Доклад на тему: «Технологии реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».


Доклад на тему:
«Технологии реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
 
Доклад
подготовлен и прочитан
на заседании МО
учителем русского языка и чтения
Журавлевой А.В.
 
 Обучающийся с ОВЗ - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Структура концепции коррекционно-развивающего обучения
Концепт целеполагания Концепт технологический Концепт результативно-оценочный
Смещение акцента в обучении с формирования учебных знаний и умений на коррекцию проблем в развитии ребенка Использование методик пошагового обучения
Отказ от негативных средств стимуляции деятельности.
Обязательность охранительно-педагогического режима
Увеличение продолжительности обучения. Изменения предмета оценивания в процессе коррекционного обучения (в первую очередь – качественные изменения психического развития)
Критика специального образования:
социальная маркировка ребенка с ОВЗ как ребенка с дефектом;
охват системой образования лишь части нуждающихся детей, "выпадение" из системы детей с глубокими нарушениями в развитии,
отсутствие специализированной помощи детям со слабо выраженными нарушениями;
жесткость и безвариативность форм получения образования.
Приказ Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 года №1599 «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Умственная отсталость – стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее вследствие органического поражения коры головного мозга.
Классификация умственной отсталости (МКБ-10):
F-70 – легкая умственная отсталость;
F-71 – умеренная умственная отсталость;
F-72 – тяжелая умственная отсталость;
F-73 – глубокая умственная отсталость;
F-78 – другие виды умственной отсталости;
F-79 – неуточненная умственная отсталость.
Особые образовательные потребности обучающихся с легкой умственной отсталостью:
выделение пропедевтического периода в образовании;
введение учебных предметов, способствующих формированию представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира;
овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации;
возможность обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
психологическое сопровождение;
постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы организации.
Особые потребности обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой УО и ТМНР:
существенное изменение содержания образования,
дифференцированное, «пошаговое» обучение;
обязательная индивидуализация обучения;
формирование элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания;
обеспечение присмотра и ухода за обучающимся;
дозированное расширение образовательного пространства внутри организации и за ее пределами;
организация взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании обучающегося, и его семьи.
Варианты ФГОС:
1 вариант - образование не сопоставимо с общим уровнем и по срокам, и по итоговым достижениям – для обучающихся с легкой умственной отсталостью.
2 вариант - образование не сопоставимо с общим уровнем и по срокам, и по итоговым достижениям – для обучающихся умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и со множественными нарушениями развития
Структура АООП (Адаптированной Основной Образовательной Программы) для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Разделы АООП
целевой содержательный организационный
пояснительная записка программа формирования базовых учебных действий учебный план
планируемые результаты программы отдельных учебных предметов система специальных условий (кадровые условия, финансовые условия и методические условия)
система оценки достижения результатов программы коррекционных занятий программа духовно-нравственного развития программа внеурочной деятельности программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса в соотношении 70% к 30%;
соответствует структуре основной образовательной программы начального общего образования, но содержательное наполнение структурных компонентов изменено с учетом общих и особых образовательных потребностей обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
реализуется через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
включает наряду с программой коррекционной работой программы коррекционных занятий, номенклатура которых определяется коррекционно-развивающей областью учебного плана, а содержание – особыми образовательными потребностями обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа пишется на начальную школу и на основную школу. А на ее основе учителя разрабатывают свои рабочие программы на конкретные классы и детей, наполняющие их.



Содержание учебного плана реализуется в 3этапа:
I этап ― дополнительный первый класс ― 4 классы;
II этап ― 5-9 классы;
III этап ― 10-12 классы.
Цель I-го этапа - формирование основ предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.
II этап - расширение, углубление и систематизация знаний и умений в обязательных предметных областях, совершенствование навыков адаптации в динамично изменяющемся мире.
На III-м этапе - углубленная трудовая подготовка и социализация обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), что необходимо для их самостоятельной жизнедеятельности в социальной среде.

Предметные области Учебные предметы Классы
Язык и речевая практика Русский язык
Чтение (Литературное чтение)
Речевая практика 1(1I)-9(12)
1(1I)-9(1)2
1(1I)-4
Математика Математика
Информатика 1(1I)-9(12)
7-9(12)
Естествознание Мир природы и человека
Природоведение
Биология
География 1(1I)-4
5-6
7-9
6-9
Человек и общество Мир истории
История Отечества
Основы социальной жизни
Этика
Обществоведение 6
7-9
5-9(12)
9-12
9-12
Искусство Музыка
Изобразительное искусство 1(1I)-5
1(1I)-5
Технологии Ручной труд
Профильный труд 1(1I)-4
5-9(12)
Физическая культура Физическая культура 1(1I)-9(12)

учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов


3282316-3175ритмикой
00ритмикой


направления: спортивно-оздоровительное, нравственное, социальное, общекультурное
организационные формы: индивидуальные и групповые занятия, экскурсии, кружки, секции, соревнования, общественно полезные (трудовые) практики и т. д.СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Место предмета в учебном плане.
Планируемые результаты освоения программы
Программа формирования БУД
Содержание программы
Тематическое планирование
Система оценки достижения планируемых результатов
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Поурочное планирование

Пояснительная записка
Актуальность программы, практическая значимость
Цель обучения
Задачи обучения
Психолого-педагогическая характеристика с акцентом на особенностях, касающихся освоения данного предмета.
Особенности обучения (принципы, специфика организации учебного процесса)
Планируемые результаты
Личностные -
овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций и индивидуально-личностных качеств
Предметные –
знания и умения, специфичные для каждой предметной области
Личностные результаты
1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2)формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3)развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5)овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6)владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7)способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8)принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9)развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10)формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12)формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13)формирование готовности к самостоятельной жизни.
624840546101Предметные результаты:
самостоятельность использования предметных знаний и умений для решения практико-ориентированных задач
00Предметные результаты:
самостоятельность использования предметных знаний и умений для решения практико-ориентированных задач

40443152123440второе - направлено на оценку знаний и умений по выбранному профилю труда
00второе - направлено на оценку знаний и умений по выбранному профилю труда
38919151075690первое - предполагает комплексную оценку предметных результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения), математики и основ социальной жизни
00первое - предполагает комплексную оценку предметных результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения), математики и основ социальной жизни
16776701980565при недостижении МУ по всем или большинству предметов возможен перевод на второй вариант АООП или СИПР с согласия родителей (законных представителей) и рекомендации ПМПК
00при недостижении МУ по всем или большинству предметов возможен перевод на второй вариант АООП или СИПР с согласия родителей (законных представителей) и рекомендации ПМПК
1567815217170не рассматриваются в качестве основного критерия при переводе в следующий класс
00не рассматриваются в качестве основного критерия при переводе в следующий класс
16770351150620недостижение МУ по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту 1 АООП
00недостижение МУ по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по варианту 1 АООП
-3752851169669минимальный уровень (МУ)является обязательным для большинства обучающихся
00минимальный уровень (МУ)является обязательным для большинства обучающихся
-222885217170два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный
00два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный
3940175226695одна из составляющих при оценке результатов итоговой аттестации, проводимой в форме двух испытаний
00одна из составляющих при оценке результатов итоговой аттестации, проводимой в форме двух испытаний
Оценка результатов осуществляется в баллах:
0 баллов ― нет фиксируемой динамики;
1 балл ―минимальная динамика;
2 балла ― удовлетворительная динамика;
3 балла ―значительная динамика.
Программа формирования БУД
Цель реализации программы формирования БУД состоит в формировании основ учебной деятельности.
Задачами реализации программы являются:
формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
развитие умений принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать ее результаты в опоре на организационную помощь педагога.
Виды базовых учебных действий
ЛИЧНОСТНЫЕ.
Осмысление
Принятие
жизненных
ценностей
Осознание
РЕГУЛЯТИВНЫЕ.
Планирование учебного сотрудничества
Постановка вопросов
Разрешение конфликтов
Контроль, коррекция, оценка действий партнера
Умение полно и ясно выражать свои мысли
Владение монологической и диалогической формами речи.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ.
Целеполагание
Планирование
Прогнозирование
Контроль
Коррекция
Оценка
СаморегуляцияКОММУНИКАТИВНЫЕ.
Поиск, отбор
структурирование
информации
Моделирование
Логические
действия и
операции
Способы
решения
задач