Учебно-методический комплекс дисциплины ОП.07 «Операционные системы и среды»


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно»
(ГБПОУ Колледж «Царицыно»)
(Электростальский филиал)
рабочая программа
по дисциплине
«ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И СРЕДЫ»
специальность
230113 «компьютерные системы и комплексы»
(базовая подготовка)
2014
Одобрена
на заседании предметной (цикловой) комиссии «Технические дисциплины»,
протокол №_______
от _____________________ 20___г.
Председатель ___________ /Федосова Т.А./
(подпись) (Ф.И.О.)
СОСТАВЛЕНА
на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 230113 Компьютерные системы и комплексы (базовая подготовка)
Руководитель структурного
подразделения по УВР __________ /Галдина Т.А./
(подпись) (Ф.И.О.)
Утверждена
Методическим Советом филиала
Председатель________________ /Галдина Т.А./
(подпись) (Ф.И.О.)
Протокол № ___ от ________________ 20___г.
Составитель:
Дмитриев Евгений Михайлович, преподаватель Электростальского филиала ГБПОУ Колледж «Царицыно».
Рецензент:
Посеканов Владимир Александрович, директор ООО «Карторг», г.Электросталь

СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт примерной программы учебной дисциплины 6
Структура и примерное содержание учебной дисциплины 7
Условия реализации учебной дисциплины 13
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
15
1. паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Операционные системы и среды
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230113 «Компьютерные системы и комплексы».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл и является общепрофессиональной дисциплиной.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
использовать средства операционных систем и сред для решения практических задач;
использовать сервисные средства, поставляемые с операционными системами;
устанавливать различные операционные системы;
подключать к операционной системе новые сервисные средства;
решать задачи обеспечения защиты операционных систем.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные функции операционных систем ;
машинно-независимые свойства операционных систем;
принципы построения операционных систем;
сопровождение операционных систем;
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 177
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 118
в том числе: Занятия на уроках 66
Практические занятия 52
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 59
Промежуточная аттестация в форме зачета
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Операционные системы и среды»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и Лабораторно-практические занятия, самостоятельная работа обучающихся Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Основные функции операционных систем. 54 Тема 1.1. Общие сведения об операционных системах
Понятие операционной системы. Цели и задачи операционной системы. Основная классификация операционных систем Общие сведения об операционных системах. 2 1
История развития операционных систем. Отличительные особенности современных операционных систем (на примере DOS, Windows, Mac OS, Linux, QNX OS/2.) 4 1
Понятие интерфейсов пользователя. Виды интерфейсов. 2 1
Архитектура операционных систем. Основные принципы построения операционных систем. (принципы модульности, особого режима работы, виртуализации, мобильности, совместимости, генерируемости, открытости, обеспечение безопасности вычислений). Требования к современным операционным системам реального времени (Real Time OS, RTOS) 4 2
Общие сведения об операционных системахWindows, Linux. Задачи в операционной системы. Интерфейсы операционной системы. Оболочка. Утилиты операционных систем. Структура ядра. Структура каталогов операционной системы. 4 2
Практические занятия 10 3
1.Исследование порядка запуска компьютера. 2. Графический интерфейс Windows. 3.Процесс загрузки операционной системы 4. Основные системные утилиты ОС Windows. 5. Графический интерфейс ОС Linux Самостоятельная работа обучающихся 9 Выполнение творческих заданий(Составление схемы ПО с примерами ПО).
Написание рефератов по темам модуля, повторение пройденного материала.
Создание глоссария.
Подготовка к выполнению практических работ. Тема 1.2. Файлы и каталоги. Управление правами доступа
Файловые системы. Цели и задачи файловой системы. Структура файловой системы. Иерархическая структура файловой системы. Типы файлов. Имена файлов. Атрибуты файлов. Виртуальные файловые системы (VFS). Управление свободной внешней памятью. Сетевая файловая система NFS. 6 2
Работа с файлами и каталогами. Основные операции при работе с каталогами (создание, удаление, рекурсивное удаление, переименование, копирование).
Основные операции при работе с файлами (создание, удаление, переименование, копирование, создание жесткой ссылки, вывод содержимого файла, вывод содержимого файла в соответствии с заданными условиями). 2 2
Управление правами доступа. Категории пользователей в операционных системах. Атрибуты защиты файла/каталога. Изменение кодов защиты для файлов/каталогов. Основные операторы задания прав доступа. 4 2
Практические занятия 12 3
6. Файловые системы. 7. Исследование файловых систем и управления файлами в ОС Windows. 8. Исследование файловых систем и управления файлами в ОС Linux. 9. Файловый менеджер Far Manager. 10. Управление доступом к файловым ресурсам в ОС Windows. 11 .Управление доступом к ресурсам ОС Windows. Самостоятельная работа обучающихся 9 Файловая система FAT 16/32 Файловая система NTFS Файловая система UNIX. Традиционная файловая система Ext2, Ext3 Физическая организация файловой системы Логическая организация файловой системы Раздел 2. Принципы построения операционных систем 42 Тема 2.1. Процессы и потоки. Управление процессами
Процессы. Создание процесса. Завершение процесса. Иерархии процессов. Состояния процессов. Контекст и дескриптор процесса. 2 2
Методы взаимодействия процессов. 2 2
Потоки. Определение. Классическая модель потоков. Реализация потоков в
пользовательском пространстве. Реализация потоков в ядре. Гибридная реализация. Всплывающие потоки. 2 2
Практические занятия 6 3
12.Процессы. 13.Потоки. 14. Управление процессами. Самостоятельная работа обучающихся 7 Типы процессов в операционных системах Взаимодействие между процессами Тупики Тема 2.2. Управление в операционных системах
Управление памятью в операционных системах. Системные вызовы управления памятью. Реализация управления памятью. 4 2
Страничная организация памяти. Сегментная организация памяти. 2 2
Ввод – вывод информации в операционных системах. Фундаментальные концепции. Конвейеры и фильтры. Работа с сетью. Системные вызовы ввода- вывода в операционных системах. Реализация ввода-вывода в операционных системах. 2 2
Взаимоблокировка (deadlock). Ресурсы. Выгружаемы и невыгружаемые ресурсы. Условия возникновения ресурсных взаимоблокировок. 2 2
Практические занятия 6 3
15. Структура операционной системы Windows XP. 16. Изучение средств управления Windows. 17. Управление памятью и вводом/выводом в ОС. Самостоятельная работа обучающихся 7 Подготовка реферата по теме «Машинно-зависимые свойства операционных систем».
Подготовка к выполнению и защите лабораторных работ.
Подготовка к текущему контролю.
Повторение материала. Подготовка к контрольной работе.
Работа по составлению глоссария. Раздел 3. Сети и сетевые структуры 15 Тема 3.1. Сетевые структуры 10 2
Сетевые и распределенные операционные системы.
2 2
Классические и современные сетевые коммуникационные протоколы.
2 2
Практические занятия 6 3
18. Установка и настройка протокола TCP/IP. 19. Ознакомление с сетевыми функциями операционной системы. 20. Установка виртуальной компьютерной сети на основе операционных систем Windows. Самостоятельная работа обучающихся 5 Подготовка презентаций «Сетевые функции ОС»
Поиск информации в справочной системе Windows, Linux.
Составление презентации по системному программному обеспечению «Утилиты ОС». Раздел 4. Сопровождение операционных систем. Сервисные средства операционных систем. 45 Тема 4.1. Сервисные средства операционных систем
Прикладное программное обеспечение. Виды. Назначение. 2 2
Восстановление системы. Резервное копирование данных. 2 2
Практические занятия 8 3
21. Практическая работа с архиваторами файлов. 22. Практическая работа «Дефрагментация и форматирование дисков». 23. Практическая работа «Обслуживание и восстановление файловой системы» 24. Использование служебных программ. Резервное копирование. Обслуживание системы, восстановление системы. Самостоятельная работа обучающихся 7 Изучение служебного программного обеспечения.
Исследовательская работа: Локальные и глобальные компьютерные сети, сетевые те6хнологии обработки информации;
Подготовка сообщения по теме «Эволюция ОС Windows» Тема 4.2. Установка и настройка операционных систем
Безопасность в операционных системах. Основные типы угроз. Основные типы вредоносных программ. 2 2
Основные средства защиты: брандмауэры, антивирусные технологии, электронная подпись программ 2 2
Антивирусное ПО: назначение, разновидности, установка, настройка. 2 2
Практические занятия 10 3
25. Система безопасности Windows XP. Внутренняя политика безопасности. 26. Основные признаки присутствия на компьютере вредоносных программ. Самостоятельная работа обучающихся 8 Составление схемы «Классификация угроз безопасности информации»;
Подготовка реферата по теме «Базовые технологии безопасности»;
Подготовка к выполнению и защите лабораторных работ. Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ дисциплины.
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории «Информационных технологий».
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
посадочные места с компьютерами по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя с компьютером;
комплект учебно-наглядных пособий «Операционные системы».
Оборудование учебного кабинета:
-посадочные места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя, компьютер с мультимедиа проектором;
Технические средства обучения:
компьютер с мультимедиа проектором;
лицензионное программное обеспечение (MS Windows XP/7/8/8.1, Microsoft Virtual PC, VMware Workstation) и/или свободное программное обеспечение (Linux Ubuntu, VirtualBox), ознакомительные версии программного обеспечения.
Программное обеспечение:
1.Программа эмуляции Microsoft Virtual PC 2007 / Oracle VirtualBox.
2. Файл-образ загрузочной дискеты Windows 98.
3. Файл-образ загрузочного диска Windows XP (Microsoft Windows XP Professional Edition Service Pack 3 Russian Corporate).
4. Файл-образ загрузочного диска Linux.

3.2. Информационное обеспечение обученияЛитература
Основная:
М.Р. Бибарсов, Г.Ш. Бибарсова, Ю.В. Кузьминов Операционные системы, среды и оболочки: Учебное пособие. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2010. – 120 с.
Гордеев, А.В. Операционные системы: Учебник для вузов. - 2-е издание. - СПб.: Питер, 2010.- 416 с.: ил.
Олифер, В.Г. , Н.А. Олифер. Сетевые операционные системы: Учебник для вузов, - 2-е издание. - СПб.: Питер, 2010.- 669 с.: ил.
Партыка, Т.Л., Попов И.И. Операционные системы, среды и оболочки: учебное пособие Т.Л. Партыка, - 2-е изд., испр. и доп.. - М.: Форум, 2011.- 528 с.
Э.С.Спиридонов, М.С.Клыков и др. Практикум по операционным системам, Книжный дом «ЛИБРОКОМ», Москва, 2010
Дополнительная:
1.Руссинович М., Соломон Д Внутреннее устройство Microsoft Windows: Windows Server 2003, Windows XP и Windows 2000 , Издательско-торговый дом "Русская редакция"; СПб.: Питер, 2010
2.Карпов В.Е., Коньков К.А Основы операционных систем Издательство "Интуит.ру". 2011 г.– 2-е издание
3.Таненбаум Э. Современные операционные системы. СПб.: Питер, 2010. 1116 с.4.Столлингс В. Операционные системы. М.: Вильямс, 2010. 848 с
5.Назаров С.В., Гудыно Л.П., Кириченко А.А. Операционные системы. Практикум 2010. 464 с.
Интернет ресурсы и источники:
http://www.ict.edu.ru/catalog/index.php
http://artishev.com/texnologii/setevaya-os.htmlhttp://inoblogger.ru/2010/03/31/operacionnaya-sistema-interneta/http://www.tver.mesi.ru/e-lib/res/648/14/1.html
5. http://www.dnf.su/college/index.php/labrabos
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ ДисциплиныКонтроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Коды формируемых профессиональных и общих компетенций Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1 2 3
Умения: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 1.3. Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств. 
ПК 2.3. Решать вопросы администрирования базы данных.
ПК 3.2. Выполнять интеграцию модулей в программную систему.
ПК 3.3. Выполнять отладку программного продукта с использованием специализированных программных средств.  Текущий контроль:
управлять параметрами загрузки операционной системы; -индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий;
выполнять конфигурирование аппаратных устройств; -тестирование по каждой теме;
управлять учетными записями, настраивать параметры рабочей среды пользователя; -контрольная работа в конце 3 семестра;
управлять дисками и файловыми системами, настраивать сетевые параметры, управлять разделением ресурсов в локальной сети; Экспертная оценка выполнения практических работ
Знания: Экспертная оценка выполнения индивидуальных заданий.
основных понятий, функций, состава и принципов работы операционных систем; -индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий;
архитектуры современных операционных систем; -тестирование по каждой теме;
особенностей построения и функционирования семейств операционных систем Unix и Windows; -контрольная работа в конце 3 семестра;
принципов управления ресурсами в операционной системе; Экспертная оценка защиты лабораторных работ
Экспертная оценка выполнения индивидуальных заданий.
Итоговый контроль: экзамен