Статья Отдельные аспекты оценки коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда

Отдельные аспекты оценки коррекционно-развивающей
деятельности учителя-логопеда

Система организации логопедической коррекционно-развивающей работы в течение всего периода работы отрабатывается на основе тщательного и целенаправленного планирования. Организации коррекционного процесса базируется на основных принципах обучения, на использовании традиционных и инновационных коррекционных технологий. Логопедическая работа в школе как особый вид помощи детям, испытывающим трудности в общении и обучении, направлена на предупреждение трудностей в достижении предметных результатов (письмо, чтение) и на минимизацию трудностей в достижении метапредметных результатов (формирование коммуникативных, регулятивных, личностных и познавательных УУД).
Четкое видение логопедом современных задач школьного образования, гуманная педагогическая позиция, проявление заботы о развитии индивидуальности каждого ребенка с речевым нарушением, умение создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду, умение работать с содержанием обучения и разнообразными коррекционными технологиями, придавая им личностно-смысловую направленность - всё это приносит реальные результаты и способствует решению общепедагогических задач школы.
Фактически учитель-логопед общеобразовательной школы является ключевой фигурой в коррекционно-педагогическом процессе, он организует, наполняет конкретным содержанием и осуществляет коррекционно-образовательный процесс с учащимися, требующими особого педагогического внимания, корригируя трудности чтения и письма, формируя и совершенствуя их высшие психические функции.
Динамика численности (охват детей) школьного логопедического кабинета в МБОУ СОШ №24 свидетельствует о нарастающих количественных параметрах деятельности логопеда, так за 4 года логопедической коррекцией было охвачено 181 учащихся 1-4 классов, имеющих речевую патологию.
Динамика численности школьного логопедического кабинета
Учебные годы
1 классы
2 классы
3 классы
4 классы
Всего

2011-2012
18
12
-
--
30

2012-2013
33
9
4
-
46

2013-2014
30
11
4
3
48

2014-2015
29
19
7
1
56

Всего:
110
52
15
4
181

В условиях внедрения ФГОС при организации логопедической помощи учитывается новая педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением контингента детей, обучающихся в школе, повышением требований к начальному обучению, актуализацией целого ряда психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой и обучением детей.
По итогам входной диагностики устной речи, проводимой в ежегодно сентябре в течение последних 5 лет, в первые классы школы поступает 47% детей с нарушениями речи, имеющими патологии различной симптоматики и динамики проявлений.

Пропедевтическая направленность коррекционной работы заключалась в высоком проценте охвата логокоррекцией учащихся 1-х классов с выявленными речевыми патологиями, который составил, в среднем, 73%: 2011-2012 уч.г. – 60%, 2012-2013 уч.г. – 71,7%, 2013-2014 уч.г. – 83,3% 2014-2015уч.г. – 73,7%, 2015-2016уч.г. – 76,5% от числа первоклассников с речевыми нарушениями.
В связи с этим, значительная часть времени, отведённого на коррекционную работу, уделялась постановке, автоматизации и дифференциации звуков. Всего же за прошедший период исправлены дефекты звукопроизношения у 97 учащихся первых классов, введено в речь 219 групп звуков, в том числе исправлены дефекты произношения звука [р] у 81 учащегося, звука [л] - у 57 учащихся, свистящих и шипящих звуков - у 81 ребёнка.
.Результаты коррекционной работы по устранению
дефектов звукопроизношения у учащихся 1-х классов за 4 года
Учебные годы

Количество
первоклассников
Общее
количество
нарушенных групп звуков

Ротацизм


Ламбдацизм


Сигматизм


2011–2012
18
33
8
13
12

2012–2013
30
72
27
15
30

2013–2014
26
61
21
12
28

2014–2015
23
53
25
17
11

ИТОГО за 4 года:
97
219
81
57
81

%

100%
37%
26%
37%


Использование стандартизированной тестовой методикой Т.А.Фотековой для диагностики устной речи первоклассников с речевой патологией позволяет более оптимально решать задачи диагностики, уточнять структуру речевого дефекта и оценивать выраженность нарушений разных компонентов речи. Ежегодно выявляется 31% детей с общим нарушением речи III и IV уровня речи, 40,4% - с фонетико-фонематическим нарушением речи, 28,4% - с фонетическим недоразвитием речи. При диагностике на первый план выступают трудности низкой социально-речевой коммуникации и регуляции поведения – 68% числа детей с речевой недостаточностью.



Применение нейропсихологических стандартизированных методик обследования письма и чтения учащихся 2-4 классов помогает обеспечить большую объективность при выборе главенствующего вида нарушения, скомпоновать группы с однородными видами письменных нарушений по видам дисграфий. Это методики исследования навыка чтения (СМИНЧ) Корнева А.И., Ишимовой О.А., нейропсихологическая диагностика обследования письма и чтения младших школьников Т.В. Ахунтиной, О.Б.Иншаковой. Всего по данным методикам выявлено за 4 года 71 учащихся 2-4 классов с нарушением письма и чтения, в том числе со смешанными формами дисграфии: на почве нарушения языкового анализа и синтеза и другими вариациями – 46 учащихся, артикуляторно-акустическая дисграфия – 13 учащихся, аграмматическая дисграфия - 8, оптическая дисграфия – 4.
Эффективность логопедического воздействия на учащихся с нарушениями письменной речи представлена показателями качества обученности учащихся, зачисленных на логопедические занятия в срезах контрольных работ по русскому языку, проводимых в школе, а также ежегодной итоговой диагностикой письменной речи учащихся начальных классов, проводимой непосредственно логопедом.
Дифференциальной диагностикой письменной речи за период с 2011 по 2015 охвачено 893 учащихся начальных классов и выявлено следующее соотношение специфических ошибок: ошибки звукового состава слова составили 26,4%, ошибки языкового анализа и синтеза - 16,7%, лексико-грамматические ошибки - 12,2%, графические ошибки – 5,7%. Ошибки на правила правописания допускают 38,9% учащихся.
Всего за период с 2011 по 2015 учебные годы проведена логопедическая коррекция письменной речи у 71 учащихся 2-4 классов с речевыми патологиями системного характера: дисграфией, дислексией и дизорфографией. Коррекции подвергались нейропсихологические патогенетические факторы – незавершённая латерализация речевых процессов, необходимых для обучения письму. Высокий показатель устранения специфических ошибок у детей с артикуляционно-акустическими нарушениями в 87% является значимым показателем коррекционной работы.
По мере увеличения возраста и проведения логопедического коррекционно-развивающего обучения наблюдается резкое снижение специфических ошибок, так ученики 4-х классов совершают всего 3,8% от общего числа специфических ошибок, совершённых учащимися начальной школы, а ошибки на правила правописания составляют 25,9%. В то время как в 1-х классах аналогичный процент специфических ошибок составляет 64,1%, а на правила правописания – 46,2%.
Уровень снижения ошибок
в результате логопедической коррекции письменной речи за 2011-2015г.



Качественным критерием оценки деятельности логопеда является соотношение стабильного результата и положительной динамики в результате организации и осуществления коррекционно-развивающего процесса. Этот интегральный показатель, в среднем, за указанные годы, составляет соответственно 72,7% и 27,3%. В сравнении с результатами коррекционной деятельности школьных логопунктов в отдельных регионах, где в конце учебного года выводятся около 50% учащихся, более не нуждающихся в специализированной логопедической помощи, показатель в 72% является стабильным в течение всего периода работы и характеризует деятельность логопеда в МБОУ «СОШ №24» как продуктивную и высокоэффективную.
Результаты коррекционно-развивающей деятельности за 2011-2015 гг.
Учебные годы/
результаты

2011-2012


2012-2013


2013-2014


2014-2015

Всего
за 4 года

Стабильный результат
(выпущено)
70%
72,7%
70,8%
75,9%

73%

Положительная динамика
(продолжение коррекции)
30%
27,3%
29,2%
24,1%
27%

При этом среднегодовой показатель положительной динамики за 4 года в 27% является объективным фактором, сопоставимым с числом учащихся, имеющих сложные речевые нарушения. Программа же коррекционных работ с такими детьми, в числе которых дети с ТНР, предусматривает поэтапную логопедическую коррекцию в течение 2 и более лет.












Picture 2Диаграмма 1Диаграмма 12