Методическая разработка непосредственно организованной образовательной деятельности в разновозрастной группе ДОУ Всем нужны друзья

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Дмитриевский детский сад

















Методическая разработка непосредственно организованной образовательной деятельности
в разновозрастной группе
МДОУ Дмитриевского детского сада по теме
«Всем нужны друзья»
(для детей 4- 7 лет)

Воспитатель: Гарбера Надежда Леонидовна.


Задачи.
Образовательные:
- Создать условия для вовлечения детей в НООД, вызвать желание заниматься, добиться поставленной цели.
- Дать представление о птице, занесённой в «Красную книгу Костромской области».
- Закрепить знания детей о зимующих и перелётных птицах Костромской области.
- Упражнять в классификации.
- Совершенствовать представления о взаимосвязи всего живого в природе.
Развивающие:
- Развивать социальные навыки - умение работать в группах, договариваться, учитывать мнение партнёра.
- Развивать любознательность.
- Развивать связную речь детей (ответы на вопросы, рассказы о птицах, проговаривание закличек, скороговорок).
- Развивать умение выстраивать события в логическую последовательность.
- Развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, быстроту реакции, познавательный интерес.
Воспитательные:

- Формировать гуманное отношение к птицам, воспитывать желание заботиться о них.
- Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.
- Воспитывать чувство любви к родному краю.
- Вызвать чувство удовлетворённости от заботы о птицах.
- Вызвать эмоциональный отклик на организованную деятельность.
Материалы, инструменты, оборудование:
- 2 магнитные доски магниты;
- экран;
- мультимедиа проектор;
- обручи;
- д./и «Зимующие и перелётные птицы», (кормушка, скворечник);
- ватман с тестами;
- ватман с изображением кроссворда;
- угощение для птиц (кусочки несолёного сала, ягоды рябины, крошки хлеба, пшено, шишки еловые и сосновые, семена клёна, ясеня).
- карточки с изображением гусениц, улиток, мух, жуков, дождевых червей.
Демонстрационный материал:
- фонограмма композиции «Весна» А. Вивальди;
- фонограмма «Голоса птиц», фонограмма «Стук дятла»;
- выставка книг (В.В. Бианки «Лесные домишки», В. В. Бианки «Кто, чем поёт?», А. Толстой «Сорочьи сказки», Н. Сладков «Синичкин календарь», С. Маршак «Круглый год», И.С. Соколов- Микитов «Март в лесу», К. Паустовский, Г. Скребицкий, К. Ушинский, В. Бианки «Рассказы о природе»).
- иллюстрация на тему «Весна»;
- репродукция картины А. Саврасов «Грачи прилетели»;
- красная книга Костромской области.
Раздаточный материал:
- два подноса;
- фломастеры;
- шапочки для игры «Скворцы и кошка».
Интеграция областей:
- познавательное (знакомство с Красной книгой Костромской области);
- социально-коммуникативное (общение по теме, игры с правилами);
- художественно- эстетическое (слушание музыки, пение, рассматривание картин);
- речевое (ответы на вопросы, составление рассказов, проговаривание закличек, считалок, потешек).
- физическое (подвижные игры).

Используемые технологии:
- Здоровьесберегающие технологии
Формы организации:
- подвижная игра, игра-соревнование.
-Технологии проектирования
Формы организации:
- работа в группах;
- беседы, дискуссии;
- метод наблюдения.
-Технология исследовательской деятельности
Формы организации:
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- «погружение» в звуки природы;
- подражание звукам природы;
-использование художественного слова;
-дидактические игры.
- Информационно- коммуникативные технологии
Формы организации:
- использование мультимедийной презентации.
- Социоигровые технологии
Формы организации:
- игра с правилами;
- игра-соревнование.

Дети свободно перемещаются по группе. Воспитатель включает фонограмму музыкального произведения «Весна» А. Вивальди. Дети, прислушиваясь, подходят ближе к воспитателю.
В. - Ребята, какая завораживающая музыка!
Она вам нравится?
Д. -Да.
В. - А как вы думаете, что может изображать такая музыка? Что вы можете представить под неё?
Д. - Солнце светит, звучит капель, снег тает, ручейки бегут, первые цветы распускаются, птички поют.
В. -Эта замечательная композиция так и называется «Весна», а написал её известный композитор Антонио Вивальди.
Воспитатель предлагает детям подойти к иллюстрации, расположенной на стене под названием “Пусть летят они, летят».
В.- Весна – это время прилёта птиц. Кажется, что с их прилётом, оживает всё вокруг. Появляются новые звуки в природе, после долгого зимнего затишья. В нашем крае насчитывается около 340 видов птиц. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение радуют наш слух и глаз. Без птиц природа мертва!
В.- Вы слышали, как птицы «разговаривают»?
Д. - Да.
В.- А давайте попробуем поговорить «на птичьем языке»:
В.- Воробей
Д. – Чик – чирик;
В. – Ворона
Д. - Кар – кар;
В. - Кукушка
Д. – Ку-ку;
В.- Сова
Д. - Угу-угу.
В.- Если птицы, вдруг запели,
Если слышен звук капели,
Вся природа оживает,
Так всегда весной бывает.
Слышен птичий разговор,
Выходи, скорей во двор.
Давайте, ребята, представим, что мы с вами вышли на улицу, и слушаем «птичий разговор». (Фонограмма «Голоса птиц»).
В. – Голоса, каких птиц вы услышали?
Д. - Сорока, ворона, дятел, синичка, воробей, скворец, утки.
В. - Молодцы.
В.-А теперь, внимание – очень серьёзное задание:
Если птицу назову, тот в ладоши хлопни,
Если что-нибудь другое, то ногою топни
Проводится игра «Прилетели птицы».
Прилетели птицы.
Голуби, синицы,
Воробьи, вороны,
Лисы, макароны,
Лебеди, совы,
Волки, коровы,
Мухи, стрижи,
Ласточки, моржи.
Дятлы, кукушки,
Совы, ватрушки.
Снегири, чайки,
Жуки, балалайки.
Прилетели под конец
Галка, щука и скворец!
В.- Ребята, раньше люди верили, что если позвать, покликать птиц, то они прилетят. Давайте и мы позовём.
Дети встают, показывают движения руками: машем руками, маним к себе, волнообразные движения руками, постепенно поднимаем руки к верху.
Д.- Синички- сестрички,
Чечётки- тётки,
Скворцы- молодцы,
Из-за моря к нам летите,
Весну красную несите,
С шёлковой травой,
С жемчужной росой,
С тёплым солнышком,
С пшеничным зёрнышком. (Дети садятся, воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают, а каждая отгадка – изображения птиц появляются на слайдах).
Маленький мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крохи собирает. – Кто это?
Д.- ответ детей.
В.- Что вы можете рассказать об этой птице?
(Ответы детей, воспитатель добавляет новую информацию).
В.- Воробей- маленькая шустрая птичка. Своё гнездо воробей сооружает рядом с жилищем человека. А иногда захватывает чужое жильё: скворечник или гнездо ласточки. Есть воробьи городские и деревенские. Они отличаются оперением и поведением. Городской воробей крикливее воробья, который обитает в сельской местности, крупнее, оперенье его скромное, серенькое. Деревенский воробей более робкий. Он меньше, но наряднее своего городского брата. Воробьи очень дружные, они живут стаями. Мы с вами знаем замечательную песенку об этом, Давайте все вместе споём её.
Песня. «Всем нужны друзья» Слова:   [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Музыка: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Мне не нужно ни игрушек, ни цветных карандашей,
Потому что у кормушки поселился воробей.
Чтобы слушался получше, этот хитрый озорник,
Я решил на всякий случай птичий выучить язык
Я решил на всякий случай птичий выучить язык.
Припев:
Чирик – чик - чик,
Чирик – чик - чик,
Всем нужны друзья
Чирик – чик - чик,
Чирик – чик - чик,
Даже воробьям.
Сколько вкусных бутербродов искрошил в кормушку я,
Очень трудная работа – дрессировка воробья.
Но зато в районе нашем удивляется народ,-
Воробей вприсядку пляшет, бьет чечётку и поет.
Воробей вприсядку пляшет, бьет чечётку и поет.
Припев:
С ним мы делимся обедом, как положено друзьям,
Расчирикал он об этом всем знакомым воробьям.
Я им крошек дам послаще, и недели не пройдет,
Все увидят настоящий воробьиный хоровод.
Все увидят настоящий воробьиный хоровод.
Припев:

2.
Прилетает к нам с теплом, путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном из травы и глины. – Кто это?
Д.- Ответ детей
В.- Что вы можете рассказать об этой птице?
Ответы детей, воспитатель добавляет новую информацию
В.- Ещё её называют касаткой. Так люди выразили свою любовь к этой птичке. Ласточка- птица воздуха. Даже воду пьёт и купается ласточка на лету, проносясь над водой и зачерпывая её клювом. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона насекомых вредителей. Из соломинок, глины и своей слюны лепят ласточки гнёзда под крышами домов. Считалось, если ласточка поселилась под крышей дома, это к счастью. Некоторые ласточки гнездятся в норах на высоком берегу реки. Таких ласточек называют береговушками. Вот как об этом пишет В. В. Бианки в своей книге «Лесные домишки».
(Воспитатель просит ребёнка подготовительной к школе группы взять нужную книгу на выставке книг о природе, и зачитывает отрывок).
В.-« А в обрыве - дырки, дырки, дырки. Это всё ласточкины норки. В одну из них и юркнула Береговушка. Юркнула и побежала по длинному- длинному, узкому- узкому коридору. Добежала до его конца и впорхнула в просторную круглую комнату. Сладко спалось Ласточке на мягкой постельке из травинок, конского волоса и перьев».

3.
Клювом шишку шелушит, по ёлкам скачет и шуршит.
Он кричит: «Клё – Клё – Клё - Ко, вижу шишку далеко!» - Кто это?
Д.- Ответ детей
В.- Что вы можете рассказать об этой птице?
Ответы детей, воспитатель вносит дополнительные сведения об этой птице, не отмеченные в ответах воспитанников.
В.- Клесты обитают в хвойных лесах, лазят по веткам, цепляясь лапами и клювом. Хоть вниз хвостом повиснет, хоть вниз головой - ему всё равно. Он занят одним - вылущивает семена из шишек. А для этого у него клюв особый - нижняя и верхняя половинки перекрещиваются на концах. Клёст- это единственная птица в нашей местности, которая выводит своих птенцов зимой.

4.
На шесте дворец,
Во дворце певец.
А зовут его (ответ детей)
В.- Расскажите мне, пожалуйста, о скворце
- Ответы детей.
Воспитатель добавляет новую информацию.
В.- Скворцы- спутники и помощники человека. Семья скворцов за день уничтожает до трёхсот пятидесяти гусениц, жуков, улиток, спасая от вредителей наши поля, сады и огороды. Скворцы отлично подражают голосам разных птиц. За это их прозвали пересмешниками. Они могут свистеть как иволга и кудахтать, словно курица, даже квакать как лягушка. А ещё скворцы любят кататься на спинах коров, лошадей, овец. Так они ищут себе корм - насекомых и их личинок. Есть у скворцов и враги. Это кошки.
Сейчас мы поиграем в игру «Скворцы и кошка».
Дети встают в круг. Ребёнок считалкой выбирает водящего.
Считалка: Делом нужным занят грач,
Ходит в поле, словно врач,
Лечит пашни и поля:
«Где болит, скажи, земля?»

Тили – тели, птички пели,
Взвились – к лесу полетели,
Стали птицы гнёзда вить,
Кто не вьёт, тому водить.
На «скворцов» и «кошку» надеты соответствующие шапочки. На полу разложены круги – «скворечники». «Кошка» находится в стороне. Под лёгкую весёлую музыку «скворцы» летают по комнате врассыпную. С окончанием музыки появляется «кошка» и старается поймать «скворцов». «Скворцы» прячутся в «скворечнике», в котором может находиться только два «скворца». Пойманного «скворца» «кошка» уводит в свой дом. Игра повторяется.

5.
Красным яблоком мелькает,
Меж деревьев он летает.
Сладкие ягоды собирает. – Кто это? Ответ детей.
В.- Что вы можете рассказать об этой птице?
Ответы детей, воспитатель предлагает новую информацию.
В.- Вначале зимы появляются птички в ярко- красных нарядах. Это снегири. Так их назвали потому, что прилетают они вместе с первым снегом. Гнездо своё устраивают на ёлках невысоко над землёй. Гнёздышко снегиря свито из тонких прутиков, внутри заботливо выстлано травой и мхом. В зимние холода снегири стараются находиться к человеку. Так им легче найти им корм: ягоды рябины и калины, семена трав и деревьев.

6.
На кормушку возле нашей форточки
Прилетела маленькая птица:
Желтогрудая в зелёной кофточке,
Шустрая, весёлая (Синица).
- Ответ детей
В. - Что вы можете рассказать об этой птице?
Ответы детей. Воспитатель сообщает новую информацию о синице.
В.- Назвали их так за песенку: «сии- сии» или «ции - ции». В лютую стужу, они прилетают к домам людей подкормиться. Весной и летом, перелетая с дерева на дерево, синицы обнаруживают все трещинки в поисках насекомых и их личинок. Большая синица уничтожает в день до ста двадцати гусениц. Выкармливая птенцов, пара синиц прилетает к гнезду до пятисот раз в день, принося тысячу разных насекомых. А ещё синичка устраивает свои кладовые. Вот как об этом пишет Н. Сладков в своей книге «Синичкина кладовая», зачитывает:
«Синичка не на себя, а на всех запасла! Жуков- пауков, семена- зёрнышки во все щели спрятала. Кто найдёт тот пусть и угощается. На всех хватит. Ещё и синичке останется».

7.
Чёрный, проворный,
Кричит «крак»,
Червякам враг.- Кто это?
- Ответ детей:
В. - Кто хочет рассказать об этой птице?
Ответы детей, Воспитатель добавляет новую информацию.
В.- Грачи прилетают к нам весной с юга первыми. Поэтому грачей называют «вестники весны». Грач любит селиться рядом с людьми. Гнёзда грачи строят из сухих веток высоко на деревьях. На одном дереве насчитывается иногда пятнадцать- двадцать гнёзд.
Звучит тихая музыка. На экране появляется картина А. Саврасов «Грачи прилетели». Дети рассматривают.
В.- Перед вами репродукция картины известного художника А. Саврасов. Написана она была давно. Много лет прошло с тех пор. Перед нами милая сердцу картина русской природы. Из тёплых краёв возвратились на старые гнёзда вестники весны – грачи. В картине нет ярких красок, но от неё исходит тихая радость, любовь к своему краю.

8.
Всю ночь летает - мышей добывает.
А станет светло - спать летит в дупло. – Кто это?
- Ответ детей.
В. - Давайте, поговорим, об этой птице.
Высказывание детей, Воспитатель вносит дополнения к ответам воспитанников:
В.- У совы большая круглая голова и большие глаза. Взгляд у совы пристальный, она смотрит, не мигая. Наверное, за её большую голову и внимательный взгляд люди назвали сову мудрой. А ещё сову называют «ночной кошкой». Ночью бесшумно сова пролетает над лесной поляной. Метнётся мышь, зашуршит листвой, сова поймает её и снова возвратится в дупло. Совы находятся под охраной. Одна сова уничтожает за лето до тысячи мышей- полёвок, сберегая нам при этом тонну зерна! Ни одна кошка не может соперничать с совой.
Давайте, расскажем потешку о сове. Дети хором произносят текст:
Д.- Совушка – сова, большая голова,
На суку сидит, головой вертит, во все стороны глядит.

9.
Кто на ёлке, на суку
Счёт ведёт: «Ку-ку, ку-ку?» - Кто это?
- Ответ детей.
В. - Что вы можете рассказать об этой птице?
Ответы детей, воспитатель добавляет что-то новое.
В.- Кукушка единственная птица в нашей местности, которая не вьёт гнезда и не высиживает птенцов. Она дожидается, когда улетит какая-нибудь птица от гнезда за кормом, и подбросит своё яйцо в чужое гнездо. Хотя кукушка - плохая мать. Она хорошая труженица. Она поедает мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы, и спасает лес от гибели.
Воспитатель обращает внимание детей на красочное плоскостное изображение скворечника и кормушки, которые расположены на магнитных досках. На одной – скворечник, на другой – кормушка. Предлагает детям рассмотреть фигурки птиц.
В: - Посмотрите, сколько к нам прилетело пернатых гостей! Давайте наших птиц расселять. Как вы думаете, куда мы поселим птиц, которые зимуют с нами?
Д.- Ответ детей.
В. - А тех, которые прилетают к нам только весной?
Д.- Ответ детей.
В. - А теперь, внимание,
Начинаем соревнования!
Дети делятся на 2 команды. Одной команде даётся задание расселить зимующих птиц, второй команде – перелётных. Побеждает та команда, которая не сделает ни одной ошибки, и справиться быстрей. В игре участвуют все дети, если дети средней группы допускают ошибку, старшие дети из команды должны найти её и исправить.
В. - Хорошо и быстро справились с заданием. Птиц расселили.
Ну, если они наши гости - по правилам хорошего этикета гостей нужно обязательно угостить чем-то вкусным.
Воспитатель предлагает подойти детям к столу. На столе лежат карточки с изображением корма для птиц: гусениц, улиток, мух, жуков, дождевых червей, сала, ягод рябины, крошек хлеба, пшена, еловых
и сосновых шишек, семян клёна и ясеня.
В.- Как вы думаете, чем мы будем угощать птиц? Найдите, пожалуйста, нужный корм для зимующих и перелётных птиц, выберите нужную карточку и положите в поднос перед теми птичками, которым этот корм очень нравится.
(Дети находят нужные карточки и кладут их в поднос перед изображением кормушки и скворечника).
В: - Птицам очень понравилось ваше угощение. Вы выбрали именно то, что им нравится. А теперь дети средней группы могут идти на прогулку и понаблюдать за поведением птиц, а мы к ним присоединимся чуть позже.
(Дети средней группы уходят с помощником воспитателя).
В.-(продолжает работу со старшей подгруппой)
В.- А к нам, ребята, спешит ещё один гость. Интересно, кто это?
Звучит запись стука дятла.
Д. - Это дятел.
В. - Куда мы его поселим?
Д. - К кормушке. Это зимующая птица.
В. - Что вы можете рассказать об этой птице?
- Ответы детей.
В. - Дятла называют «лесным доктором». С утра до позднего вечера слышится в лесу стук дятла. Упершись в ствол хвостом, и зацепившись сильными лапами, он стучит по дереву крепким клювом. Так дятел достаёт насекомых из-под коры. У дятла самый длинный язык. Любит дятел расклёвывать еловые и сосновые шишки.
В наших лесах живёт интересный и очень редкий вид дятлов под названием Желна.
На экране появляется изображение этой птицы.

Желна - крупный дятел: длина его тела 45 см, масса 300 г. Шея у него тонкая, голова большая, крылья закруглённые. Окраска птицы угольно- чёрная, блестящая на спине. За эту - то чёрную окраску птицу часто называют чёрным дятлом. Крик этих дятлов - громкое, слегка гортанное «фрю- фрю- фрю» далеко разносится по лесу. Питается чёрный дятел главным образом жуками- дровосеками, короедами и златками, чаще поедая их личинок, живущих под корой, принося огромную пользу нашим лесам. Чёрный дятел занесён в Красную книгу Костромской области и находится под охраной.
Детям показать Красную книгу Костромской области, где находится Желна.
В. - Ну что ж, а теперь пришло время подвести итоги нашей работе. Для этого выполним задания.
Дети старшей группы выходят к доске по очереди. На доске прикреплён ватман, на котором изображение птиц: ласточка, дятел, кукушка, сова, грач. В выполнении заданий используются фломастеры.
В.- Эта птица устраивает гнёзда в обрывах над рекой.
Задание - обвести жёлтым цветом.
В. - Какую птицу называют «лесным доктором»?
Задание - обвести красным цветом.
В. - Какая птица не вьёт гнезда и не высиживает птенцов?
Задание – обвести, синим цветом.
В. - Какую птицу называют «ночной кошкой»?
Задание - обвести зелёным цветом.
В. - Какую птицу называют «вестником весны»?
Задание - обвести коричневым цветом.
Для детей подготовительной группы - кроссворд.
Дети так же по очереди подходят к доске и впечатывают буквы. Если задание выполнено правильно, то получится ключевое слово.

1
2

3
4

5

Гнездо своё он в поле вьёт, Где тянутся растения. Его и песни и полёт, Вошли в стихотворения! (Жаворонок)
Чернокрылый, Красногрудый, И зимой найдет приют: Не боится он простуды - С первым снегом, Тут как тут! (Снегирь)
Вот птичка так птичка, Не дрозд, не синичка, Не лебедь, не утка, И не козодой. Но эта вот птичка, Хоть и невеличка, Выводит птенцов, Только лютой зимой.
Сильная, большая птица, Даже кошки не боится!.. Очень важная персона – Чёрно-серая ... (Ворона)
Желтогрудые сестрички, Во дворе моем живут. Стайкой дружною летают, - Крошки хлебные клюют. (Синица). В. - Молодцы! Какое ключевое слово у нас получилось, прочитайте. Дети читают.
В: А кто это - «Желна»?
- Ответ детей.
В: Правильно, ребята, эта птица занесена в «Красную книгу Костромской области». А как ещё по-другому её называют?
- Ответ детей.
В: Молодцы! Мы круглый год заботимся о птицах. Зимой делаем кормушки и кормим птиц. Весной развешиваем скворечники и ждём гостей. А птицы помогают нам. Спасают наш лес и радуют прекрасным пением. Вы трудились вместе с папами, делали скворечники. В них уже поселились первые скворцы. Воспитатель предлагает всем выйти на площадку и послушать пение птиц!















СКВОРЕЧНИКИ, СДЕЛАННЫЕ ПАПАМИ ВОСПИТАННИКОВ
А

Ж

В

О

Р

О

Н

О

К

С

Н

Е

Г

И

Р

Ь

К

Л

Ё

С

Т

В

О

Р

О

Н

А

С

И

Н

И

Ц

А