Рабочая программа по дисциплине Экономика для профессии 43.01.09 Повар, кондитер


Департамент образования, науки и молодежной политики
Воронежской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Воронежской области «Борисоглебский техникум промышленных
и информационных технологий»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины Экономика
для профессии 43.01.09 «Повар, кондитер»
2017 г.
Рабочая программа дисциплины Экономика разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности (профессии) 43.01.09 «Повар, кондитер», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «____» ______________20__г. №______
Разработчик:
Бочаева Олеся Олеговна, преподаватель ГБПОУ ВО «БТПИТ»
Рассмотрена цикловой комиссией сферы услуг
Протокол от «___» _______________ 201_г. № ____
Председатель ц/к _______________ ФИО

Методист Заместитель директора
по учебной работе
_____________ ___________
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. Паспорт программы дисциплины 4
2. Структура и содержание дисциплины 6
3. Условия реализации программы дисциплины 17
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины 18
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИКА».
1.1. Область применения программы.
Программа дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих) по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер»

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- понятие и экономическую сущность факторов производства;
- механизм функционирования современной рыночной экономики;
- основные проблемы экономики и причины их возникновения;
- понятие денежной системы России и функции денег;
- специфику функционирования банковской системы страны;
- особенности налоговой системы России, основные виды налогов;
- основные организационно-правовые формы предприятий;
- основы организации предпринимательской деятельности, виды предпринимательства;
-преимущества малого бизнеса и его значимость для реализации политики импортозамещения;
- основные этапы организации собственного бизнеса;
- экономическую сущность заработной платы и причины неравенства доходов населения;
- факторы экономического роста;
- особенности функционирования рынка ценных бумаг.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- анализировать особенности протекания экономических процессов в России, применяя знания основных рыночных законов;
- описывать действие рыночного механизма и выявлять факторы негативного и позитивного влияния на него;
- объяснять причины инфляции, описывать возможные пути снижения темпов инфляции;
- выявлять причины безработицы и вырабатывать рекомендации по снижению уровня безработицы в стране (регионе, городе) в зависимости от её вида;
- планировать семейный бюджет, реализуя эффективную политику доходов и расходов семьи;
- проявлять финансовую грамотность;
- определять показатели прибыли предприятия и его рентабельности;
- определять показатели производительности труда;
- владеть методикой расчёта размера заработной платы работника при различных формах оплаты труда;
- анализировать тенденции развития рыночной экономики в России, формулировать возможные причины спада и факторы роста.
1.4. Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося – 140 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 133 часа,
самостоятельной работы обучающегося - 3 часа,
консультации – 4 часа
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
2.1. Объем учебной нагрузки и виды учебной деятельности.
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 140
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 133
в том числе - уроки 121- практические занятия 10
- лабораторные занятия - лекции - семинары - выполнение курсового проекта (работы) Консультации 4
Самостоятельная работа студента (всего) 3
в том числе - Изучение содержания раздела (параграфа) учебника (учебного пособия, нормативного правового акта, первоисточника и т.п.) и выполнение конкретного задания: составление плана текста, графическое изображение структуры текста, конспектирование текста и др. 1
- Повторение и закрепление изученного материала с использованием конспекта лекции, учебника, учебного пособия, аудио- и видеозаписей и т.п. Составление плана ответов на вопросы по изученному материалу. Выполнение конкретных письменных заданий. 1
- Подготовка реферата, доклада по заданной преподавателем или по выбранной обучающимся самостоятельно теме. 1
Форма промежуточной аттестации: дифференцированный зачет 2
2.2. Тематический план и содержание дисциплины «Экономика».
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторной и практической работы, самостоятельная работа обучающегося. Кол-во часов
Обязательная аудиторная учебная нагрузка Самостоятельная
работа
1 2 3 4
Раздел I. Экономика и её роль в обществе 12 1
Тема 1.1. Потребности человека и ограниченность ресурсов. Содержание учебного материала 2 Понятие «экономики». Современные подходы к толкованию термина. Предмет экономической науки. Движение продуктов труда (производство-распределение-обмен-потребление). Взаимосвязь экономических потребностей и производства. Пирамида потребностей современного человека. Потребительская корзина. Самостоятельная работа. 1
Изучение темы «Типы экономических систем»»: традиционная экономика, административно-командная экономика, рыночная экономика, смешанная экономика. Тема 1.2. Факторы производства. Содержание учебного материала 2 Концепция трёх факторов производства (труд, земля, капитал). Предпринимательство как фактор производства. Особенности рынков труда, земли и капитала. Информация и научно-технический прогресс как факторы производства. Тема 1.3. Выбор и альтернативная стоимость.
Содержание учебного материала 2 Индивидуальный спрос. Общий спрос. Взаимосвязь цены и спроса. Понятие альтернативной стоимости. Тема 1.4 Собственность. Конкуренция. Экономическая и юридическая сущность собственности. Формы собственности (частная, государственная, муниципальная). Понятие и виды конкуренции. Модели современного рынка ( чистая конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция). 2 Тема 1.5 Стандарт развития конкуренции Содержание учебного материала 4 Стандарт развития конкуренции, его актуальность. Вопросы реализации Стандарта в Воронежской области: Стандарт как инструмент развития приоритетных рынков, опыт внедрения Стандарта на территории области. Раздел II. Семейный бюджет 12 Тема 2.1. Источники доходов семьи. Основные виды расходов семьи. Содержание учебного материала 4 Понятие семейного бюджета. Статьи расходов и доходов. Правила сокращения расходов. Возможные способы увеличения количества источников поступления доходов. Составление таблицы семейного бюджета. Программы для ведения семейного бюджета. Рациональное планирование семейного бюджета. Практическое занятие 1 2 Составление семейного бюджета на месяц. Оптимизация расходов и доходов. Тема 2.2 Семейный бизнес. Содержание учебного материала 2 Понятие и особенности семейного бизнеса. Виды семейного бизнеса. Варианты открытия семейного бизнеса. Тема 2.3 Основы финансовой грамотности Содержание учебного материала 4 Необходимость повышения финансовой грамотности населения России. Виды доходов: заработная плата, доход - «портфель», «пассивный» доход. Взаимоотношения человека с банками: правила работы с банками; «финансовая яма», депозиты. Раздел III. Основы предпринимательской деятельности 22 1
Тема 3.1 История предпринимательства Содержание учебного материала 2 Краткий обзор этапов развития предпринимательской деятельности на Руси. История российского рубля. Характерные черты современного предпринимателя. Тема 3.2 Специфика функционирования рыночного механизма Содержание учебного материала 4 Понятие и функции рынка. Рыночная структура. Экономические законы, определяющие функционирование рынка: законы спроса и предложения. Основные элементы рынка: спрос, предложение, конкуренция, цена. Понятие цены. Механизмы рыночного ценообразования. Тема 3.3 Виды предпринимательской деятельности. Содержание учебного материала 2 Понятие предпринимательской деятельности. Виды предпринимательской деятельности (производственное, коммерческое, посредническое, финансовое, консультативное, страховое). Предпринимательские риски и пути их снижения. Тема 3.4Малый бизнес как форма предпринимательства. Содержание учебного материала 4 Понятие малых предприятий. Критерии отнесения предприятий к разряду малых. Преимущества и недостатки малого бизнеса. Вклад малых предприятий в развитие экономики страны и в реализацию политики импортозамещения. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса. Тема 3.5 Организация собственного дела Содержание учебного материала 4 Преимущества и недостатки организации собственного бизнеса. Основные принципы планирования предпринимательской деятельности. Этапы организации бизнеса: обоснование предпринимательской идеи, выбор организационно-правовой формы ( индивидуальный предприниматель, хозяйственное общество, производственный кооператив), оформление учредительных документов, государственная регистрация в ФНС, регистрация в органах статистики, открытие расчётного счёта в банке, постановка на учёт в налоговой службе, в ПФ, в ФОМС, ФСС. Ответственность за нелегальное предпринимательство. Тема 3.5 Методы оценки конкурентной среды Содержание учебного материала 4 Понятие конкурентной среды. Маркетинговые исследования рынка.SWOT –анализ конкурентной среды: оценка слабых и сильных сторон конкурентов, сопоставление их с преимуществами и недостатками планируемого собственного бизнеса; анализ возможностей и угроз со стороны внешней среды. Пять сил конкуренции по Портеру. Практическое занятие 2 2 Поиск идей для бизнеса. Предварительная оценка перспективности бизнеса. Структура и назначение бизнес-плана. Самостоятельная работа. 1
Изучение тем «Франчайзинг», «Венчурный бизнес» Раздел IV. Основы экономики предприятия 26 0,5
Тема 4.1 Предприятие как субъект рыночной экономики Содержание учебного материала 2 Понятие предприятия. Принципы функционирования предприятия в условиях рыночной экономики (экономичность: минимизация затрат – максимизация результата; платёжеспособность; получение прибыли: превышение доходов над расходами). Функции предприятия. Тема 4.1. Классификация предприятий. Содержание учебного материала 4 Коммерческие и некоммерческие предприятия, цели их функционирования. Классификация предприятия по организационно-правовым формам ( акционерные общества открытого и закрытого типов, общества с ограниченной ответственностью, производственные кооперативы, товарищества) масштабам, видам деятельности (отраслям). Объединения предприятий (конгломераты, картели, тресты, консорциумы, концерны, ФПГ, промышленные кластеры). Монополии и антимонопольное регулирование. Самостоятельная работа. 0,5
Изучение темы «Роль Федеральной антимонопольной службы России в регулировании экономических процессов в стране». Тема 4.2 Основные средства предприятия Содержание учебного материала 2 Понятие основных средств, их классификация. Экономическая сущность основных средств. Амортизация и способы её начисления. Простое и расширенное воспроизводство. Показатели эффективности использования основных средств: фондоотдача, фондоёмкость, фондовооружённость. Пути повышения эффективности использования основных средств. Тема 4.3 Производственная мощность предприятия Содержание учебного материала 2 Понятие производственной мощности. Взаимосвязь производственной мощности и производственной программы предприятия. Порядок расчёта производственной мощности. Выявление узких мест производства. Выравнивание загрузки цехов. Виды производственных мощностей. Пути увеличения производственной мощности. Тема 4.4 Оборотные средства предприятия Содержание учебного материала 2 Понятие оборотных средств. Структура оборотных средств. Оборотные производственные фонды и фонды обращения. Экономическая сущность оборотных средств. Оборачиваемость оборотных средств и пути её ускорения. Показатели оборачиваемости: коэффициент оборачиваемости, коэффициент загрузки средств в оборот, длительность 1 оборота. Нормирование оборотных средств. Тема 4.5 Кадры предприятия. Производительность труда Содержание учебного материала 2 Понятия «кадры» и «персонал». Классификация персонала по отношению к процессу производства. Классификация кадров по профессиям, специальностям и уровням квалификации. Производительность труда и её показатели (выработка, трудоёмкость). Факторы и резервы роста производительности труда. Пути повышения производительности труда. Практическое занятие 5 2 Расчёт показателей производительности труда Тема 4.6 Издержки предприятия. Себестоимость продукции Содержание учебного материала 2 Понятия «затраты», «издержки», «себестоимость». Классификация затрат по экономическим элементам. Управление затратами на предприятии. Пути снижения себестоимости продукции. Взаимосвязь между категориями «себестоимость» - «цена» - «спрос» . Тема 4.7 Показатели эффективности работы предприятия Содержание учебного материала 2 Понятие эффективности производственной деятельности. Показатели эффективности работы предприятия: прибыль и рентабельность. Виды прибыли. Алгоритм формирования чистой прибыли предприятия. Пути максимизации прибыли. Рентабельность как показатель эффективности использования ресурсов. Система показателей рентабельности. Пути повышения рентабельности производства. Практическое занятие 3 2 Расчёт показателей прибыли и рентабельности Тема 4.8 Конкурентоспособность предприятия Содержание учебного материала 2 Понятие конкурентоспособности. Уровни конкурентоспособности: акцент на уникальность свойств продукции; ориентация на инновации; совершенствование политики сбыта. Индикаторы конкурентоспособности (объём продаж, ёмкость рынка, стабильность клиентской базы). Основные конкурентные преимущества предприятия: качество продукции и цена. Взаимосвязь конкурентоспособности и показателей эффективности деятельности предприятия. Пути обеспечения конкурентоспособности. Тема 4.9Формы организации промышленного производства. Содержание учебного материала 2 Формы организации промышленного производства: диверсификация, кооперирование, комбинирование, специализация, концентрация. Раздел V. Рынок ценных бумаг 6 0,5
Тема 5.1. Ценные бумаги: понятие, экономическая сущность, виды Содержание учебного материала 2 Определение термина «ценная бумага». Ценная бумага как экономическая категория (экономическая сущность ценных бумаг). Фундаментальные свойства ценных бумаг: обращаемость, ликвидность, рыночность, риск, документарность, стандартность и серийность. Классификация ценных бумаг в контексте российского законодательства: акция, облигация, вексель, депозитный сертификат, коносамент. Самостоятельная работа. 0,5
Изучение темы «Понятия эмиссии ценных бумаг и проспекта эмиссии» Тема 5.2.Особенности функционирования рынка ценных бумаг (РЦБ) Содержание учебного материала 4 Инфраструктура РЦБ: функциональная (фондовые биржи); инвестиционная (банки); техническая (клиринговые организации); информационная (информационные и аналитические агентства). Классификация РЦБ по характеру движения ценных бумаг (первичный, вторичный рынки). Регулирование РЦБ. Раздел VI. Труд и заработная плата 10 Тема 6.1. Труд как главный фактор производства Содержание учебного материала 2 Трудовые ресурсы. Разделение труда. Производительность и интенсивность труда. Количественные и качественные характеристики труда как фактора производства (затраты рабочего времени, численность работников, их квалификация). Особенности российского рынка труда. Тема 6.2. Заработная плата и стимулирование труда Содержание учебного материала 4 Заработная плата как экономическая категория. Функции заработной платы. Виды заработной платы – основная и дополнительная. Формы оплаты труда – сдельная и повременная. Системы оплаты труда. Бестарифные системы оплаты труда. Прожиточный минимум. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Практическое занятие 4 2 Расчёт заработной платы работника при тарифной системе оплаты труда Тема 6.3 Безработица. Политика государства в области занятости Управление занятостью. Безработица добровольная и вынужденная; явная и скрытая. Виды безработицы (фрикционная, структурная, циклическая, маргинальная). Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Меры государства по регулированию проблемы безработицы. 2 Раздел VII. Деньги. Банковская система страны. 12 Тема 7.1. Понятие денег и их роль в экономике. Содержание учебного материала 2 Экономическая сущность денег, их виды. Функции денег (деньги как средство платежа, средство обращения, средство накопления и мера стоимости). Денежная системы страны. Элементы денежной системы. Закон денежного обращения. Тема 7.2. Банковская система. Содержание учебного материала 4 Основные функции и задачи банка. Двухуровневая банковская система. Активные и пассивные банковские операции. Прибыль банка. Функции Центрального банка России. Понятие кредита и его формы (банковский, коммерческий, государственный, потребительский, ипотечный). Тема 7.3 Инфляция и её последствия Содержание учебного материала 2 Понятие инфляции и её сущность. Виды инфляции: ползучая, галопирующая, гиперинфляция. Причины инфляции. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства.
Тема 7.4 Денежно-кредитная политика государства Содержание учебного материала 4 Понятие, цели и задачи денежно-кредитной политики государства, её роль в экономике. Методы денежно-кредитной политики: прямые, косвенные. Основные виды монетарных политик: стимулирующая, сдерживающая. Инструменты денежно-кредитной политики: учётная ставка, процентная ставка. Раздел VIII. Государство и экономика 16 Тема 8.1 Государственный бюджет Содержание учебного материала 2 Понятие государственного бюджета, основные статьи расходов и доходов бюджета. Дефицит государственного бюджета, его причины. Профицит бюджета. Функции государственного бюджета. Государственный долг (внешний и внутренний). Тема 8.2 Роль государства в экономике. Содержание учебного материала 4 Государство как рыночный субъект, принципы и цели государственного регулирования. Предпосылки вмешательства государства в предпринимательскую деятельность. Экономические функции государства и методы государственного регулирования экономики (прямые и косвенные). Законодательство РФ, регламентирующее экономическую деятельность РФ Тема 8.3 Экономическая сущность налогов. Содержание учебного материала 2 Понятие, сущность, элементы налогов и способы их взимания. Налоговая система РФ. Виды налогов и их функции. Тема 8.4 Экономический рост страны Содержание учебного материала 4 Валовой внутренний продукт как основной макроэкономический показатель уровня экономического развития страны. Понятие экономического роста. Факторы и пути экономического роста. Государственные меры, направленные на развитие экономики. Тема 8.5 Экономические циклы Содержание учебного материала 2 Понятие экономического цикла. Виды экономических циклов (краткосрочные, среднесрочные, ритмы кузнеца, длинные волны Кондратьева). Фазы экономического цикла (подъём, пик, спад, дно), их характеристики. Влияние фаз цикла на экономику страны. Причины смены фаз экономического цикла. Тема 8.6 Экономические кризисы Содержание учебного материала 2 Причины экономического кризиса. Последствия экономического кризиса. Кризисы в мировой экономике: Мировой финансовый кризис 2008-2011г.г.История кризисов в экономике России( экономический кризис 1998 года, валютный кризис с 2014 года). Раздел IX. Международные экономические отношения 15 Тема 9.1 Международная торговля Содержание учебного материала 3 Понятие мирового рынка и международной торговли. Международное экономическое сотрудничество. Преимущества участия страны в международной торговле. Международные и общественные организации, регулирующие мировую торговлю: Всемирная торговая организация (ВТО), Комиссия ООН по праву международной торговли, Всемирный экономический форум (ВЭФ). Тема 9.2 Валютная система Содержание учебного материала 2 Понятие валюты. Валютный курс и его характеристики. Виды валюты. Конвертируемость валюты. Валютная политика. Факторы, влияющие на валютный курс Тема 9.3 Глобальные экономические проблемы Содержание учебного материала 4 Проблема воспроизводства населения. Проблема ограниченности природных ресурсов. Проблема нестабильности финансовой системы. Экологическая проблема. Проблема бедности. Тема 9.4 Особенности экономического развития России на современном этапе Содержание учебного материала 4 Факторы экономического роста. Политика импортозамещения. Уровни развития отраслей народного хозяйства. Вовлечённость России во внешнеэкономические связи. Проблемы развития Российской экономики. Инвестиционный климат России. Долгосрочные стратегии экономического развития. Дифференцированный зачёт 2 ВСЕГО 133 3
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОНОМИКА
3.1. Материально-техническое обеспечение.
Для реализации программы дисциплины необходимо наличие учебного кабинета «Экономика».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- магнитная доска;
- комплект наглядных пособий;
- учебно-методические пособия.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- переносное мультимедийное оборудование.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Гомола А.И. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник / А.И.Гомола, В.Е. Кириллов, П.А. Жанин. –5-е изд.,стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 336с.
Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: учебник для учащихся учреждений нач.проф.образования / Л.Н.Череданова. – 11-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013.-224с.
Интернет-ресурсы:
Шевелева, С. А. Основы экономики и бизнеса: учеб. пособие для учащихся средних профессиональных учебных заведений / С. А. Шевелева, В. Е. Стогов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 496 с. 
Режим доступа: http://znanium.comГорфинкель, В. Я. Малый бизнес. Организация, экономика, управление : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, по направлениям «Экономика», «Управление» / В. Я. Горфинкель; под ред. В. Я. Горфинкеля, В. А. Швандара. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 495 с.
Режим доступа: http://znanium.comДополнительные источники:
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценка результатов обучения.
Умения: анализировать особенности протекания экономических процессов в России, применяя знания основных рыночных законов;
выступления студентов на уроках с изложением собственных позиций по изучаемой теме;
самостоятельное создание тестовых заданий по изучаемой теме; дифференцированный зачет
описывать действие рыночного механизма и выявлять факторы негативного и позитивного влияния на него объяснять причины инфляции, описывать возможные пути снижения темпов инфляции выявлять причины безработицы и вырабатывать рекомендации по снижению уровня безработицы в стране (регионе, городе) в зависимости от её вида планировать семейный бюджет, реализуя эффективную политику доходов и расходов семьи; проявлять финансовую грамотность анализировать тенденции развития рыночной экономики в России, формулировать возможные причины спада и факторы роста определять показатели прибыли предприятия и его рентабельности определять показатели производительности труда владеть методикой расчёта размера заработной платы работника при различных формах оплаты труда Знания: понятие и экономическую сущность факторов производства письменные проверочные работы; устный индивидуальный и групповой опрос;
тестирование;
самостоятельное составление тестовых заданий по теме;
самостоятельное составление кроссвордов по теме;
дифференцированный зачет.
механизм функционирования современной рыночной экономики основные проблемы экономики и причины их возникновения понятие денежной системы России и функции денег специфику функционирования банковской системы страны особенности налоговой системы России, основные виды налогов основные организационно-правовые формы предприятий основы организации предпринимательской деятельности, виды предпринимательства;
-преимущества малого бизнеса и его значимость для реализации политики импортозамещения основные этапы организации собственного бизнеса экономическую сущность заработной платы и причины неравенства доходов населения факторы экономического роста особенности функционирования рынка ценных бумаг Результаты обучения (общие компетенции) Основные показатели результатов подготовки Формы и методы контроля
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. - аргументация своего выбора в профессиональном самоопределении;
- определение перспектив развития в профессиональной сфере;
- определение положительных и отрицательных сторон профессии;
- участие в мероприятиях, способствующих профессиональному развитию. Наблюдение за организацией деятельности в стандартной и нестандартной ситуации
ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. - прогнозирование результатов выполнения деятельности в соответствии с задачей;
- подбор способов и методов выполнения задачи;
- составление плана (программы) деятельности;
- подбор ресурсов (информация и т.п.), необходимых для решения задачи;
- оценка результатов своей деятельности, их качества. Наблюдение за организацией работы с информацией, за индивидуальной и коллективной деятельностью, общением.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
- оценка причин возникновения ситуации;
- подбор путей решения ситуации;
- прогноз развития ситуации;
- организация взаимодействия участников ситуации;
- принятие ответственности за реализованное решение. Анализ и оценка коллективной деятельности в стандартной и нестандартной ситуации при выполнении практических работ.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- выделение профессионально-значимой информации (в рамках своей профессии);
- сопоставление информации из различных источников;
- определение соответствия информации поставленной задаче;
- оценка полноты и достоверности информации. наблюдение за организацией работы с информацией, общением, взаимодействием, процессом аналитической деятельности.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- осуществление поиска информации в сети Интернет и различных электронных носителях;
- использование средств ИТ для обработки и хранения информации;
- создание презентаций в различных формах Наблюдение и оценка за деятельностью в ходе выполнения учебных задач, осуществления самостоятельной работы по созданию презентаций.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
- использование позитивного стиля общения;
- умение учитывать чужое мнение;
- умение отстаивать собственное мнение;
- умение принимать критику;
- организация коллективного обсуждения рабочей ситуации. Наблюдение за организацией коллективной деятельности, организацией деятельности в стандартной и нестандартной ситуации, общением и взаимодействием.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
- умение ставить задачи перед коллективом;
- при необходимости аргументация свей позиции;
- осуществление контроля в соответствии с поставленной задачей;
- конструктивная критика с учетом сложившейся ситуации;
- организация работы по выполнению задания в соответствии с инструкциями;
- организация деятельности по выявлению ресурсов команды. Наблюдение за организацией коллективной деятельности, общением и взаимодействием, процессом аналитической деятельности при выполнении практических занятий, контрольных заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
- анализ собственных сильных и слабых сторон;
- определение перспектив профессионального и личностного развития;
- анализ существующих препятствий для профессионального роста;
- определение этапов достижения поставленных целей;
- определение необходимых внешних и внутренних ресурсов для достижения целей;
- владение навыками самоорганизации и применение их на практике;
- владение методами самообразования. Анализ и оценка перспектив профессионального и личностного развития, наблюдение в ходе практических занятий за формированием навыков самоорганизации и самообразования.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
- определение технологий, используемых в профессиональной деятельности;
- определение источников информации о технологиях профессиональной деятельности;
- определение условий и результатов успешного применения технологий;
- определение причин необходимости смены технологий или их усовершенствования;
- определение путей модернизации технологий в профессиональной деятельности. Анализ и оценка способности решения ситуационных производственных задач.