Учебно-методический материал на тему «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).


«Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни
у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы. Воспитание обучающихся бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования.
Процесс формирования здорового образа жизни подрастающего поколения до недавнего времени идентифицировался с физическим воспитанием. Жизнь, однако, показала, что в век стрессов и неврозов, агрессивности и равнодушия, социальных болезней и экологически неблагополучных условий существования физическому воспитанию не справиться с поставленными задачами по формированию культуры здоровья учащейся молодежи. Возникла насущная потребность выделения самостоятельной области воспитания, получившей название «формирование культуры здоровья учащихся». Зачастую состояние уже младших школьников (а в нашем случае школьников уже с отклонениями в здоровье) вызывает большую тревогу.
К чему могут привести их проблемы со здоровьем? Разумеется, к ограничению жизненных и социальных функций. Впоследствии же всё это чревато ограничением физической независимости, мобильности, способности заниматься обычной деятельностью, возможности получить достойное образование, затруднением в вопросах интеграции в общество, подготовки к профессиональной деятельности и экономической самостоятельности.
Обучение здоровому образу жизни – целенаправленный, систематический и организованный процесс. Начиная именно с младшего возраста у ребёнка необходимо воспитывать волевые черты характера, чуткость и внимание к людям, сдержанность и воздержанность, чувство собственного достоинства, самоуважения, своей значимости и неповторимости в этом мире.
Основные аспекты здорового образа жизни:
- научиться управлять своими чувствами, жить в ладу с окружающими;
- следовать укрепляющему здоровье жизненному режиму;
- научиться правильно питаться;
- негативно относиться к вредным привычкам;
- уважать физическую культуру, заниматься спортом;
- соблюдать советы гигиены, сформировать ответственное гигиеническое поведение.
Компоненты здоровьесберегающих технологий:
- Обеспечение комфортности процесса обучения, его «мажорный» лад: ученик не объект, а субъект обучения; он эмоционально вовлечён в процесс обучения.
- Построение обучения с учётом возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей: личностно ориентированное обучение; переход от совместных действий к самостоятельным.
- Осознание успешности обучения: создание ситуации успеха; веры в собственные силы; включение эмоций; самовыражение и самореализация личности.
-Личность педагога: уровень преподавания; квалификация; творческий потенциал.
-Обеспечение адекватного восстановления сил: смена видов деятельности; использование физкультминуток, динамических пауз.
Формирование здорового образа жизни включает в себя три основные цели:
- глобальную – обеспечение физического и психического здоровья подрастающего поколения;
- дидактическую – вооружение школьников необходимыми знаниями в области охраны здоровья, привитие умений, навыков и привычек, позволяющих предотвращать детский травматизм, способствующих сохранению здоровья, трудоспособности и долголетия;
- методическую – вооружение учащихся знаниями физиологических основ процессов жизнедеятельности человека, правил личной гигиены, профилактики соматических заболеваний, психических расстройств, инфекций, передаваемых половым путём, а также знаниями о вредном воздействии на организм психотропных веществ.
Работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни направлена на реализацию следующих задач:
- формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
- расширение знаний детей о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила;
- формирование умения оценивать себя (своё состояние, поступки, поведение) и других людей;
- формирование представления об особенностях своего характера, навыков управления своим поведением, эмоциональным состоянием;
- развитие коммуникативных навыков (умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов);
- формировать умения противостоять негативному давлению со стороны окружающих;
- пробуждение у детей интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовать потребность в признании, общении, получении новых знаний;
- привлекать психолого-медико-педагогическую службу школы-интерната для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся.
Значительная часть из общего бюджета времени режима дня отводится отдыху детей на воздухе. При проведении послеобеденных прогулок необходимо иметь в виду, что дети после уроков устали, утомлены, поэтому необходима умеренно подвижная деятельность и дифференцированный подход к учащимся, располагающими разными физическими возможностями. В период пребывания детей на воздухе важно проводить различные подвижные игры. Подвижные игры и эстафеты, в которых участвует весь класс, несут в себе большой эмоциональный заряд, способствуют более быстрому и полному переключению детей на другой вид деятельности, а следовательно, и более полноценному отдыху. Самостоятельные игры и спортивные развлечения в малых группах или в парах полнее удовлетворяют индивидуальные склонности детей к различным двигательным действиям, выявляют и развивают их социальные способности. Творческую инициативу детей необходимо направлять и контролировать. Я контролирую, чтобы воспитанники во время подвижных игр не перегружались, не имели повода для обид, тренирую их в доброжелательности и умении замечать настроение окружающих, помогать им.
Самоподготовка – особый вид самостоятельной деятельности, поэтому она также нуждается в создании соответствующих условий для успешного выполнения домашнего задания.
В условиях школы-интерната выполнение домашнего задания происходит во второй половине дня после проведения послеобеденной прогулки. У отдохнувшего школьника выше уровень работоспособности, и он потратит меньше времени на приготовление уроков.
Самоподготовка протекает наиболее эффективно, если правильно выбран объём домашнего задания. При проведении самоподготовки я учитываю индивидуальные особенности учащихся, организовываю индивидуальную помощь более слабому ученику, обязательно стараюсь провести физкультминутку.
Одним из здоровьесберегающих направлений внеурочной деятельности является организация досуга, который можно рассматривать, как:
- занятия в спортивной секции «Спорт»;
- отдых, служащий для восстановления жизненных сил и душевного равновесия;
- средство активной физической деятельности;
- просвещение и самообразование, которое формируют нравственную и интеллектуальную культуру, художественный вкус;
- вид творчества, выступающего в виде эмоционально – познавательной активности;
-праздник, необходимый для поддержания важнейших традиций, сплочения детского коллектива.
Большую пользу приносят детям кружки, отвечающие их индивидуальным интересам и склонностям. Задача воспитателя – помочь воспитаннику в выборе нужной и интересной темы для занятий, кружка, художественно-творческой деятельности. После уроков воспитанники должны быть заняты творческим трудом, играми, танцами, художественной самодеятельностью, активно участвовать в спортивных секциях.
Одной из задач по охране и укреплению здоровья обучающихся с интеллектуальными нарушениями является содействие социализации личности ребёнка через формирование культуры здоровья как интегративной формы современных видов культуры и реального воплощения «культуры жизненного самоопределения».
Большая роль в решении этой задачи принадлежит воспитательной и просветительной работе, пропаганде ценностей здорового образа жизни.
внеклассные мероприятия:
- декады здорового образа жизни;
- спортивные мероприятия в школе;
- участие в спортивных соревнованиях;
- выставки плакатов и рисунков о ЗОЖ;
- акции, спортивные эстафеты
внеклассные занятия:
- тестирование;
- классные часы, посвящённые здоровому образу жизни;
- проведение ролевых игр;
- беседы;
- ситуативные практикумы;
- интегрированные занятия;
- рисование, выпуск газет, плакатов по здоровому образу жизни;
- просмотр тематических презентаций.
Такие воспитательские мероприятия решают следующие задачи:
- профилактика социальных вредностей;
- формирование у воспитанников представлений и понятий «культуры и ценности здоровья»;
- повышение социальной активности воспитанников;
- внедрение традиций, пропагандирующих ЗОЖ и способствующих ему;
- воспитание у учащихся потребности в знаниях о здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ);
- формирование устойчивых навыков и установок на ЗОЖ.
Свою работу я разделила на этапы:
- 1 этап я помогала детям узнать себя, понять свои чувства, настроение, учила рассказывать о себе другим, учила не стесняться своих чувств и управлять ими.
Внеклассная работа позволяла детям увидеть изменения в своём физическом развитии и работоспособности, дети должны понимать важность соблюдения режима дня. Чередования труда и отдыха (сна, прогулок, занятий и т.д.).
- 2 этап работа направлена на развитие у детей интереса и уважения к чувствам, поступкам, эмоциям других людей, выработку своего мнения, способности отстоять свой выбор или линию поведения; на умение детей дорожить друзьями и дружескими отношениями со всеми одноклассниками.
Содержание занятий я стараюсь наполнять сказочными, игровыми сюжетами и персонажами. Введение сказки или игры в занятие позволяет сохранить специфику младшего школьного возраста, это способствует эмоциональному сопереживанию героям, а у меня больше шансов научить детей действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. На поставленный вопрос ребёнок может дать любой ответ. Для того чтобы дети без страха включались в обсуждение разных вопросов, я не реагирую отрицательно на их ответы. Ребёнок вправе ответить так, как он считает нужным, как понимает, чувствует и видит. Имейте терпение и уважение к самым неожиданным ответам. Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости, а также пробуждать желание прийти на занятие снова.
Моя работа по «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) направлена на достижение следующих результатов: - полученные знания позволят детям понять, почему им нужно заботиться о своём здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни;
- дети смогут оценивать свой режим с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и корректировать несоответствия;
- дети научатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтов с окружающими;
- дети получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к вредным привычкам, научатся отказываться от предложений, которые считают опасными.
Только с самого раннего возраста можно привить детям знания, навыки и привычки в области охраны здоровья, которые впоследствии превратятся в важнейший компонент общей культуры человека и окажут влияние на формирование здорового образа жизни всего общества.