Статья формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания

МОУ ЭРТИЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1












ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ




Выполнила учитель
истории и обществознания:
Шамшева О. А.








2010 г.

«Образованием считается то
знание, которое остается
после окончания школы».

А. Эйнштейн


Одной из основных задач, поставленных перед современной школой, является развитие различных компетенций. Обучение должно быть воспитывающим, воспитание должно быть обучающим. В этом случае школа будет способствовать развитию интеллектуальной, социальной, нравственной личности.
Компетентностный подход (формирование общеучебных умений и навыков) помогает ребенку адаптироваться в современных реалиях жизни:
- готовность вести здоровый образ жизни;
- определять мотивы, цели своей жизни;
- умение планировать, выбирать способы достижения цели;
- склонность к размышлению о будущем, критическому мышлению;
- способность к совместной работе ради достижения цели.
На уроках истории и обществознания в большей степени происходит формирование гражданской компетенции: это совокупность готовности и способностей, позволяющих ответственно реализовать комплекс гражданских прав и обязанностей и применять эти знания на практике.
Одними из ключевых компетенций являются политические и социальные компетенции, такие как способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов.
Формировать эти коммуникативные умения и навыки помогают интерактивные методы обучения (ИМО).
ИМО условно подразделяются на:
имитационные, применение которых связано с использованием в учебной деятельности как неигровых методов обучения (анализ конкретных ситуаций, решение познавательных задач, работа с документами, «мозговые атаки»), так и игровых;
не имитационные (проблемные лекции, дискуссии, семинары, олимпиады, научно-практические конференции).
Используя ИМО, учителю следует помнить народную мудрость: все есть яд и все есть лекарство – тем или иным их делает доза. Среди имитационных методов ИМО можно выделить следующие: «большой круг». Учитель формулирует проблему. В течение определенного времени (5-10 минут) каждый ученик или вместе с соседом по парте записывает в тетради или на специальном листе свои предложения по решению проблемы, которые затем зачитываются. Они должны быть сформулированы кратко. Проводится голосование по каждому пункту. В ходе работы принятые предложения фиксируются учителем на доске. В конце занятия вырабатывается общее решение с его аргументацией.
«Малый круг» - форма диалога, когда проблема обсуждается «перед общественностью». Класс делится на малые группы, каждая обсуждает заявленную проблему в течение 10-15 минут. Работой руководит избранный группой председатель. Каждый член группы высказывает свое мнение. Учитель руководит обсуждением, чтобы выработать приемлемое решение проблемы.
«Эстафета» - весь класс делится на несколько групп, которым раздаются карточки с заданиями. Каждый из членов группы должен написать не менее трех предложений по очереди на заданный вопрос причем не повторяясь. Так лист-конспект обходит всю группу. Затем представитель малой группы освещает заданный вопрос, используя составленный конспект. Остальные группы оценивают работу.
Такие ИМО наиболее эффективны при изучении блоков знаний или на уроках повторения и обобщения знаний. Предметы гуманитарного цикла дают возможность для формирования многих компетенций:
- компетенции в сфере самостоятельной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;
- компетенции в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя). Например, после изучения темы по праву «Избирательный процесс», учащиеся готовят проект-презентацию «Мы будущие избиратели», где они используют полученные знания и умения не только на уроках обществознания , но и информатики и могут применять их на практике;
- компетенции гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знания и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн);
- компетенции в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, навыки самоорганизации ( итогом уроков экономики может стать составление бизнес-проектов);
- компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка), науки, производства, истории цивилизаций, собственной страны, религии.
Если правильно, поэтапно, начиная с малого, формировать данные компетенции, то нашим детям будет легко, без стрессов сдавать ЕГЭ, легче будет ориентироваться в реалиях жизни, они смогут правильно выбрать свой профессиональный путь и , наконец, будут просто счастливыми людьми.

15