Представление педагогического опыта учителя-логопеда

1.Представление собственного педагогического опыта учителя- логопеда ГК ОУ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» Кирдянкиной Е.Ф..

Тема :«Эффективность применения информационных технологий на логопедических занятиях".

1.Актуальность проблемы.
Целью образования в коррекционной школе является выявление и развитие способностей каждого ученика на основе личностно - ориентированного подхода в обучении, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными знаниями, способной адаптироваться к условиям нестабильного социума. Информационные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике .Одной из актуальных проблем коррекционной педагогики становится совершенствование методов и приемов, направленных на преодоление и предупреждение речевых нарушений.
Я работаю учителем-логопедом в коррекционной школе. В своей работе по коррекции речи у обучающихся с интеллектуальным недоразвитием активно использую ИКТ . В 2013 году кабинет логопеда был оснащён ноутбуком.
Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике.

2.Концептуальность (своеобразие и новизна опыта).
Использование компьютера в логопедической работе способствует активизации произвольного внимания, повышению мотивации к учению, расширению возможностей работы с наглядным материалом, повышению эффективности коррекционной работы, интенсификация работы с результатами логопедических мониторинговых исследований, повышение качества образовательного процесса.
Преодоление речевого недоразвития у детей с нарушением интеллекта будет более успешно, если в системе коррекционно-развивающего обучения будут использованы информационные технологии, направленные на развитие не только речевых, но и неречевых функций, а также коррекции психических функций и мыслительных операций. Я считаю, что современные информационные компьютерные технологии отвечают этим требованиям.
Новизна состоит в том, что применение информационных технологий в логопедической работе с детьми с нарушением интеллекта имеет преимущества, которые позволяют:
- максимально индивидуализировать объем, степень трудности, темп подачи материала, динамичность и повторяемость;
- осуществлять поэтапность предъявления материала с постоянно производимым оперативным контролем и самоконтролем;
- предусматривать невозможность перехода к новому без прочного усвоения предыдущего материала;
- усиливать занимательность процесса обучения, создавать так называемую внутреннюю мотивированность познавательного процесса;
- предъявлять бесконечное число комбинаций и вариаций в целях разнообразия в упражнениях.
Таким образом, в процессе логопедических занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты.




3.Наличие теоретической базы .
Цель профессиональной деятельности учителя-логопеда обеспечение организационной, содержательной, методической составляющих логопедического сегмента в едином образовательном пространстве учреждения, объединение взаимодействующих, взаимовлияющих друг на друга усилий взрослых по максимальному развитию возможностей детей, устранению имеющейся у них речевой патологии, профилактике вторичных нарушений.
Использование компьютера учителем-логопедом в качестве средства обучения не должно повлечь за собой изменения принципов планирования всей коррекционной работы с ребенком. Основополагающим для определения первоочередных коррекционных задач остается уровень речевого развития ребенка и задачи данного периода его обучения. Программа работы должна строиться в соответствии с логикой данного этапа развития и коррекционного обучения ребенка. Логопедическое занятие с использованием компьютера является естественным элементом всего коррекционно-развивающего курса в данной содержательной области и должно быть органично связано с ним по содержанию и задачам.
Теоретической основой для организации логопедической работы явились разработки о различных формах речевых нарушений и создании эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.
Логоработа с применением компьютера осуществляется на разных этапах : как способ создания проблемной ситуации, как способ объяснения нового материала, как форма закрепления изученного, как форма проверки домашнего задания, как способ проверки знаний в процессе занятия.

4.Ведущая педагогическая идея.
Постоянно работая над изучением индивидуальных особенностей обучающихся в моей практике, идет постоянный поиск эффективных методов и приемов обучения и приведения их в систему нового образования. Индивидуальная работа с логопатами; личностно-орентированные методы обучения. Сочетание использования ИКТ позволяют эффективно стимулировать познавательную активность школьников на занятиях, во внеурочное время, делают уроки и мероприятия яркими, интересными, вносят новизну в обучение. Обучающиеся получают качественно иные знания с использованием новейших информационных технологий, активизируется учебно-познавательная деятельность, повышается мотивация обучения, эффектно внедряются информационные технологии в образовательный процесс, формируются навыки самостоятельной деятельности.
Ставлю своей главной целью -коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации к учебной деятельности и дальнейшей социализации детей. Стараюсь помочь добиться каждому ученику успеха над собой. Сравниваю самого с самим собой и показываю его успех продвижения. И информационные технологии значительно помогают мне в этом.

5.Оптимальность и эффективность средств.
Особенности психического развития детей с нарушением интеллекта выражаются в нарушении речевой деятельности, ограниченном представлении об окружающем мире, слабой потребности в коммуникации, обусловливая тем самым качественное своеобразие процесса развития речи, темп которого у таких детей замедлен, а речевая активность недостаточна из-за бедности, ограниченности, примитивности словаря (В. Г. Петрова). Поэтому обеспечить речевую коррекцию, так необходимую детям данной категории, должны оптимальные и адекватные условия для развития их речевой деятельности.
Эффективные средства решения этих задач - это использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (диагностических ,обучающих и развивающих), разработанных с учетом общих закономерностей и специфических особенностей развития ребенка, имеющим не только нарушения речи, но и интеллекта. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать информационные компьютерные технологии в системе обучения каждого ребенка, способствуя развитию речевых и неречевых функций, а также предоставляя свободу выбора формам и средствам деятельности логопеда.


6.Результативность опыта.
За последние два года была проделана следующая работа по использованию ИКТ в логокоррекционной работе:
Отобраны, установлены и используются в работе коррекционно-развивающие логопедические программы и программы по коррекции психических процессов:

Компьютерные логопедические программы
№ п/п Наименование программы
1 Баба-Яга учится читать.
2 Репка. Как мышонок читать учился.
3 Читаем сами.
4 Я учусь читать слова.
5 Обучение грамоте.
6 Учимся писать буквы.
7 Знакомимся с буками.
8 Учим буквы.
9 Весёлые игры для развития речи и слуха.
10 Учимся говорить правильно 1.
11 Учимся говорить правильно 2.
12 Коррекция психических процессов для детей 5-6 лет.
13 Коррекция психических процессов для детей 6-7 лет.
14 Коррекция психических процессов для детей 7-9 лет.
15 Лучшая азбука в стране букв.

Большое значение в изучении алфавита русского языка, развитии навыка звуко-буквенного анализа и синтеза, слогообразования и построения предложений имеет обучающая компьютерная программа «Баба-яга учится читать». Благодаря использованию данной программы формирую у детей с интеллектуальным недоразвитием навыки чтения и речи на русском языке, развиваю наблюдательность, тренирую зрительную память. В ходе совместной работы по программе «Баба-яга учится читать» ребёнок запоминает алфавит, расширяет свой кругозор, изучая одновременно с буквами и словами различные предметы и явления. В программе имеется 10 игровых обучающих и развивающих заданий; множество сказочных персонажей; азбука в стихах; частушки про буквы; красочная мультипликация и анимация; качественный звук; вся навигация в игре осуществляется с помощью мышки.
Созданы или закачаны из интернета и используются презентации по различным направлениям логокоррекционной работы: артикуляционные гимнастики, упражнения для снятия напряжения с глаз, презентации на автоматизацию и дифференциаю звуков, знакомство с буквой, различные логопедические игры и т.д.


7.Анализ результативности.
Годовой отчет работ учителя-логопеда Кирдянкиной Е.Ф.(14ч.) за 2014-2015 учебный год
Коррекционная работа велась в соответствии с годовым планом, в котором были поставлены следующие задачи:
- коррекционно-воспитательное воздействие на речь и личность учащихся в процессе логопедических занятий;
- высокая эффективность каждого логопедического мероприятия (занятия, консультации и т.д.);
- совершенствование форм и методов логопедической работы, способствующих наиболее полному преодолению дефектов речи учащихся;
- единство коррекции речи с коррекцией всей познавательной деятельности;
- комплексное развитие речи учащихся, направленное на:
-  формирование правильного звукопроизношения;
-  обогащение и развитие словаря;
-  развитие грамматического строя речи;
-  формирование связной речи учащихся.
Логопедическая работа в школе строится на основании письма Минобразования РФ от 20.06.2002 г. №29/2194-6 «Об организации логопедической работы в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 8 вида».
Коррекционно-логопедическая работа велась по следующим направлениям деятельности:
1. Диагностико - аналитическая деятельность.
2. Коррекционно-развивающая деятельность.
3. Консультативно-методическая деятельность.
4. Методическая работа. Повышение профессиональной компетенции.
5. Работа по оснащению логопедического кабинета.

Диагностико - аналитическая деятельность.

1. Первичное обследование детей.
С целью эффективного коррекционного обучения в начале учебного года с 1 по 19 сентября была проведена тщательная всесторонняя диагностика, задача которой была выявить характер речевого нарушения, его структуру, индивидуальные особенности проявления.
На начало учебного года были обследованы все учащиеся с 1 по 7 класс(56 ч.).

2. Комплектование групп и составление расписания.
По окончанию логопедического обследования через ПМПк был утвержден список обучащихся, нуждающихся в логопедическом сопровождении на 2014/2015 учебный год.
16 учащихся, зачисленные на логопедические занятия, занимались в течение учебного года по индивидуальным программам речевого развития. У всех учащихся, по данным ПМПК, системное нарушение речи тяжелой и средней степени тяжести при интеллектуальной недостаточности.
С целью уточнения этиологии и характера речевых нарушений, осуществлено знакомство с данными медицинского обследования, сбор анамнеза.
По окончании обследования были составлены:
- список обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи;
- индивидуальные программы;
- расписание индивидуальных занятий на 2014-2015 учебный год (расписание занятий составлялось с учётом классного расписания уроков и утверждено директором школы);
- перспективный план работы (для индивидуальных занятий);
- заведены и заполнены речевые карты.
3. Повторное обследование устной и письменной речи.
В конце учебного года с 1-15 мая было проведено логопедическое обследование с целью выявления улучшений в устной и письменной речи учащихся, занимающихся с логопедом. Заполнены речевые карты.






Коррекционно-развивающая деятельность.
Проведение индивидуальных логопедических занятий по звукопроизношению с учащимися. Согласно составленному расписанию два раза в неделю проводились индивидуальные занятия с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения.



III. Консультативно-методическая деятельность.

С целью контроля над речью детей, посещала уроки в 2, 3, 4 классах.
Принимала участие в работе районного и школьного ПМПк.
Регулярно информировала учителей о продвижении учащихся в логопедических занятиях.
Принимала участие в работе школьного МО начальных классов.
Консультировала и давала рекомендации родителям логопатов.
Участвовала в работе районного МО учителей-логопедов и профессиональных конкурсах г.Инсара.


IV. Работа по улучшению оснащённости логопедического кабинета.

1. Приобретена методическая литература.
2. Приобретена художественная литература для чтения.
3. Пополнился наглядный раздаточный материал на автоматизацию звуков С, Л, Р, Ш, Ж, 4.Систематизирован наглядный и дидактический материал по логопедической коррекции.
5. Обновлены слоговые таблицы.
6.Систематизирован иллюстрированный и раздаточный материал для фронтальных занятий по темам «Времена года», «Дикие животные», «Транспорт», «Посуда», «Мебель», «Домашние животные», «Школьные принадлежности», для индивидуальных занятий по работе над слоговой структурой слова по развитию речи (презентации).

Своевременно были оформлены следующие документы:
Годовой план коррекционно-методической работы.
Журнал «Учета посещаемости учащимися логопедических занятий».
Индивидуальные программы на каждого учащегося.
Речевые карты на каждого учащегося.
Индивидуальные планы речевой коррекции.
Поурочные планы работы.
Расписание логопедических занятий.
Протоколы обследования устной и письменной речи учащихся.


V. ПМПк.
Принимала участие в работе ПМПк.
Обследовала учащихся для школьного ПМПк.
Предоставляла логопедические представления, логопедические заключения и рекомендации.
Принимала участие в разработке индивидуальных программ.
Отслеживала динамику речевого развития учащихся.
Готовила необходимую документацию к заседаниям ПМПк.
Участвовала в работе ПМПК Инсарского муниципального района в качестве дефектолога.

Таким образом, годовой план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы на учебный год выполнен.
Проанализировав коррекционно-логопедическую работу за прошедший учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод, что задачи, поставленные в начале учебного года, решены, намеченные цели достигнуты.


Представление собственного иновационного педагогического опыта опубликовано
на сайте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Заголовок 115