Конспект по развитию речи в старшей группе Дикие животные зимой


Конспект по развитию речи в старшей группе по теме «Дикие животные зимой»
Цель: расширение и углубление представлений о диких животных, особенностях их внешнего вида и образе жизни
Задачи : активизация предметного и глагольного словаря, совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже). Развитие связной речи (составление мини – рассказов о животных), зрительного внимания, координации речи с движением. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Материалы и оборудование : ширма и макет зимнего леса, кукла Незнайки, у которого в карманах карточки с заданиями для детей, карточки с силуэтами диких животных, карточки с цифрами, игрушки диких животных, мольберт, снежинка.
Ход.
Воспитатель: Дети, посмотрите, какая красивая снежинка! К кому она попадет в руки, тот должен назвать любое слово о зиме.
Дети. Мороз, снег, иней, лед, снегирь, Снегурочка, лыжи, санки, метель, вьюга…
Воспитатель. Сейчас мы отправимся в путешествие, а куда – догадайтесь сами. Закройте глаза.
(Звучит музыка. Воспитатель открывает занавес на ширме с макетом зимнего леса.)
Воспитатель. Посмотрите, куда мы попали?
Дети. Мы попали в лес.
Воспитатель. Какое это время года?
Дети. Зима.
Воспитатель. Какой красивый зимний лес! Все покрыто снегом, будто пушистым ковром. Тихо – тихо в лесу. Скажите, кто живет в этом лесу?
Дети. В этом лесу живут волк, лиса, заяц, белка.
Воспитатель. Как назвать этих животных одним словом?
Дети.  Дикие.
Воспитатель. Почему этих животных называют дикими?
Дети. Они живут в лесу, боятся человека. Это неприрученные животные.
Воспитатель. Подумайте и скажите, всех ли диких животных можно увидеть зимой в лесу?
Дети. Нет, не всех.
Воспитатель. Почему?
Дети. Медведи и ежи впадают в спячку и спят до весны.
Воспитатель. Ребята, к нам в гости пришел Незнайка.
Незнайка. Здравствуйте, ребята! Как я рад вас видеть! Помогите мне отгадать загадки.
Пышный хвост торчит с верхушки.
      Что за странная зверушка?
      Щелкает орехи мелко.
      Ну, конечно это …
                                    (Белка)
День и ночь по лесу рыщет,
     День и ночь добычу ищет.
     Ходит – бродит он молчком,
     Уши серые торчком.
(Волк)
По снегу бежит – петляет.
     К лету шубку он меняет.
     На снегу его не видно,
     Волку и лисе обидно.
                                     (Заяц)
Кто в лесу огромней всех?
     Кто богатый носит мех?
     Кто в берлоге до весны
     Днем и ночью смотрит сны?
                                      (Медведь)
Незнайка. Молодцы! Давайте подойдем поближе и рассмотрим их. Я вот смотрю и никак не пойму, что общего есть у всех зверей?
Дети. У всех животных есть голова, морда, лапы, хвост…
Незнайка. Все время забываю, чем покрыто тело животных?
Дети.  Тело животных покрыто шерстью.
Незнайка. Расскажите, пожалуйста, а какая лиса?
Дети.  Лиса рыжая, пушистая, хитрая…
(Незнайка просит детей рассказать о волке, зайце, белке, медведе)
Незнайка. Ой, посмотрите, у всех животных есть свои детеныши! А вы знаете, у кого кто?
            Игра «У кого кто?»
Незнайка. Скажите, у лисы кто?
Дети. У лисы лисята, у волка…
Воспитатель. Незнайка, а что это выглядывает из твоего кармана?
Незнайка. Это цифры, я все время их путаю. Помогите мне их запомнить!
Воспитатель.  Ребята, давайте поможем Незнайки!  На столе стоят игрушки: лисята, бельчата, медвежата. Сосчитайте, сколько их и положите рядом нужную цифру.
         Игра «Разложи цифры»
(Дети выполняют задание, а Незнайка спрашивает, сколько игрушек, какую цифру положил, почему)
Незнайка. Спасибо! Теперь я все цифры запомнил. Давайте поиграем?
         
Физминутка «На водопой»
Как-то днем лесной тропой         (Дети спокойно идут по кругу
Звери шли на водопой.         друг за другом)
За мамой лосихой топал лосенок,         (Идут, громко топая)
За мамой лисицей крался лисенок,          (Крадутся на носочках)
За мамой ежихой катился ежонок,         (Приседают, медленно
                                                                    двигаются вперед)
За мамой медведицей шел медвежонок,         (Идут вперевалку)
За мамою белкой скакали бельчата,         (Скачут вприсядку)
За мамой зайчихой – косые зайчата,         (Скачут на выпрямленных ногах)
Волчица вела за собою волчат,         (Идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят.         (Лицом в круг, делают движения
         языком – «лакают»)
Незнайка.  Ребята, а правда, что белка живет в норе?
Дети.  Нет! Белка живет в дупле.
Незнайка. Ой, как интересно! Расскажите, пожалуйста, где живут дикие  животные.
              Игра « Где живут?»
Дети. Лиса живет в норе.
- Медведь спит в берлоге.
- У зайца дома нет, он спит под кустом, под елкой, в сугробе.
- Волк живет в логове.
- Еж зимой спит в норе.
Незнайка.  Спасибо, ребята! А у меня есть еще одна просьба! Расскажите поподробнее об этих животных.
(Воспитатель ставит на мольберт карточки с силуэтами диких животных)
Воспитатель.  Расскажите Незнайки, кто это. Какие у него детеныши. Где живет. Назовите, какое это животное по месту обитания.
Это медведь. У него медвежата. Он зимой спит в берлоге. Медведь - дикое животное.
Незнайка. Большое спасибо, ребята! Я так много узнал! Пойду, расскажу все своим друзьям. До свидания!
Воспитатель.  Вот и ушел наш Незнайка. Теперь он многое узнал. Как вы думаете, зверям хорошо жить в лесу?
Дети.  Хорошо. Это их дом. Лес их кормит.
Воспитатель. А как люди должны вести себя в лесу?Дети.  В лесу нельзя ничего ломать, преследовать животных. Надо беречь красоту. Лес нельзя загрязнять.
Воспитатель. Вы порадовали Незнайку своими ответами, многое ему рассказали, были доброжелательны. А теперь, пора возвращаться из зимнего леса в наш детский сад.