ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Литература по профессии Продавец, контролер-кассир


Приложение__
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Литература
2013 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы общеобразовательных дисциплин Министерства образования и науки Российской Федерации ФИРО по профессии начального профессионального образования 100701.01 Продавец, контролер- кассир.
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 20» города Ленска Республика Саха (Якутия) далее ГБОУ «Профессиональное училище № 20»
Разработчик:
Кузьмина Галина Анатольевна, преподаватель русского языка и литературы, ГБОУ «Профессиональное училище № 20»
Рекомендована методической комиссией преподавателей теоретического обучения
Протокол №_____ от «____» __________2013 г.
Председатель:
_____________ Кудринова В.Д.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации программы учебной дисциплины
18-20
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
21
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Литература
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 100701.01 Продавец, контролер-кассир.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
анализировать текст художественного произведения с использованием знаний по теории литературы, а также истории, культурологии;
делать обобщения на литературно-художественном материале, сопоставлять произведения разных писателей и разных эпох;
самостоятельно общаться с искусством слова;
воспринимать новый материал;
анализировать произведения разных жанров;
обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
как анализировать текст лирического и прозаического жанра;
как писать сочинение;
как подготовить реферат;
сделать доклад;
подготовить устные сообщения;
как выполнить практическое задание, применяя знания по теории литературы.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 294 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 193 часов;
самостоятельной работы обучающегося 101 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 294
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 193
в том числе: практические занятия 84
контрольные работы 10
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 101
в том числе: рефераты 55
анализ текста 42
наизусть 4
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Литература
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Введение 1 1
Раздел 1. Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века Тема 1.1. Александр Сергеевич Пушкин Содержание учебного материала: 3 1
1 Детство и юность. Вольнолюбивая лирика. Романтический период творчества. Темы, мотивы и художественные особенности творчества. 2 Становление реализма в творчестве Пушкина. 3 Болдинская осень в творчестве Пушкина. Тема 1.2. Михаил Юрьевич Лермонтов Содержание учебного материала: 4 1
1 Детство и юность поэта. Ранняя лирика. 2 Петербургский период творчества. 3 Ссылка на Кавказ. Новые мотивы творчества. 4 Идейно-художественное своеобразие произведений последних лет. Тема 1.3. Николай Васильевич Гоголь Содержание учебного материала: 3 1
1 Биография Н.В.Гоголя. 2 «Петербургские повести». 3 Особенности сатиры Гоголя. Практические занятия: 6 2
1 Таблица «Хроника жизни и творчества писателя ( на выбор)». 2 Анализ эпизодов из произведений Пушкина, Лермонтова, Гоголя.
3 Составление понятийных словарей по творчеству изученных писателей. Контрольные работы: 1 Сочинение на тему «Мой любимый писатель или поэт». Самостоятельная работа обучающихся: 12 Рефераты: «Предки Пушкина и его семья», «Кавказ в творчестве М.Ю. Лермонтова», «Петербург в жизни и творчестве Н.В.Гоголя».
Сообщения: «Царскосельский лицей и А.С.Пушкин», «Любовная лирика М.Ю.Лермонтова»,» Вечера на хуторе близ Диканьки». Раздел 2. Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века Тема 2.1. Проза и драматургия второй половины XIX века Содержание учебного материала: 1 1
1 «Новые люди» в русской литературе. Проблематика художественных произведений. Развитие европейской литературы. Тема 2.2. Александр Николаевич Островский Содержание учебного материала: 3 1
1 Детство и юность писателя. А.Н.Островский- создатель русского театра. 2 Драма «Гроза». Драма «Бесприданница».
3 Последние годы А.Н.Островского Тема 2.3. Иван Александрович Гончаров Содержание учебного материала: 3 1
1 Биография. Литературная деятельность. 2 Роман «Обломов». Тема 2.4. Иван Сергеевич Тургенев Содержание учебного материала: 5 1
1 Детство, отрочество, юность. Начало литературной деятельности. 2 Тема любви в творчестве писателя. Социальная тема. 3 Роман «Отцы и дети». Тема 2.5. Николай Гаврилович Чернышевский Содержание учебного материала: 2 1
1 Биография писателя. Формирование политических взглядов. Эстетические взгляды. 2 Роман «Что делать». Тема 2.6. Николай Семенович Лесков 1 Детство, отрочество, юность. Начало литературной деятельности. 4 1
2 Творчество писателя в 1870-е годы. «Очарованный странник».
3 Особенности повествования в прозе писателя. Последние годы жизни писателя. Тема 2.7. Михаил Евграфович Салтыков- Щедрин 1 Биография писателя. Начало литературной деятельности. 4 1
2 Сатирические произведения писателя. Тема 2.8. Федор Михайлович Достоевский 1 Жизнь и творчество ( детство и юность, Начало творческого пути). 7 1
2 Каторга, Возвращение в литературу. 3 Роман «Преступление и наказание». 4 Последние годы жизни. Тема 2.9. Лев Николаевич Толстой 1 Биография писателя. 8 1
2 Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность». «Казаки». 3 Роман «Война и мир». 4 Перелом в мировоззрении писателя. Последние годы жизни. Тема 2.10. Антон Павлович Чехов Содержание учебного материала: 6 1
1 Детство, отрочество, юность. 2 Раннее творчество. Основные мотивы творчества писателя в 1890-х годов. 3 Пьеса «Вишневый сад». 4 Последние годы жизни писателя. Практические занятия: 8 2
1 Таблицы «Хроника жизни и творчества писателя».( всех изученных). 2 Конспекты на темы: «Экранизация произведений А.Н.Островского». «Штольц и Обломов, в чем противоречивость их характеров?», «Почему любовь в произведениях И.С.Тургенева приобретает трагическое звучание?», «Праведники Лескова», «Сказки Салтыкова- Щедрина», «Какие события в жизни Раскольникова становятся решающими на пути его духовного возрождения?», «Система образов в романе «Война и мир», и «А.П.Чехов и МХАТ» Контрольные работы: 2 Сочинение на выбор по прочитанным произведениям. Тестирование. Самостоятельная работа обучающихся: 15 Рефераты: «В чём состоит смысл и символика названия пьесы « Гроза». « Полина Виардо в жизни И.С.Тургенева», « Кто такие терпеливцы( по прочитанным произведениям Лескова)», « Роман « Братья Карамазовы», « В чем суть трагедии Анны Карениной?», « А.П.Чехов – драматург».
Раздел 2. Поэзия второй половины XIX века Тема 2.1. Федор Иванович Тютчев Содержание учебного материала: 3 1
1 Биография Ф.И.Тютчева. Философская лирика. 2 Общественно-политическая лирика. Любовная лирика. 3 Художественные особенности лирики Тютчева. Тема 2.2. Афанасий Афанасьевич Фет Содержание учебного материала: 2 1
1 Биография А.А.Фета. 2 Темы, мотивы и художественное своеобразие лирики. Тема 2.3. Алексей Константинович Толстой Содержание учебного материала: 2 1
1 Биография А.К.Толстого. 2 Идейно- тематические и художественные особенности лирики Толстого. Тема 2.4. Николай Алексеевич Некрасов Содержание учебного материала: 3 1
1 Детство, юность, первые шаги в литературе. 2 Творчество Некрасова в 1845-1850-е годы.
3 Творчество Н.А.Некрасова в 1850-1860-е годы. Практические занятия: 23 2
1 Анализ эпизодов пьесы «Гроза». 2 Сравнительная характеристика персонажей романа «Обломов». 3 Анализ статей о главном герое романа «Отцы и дети». 4 Составление характеристики главного героя повести «Очарованный странник». 5 Диалог о главном герое Раскольникове.
6 Анализ эпизодов из романа «Война и мир». 7 Прослушивание сообщений о повестях и рассказах А.П.Чехова. Их анализ.
8 Анализ стихотворений Тютчева. 9 Анализ стихотворений Фета. Контрольные работы: 2 Сочинение на темы по выбору.( по прочитанным произведениям). Тестирование. Самостоятельная работа обучающихся: 24 Наизусть стихотворения Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.К.Толстого. Рефераты по темам: «Тема горячего сердца в пьесе А.Н.Островского « Бесприданница», «Личность И.А.Гончарова», «Одинцова и Базаров по роману «Отцы и дети», «Литературное творчество Н.Г.Чернышевского», «Личность Н.С.Лескова», «Защитник народа( о Салтыкове-Щедрине)», «Ф.М.Достоевский. Творчество в 1840 года», «Севастопольские рассказы Л.Н.Толстого», «Особенности раннего творчества А.П.Чехова». Раздел 3. Особенности развития литературы в начале 20-ого века. Тема 3.1. Иван Алексеевич Бунин. Содержание учебного материала: 4 1
1 Детство и юность. Творчество И.А.Бунина в начале 20-ого века. 2 «Господин из Сан - Франциско».
3 Послереволюционное творчество. Последние годы жизни. Тема 3.2. Александр Иванович Куприн Содержание учебного материала: 4 1
1 Детство и юность. Начало литературной деятельности. 2 «Олеся». «Гранатовый браслет».
3 Последние годы жизни писателя. Тема 3.3. Серебряный век русской поэзии Содержание учебного материала: 1 1
1 Символизм, акмеизм, футуризм, новокрестьянская поэзия. Тема 3.4. Творчество поэтов Серебряного века Содержание учебного материала: 2 1
1 БрюсовВ.Я, Бальмонт К.Д. Андрей Белый. 2 Гумилев Н.С, Игорь Северянин, Клюев Н.А, Клычков С.А. Тема 3.5. Алексей Максимович Горький Содержание учебного материала: 5 1
1 Детство и юность. Ранние романтические произведения. 2 Горький-драматург. Пьеса «На дне».
Система образов. 3 Последние годы жизни. Тема 3.6. Александр Александрович Блок Содержание учебного материала: 5 1
1 Детство и юность поэта. Особенности поэтического стиля поэта. 2 Творчество поэта в1898-1908г.
3 Тема родины в творчестве А.А.Блока. 4 Послереволюционный этап творчества поэта и последние годы жизни. Практические занятия: 15 2
1 Составление таблицы «Хроника жизни и творчества писателя». 2 Анализ эпизодов из повестей «Олеся», «Гранатовый браслет».
3 Анализ стихотворений поэтов серебряного века. ( по выбору). 4 Конспект «Общественно-политическая деятельность А.М.Горького в начале 20-ого века». 5 Конспект «Образ призрака, земного чуда». Контрольные работы: 2 Сочинение на выбор по прочитанным произведениям.
Тестирование. Самостоятельная работа обучающихся: 20 Рефераты по темам: «В чем смысл названия рассказа И.А.Бунина « Господин из Сан-Франциско». «Тема маленького человека в творчестве А.И.Куприна». «История создания романа «Мать». «Традиции русского любовного романа в цикле А.А.Блока « Стихи о Прекрасной Даме .» Наизусть стихотворение поэтов серебряного века, одного из стихотворений А.А.Блока. Раздел 4. Особенности развития литературы 20-х гг. Тема 4.1. Владимир Владимирович Маяковский Содержание учебного материала: 3 1
1 Детство и юность поэта. Маяковский и футуристы. 2 Художественные особенности поэзии.
3 Поэмы Маяковского о любви, о месте поэта, Тема 4.2. Сергей Александрович Есенин Содержание учебного материала: 4 1
1 Детство и юность. Начало творчества.
2 Поэзия 1915-1918 г. 3 Русь советская в творчестве Есенина.
Есенин за границей. 4 Любовная лирика. Уход из жизни. Тема 4.3. Александр Александрович Фадеев Содержание учебного материала: 4 1
1 Детство и юность писателя. Литературная деятельность. 2 Роман «Разгром». Последние годы жизни. Раздел 5. Особенности развития литературы 30-40-х гг. Содержание учебного материала: 1 1
1 Главный метод. Исторические романы и повести. Драматургия. Тема 5.1. Марина Ивановна Цветаева Содержание учебного материала: 2 1
1 Биография М.И.Цветаевой. Идейно- тематические особенности поэзии. 2 Художественные особенности поэзии. Тема 5.2. Осип Эмильевич Мандельштам Содержание учебного материала: 2 1
1 Биография О.Э.Мандельштама. 2 Идейно-тематические и художественные особенности поэзии. Практические занятия: 9 2
1 Анализ стихотворения Маяковского «Облако в штанах» 2 Составление конспекта «С.Есенин и имажинисты» 3 Анализ эпизодов из романа «Разгром.» 4 Анализ стихотворений М.И.Цветаевой. 5 Анализ стихотворений О.Э. Мандельштама. Контрольные работы: 1 Сочинение на выбор. Самостоятельная работа обучающихся: 10 Наизусть стихотворение Маяковского «О дряни». Стихи Есенина (2-3). Стихотворение М.И. Цветаевой. Рефераты на тему:» Маяковский и любовь». «Персидские мотивы Есенина». «А.А.Фадеев в жизни и творчестве». Тема 5.3. Андрей Платонович Платонов 1 Детство и юность писателя. Начало литературного пути. 2 2 Творчество в годы Великой Отечественной войны. Тема 5.4. Исаак Эммануилович Бабель Содержание учебного материала: 2 1
1 Детство и юность писателя. Революция и гражданская война в творчестве. «Конармия». 2
Творчество писателя в 1930-х годах. Тема 5.5. Михаил Афанасьевич Булгаков Содержание учебного материала: 4 1
1
Детство и юность писателя. Литературная деятельность. Роман «Белая гвардия». 2 Роман «Мастер и Маргарита». Тема 5.6. Алексей Николаевич Толстой Содержание учебного материала: 2 1
1 Детство и юность писателя. Начало литературного пути. 2 Роман «Пётр Первый». Тема 5.7. Михаил Александрович Шолохов Содержание учебного материала: 4 1
1 Детство и юность писателя .Создание романа «Тихий Дон». 2 Система образов в романе. Раздел 6. Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет Содержание учебного материала: 1 1
Три волны эмиграции. Тема 6.1. Анна Андреевна Ахматова Содержание учебного материала: 2 1
1 Детство и юность. Основные вехи творческого пути. 2 Особенности поэзии. Тема 6.2. Борис Леонидович Пастернак Содержание учебного материала: 3 1
1 Ранние годы жизни. Творчество в советскую эпоху. 2 Роман «Доктор Живаго». Раздел 7. Особенности развития литературы 50-80-е гг. Содержание учебного материала: 1 1
1
Художественные поиски. Тема 7.1. Творчество писателей-прозаиков Содержание учебного материала: 1 1
1 Деревенская проза. Тема 7.2. Творчество поэтов Содержание учебного материала: 1 1
1 Темы поэзии. Тема 7.3. Драматургия 50-80-х гг. Содержание учебного материала: 1 1
1 Социально- психологические драмы. Тема войны в пьесах. Тема 7.4. Александр Трифонович Твардовский Содержание учебного материала: 2 1
1 Начало жизненного и творческого пути. 2 Лирика 50-60-х годов. Тема 7.5. Александр Исаевич Солженицын Содержание учебного материала: 3 1
1 Начало жизненного и творческого пути. 2 Арест и ссылка. «Один день Ивана Денисовича». 3 Противостояние. «Матренин двор». Тема 7.6.Александр Валентинович Вампилов Содержание учебного материала: 3 1
1 Начало жизненного и творческого пути. 2 Путь в драматургию. 3 Судьба вампиловских пьес. Раздел 8. Русское литературное зарубежье 20-90-х годов. Содержание учебного материала: 3 1
1
Три волны эмиграции русских писателей. Тема 8.1. Первая волна эмиграции русских писателей Содержание учебного материала: 1 1
1 Творчество И.С. Шмелева, Б.К.Зайцева, В.В. Набокова. Тема 8.2. Вторая волна и третья волна эмиграции Содержание учебного материала: 1 1
1 Творчество Б.Ширяева, Д.И.Кленовского, И.Бродского, Г.Владимова. Раздел 9. Особенности развития литературы конца 1980-2000 годов Содержание учебного материала: 4 1
Творчество писателей конца литературы 1980-2000 г. Тема 9.1. Творчество писателей нового периода Содержание учебного материала: 1 1
1 Творчество В.Распутина, В.Шаламова. Практические занятия: 10 2
1 Составление таблиц «Хроника жизни и творчества писателя». 2 Конспект на тему «Стилистика рассказов И.Э.Бабеля». 3 Анализ эпизодов из романа «Мастер и Маргарита». 4 Анализ любой главы романа «Пётр Первый». 5 Конспект «Художественный мир «Тихого Дона». 6 Конференция на тему «Развитие исторической прозы в литературе 1950-1989-е годы». 7 Конспект по теме «Творчество поэтов 1950-1980-е годы». 8 Анализ стихотворений А.Т.Твардовского. 9 Анализ эпизодов из рассказа «Один день Ивана Денисовича». 10 Конспект по теме «Три волны эмиграции». Контрольные работы: 2 Сочинение на одну из пройденных тем. Тестирование. Самостоятельная работа обучающегося: 20 Наизусть стихотворения: А.А.Ахматовой, А.Т.Твардовского.
Рефераты на темы: «Изображение революции в « Конармии», «Жизнь и творчество М.А.Булгакова», «Основная тема эпопеи А.Н.Толстого «Хождение по мукам». «Жанровое своеобразие романа «Тихий Дон». «Своеобразие композиции поэмы «Реквием», «Творчество писателей войны и послевоенных лет ( на выбор)». «Трудная судьба А.И.Солженицына», «Жизнь и творчество В.Распутина» Всего: 294 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература».
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места по количеству обучающихся;
- аудиторная доска для письма;
- стендовые таблицы;
- учебно-наглядные пособия «Русский язык».
Технические средства обучения:
- персональный компьютер с выходом в Интернет, лицензионным программным обеспечением общего и профессионального назначения;
- мультимедийное оборудование;
- телевизор;
- DVD – проигрыватель.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:

Антонова Е. С., Русский язык: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования / Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 384с.
Герасименко Н.А. Русский язык Учебник 2011 г. Академия
Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. – М., 2008.
Дополнительные источники:
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. – 25-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. – М., 2009.
Леканта П.А. Русский язык, Справочник школьника 2008 г. Дрофа
Трошин В.В. Занимательные материалы по русскому языку 2008 Учитель
Интернет-ресурсы:
Газета "Русский язык" и сайт для учителя "Я иду на урок русского языка"
http://rus.1september.ru
Грамота.Ру: справочно_информационный портал "Русский язык"
http://www.gramota.ru
Коллекция "Диктанты — русский язык" Российского общеобразователь_
ного портала
http://language.edu.ru
Культура письменной речи
http://www.gramma.ru
Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений
http://www.philolog.ru/dahl/
Имена.org — популярно об именах и фамилиях
http://www.imena.org
Искусство слова: авторская методика преподавания русского языка
http://www.gimn13.tl.ru/rus/
Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов
обучения РАО
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения текущего и итогового тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Освоение знаний: - связь языка и истории, культуры русского и других народов; Оценка результатов выполнения: тестирования, устного опроса.
- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; Оценка результатов выполнения: тестирования, устного опроса, заслушивания рефератов.
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; Оценка результатов выполнения: тестирования, устного опроса.
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; Оценка результатов выполнения: тестирования, устного опроса, заслушивания рефератов.
- нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения. Оценка результатов выполнения: тестирования, устного опроса.
Умения: - осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; Оценка результатов выполнения: практической работы; тестирования; диктанта.
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; Оценка результатов выполнения: практической работы; тестирования;
контрольного диктанта.
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка. Оценка результатов выполнения: практической работы; экзамена.
Разработчик:
ГБОУ «ПУ № 20» преподаватель Г.А. Кузьмина