Доклад на тему «Формирование уклада школьной жизни в условиях школы-интерната с учётом требований ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».


государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Орловская специальная школа-интернат»
Инновационный образовательный проект
«Формирование уклада школьной жизни в условиях школы-интерната с учётом требований ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Воронкова Людмила Анатольевна – заместитель директора по воспитательной работе ГКОУ РО Орловской школы-интерната
2016 г.
I. Обоснование актуальности проблемы
В начале XXI в. педагогическая практика обогатилась достаточно новым для ее истории понятием «Уклад школьной жизни».
Для начала мы определили, в чем заключается суть школьного уклада жизни и его особенности. Пришли к выводу, что УШЖ – это, по нашему мнению, организация школьной жизни, способствующая развитию участников образовательных отношений.
В настоящее время, мы обращаемся к многовековому опыту развития науки, который показывает, что самым плодотворным познавательным методом является моделирование. Наша задача состоит в том, чтобы создать модель уклада жизни Школы без границ для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях интернатного учреждения.
В связи с поисками различных подходов к проблеме содержания воспитания, хотели бы обратить внимание на один из важнейших аспектов в школьном образовании, который имеет большое значение для споров о воспитании в современных условиях, затрагивает многие процессы школьной жизни. Речь идет об укладе школьной жизни, стиле ее жизнедеятельности, явных или неявных нормах и правилах организации, влиянии на личность школьника.
ФГОС фактически определяет весь уклад школьной жизни, является конституцией школьного образования. Первое отличие ФГОС от его предшественников – опора на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования. Вторым принципиальным отличием ФГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным запросам личности, общества и государства.
Введение стандарта в образовательные учреждения для детей с ОВЗ вносит большие изменения в школьную жизнь ребенка. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы школы. Именно поэтому в стандарт введена Программа формирования универсальных учебных действий, а для детей с интеллектуальными нарушениями Программа формирования базовых учебных действий.
Примерные программы ориентированы на развитие самостоятельной учебной деятельности школьника (на такие виды учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности, как учебное проектирование, моделирование, исследовательская деятельность, ролевые игры и др.).
Одним из способов реализации воспитательной составляющей ФГОС является интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности. В качестве содержательных механизмов такой интеграции является реализация Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни как составных частей адаптированной основной образовательной программы.
Что же представляет собой уклад школьной жизни? Это не что иное, как скрытое содержание воспитания. Под этим термином понимается особенность соорганизации различных процессов в школе, в том числе специфика коммуникации между учителями и детьми, учениками между собой. Следует признать, что в каждой школе присущ особый дух, особая атмосфера, особый уклад жизни, который не в меньшей степени определяют образовательные эффекты, чем те авторские программы, по которым работают учителя этих школ. Уклад школьной жизни, та среда, в которой находится ребёнок, играют важнейшую роль в образовательно-воспитательном процессе. Что же касается воспитания личности, знающей свои права, умеющей пользоваться ими, защищать их, а также уважать права и интересы других, то тут уклад школьной жизни — главный воспитатель. Он оказывает гораздо большее влияние на школьников, чем урочные занятия. Школьный уклад жизни даёт опыт пользования правами человека, возможность спорить, высказывать гипотезы, опровергать или подтверждать их, не в меньшей степени приводит к соответствующим эффектам.
В письме Министерства образования и науки РФ «Рекомендации по совершенствованию «уклада школьной жизни» сообщалось, что «в условиях развития государственности в Российской Федерации назрела необходимость педагогическим коллективам сформировать основополагающие принципы школьного уклада, опирающиеся на законодательные нормы, общегражданскую и профессиональную педагогическую этику, что должно стать составляющей содержания образования и особенно воспитания».
В Распоряжении Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» сказано, что приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Определены приоритетные направления развития воспитания:
Развитие социальных институтов воспитания, которое включает следующие компоненты:
поддержка семейного воспитания;
развитие воспитания в системе образования;
расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов;
поддержка общественных объединений в сфере воспитания.
Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций, которое включает следующие компоненты:
гражданское воспитание;
патриотическое воспитание и формирование российской идентичности;
духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей;
приобщение детей к культурному наследию;
популяризация научных знаний среди детей;
физическое воспитание и формирование культуры здоровья;
трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;
экологическое воспитание.
В рамках выдвинутых целевых ориентиров школе предстоит решать задачи опережающего характера – создавать школу новых возможностей: более современных и качественных услуг, эффективных технологий, успешной социализации, гражданских ценностей и духовных потребностей.
Программные документы и новая идеология ФГОС нацеливают на проектирование школы успешного социального становления личности в гражданском обществе.
Адаптированная основная образовательная программа школы-интерната является основным документом, а программа воспитания и социализации как составляющая ее часть ориентирована на интегративный результат в развитии личности.
Программа должна обеспечить: формирование уклада школьной жизни, обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества».Во ФГОС определено, что среда, пространство, уклад школьной жизни являются главными факторами воспитания и социализации детей, их личностного развития.
Особенно актуальна проблема социальной адаптации выпускника, имеющего интеллектуальные нарушения. Анализ образовательной и социальной ситуации в Ростовской области позволяет выявить проблемы объективные государственно-общественного характера, но и проблемы педагогические, которые необходимо решать механизмами программно-целевого подхода, проектного управления, исследовательского метода, оперативного воздействия.
Педагогический коллектив школы-интерната определяет для себя проектно-исследовательскую задачу по обеспечению социально-образовательной эффективности деятельности школы-интерната на основе удовлетворения потребностей граждан, общества и семьи в качественном образовании и культурном личностном развитии детей с ОВЗ путем создания современной образовательной среды и культурно-нравственного уклада школьной жизни.
Проектное решение этой задачи в статусе ОбИП позволит теоретически изучить проблему социальной адаптации выпускника, имеющего интеллектуальные нарушения в современном мире, исследовать проблемы социализации воспитанников школы-интерната, определить точки профессионального и социально-личностного роста педагогов, детей, родителей, подобрать управленческие механизмы по созданию социально-образовательной среды в школе-интернате, которую можно было бы определить как «Формирование уклада школьной жизни в условиях школы-интерната с учётом требований ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
II. Теоретические основы решения проблемы
Вряд ли кого-то можно удивить соображениями о том, что в школе воспитывают и стены, и школьное крыльцо, и, конечно же, порядки, правила и отношения, установленные или скорее установившиеся между учениками, учителями и родителями. Именно благодаря этому множеству трудно фиксируемых мелочей и возникает «эффект воспитания», то есть когда воспитание происходит вроде как само собой, неявно, незаметно и в то же время ощутимо. Конечно, все это новым не назовешь, и, тем, не менее, мы решили вернуться к столь не новой теме по одному поводу. Повод этот – Федеральный государственный образовательный стандарт (основного общего образования): «формирование уклада школьной жизни, обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей)..»;Федеральный государственный образовательный стандарт (среднего общего образования): «формирование уклада жизни организации, осуществляющей образовательную деятельность, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, в котором находится организация, осуществляющая образовательную деятельность, а также потребности и индивидуальные социальные инициативы обучающихся, особенности их социального взаимодействия вне организации, осуществляющей образовательную деятельность, характера профессиональных предпочтений».В этом тексте мы предприняли попытку осветить уклад школьной жизни как специфическое явление образовательной реальности, в надежде на то, что наши рассуждения помогут педагогическому коллективу осознать, какой уклад жизни и насколько сложился в школе-интернате. Для начала дадим теоретическую справку.
В зарубежной и отечественной науке немало сделано для понимания того, что мы вслед за ФГОС будем называть укладом школьной жизни. Можно начинать с теоретиков коллективного воспитания…, но мы упомянем сегодня более трендового автора, давшего методологический ключ к воспитательному эффекту – французского социолога П. Бурдьё. Вообще в зарубежной традиции и ряде работ отечественных авторов вместо слова уклад используется не менее точное, но возможно более наукообразные словосочетания «институциональный контекст образования», «скрытое учебное содержание» (Я. Миллер, У. Селлев, И.Д. Фрумин).
Собственно, словосочетание «уклад школьной жизни» обычно связывают с именем А.Н. Тубельского. Однако весьма похожие мысли обнаруживаются у многих отечественных авторов. «Духовная физиономия школы» (П.Ф. Каптерев), «дух школы (класса)» (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский), «быт и жизнедеятельность воспитательной организации» (А.В. Мудрик, М.В. Воропаев, Б.В. Куприянов, М.В. Шакурова), «воспитательная среда образовательного учреждения» (И.А. Колесникова, Ю.С. Мануйлов, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова), «образовательная среда» (В.А. Ясвин), «школьная реальность» (А.А. Остапенко), «уклад жизни школы» (Д.В. Григорьев) и другие. Вообще, в отечественной научной традиции с категорией «уклад» работали и историки (Н.И. Костомаров, В.В. Пономарева, Л.Б. Хорошилова), и философы (М.Я. Гефтер, С.А.Никольский, Ю.И. Семенов), и социологи (О.П. Фадеева, В.А. Ядов).
Положение о влиянии уклада жизни школы на эффективность образовательного процесса не является новым для отечественной педагогической мысли. Период первого двадцатилетия XX века – это время становления самобытных укладов школ С.Т. Шацкого, В.Н. Сороки - Росинского, А.С. Макаренко; вторая половина XX века - школы В.А. Сухомлинского. Наши современники В.А. Караковский, И.Д. Фрумин, А.Н. Тубельский, Г.К. Селевко, Е.А. Ямбург создали авторские уклады школьной жизни в 80-90-ые годы XX и первом десятилетии XXI.
Проблемы формирования уклада жизни школы исследовались в трудах Е.А. Александровой, В.С. Безруковой, Г.Н. Козловой, Л.А. Козловой, Г.К. Селевко, О.А. Соловьевой, А.А. Остапенко, А.Н. Тубельского; уклад жизнедеятельности ребенка представлен в работах Г.К. Селевко, О.А. Соловьевой; уклад семейной жизни на основе религиозных и этнических ценностей исследовали Т.А. Берсенева, И.Ю. Краева, А.И. Половинкин, Е.В. Шестун.
Кандидат педагогических наук Т.П.Хренова утверждает, что уклад школьной жизни может воспроизводиться, деградировать или развиваться в рамках конкретного типа образовательной деятельности учреждения под действием новаций, которые включаются в него, как в результате усилий отдельных педагогов, так и через систему общественных и государственных институтов и организаций. Выявляет многоукладность системы образования не только за счет многообразия типов и видов образовательных учреждений, но и за счет различных аксиологических доминант жизнедеятельности школ, направленных на создание целостности.
Этот вывод основывается на применении трехмерной аксиологической модели уклада школьной жизни, включающей культурно – духовные, идеолого - политические, образовательные ценности. Многоукладность определяется двумя взаимообусловленными процессами: дифференциацией и интеграцией. Процессы дифференциации в образовании обусловлены типовым и видовым разнообразием учреждений образования, введением разных форм собственности, разными аксиологическими приоритетами образовательных учреждений.
Процесс интеграции образовательного пространства задается Федеральными образовательными стандартами, другими документами федерального уровня, определяющими приоритеты воспитательной деятельности в учреждениях образования (Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России), развивающимся сетевым взаимодействием между учреждениями (не только образовательными), созданием школ – комплексов, ресурсных центров в рамках образовательной сети. Интеграционные процессы внутри образовательного учреждения по созданию целостного школьного уклада обеспечиваются принятием школьных стандартов содержания и организации образовательной деятельности (на основе федеральных); аксиологических приоритетов данного образовательного учреждения, учитывающих образовательные запросы и возможности учреждения, служащих средством интеграции коллектива школы, формирования командного духа, определяя смысл совместной деятельности и становясь основой сплочения школьной организации вокруг единых целей и подходов для формирования школьного уклада.
Александр Тубельский, директор НПО «Школа самоопределения» (московской школы №734) в 1986-2006 гг., определяет уклад школьной жизни - Уклад школьной жизни – скрытое содержание воспитания. «Школа самоопределения» ориентированна на создание условий для развития индивидуальности ребенка.
Именно Александр Тубельский впервые начал разрабатывать проблемы выращивания у детей универсальных умений и способов деятельности как главного содержания образования. Сегодня эта позиция явилась основой идеологии ФГОС общего образования.
Исследуя «скрытое образование», А.Н.Тубельский выявил следующие феномены школьной организации:
различного рода дифференциацию школьников по способностям («классы дураков» и «классы ботанов»);
структуру реальной власти в школе (тоталитарная или иерархическая, демократическая или либеральная);
язык класса или школы (реальная семантика, тон, стиль, объем лексикона);
сложившуюся практику отвечать учителю то, что он ждет, а не то, что думает ученик;
умение действовать в ситуации контрольной работы, экзамена (списывание, подглядывание, угадывание);
реальное распределение учебного времени (у одних 12 часов реального учебного времени, у других – полчаса).
В процессе экспериментальной работы А.Н. Тубельский рассматривал уклад как часть содержания образования, поэтому, как минимум, он описал это содержание в двух параметрах: инвариантной части и вариативной.
Инвариант:
обеспечение ребенку в школе возможности выбора не только учебного предмета, курса, но и темы, темпа усвоения, учителя, варианта поведения, формы и способа действия;
наличие не регулируемых и не регламентируемых строго образовательных пространств, в которых нет жестких, кем-то заранее установленных правил, где субъектом создания норм и правил является сам ученик вместе со взрослыми и товарищами;
обязательное участие ребят и учителей, а возможно, и родителей в создании норм и правил общей жизни. Уклад только и возможен как договор между теми, кто в нем будет жить, при открытости принимаемых решений, возможности для каждого члена коллектива влиять на характер решений, касающихся всей школы;развитие условий, позволяющих построить такой образовательный процесс, при котором ученик постепенно перестал бы быть объектом педагогических воздействий и становился бы субъектом своего образования.
Вариативная часть содержит следующие условия:
Возможное устройство школы как действующей модели открытого гражданского общества. Каждый в реальной жизни может стать инициатором любого дела для всех или какой-либо группы.
Выборность руководящих органов коллектива, которая возможна на определенном этапе его развития.
Введение социально-трудовой практики как самостоятельного образовательного пространства, не только обеспечивающего освоение окружающей социальной среды, но и создающего особый стиль отношений в коллективе.
Разновозрастные учебные группы, клубы, кружки, школьные научные, коммерческие общества – все эти формы создают свободный, гуманный, толерантный уклад жизни.
«Представленный компонент содержания образования способен создать свободный, гуманный, толерантный уклад жизни».
В педагогической литературе дано определение понятию «уклад школьной жизни»: Уклад жизни школы – интегративное свойство формирующейся или развивающейся целостности, неповторимый и уникальный способ реагирования на события внешней и внутренней жизни людей, собственный вариант жизнедеятельности: стиль жизни, ценности, стандарты поведения.
В Концепции духовно-нравственного воспитания будущего поколения авторами А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков уклад школьной жизни определяется как нравственно ориентированная социально-педагогическая среда, обеспечивающая развитие личности обучающегося, семьи и педагога, становление гражданина, способного решать задачу модернизации российского общества.
Подведем первый итог, попытавшись осмыслить идеи вышеназванных авторов, мы предлагаем понимать уклад жизни школы (институциональный контекст школьного образования) как органическую социальную систему (установившийся порядок) образовательных отношений определенного типа (образ жизни), образующую специфическую общественную форму образования, предназначенную для социокультурного воспроизводства.
Другими словами, уклад школьной жизни предлагается понимать:
– как организм, а не как механизм, то есть живое явление, живущее (питающееся, болеющее, рождающееся, умирающее), порядок складывается в процессе длительной эволюции отношений, не исключающий отдельные революционные перевороты;
– как соединение традиционных форм организации учебной и внеучебной деятельности;
– как порядок отношений между учениками и учителями, учителями и родителями, директором (зам. директора) и учителями и т.д., а также порядок ценностных отношений (к человеку, к природе, к культуре и т.д.);
– как образ жизни (школа как храм науки, школа как мастерская, школа как община и т.д.);
– как способ воспроизводства личности определенного типа (например: предпринимателя, государственного служащего, социального активного общественника, интеллигента, фермера и т.д.; каждому типу личности соответствует своя форма организации общественной жизни).
Уклад жизни школы соединяет и упорядочивает непосредственно учащихся, педагогов и родителей (индивидуально и в группах) в их смыслах и ценностях, в отношениях друг к другу, в функциях и действиях в рамках коллективных практик, в том числе символических, рождая конструкцию коллективного существования в пространстве и времени (организация учебного дня, учебной недели, учебного года и т.д.). При понимании уклада жизни школы чрезвычайно важна социальная роль старшеклассников, отношение к обслуживающему персоналу.
Адаптированная основная образовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) содержит как компонент Программу духовно-нравственного развития, воспитания и социализации умственно отсталых обучающихся. Программа нравственного развития призвана направлять образовательную деятельность на воспитание умственно отсталых обучающихся в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на формирование основ социально ответственного поведения. Реализация программы должна проходить в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательной организации, семьи и других институтов общества.
Целью нравственного развития и воспитания обучающихся является социально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Наполнение всего уклада жизни обучающихся обеспечивается также множеством примеров нравственного поведения, которые широко представлены в отечественной и мировой истории, истории и культуре традиционных религий, истории и духовно-нравственной культуре народов Российской Федерации, литературе и различных видах искусства, сказках, легендах и мифах. Важно использовать и примеры реального нравственного поведения, которые могут активно противодействовать тем образцам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и другие источники информации.
Нравственное развитие умственно отсталых обучающихся лежит в основе их «врастания в человеческую культуру», подлинной социализации и интеграции в общество, призвано способствовать преодолению изоляции проблемного детства. Для этого необходимо формировать и стимулировать стремление ребёнка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, села, города, микрорайона, участвовать в совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых, младших и старших детей.
В заключении отметим, что в формировании уклада школьной жизни определяющую роль призвана играть общность участников образовательных отношений: обучающиеся, ученические коллективы, педагогический коллектив школы-интерната, администрация, учредитель образовательной организации, родительское сообщество, общественность. Важным элементом формирования уклада школьной жизни являются коллективные обсуждения, дискуссии, позволяющие наиболее точно определить специфику ценностных и целевых ориентиров школы-интерната, элементов коллективной жизнедеятельности, обеспечивающих реализацию ценностей и целей.
Для того чтобы определиться с укладом школьной жизни на Педагогическом совете решили:
– обсудить имеющиеся в школе-интернате традиции и целесообразность новаций (наличие оснований для выбора того или иного образа),
– провести рейтинг пяти вариантов («самый подходящий», «самый интересный», «самый неожиданный для нашей школы-интерната», «самый материально обеспеченный вариант»),
– попытаться определить характеристики школьной реальности (главенство норм и правил, творческая атмосфера, мера готовности учеников и педагогов к свободе, и т.д.),
– обобщить свои представления о выпускниках школы-интерната в типы воспитанников.
III. Тема проекта
Исходя из степени актуальности проблемы гражданского становления личности школьника, социальной адаптации и общественной значимости поступков, самоопределения и самовыражения на основе общечеловеческих ценностей, учитывая опыт педагогической деятельности, ориентируясь на идеологию ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) педагогический коллектив школы-интерната разработал инновационный образовательный проект «Формирование уклада школьной жизни в условиях школы-интерната с учётом требований ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».Предлагаемый проект включает содержательный компонент образования, воспитательную систему школы-интерната и развивающую среду свободного самоопределения детей, учителей, родителей.
Ориентиром проектной разработки является позиция, определенная материалами ФГОС: «Педагогическая организация нравственного уклада школьной жизни начинается с определения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса, раскрывается в его содержании и сознательное усвоение которой обучающимися осуществляется в процессе их духовно-нравственного развития. Сам по себе уклад формален. Придает ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог».
Особую актуальность приобретает формирование демократического ценностного уклада жизни школы как продуктивной образовательной среды с опорой на базовые национальные ценности, обозначенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». К таким ценностям относятся: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.IV. Проектные задачи
Система ценностей пронизывает всё содержание образования, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность обучающегося как человека, личности, гражданина. Она создаёт смысловую основу жизнедеятельности личности и призвана снять барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью. Определяющая роль в создании социально открытого, нравственного уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу образовательного учреждения.
Проектирование модели уклада школьной жизни вызвана временем:
1) новая цивилизационно-культурная реальность: от индустриального (массового) общества к информационному обществу;
2 )смена типов культурно-исторического наследования: доминирует префигуративная культура;
3) смена доминирующих форм передачи коллективного опыта: от книжно-письменной культуры к экранно-клиповой;
4) глобализация;
5) дезадаптация и дезинтеграция современного человека: нарушение приспособляемости человека к быстроменяющемуся миру.
При разработке модели уклада школьной жизни мы также учитывали заданные в ФГОС метапредметные и личностные результаты. Уклад школьной жизни состоит из следующих компонентов: ценностный, субъектно-средовой и структурно-процессуальный. Также необходимо выделить «инструменты» уклада школьной жизни: учебная деятельность, внеурочная деятельность, социальное партнерство, ученическое соуправление, государственное общественное управление, организация школьного пространства, информационно-коммуникационная среда.
Для достижения основной цели общего образования умственно отсталых обучающихся – формирование личности умственно отсталого обучающегося с учетом его особых образовательных потребностей путем развития индивидуальных способностей, положительной мотивации и элементарных умений учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни) – необходимо изменить характер взаимодействия «инструментов» уклада школьной жизни. С помощью, каких механизмов это реализовывается? На этот вопрос, возможно, получить ответ при построении модели «Формирование уклада школьной жизни в условиях школы-интерната с учётом требований ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Данный проект позволяет конкретизировать задачи, направления деятельности, механизмы решения задач, ресурсы и ожидаемые результаты.
Определение понятия уклада школьной жизни в теории и практике педагогики, выявление сущностных характеристик данного понятия, построение модели уклада школьной жизни в условиях школы-интерната.
Формирование нового образовательного пространства, объединяющего всех участников образовательных отношений, в соответствии с требованиями ФГОС и с опорой на базовые культурно-истроические национальные ценности.
Построение системы воспитательной работы на основе социальных приоритетов нравственной культуры и гражданской зрелости.
Повышение значимости семейного воспитания, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, исторических традиций российской семьи.
Развитие системы духовно-просветительской деятельности школы-интерната, направленной на организацию взаимодействия семьи, социальных структур, учреждений культуры и церкви в целях решения проблем.
Создание атмосферы культурно-образовательной и социально-общественной значимости образования и воспитания в селе, обеспечение информированности учащихся, родителей, населения социума о деятельности школы-интерната.
Создание социокультурного воспитательного пространства ГКОУ РО «Орловская специальная школа-интернат», района.
Создание банка методик диагностики потребностей, склонностей, интересов учащихся с ОВЗ.
Разработка системы мониторинга результативности и эффективности личностного развития учащихся с ОВЗ.
Совершенствование системы подготовки и повышения квалификации педагогов, занимающихся проблемами духовно-нравственного воспитания.
Формирование имиджа школы домашнего уюта и добрых отношений.
Расширение информационно-коммуникационного пространства: создание базы данных сетевого взаимодействия, обобщение и представление опыта на сайте.
Обеспечить условия для приобретения учащимися нового социального, образовательного и коммуникативного опыта.
V. Направления деятельности школы-интерната
Основными направлениями работы ГКОУ РО «Орловская специальная школа-интернат» в рамках заявленных задач, нацеленных на формирование духовно-нравственной культуры, решение проблем успешной социализации воспитанников являются:
Совместная деятельность школы-интерната, семьи и общественности по нравственному развитию обучающихся.
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся по созданию форм сотрудничества в вопросах нравственных ориентиров, психо-физиологического развития детей, социального поведения.
Освоение новых технологий образовательной и воспитательной работы с учащимися, совместной деятельности детей и взрослых.
Развитие форм самоуправления и самореализации школьников в условиях формирования личностных качеств духовно-нравственной культуры, общественно полезной деятельности.
Работа с педагогическим коллективом по повышению профессионального уровня в решении проблем успешной социализации учащихся.
Расширение социальных практик нравственного поведения в обществе.
Совершенствование системы управления на основе мониторинга результатов реализации проекта.
Обобщение опыта и трансляция результатов проектной деятельности на муниципальном и региональном уровнях.
VI. Механизмы реализации проектной идеи
Определение ведущих позиций школьной деятельности.
При формировании уклада школьной жизни необходимо учитывать следующие аспекты:
формирование образа жизнедеятельности: престижный вид совместной деятельности, наличие ключевых дел, воспитательных центров, стиль, основные правила и формы делового и межличностного общения, отношения между участниками воспитательного процесса, традиции, правила, по которым живет коллектив;
моделирование материального поля - пространства, заполненного предметными объектами, оказывающими влияние на состояние школьника. Сюда относится в первую очередь обустройство учебных кабинетов, гардероба, библиотеки, вестибюля, коридоров и холлов, актового и спортивного залов, столовой, административных комнат, заполненных вещами и необходимыми предметами для деятельности, туалетных комнат;
культивирование привычки и модели поведения учащихся, воспитанников в контексте школьной среды обитания, вводимый в качестве единственно возможных таких поведенческих культурных норм по отношению к окружающему предметному пространству, как бережливость, соблюдение порядка, регулярный уход за вещами и предметами, целевое использование, сохранение чистоты после проведенного занятия;
введение школьного этикета - это яркая форма выражения отношения к человеку как наивысшей ценности в любой ситуации. Разумеется, владеть этикетом должны в первую очередь педагоги: они — образец и, одновременно, живая инструкция, а инстинкт подражания, столь свойственный детям, должны выполнять роль психологического механизма на первых порах;
выработка организационных основ режима школьной жизни и распорядка жизнедеятельности;
гуманистическое отношение педагогов к воспитанию и воспитательной работе, компетентность в сфере воспитательной работы;
представление о месте и роли отдельных участников воспитательного процесса и групп, осознание школьниками и взрослыми своей роли и места в жизнедеятельности учебного заведения;
управление воспитательным процессом, компетентность в проблемах воспитания;
деятельность органов ученического самоуправления: спектр социальных функций обучающихся в рамках системы школьного самоуправления - учащиеся должны иметь возможность; участвовать в принятии решений Управляющего совета школы; решать вопросы, связанные с самообслуживанием, поддержанием порядка, дисциплины, дежурства и работы в школе-интернате; контролировать выполнение учащимися, воспитанниками основных прав и обязанностей; защищать права учащихся. воспитанников на всех уровнях управления школой-интернатом;
представление о взаимодействии с окружающей средой: семьи, учреждения и организации.
Схематически это можно представить следующим образом:

Формирование научно-методического потенциала в условиях проектного управления.
2.1. Научно-методическое обеспечение процесса инновационных изменений:
Определение теоретических основ и методической базы для реализации проектного замысла.
Освоение методологической основы стандарта – деятельностного и дифференцированного подходов в реализации образовательной и воспитательной деятельности.
Проектирование дополнительной образовательной программы в образовательном пространстве школы-интерната.
Определение показателей и критериев оценки реализации проекта, состояния инновационной деятельности.
Разработка дидактических и методических основ (принципов, приемов) организации образовательной среды.
Создание модели уклада школьной жизни на основе педагогической практики.
2.2.Нормативно-правовое обеспечение организационной деятельности педколлектива школы-интерната:
Положение об инновационной деятельности в образовательном пространстве школы-интерната.
Положение о проектном управлении.
Положение о деятельности различных профессиональных сообществ (проектных групп, проблемных, творческих, экспертных).
Положение о формах взаимодействия участников инновационного проекта.
2.3. Организационное обеспечение деятельности:
Проведение совещаний, мастер-классов, проектных семинаров по проблемам инновационной деятельности.
Создание и организация общественных структур по проблемам реализации проекта и разработанных программ.
Формирование договорных отношений в сетевом взаимодействии с партнерами.
Разработка алгоритмов трансляции опыта, представления результатов.
Подготовка отчетов по результатам реализации инновационного образовательного проекта.
2.4. Информационное обеспечение проектной деятельности:
Организация информационной поддержки развития инновационной деятельности педагогического коллектива.
Создание электронных материалов инновационного опыта, размещение их в Интернет-сети.
3. Проектирование образовательной среды
В современных трактовках образовательная среда может быть охарактеризована как совокупность социальных, культурных, а также специально организованных в образовательном учреждении психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление его личности, способной реализовать свой потенциал в изменяющемся обществе, интегрироваться в окружающий мир.
Содержание программы воспитания школы-интерната предполагает уход от набора мероприятий по разным направлениям школьной деятельности к формированию уклада школьной жизни. Для его построения необходимо интегрировать основные виды деятельности ребенка: урочную, внеурочную, семейную, общественную, трудовую, досуговую – в системе базовых нравственных ценностей с учетом следующих принципов:
принцип ориентации на идеал; он способствует единению всех субъектов школьной жизни;
аксиологический принцип; он позволяет отобрать общечеловеческие духовно-нравственные ценности;
принцип амплификации предоставляет школьнику возможность для свободной, спонтанной активности, свободного общения, творчества и игры;
принцип следования нравственному примеру; этот принцип является ведущим в социальном опыте ребенка;
принцип идентификации; выбор образа, подражание, отождествление себя с идеалом – характерные черты детства;
принцип диалогического общения;
принцип полисубъектности воспитания; ценности формируются в многоплановой деятельности – информационной, игровой, коммуникативной, социальной;
принцип системно-деятельностной организации воспитания; он объединяет урочную, внеурочную, внешкольную работу на фоне учебной, семейной и общественной деятельности.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни.
Уклад школьной жизни как система устоявшихся, привычных форм жизнедеятельности является носителем важных компонентов формируемой системы идентичностей обучающегося: идентичности ученика, гражданина, человека. Основа уклада образовательной организации – традиция, в свою очередь, опирающаяся на значимые события, привычные отношения в коллективе. Именно уклад школьной жизни конституирует школу-интернат как самостоятельный психолого-социально-педагогический феномен, дает возможность ей выступить координатором воспитательных влияний на обучающихся.
4. Управление проектной деятельностью
МЕХАНИЗМЫ ПРОЕКТИРОВАНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Актуализация проблемы на основе педагогического опыта школы - интерната.
Включение личности педагога в процесс группового взаимодействия по решению проблемы.
Организация проектных команд, определение функционала.
Деятельность групп, команд, система мониторинга результатов.
Разработка процедур оценки профессиональной деятельности педагогов, школы, родителей, социума.
Индикаторы эффективности управленческих действий по реализации инновационного образовательного проекта.
VII. Ожидаемые результаты
Можно предположить, что в результате инновационной деятельности, процесс формирования и построения модели уклада школьной жизни будет являться главным фактором воспитания и социализации детей, их личностного развития и будет включать в себя:
создание базы нормативно-правовых документов и локальных нормативных актов, регламентирующих все направления инновационной деятельности школы-интерната в реализации проекта;
создание системы демократических взаимоотношений всех участников образовательных отношений (педагогических работников, учащихся, воспитанников, их родителей (законных представителей), так называемого школьного этикета;
разработку символов и атрибутов (флаги, знамена, гимны, вымпелы, гербы, награды и др.), используемых в образовательной и воспитательной деятельности школы-интерната, так называемый фирменный стиль;
проведение традиционных мероприятий и торжеств, включая государственные праздники, общепринятые школьные, праздники, отражающие национально-культурные и этноспецифические особенности Ростовской области;
обеспечение организационных мер и технологий деятельности руководящих и педагогических работников, а также учебно-вспомогательного персонала;
соблюдение требований к материально-технической базе образовательного учреждения, эстетике оформления.

Таким образом, уклад школьной жизни в школе-интернате будет способствовать:
Совершенствованию системы образовательной и воспитательной деятельности:
Построение модели уклада школьной жизни, формирование критериев оценки уклада школьной жизни.
Участие детей, учителей, родителей в отслеживании результатов проектной деятельности.
Активизация социально значимой деятельности учащихся и педагогов.
Появление незапланированных инициатив, проектов, акций; введение поощрения «социальное признание».
Расширение партнерских отношений.
Создание социально-образовательной среды развивающего характера и комфортных психологических условий пребывания в школе-интернате.
Развитию ключевых жизненных компетенций учащихся, воспитанников:
Формирование у воспитанников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Положительная динамика личностного и социального развития учащихся, воспитанников.
Увеличение количества учащихся, ставших членами общественных молодежных объединений, детских движений, организаций, других институтов гражданского общества; наличие эффективной самодеятельной внеурочной деятельности учащихся (самоуправление, клубная деятельность, объединения по интересам).
Повышение уровня гражданской культуры выпускников и всех участников образовательных отношений.
Положительная динамика в трудоустройстве и дальнейшем обучении выпускников.
Совершенствованию профессионального мастерства педагогов:
Увеличение количества участия педагогов в конкурсах педагогического мастерства, публикаций опыта.
Выявление ценностного содержания учебных предметов.
Технология проектирования и реализация педагогических событий.
Повышение эффективности принимаемых управленческих решений при сохранении качества демократических отношений между субъектами образовательной деятельности.
Создание среды открытой социуму, вызывающей уважение к субъектам образовательной деятельности, повышение статуса педагогов и школы-интерната в целом.
Критериями эффективности реализации проекта является динамика основных показателей воспитания и социализации обучающихся:
1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в школе-интернате.
3. Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в образовательную и воспитательную деятельность.
Формы представления результатов:
Издание сборника практических материалов «Уклад школьной жизни школы-интерната с учётом требований ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Проведение научно-практических конференций, семинаров, способствующих обмену практическим опытом по этому направлению.
Создание пакета диагностических материалов по мониторингу оценки уклада школьной жизни.
Обобщение опыта педагогов.
Создание рабочих материалов проекта, определение их эффективности и целесообразности.
Проведение мастер-классов для заместителей директоров, педагогов, психологов.
VIII. Сроки и этапы реализации
Организационный этап: январь-декабрь 2016г. Распределение функциональных обязанностей. Организация работы творческих групп. Создание банка опыта работы по проблеме. Анализ условий реализации проекта. Разработка нормативных документов.
Деятельностный этап: январь 2017- январь 2018г. Разработка программ, проектов, моделей. Создание информационного поля по теме проекта. Создание системы мониторинга реализации проекта. Формирование социального пространства для усиления духовно-нравственного компонента. Освоение новых педагогических технологий. Проведение семинаров, исследовательских работ, психологических тренингов. Внедрение новых форм сотрудничества с родителями. Заключение договоров с партнерами. Проведение социальной практики. Подготовка критериально-оценочной базы для характеристики модели уклада школьной жизни.
Заключительный этап: февраль-декабрь 2019г. Измерение, оценка и анализ результатов выполнения плановых мероприятий. Обсуждение и утверждение отчетных материалов. Анализ результатов мониторинга реализации проекта. Анализ мониторинговых обследований духовно-нравственного развития учащихся. Трансляция результатов инновационной деятельности.