общая Электротехника»)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Сайт содержит электронный справочник по направлению "Электротехника, электромеханика и электротехнологии").
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Сайт содержит электронный учебник по курсу «Электроника и схемотехника»).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. (Мультимедийный курс «В мир электричества как в первый раз»).
http://www.experiment.edu.ru. (Сайт содержит электронный справочник по направлению "Электротехника, электромеханика и электротехнологии)-www.marketelectro.ru/magazine/readem0106/ (Сайт содержит теоретические вопросы экономии электроэнергии)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Сайт содержит информацию о применения светодиодных светильников)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Сайт содержит информацию и основные электротехнические материалы)
Синдеев Ю.Г.«Электротехника с основами электроники»: М, «Феникс»,2010, Серия: Начальное профессиональное образование.
Катаенко Ю.К. «Электротехника»: М, «Академ-центр»,2010.
Гальперин М.Ф. «Электротехника и электроника», М, Форум,2009.
Ярочкина Г.В.,Володарская А.А. «Рабочая тетрадь по электротехнике для НПО», М, ИРПО, «Академия»,2008.
Прошин В.М. «Рабочая тетрадь для лабораторных и практических работ по электротехнике», М, ИРПО, «Академия»,2008.
Новиков П.Н. «Задачник по электротехнике», М, «Академия»,2006, Серия: Начальное профессиональное образование.
Дополнительные источники:
Касаткин А.С., Немцов М.В. «Электротехника», М, «Академия»,2005.
Пряшников В.А. «Электротехника в примерах и задачах»(+СД), С-Пб, «Корона»,2006.
Лоторейчук Е.А. «Теоретические основы электротехники», М, «Форум-инфром», 2005.
Данилов И.А., Иванов П.М. «Дидактический материал по общей электротехнике с основами электроники», М, «Академия»,2007.
Музин Ю.М. «Виртуальная электротехника», С-Пб, «Питер»,2006.
Дубина А.Г., Орлова С.С. « MS Excel в электротехнике и электронике»,
С-Пб, «БХВ-Петербург»,2006.

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:


читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;
защита лабораторной работы
устный опрос
контрольная работа
домашняя работа
зачетная работа

рассчитывать параметры электрических схем;


собирать электрические схемы;


пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;


проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов контролировать качество выполняемых работ


Знания:


электротехническую терминологию;


основные законы электротехники;


типы электрических схем;


правила графического изображения элементов электрических схем;


методы расчета электрических цепей;


основные элементы электрических сетей;


принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты;


схемы электроснабжения;


основные правила эксплуатации электрооборудования;


способы экономии электроэнергии;



Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений


балл (отметка)
вербальный аналог

91-100
5
отлично

76-90
4
хорошо

60-75
3
удовлетворительно

Менее 60
2
не удовлетворительно








На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка.








13PAGE 15


13PAGE 141115




Заголовок 115