Муниципальный конкурс исследовательских работ, исследовательская работа на тему Роль межпредметных связей в процессе обучения химии


МОУ Романовская СОШ Романовского района Саратовской области
им. И.В. Серещенко
Исследовательская работа на тему:
«Роль межпредметных связей в процессе обучения химии».
Выполнил : учитель химии МОУ РСОШ
Агибалова И.А.
2016 г.
Введение.
Предмет химия является одним из самых трудных предметов для усвоения учащимися средних школ, поэтому зачастую именно химию относят к числу самых нелюбимых и неинтересных учебных предметов в школе. Причин этому несколько:
·химия - логичная наука, требует выстраивания причинно-следственных связей, что затруднительно для современных школьников;
· сложность изложения учебного материала в учебниках;
·сокращено количество учебных часов при практически полном сохранении подлежащих изучению объемов знаний и умений.
Заинтересовать учащихся, мотивировать их на обучение химии посредством межпредметных связей – один из способов решения данной проблемы.
В школьной программе существует искусственное разделение на предметы, и это является одной из причин, почему у ребенка не формируется целостное восприятие объектов и явлений окружающего мира.
Значимыми для настоящего этапа и перспектив развития нашего общества признаются такие качества и характеристики человека как инициативность, предприимчивость, перспективное мышление, умение принимать оптимальное решение и т.п. В формировании таких специалистов первостепенное значение имеет развитие системного мышления, умения видеть объект в единстве его многосторонних связей. Во власти учителей –предметников разработать условия, способствующие формированию системных, целостных научных знаний и практических умений, содействующих синтезу, объединению получаемых по разным дисциплинам сведений.
Сегодня, как никогда, актуальны проблемы интеллектуального развития личности школьника в процессе обучения естественнонаучным предметам на основе межпредметных связей. Во власти учителя помочь учащимся найти такие взаимосвязи между изучаемыми ими предметами. Знания и умения, полученные учащимися по разным дисциплинам, представляют собой смесь слабосвязанных сведений, не используемых ни в учебе, ни в производственной практике. Поэтому роль межпредметных связей в школьном обучении очевидна. Именно связывание преподавание различных предметов в единое целое позволяет учащимся видеть картину мира в целом, а не как отдельно заученные параграфы, не несущие ни какой практической пользы.
На развитие теории МПС в педагогике повлияли процессы дифференциации и интеграции наук. «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи», — утверждал Каменский (Избр. пед. соч., 1955, с. 287). Дж. Локк считал, что в процессе обучения один предмет должен наполняться элементами другого. И. Г. Песталоцци раскрыл многообразие взаимосвязей уч. предметов нач. школы, отмечал опасность их разрыва. Дифференциация знаний в нач. 19 в. вызвала увеличение числа уч. предметов в шк. обучении и привела к перегрузке программ. К. Д. Ушинский и др. одну из причин перегрузки видели в отсутствии взаимосвязи уч. предметов. Он впервые дал наиб. полное психол.-пед. обоснование МПС, утверждая, что «знания и идеи, сообщаемые какими бы то ни было науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь» (Соч., 1948, т. 3, с. 178). Система знаний, по его утверждению, позволяет подняться до высоких логич. и филос. отвлечений, а обособленность знаний приводит к омертвлению идей, понятий. Разработкой теории МПС занимались также В. Я. Стоюнин, Н. Ф. Бунаков, В. И. Водовозов и др.
Исследованием межпредметных связей с различных позиций занимались:
У. Байер, Г.И. Батурина, Р.А. Блохина, Н.И. Горбачева, И.Д. Зверев, П.Г. Кулагин и др.
Анализировали межпредметные связи в процессе преподавания химии:
Д.П. Ерыгин, В.Н. Федорова (химии и биологии); Л.В. Загрекова, В.Р. Ильченко, Д.М.Кирюшкин, Е.Е. Минченков (химия и физика); Е.Г. Шмуклер (химия и математика).
Роль межпредметных связей в процессе обучения химии.
Межпредметные связи обеспечивают эффективное формирование у школьников научных понятий и углубленное усвоение изучаемых теорий.
Способствует формированию научно-материалистического мировоззрения.
Наличие межпредметных связей позволяет создать у учащихся средних классов представления о системах понятий и универсальных законах, а у учащихся старших классов – об общих теориях и комплексных проблемах.
Цели и задачи реализации межпредметных связей (МПС)
в обучении учащихся
Целевые задачи для реализации МПС:
1.Формирование научного мировоззрения учащихся на основе изложения современных сведений по физике, химии и биологии, выявления материальной сущности и единства материального мира и взаимосвязи взаимообусловленности явлений и процессов живой и неживой природы, определения места человека в природе и его роли в эволюции, что становится возможным при осуществлении МПС смежных предметов.
2.Формирование понятий, изучение законов и теорий, общих для цикла естественнонаучных дисциплин, что позволяет повысить научный уровень этих знаний. Знания становятся более прочными, осознанными и обобщёнными, т к учащимся приходится неоднократно обращаться к ранее полученным знаниям в новых связях и ассоциациях.
3.Формирование умений, общих для цикла естественнонаучных дисциплин, а также умений осуществлять самостоятельный перенос знаний, умений и навыков из смежных предметов.
4.Развитие системного интегративного мышления на основе теоретических межпредметных обобщений, позволяющего учащимся осуществлять теоретический синтез при решении задач, требующих комплексного применения знаний смежных предметов.
5. Формирование экологической культуры, экологического мышления на основе междисциплинарного подхода, т к охрана природы и экология являются синтетическими науками..
6.Развитие политехнического направления школьного образования, способствующего практической направленности процесса обучения физике, химии и биологии. МПС предметов естественнонаучного цикла с математикой, физической и экономической географией, с предметами общеобразовательной области
7. Развитие познавательного интереса к изучению предметов естественнонаучного цикла, их творческих способностей и познавательной активности в приобретении знаний и умений на основе МПС.
Функции межпредметных связей.
Межпредметные связи выполняют в обучении химии ряд функций. Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы.
Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью формируются такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития химических понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими естественнонаучными понятиями.
Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию природы. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.
Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания школьников в обучении химии. Опираясь на связи с другими предметами, реализуется комплексный подход к воспитанию.
Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения.
Виды МПС
Принято классифицировать три вида межпредметных связей : фактические, понятийные и теоретические, поскольку эти виды связей обусловливают: углубление и расширение восприятия учащихся фактических данных; эффективное формирование научных понятий; осознанное усвоение законов, теорий и научных методов определяющих направление каждой естественнонаучной дисциплины.
Фактические связи – это связи между учебными предметами на уровне фактов, всестороннее их рассмотрение с целью обобщения знаний об отдельных явлениях и объектах природы. Например, в курсах химии, физики и биологии изучаются факты, раскрывающие связи между строением, физическими и химическими свойствами и биологическими функциями элементов-органогенов и неорганических и органических веществ живой природы. Это темы: «Простые вещества – металлы. Простые вещества – неметаллы», «Растворение. Растворы» (8кл.); «Подгруппа азота», «Подгруппа углерода», «Галогены» (9кл.); «Сложные эфиры. Жиры», «Углеводы», «Амины. Аминокислоты. Белки» (10кл) – в курсах химии, «Кристаллические тела» – в курсе физики, «Клетка», «Семя», «Корень», «Лист», «Кровь», «Дыхание», «Пищеварение», «Обмен веществ», «Железы внутренней секреции», «Химическая организация клетки» – в курсах биологии. В этих темах возможно раскрытие взаимосвязей между строением, свойствами и функциями веществ живой природы на основе учения о химической связи и теории строения веществ.
Понятийные связи – межпредметные связи на уровне понятий, которые направлены на формирование понятий, общих для родственных предметов. Так, понятие электролитической диссоциации в обобщенном виде вводится в курсе химии (тема «Теория электролитической диссоциации»). Но для осознания учащимися ее сущности необходима опора на усвоенные в курсе физики понятия: «два вида зарядов», «взаимодействие тел, имеющих заряды» (тема «Строение атома»), «электролит», «прохождение электрического тока в электролитах» (тема «Сила тока. Напряжение. Сопротивление»), а также на изучаемое в курсе физики и химии общее понятие «ион». Совокупность этих понятий помогает учащимся усвоить механизм электролитической диссоциации.
Теоретические связи. Теория – это система научных знаний в определенной предметной области. Межпредметные теоретические связи означают поэлементное приращение новых компонентов общенаучных теорий из знаний, получаемых учащимися на уроках по родственным предметам, с целью усвоения ими теории как единого целого.
Способы осуществления МПС.
Средства реализации межпредметных связей в процессе обучения могут быть разнообразны: вопросы, задания, задачи, наглядные пособия, тексты, проблемные ситуации, познавательные задачи, учебные проблемы межпредметного содержания и т.п.
А.В. Усова в своих работах выделяет пять основных способов реализации МПС:
1.Опора на знания, полученные при изучении других предметов, например, тема «Атомно-молекулрное учение», которая изучалась в курсе физики 7кл, должна быть повторена в курсе химии 8кл.
2.Использование умений, полученных ранее при изучении смежных предметов, в процессе решения задач или выполнения лабораторных опытов.
3.Решение задач, требующих комплексного применения знаний смежных предметов, а также экспериментальных заданий биофизического и биохимического содержания. На пример, « Химический состав живой и неживой природы .Влияние химических элементов на рост и развитие растений».( 9 класс)
4.Раскрытие в процессе изучения нового материала связи явлений, изучаемых в смежных предметах, например: «Электролиз»,(9,11 кл.)
5. Использование законов и теорий, изучающихся в смежных предметах, при объяснении явлений, конкретизации более общих понятий, принципов, например: изучая термохимические процессы, учитель использует знания из физики о законе сохранения и превращения энергии.
Обобщая и используя опыт учителей, перечень способов реализации МПС в обучении можно продолжить:
Выполнение учащимися проектных и исследовательских работ, требующих применения знаний смежных предметов, например, тема НОУ: «Влияние микроэлементов на рост и развитие комнатных растений». домашние задания межпредметного характера. Задания на связь с другими предметами разнообразны: постановка вопросов на размышление, подготовка сообщений на уроке, написание рефератов, изготовление оригинальных наглядных пособий, требующих знаний учащихся по другим предметам; составление кроссвордов с использованием терминов, употребляемых в смежных курсах. Много домашних заданий на межпредметные связи в учебниках по химии О.С. Габриелян.
Проведение комплексных (межпредметных) практических работ, например, «Определение влажности воздуха»
Проведение элективных курсов.
Планирование и реализация МПС.
Находить в смежных предметах такой материал, который бы способствовал в ярких, образных сравнениях и сопоставлениях сильнее запечатлеть вновь изучаемый материал данной дисциплины.
Постоянно учить школьника быстрому и оперативному припоминанию ранее усвоенного в целях более продуктивного усвоения нового.
Создавать у учащихся потребность обращения к учебникам смежных предметов в классной и домашней самостоятельной работе путём постановки, задач, указаний и воспитания интереса и усвоению многосторонних знаний о предмете или явлении реальной действительности.
Необходимо развивать коллективные методы учения и систематически поощрять индивидуальные достижения в припоминании и использовании знаний смежных предметов.
Постоянно побуждая школьников к работе по припоминанию смежных знаний, необходимо формировать умения творческого их применения.
Анализ программ по физике, химии, биологии с позиций МПС. Выяснение фундаментальных понятий, законов, теорий, выявление общих для всех предметов идей (единство мира, формы движения материи, познаваемость мира), экологические проблемы.
Примеры отдельных тем школьного курса химии в сопоставлении с темами других предметов.

Химия и литература.
Тема «Фосфор».
«Чудовище лежало перед нами... Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте.
-Фосфор,- сказал я». Дойл А.К. Записки о Шерлоке Холмсе.
Тема «Электрохимический ряд напряжений металлов».
«- Вам известен состав морской воды. На тысячу граммов приходится девяносто шесть с половиной процента чистой воды, два и две трети процента хлористого натрия, далее в небольшом количестве хлористый магний и хлористый кальций, сернокислый магний, сульфат и углекальциевая соль. Вы видите, что хлористый натрий содержится в морской воде в значительном количестве. Вот этот-то натрий я выделяю из морской воды и питаю им свои элементы.
-Хлористым натрием?
-Да, сударь. В соединении с ртутью он образует амальгаму, заменяющую цинк в элементах Бунзена. Ртуть в элементах не разлагается. Расходуется только натрий, а мне его доставляет море. И надо сказать, что натриевые элементы по крайней мере в два раза сильнее цинковых».
Верн Ж. Двадцать тысяч льё под водой.
Тема «Соединения кальция».
«Пожар пылал несколько часов подряд. Пещера превратилась в настоящую печь по обжигу известняка. Неслыханной силы пламя обожгло весь известковый пласт, который представляет собой углекислую соль кальция. Под действием огня известняк разложился... и получилось именно то, что называют негашеной известью. Оставалось только, чтобы на нее попало известное количество воды. Так и случилось. Ливень, который последовал за грозой, залил всю эту огромную массу негашеной извести. Она разбухла, стала с непреодолимой силой распирать сжимающий ее уголь и выталкивать его по направлению к пропасти... Скалы, деревья, клад, мумии - все исчезло в мгновение ока вместе с презренными негодяями». Буссенар Л. Похитители бриллиантов.
Тема «Железо. Сплавы железа».
Пословицы и поговорки:
Человека губит горе, железо – влага (турецкая).
Сердце ржавеет, как ржавеет железо (арабская).
Пока железо в работе, его ржа не берёт (азербайджанская).
Ржа – на железе, а неправда - в человеке не утаится (русская).
Если ты настоящий человек, будь крепким, как сталь (киргизский).
Терпеливый даже железо разорвёт (татарская).
Старательный горы свернёт, старанье железную верёвку оборвёт (узбекская).
Крепок, как стальной мяч (японская).
Человек прочнее железа, твёрже камня, нежнее розы (турецкая).
Сколько не бей по железу, ему всё не почём (азербайджанская).
Химия и история.
Тема «Металлы».
Формула минерала Цвет История минерала
Александрит
Объединяет цвета военного флота Российской Империи: зеленый (при дневном освещении) и красный (при искусственном). Назван в 1842 г. в честь совершеннолетия царя Александра II. Лучшие камни стоят от 6000 до 20000 долларов за карат (0,2г).
Сапфир
Разновидность минерала корунда, синего цвета, по твердости уступает только алмазу. Большой кристалл сапфира украшал когда-то корону египетской царицы Клеопатры.
Малахит
Зеленого цвета, хрупкий минерал, легко разлагающийся при действии кислоты, даже такой слабой как лимонный сок. Считается русским камнем. Слава его началась с 1635г. в связи с открытием уральских малахитовых рудников, сейчас полностью выработанных.
Изумруд
Зеленого цвета из-за примеси хрома. Также содержит примеси железа и ванадия. В изумрудную чашу, по библейской легенде, собрали кровь Христа.
Римский император Нерон через изумрудный монокль  наблюдал горящий Рим.
Нефрит
Обладает высокой прочностью, стоек к истиранию. Статуя Будды в Китае - из белого нефрита; надгробная плита на могиле Тамерлана - из темно-зеленого нефрита (в Самарканде). В Китае - национальный камень: ранее изготавливали монеты и пластины, служившие паспортом для посланцев императора.
Бирюза
AI6 Cu(OH)8 (PO)4 . 5H2O
  Голубого цвета из-за присутствия ионов меди. Неустойчива химически, т.к. впитывает жиры, поглощает влагу, “боится” солнца, взаимодействует с углекислым газом, приобретая зеленый цвет. В Оружейной палате Московского Кремля хранится трон Бориса Годунова с крупными вставками из отличной бирюзы.
«Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории».
У французского химика Шарля-Адольфа Вюрца (1817 - 1884), президента Парижской академии наук, во время опыта при нагревании смеси трихлорида фосфора и натрия в открытой пробирке произошел сильный взрыв. Осколки поранили ему лицо и руки, попали в глаза. Удалить их сразу из глаз не удалось. Постепенно, однако, они стали выходить сами. Лишь через несколько лет хирурги восстановили Вюрцу нормальное зрение.
В химической лаборатории, которой руководил Вильгельм-Фридрих Оствальд, было строжайше запрещено курение. Когда студенты слышали шаги Оствальда, они выбрасывали сигареты в ящики, пускали немного сероводорода или другого сильно пахнущего газа, чтобы заглушить табачный запах. 
Французский химик XVIII в. Пилатр де Розье заинтересовался, что будет, если вдохнуть водород - до него этого никто не пробовал.
Нe заметив сначала никакого эффекта, Розье решил убедиться, проник ли водород в легкие. Еще раз глубоко вдохнув водород, он выдохнул его... на огонь свечи. Произошёл взрыв.
Русский академик Леман умер в результате отравления мышьяком, попавшим ему в легкие и пищевод при взрыве реторты в лаборатории.
Ранняя смерть Шееле в возрасте сорока четырех лет была вызвана, видимо, отравлением, впервые полученным им циановодородом и арсином, о сильной ядовитости которых Шееле не подозревал. 
Американский химик Джеймс Вудхауз (1770 - 1809) умер в возрасте тридцати девяти лет от систематического отравления монооксидом углерода СО, не подозревая о токсичности этого газа. Он занимался исследованием восстановления железных руд древесным углем:

Тема «Массовая доля вещества».
Аммиак получил свое название от древнеегипетского слова «аммониан». Так называли поклоняющихся богу Аммону, которые во время своих ритуальных обрядов нюхали нашатырь, имеющий запах аммиака.
Позднее аммиак получали в виде водного раствора при сухой перегонке без доступа воздуха природного азотсодержащего сырья (кожевенные отбросы, кости, кровь с боен и др.). Из одной тонны такого сырья удавалось выделить около 600 кг аммиачной воды, содержащей до 12% аммиака. Эту «воду» продавали как «нашатырный спирт».
Самородное железо на Земле - редкость. До сих пор оно было найдено только на берегу острова Диско вблизи Гренландии и содержало 1% никеля и 0,1% платины. В 1905 г. у острова Русский на Дальнем Востоке обнаружен самородный чугун с содержанием 3,2% углерода.
Первое оружие было изготовлено в конце V - начале IV тысячелетий до н. э. из природного золота, содержавшего до 18% серебра и других металлов.
Бронза - сплав меди и олова. В древней бронзе, из которой делали более твердое и прочное оружие и посуду, чем из золота и меди, содержалось 2 -16% олова.
Химия - физика
1.Первоначельные химические понятия.( 8 кл
При изучении темы “Первоначальные химические понятия” можно использовать знания учащихся важных понятий, сформированных в курсе физики 7 класса. К ним относятся: тело, вещество, атом, молекула, физические и химические явления, внутренняя энергия, температура. Из курса физики учащимся известны также общие сведения о строении твердых тел, жидкостей и газов, положения молекулярно кинетической теории. 2.Электролиз и законы Фарадея.
Основные способы получения металлов. Процессы на катоде и аноде.
3.Агрегатные состояния веществ.
4.Строение атома.
5. Практическая работа по приготовлению раствора соли с заданной массовой долей.-
Правила взвешивания пройденные в пределах уроков физики в 7 классе.
Химия, биология , география и экология
1. Вещества. Классификация веществ. - Химический состав клетки
Акцент на химический состав элементов и неорганических соединений в клетке – единице живого организма.
2.Белки, жиры, углеводы. - Метаболизм. Фотосинтез.
Упор делается на тесную взаимосвязь между химическими реакциями и энергией необходимой организму для нормальной жизнедеятельности.
3.Газообразные вещества.- Парниковый эффект. Озоновые дыры.
Химические свойства газов СО2, СН4 и др. Экологические проблемы связанные с активной непродуманной деятельностью человека, негативно отражающейся на экологии земного шара.
4.Вода.—Химический состав клетки
Акцент на химический состав элементов и неорганических соединений в клетке – единице живого организма.
5. Природные источники углеводородов
Во время изучения основных видов горючего 10 класс 5 тема “Природные углеводороды” предлагаем учащимся следующие вопросы:
1. Назовите крупнейшие месторождения каменного угля.
2. Расскажите о месторождениях нефти.
3. Где находятся крупные месторождения природного газа?
Ученики показывают на географической карте, где находятся эти месторождения.
6.Минеральные удобрения
В 9 классе при изучении минеральных удобрений используем знания учащихся по экономической географии. Ученики рассказывают о значении минеральных удобрений для повышения урожайности сельскохозяйственных культур, о роли химии в развитии животноводства.
Химия и математика
Не секрет для любого учителя химии , что ученик хорошо знающий математику показывает отличные результаты на химии. Любая химическая задача, уравнение, проблема может быть решена только с помощью математических навыков и приобретенных логических приемов - математического умения сокращать и грамотно вести подсчёты результатов, округлять числа, вычислять массовые и объёмные доли компонентов в смесях процентного содержания, вывод формул.
Образовательная функция задач выражается в том, что расчетные задачи раскрывают перед учащимися количественную сторону химии как точной науки. Через задачи осуществляется связь теории с практикой, в процессе их решения закрепляются и совершенствуются химические понятия о веществах и процессах.

Так же можно использовать различные взаимосвязи химии – литературы, физиологии , медицины при составлении задач. Что переводит процесс расчета «сухих» цифр в увлекательное путешествие в мир фактов их мира литературы, медицины , спорта ит.д., узнавание новых фактов окружающего мира.
Задачи для самостоятельного решения:
1. В состав очень модных сейчас жевательных резинок и конфет с
мятным вкусом входит ментол. Ментол (в переводе с лат. означает «масло
мяты») оставляет во рту холодящий вкус. Определите его простейшую
формулу, которая совпадает с истинной, если соотношение масс углерода,
водорода и кислорода как 30:5:4.
2. Одно из свинецсодержащих органических соединений используется
в качестве антидетонатора для карбюраторных двигателей внутреннего
сгорания. Определите его простейшую формулу, если соотношение масс
углерода, водорода и свинца, как 96:20:207.
3. Создатель симфонических и камерных произведений, оперы «Князь
Игорь» А.П. Бородин был не только знаменитым композитором, но и
знаменитым химиком. Так, он синтезировал первое органическое вещество,
содержащее атом фтора – С6Н5ОF. Сегодня ничего особенного за
бензоилфторидом не числится, разве что лакриматорное действие ( от него
плакать хочется). Но разнообразные фторорганические соединения широко
вошли в нашу жизнь. Среди них оксиджент и оксифлуор – используются как
кровезаменители. Определите их формулы по соотношению масс
химических элементов, образующих их молекулы. В первом: m (С): m (Вr):
m (F) = 96:80:323; во втором- m (С): m (Сl): m (F)=96: 71: 304.
4. Душистые вещества – основа парфюмерных изделий. С развитием
парфюмерии натуральные источники уже не в состоянии удовлетворять
возрастающие потребности. Так, для получения 1кг розового масла, нужно
переработать 1-3 т. лепестков роз. Химический состав розового масла очень
сложен. В него входят более 70 компонентов. Но главными носителями
запаха являются спирты – цитронеллол и ароматический с соотношением
масс С :Н: О как 48: 5 :8. Определите его простейшую формулу
-СН2-СН(СН3)- СН2- СН2-ОН-цитронеллол.
5 . Я пью его в мельчайших дозах,
На сахар капаю раствор,
А он способен бросить в воздух
Любую из ближайших гор.
Определите простейшую формулу вещества, о котором идет речь в
стихотворении В.Шаламова, если в этом веществе m (С): m (Н) : m (О): m
(N) =36 : 5 : 144 :42..
6. Профессиональные спортсмены обычно имеют при себе препараты
для неотложной помощи при небольших травмах. Например, растяжение
связок голеностопного сустава. Определите простейшую формулу одного их
таких препаратов, если при сгорании 6,45 г его образуется 8,8 г углекислого
газа, 3,6 г воды и 3,65 г хлороводорода.
Ответ: С6Н5-NH2
7. «Секунду дьячок ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится
на бутыль с карболовым раствором» (А.П. Чехов «Хирургия», 1884 г).
Определите простейшую формулу карболки, дезинфицирующие свойства
которой были обнаружены в 1865 г шотландским хирургом Д. Листером,
если при сгорании 47 мг вещества, в избытке кислорода, образовалось 132 мг
СО и 27 мг воды.
8кл План урока «Строение атома».
(МПС - Опора на знания, полученные при изучении темы «Строение атома» в курсе физики)
Цели урока 1. повторить, углубить и обобщить важнейшие сведения о современной теории строения атома.
2.Уметь находить взаимосвязь между положением элемента в ПСХЭ и строением его атома: заряд ядра; общее количество электронов в атоме; число протонов, нейтронов в ядре атома; число электронов на внешнем уровне и количество энергетических уровней.
3. закрепить навык составления схем строения атома, устанавливать состав атомных ядер.
4. совершенствовать умения работать с дополнительной литературой, анализировать, чётко излагать свои мысли, сравнивать, оперировать дедуктивными умозаключениями, устанавливать причинно-следственные связи, применять МПС.

Оборудование: мудьтимедиапроектор, ПСХЭ, транспарант «Опыт Резерфорда, презентация, сообщения учащихся, которые готовятся заранее.

Ход урока
1.Вступление учителя химии.
Сообщение цели урока. Основная мысль повторить знания о строении атома, полученные на уроках химии, дополнить их сведениями из физики.
В химии мы рассматривали вещества, их состав и установили, что:
Большинство веществ состоят из молекул, которые состоят из атомов, а атомы состоят из элементарных частиц.
Учащиеся записывают схему: вещество – молекула – атом – элементарные частицы.
Как же было открыто сложное строение атомов? Ведь «атом» означает «неделимый»!
Сообщения учащихся:
1. Доказательство сложного строения атома (открытие радиоактивности).
2. Открытие электрона.
3. Открытие протона, нейтрона их характеристика.
4. Опыты Резерфорда.
5.Применение изотопов.
Вывод: атом имеет сложное строение, он состоит из ядра и электронной оболочки. Число электронов и заряд ядра равны порядковому номеру элемента в Периодической системе химических элементов. Поэтому любой атом всегда нейтрален.
Работа по ПСХЭ
ПОПРОБУЙ
Напишите символы элементов В-1: №: 12, 36; В-2: № 19, 53. Укажите период, группу, подгруппу данных элементов.
Напишите символы элементов, которые находятся:
В-1 - III период, V группа, главная подгруппа;
В-2 - IV период, II группа, побочная подгруппа

Повтори, как запомнил:
состав ядра
Вставьте нужные слова
Ядро – это частица, имеющая … заряд, … массу и …объём.
Ядро состоит из … и ….
Общее название этих частиц – нуклоны.
ПРОТОНЫ. Обозначают …, они имеют массу…, заряд …, число протонов в атоме равно …;
НЕЙТРОНЫ. Обозначают …, они имеют массу …, заряд …, число нейтронов в атоме вычисляется по формуле ... ;
ЭЛЕКТРОНЫ. Обозначают…, имеют массу…, заряд…, число электронов в атоме равно….
Электроны в атоме распределены по энергетическим уровням. Число энергетических уровней равно …, на последнем уровне число электронов равно ….
3) Самостоятельно:
Написать состав атомов
I вариант – элементы натрий и фосфор;
II вариант – элементы алюминий и йод;
III вариант – элементы бериллий и бром
4) изотопы
(можно всю работу провести на листочках, собрать и выставить оценки), проверить можно через мультимедиапроектор или по транспаранту.
Заключение.
Благодаря межпредметным связям учащиеся овладевают ведущими идеями школьных предметов, что создает условия для развития общих приемов умственной деятельности. При этом возникает целостная научная система знаний, имеющих высокую степень осознанности, мобильности и прочности, формируется мировоззрение, как высший синтез основ наук и мышления.
Опыт работы показал, что систематическое использование межпредметных познавательных задач в форме проблемных вопросов, количественных задач, практических заданий обеспечивает формирование умений учащихся устанавливать и усваивать связи между знаниями из различных предметов.
Решая подобные задачи, учащиеся совершают сложныепознавательные и расчетные действия:
осознание сущности межпредметной задачи, понимание необходимости применения знаний из других предметов;
отбор и актуализация нужных знаний из других предметов;
их перенос в новую ситуацию, сопоставление знаний из смежных предметов;
синтез знаний, установление совместимости понятий, единиц измерения, расчетных действий, их выполнение;
получение результата, обобщение в выводах, закрепление понятий
Составляя поурочные планы, учителю важно знать, что учащиеся уже усвоили из необходимых опорных знаний на уроках по другим предметам, согласовать с учителями смежных предметов постановку вопросов и заданий, чтобы избежать дублирования и достигнуть развития общих идей и понятий, их углубления и обогащения. Этому помогает взаимопосещение уроков и изучение составляемых коллегами планов реализации внутри- и межпредметных связей.
И я думаю, что использование межпредметных связей является наиболее действенным инструментом в руках учителя, позволяющим побуждать учащихся к творческому поиску, к стремлению использовать весь арсенал своих школьных знаний для объяснения единства природы и поддерживать интерес к познанию химии. С помощью многосторонних межпредметных связей на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, закладывается фундамент для системного решения сложных проблем реальности.
Литература.
Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 140
Ильченко В. Р. Перекрестки физики, химии и биологии. - М.: Просвещение, 1986.
Максимова В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения, -М.: Просвещение, 1989.
Габриелян О.С Химия 8,9,10,11 классы
Интернет источники
http://festival.1september.ru/articles/589235/http://pedsovet.su/publ/164-1-0-3214http://pedagogicheskaya.academic.ru/2600/МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ_СВЯЗИ_в_обученииhttp://bibliofond.ru/view.aspx?id=465230
http://aneks.spb.ru/