Обобщение опыта работы по теме «Формирование у учащихся устойчивых навыков самостоятельной работы с научной литературой (информационной компетентности)»


Обобщение опыта работы Карасевич А.Г
учителя физики МКОУ СОШ №6 с. Пелагиады по теме «Формирование у учащихся устойчивых навыков самостоятельной работы с научной литературой (информационной компетентности)»
Образование – это узнавание себя
в ином пространстве, в ином времени.
1. Актуальность опыта.
Работаю учителем физики с 1988 года. Стаж моей педагогической деятельности 27 лет, из них в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средней общеобразовательной школе № 6» с. Пелагиады работаю 21 год.
За долгие годы своей педагогической деятельности я пришла к выводу невозможно использовать только те методики, которые сложились несколько десятков лет назад и являются общепринятыми. Сегодня перед школой поставлены задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности. Вооружая знаниями, воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. Курс основной школы должен приобрести общекультурное звучание, стать более значимым в формировании личности.
Такой взгляд на школьный курс выдвигают на первый план задачу интеллектуального развития и прежде всего таких его компонентов, как интеллектуальная восприимчивость, способность к усвоению новой информации, интеллектуальная мобильность, т.е подвижность, гибкость мышления. Именно эти качества являются существенной адаптацией человека к быстро меняющимся условиям реальной жизни. Преподавание должно максимально приблизиться к опыту учащихся, опираться на доступные их пониманию ситуации, т.е. сформировать познавательный интерес у учащихся к предмету.
Что же такое умение учиться? Это - способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Другими словами, мы учителя, должны наделить ребёнка универсальными учебными действиями, то есть совокупностью навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. Все это вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий.
Гуманистическая педагогика и психология рассматривают самостоятельность как важнейшее качество зрелой, свободной личности, ответственной за собственную судьбу и взаимодействие с внешним миром. Развитие самостоятельности как свойства личности, формирование умений и навыков самостоятельной учебной деятельности естественно и необходимо в пространстве детства. Все вышесказанное определяет актуальность настоящего исследования.
Учитывая все выше сказанное, поставлены следующие цели и задачи:
•        Теоретически обосновать и систематизировать опыт по теме: «Формирование у учащихся устойчивых навыков самостоятельной работы с научной литературой (информационной компетентности)»
•        Проанализировать эффективность использования средств обучения с точки зрения развития интереса к предмету и формирования прочных самостоятельных творческих навыков познания окружающей действительности.
•        Развивать актуальную, творческую, познавательную деятельность учащихся, которые являются не обучаемым субъектом, а обучающимся.
•        Воспитывать чувства необходимости самосовершенствования, самоуважения, умения самостоятельно познавать действительность, развивать в себе любознательность, активность.
•        Применять способы мотивирования учащихся к предмету.
2.  Условия возникновения опыта.
Представленный опыт работы формировался в условиях полной средней общеобразовательной школы в течение пяти лет во второй и третьей ступенях. Школа хорошо укомплектована демонстрационным и лабораторным оборудованием. Имеется моноблок с интерактивной доской. На второй и третей ступени обучается по одной две параллели. В каждом классе от 16 до 25 учащихся. В силу современных реалий общества и возрастных особенностей учащихся, к сожалению, часть учащихся постепенно теряют интерес к учебе. Кроме того, не секрет, что в настоящее время физика перестала быть престижной наукой (люди с большим рвением говорят о юриспруденции, истории, языках и пр.), дети не стремятся изучать физику, сокращены часы по физике по базисному плану в общеобразовательных школах.
Загруженность родителей и недостаток воспитания и контроля с их стороны, насилие социальных сетей и компьютерная зависимость учащихся приводят к практически полному отсутствию самостоятельной деятельности учащихся и безразличному отношению к учебе. А ведь степень развития ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания и использовать их в учебной и практической деятельности.  Пробуя разные варианты, я пришла к выводу, что в условиях нашей школы, формирование у учащихся информационной компетентности, использование метода проектов – достаточно оптимальное решение, где можно получить положительную динамику не в ущерб интересам личности школьника и учебному процессу.
Среди факторов, способствующих формированию творческой активности учащихся, одно из ведущих мест занимает самостоятельная работа. Только целенаправленная систематическая самостоятельная работа каждого школьника позволяет глубоко усвоить знания, выработать и закрепить умения, превратить их в соответствующие навыки умственного труда. Интерес к предмету может возникнуть в том случае, когда учитель создает условия для активного и творческого поведения ученика. Такую задачу успешно решает метод проектов. Исследования в проекте помогают ребенку  проявить его личностные качества и умение отстаивать свои позиции в решении исследовательских и творческих заданий, ориентироваться в современном мире, быть инициативным, решительным, учит находить нестандартные решения, творчески мыслить, разрешать противоречия, не бояться трудностей.
3. Противоречия, затруднения, решаемые в данном опыте:
Формирование у учащихся устойчивых навыков самостоятельной работы с научной литературой (информационной компетентности) позволяет успешно решать  следующие затруднения и проблемы в обучении:
низкая мотивация к обучению;
низкая познавательная активность;
недостаточный имеющийся уровень значимости знаний по физике (слабая практическая направленность образовательного процесса);
формирование механизма самореализации личности (что я буду представлять как личность без знаний по физике?)
возможность интеграции знаний по предмету (не узнают одни и те же вопросы, которые рассматриваются по разным предметам)
4. Цели и задачи
В Стратегии модернизации образования отмечается, что важными целями образования стали:
развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
формирование высокого уровня правовой культуры;
развитие способности к созидательной деятельности, сотрудничеству;
толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
В новой образовательной парадигме учащийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Это обуславливает необходимость организации образовательного процесса, направленного на поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом учащемся. Результатом работы учителя становится активная, творческая деятельность обучающегося.
Ориентируясь на глобальные цели системы образования и учитывая специфику преподаваемого мною предмета  «Физика», определяю цель: подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и в силу этого  способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.
Исходя из этой цели,  ставлю перед собой задачи:
Научить учащихся оперативно осуществлять поиск информации, производить её систематизацию, находить оптимальный способ обработки;
Способствовать развитию творческого потенциала учащихся;
Создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки;
Способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде.
Поставленные задачи реализую на всех ступенях образовательного процесса, выстраивая свою деятельность в рамках образовательных программ, в которых определены цели, задачи, содержание обучения, программное, методическое и техническое обеспечение, принципы использования программ и критерии оценки их эффективности.
 5. Формирование ключевых компетенций.
Реализация этих программ невозможна без использования эффективных педагогических технологий. Для меня такими технологиями стали проектная технология, технология личностно-ориентированного обучения, технология развивающего обучения, групповые и игровые технологии и информационно-комуникативные технологии. Их сочетание позволяет сформировать  следующие компетенции:
информационную - способность грамотно выполнять действия с информацией;
коммуникативную - способность вступать в общение с целью быть понятым;
социальную -  способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;
предметную - способность применять полученные знания на практике.
В своей деятельности ведущую роль отвожу проектной технологии, т.к проектный метод позволяет:
научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;
размышлять, опираясь на знания фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
принимать самостоятельные аргументированные решения;
научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
6.Средства:
Проектная работа.
Самостоятельная работа.
Организация коммуникативной деятельности.
Групповая работа.
Индивидуализация.
Решение проблемы.
Исследовательская работа.
Поисковая работа.
Валеологический аспект.
Информатизация.
7.Основная педагогическая идея.
Одна из компетенций, которой должен обладать выпускник, - это умение осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернет), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем). Новые задачи в обучении предполагают изменения в требованиях к уровню владения информацией, самостоятельному поиску и обработке информации; изменения в содержании и организации материала; в использование адекватных современных технологий. Использование ИКТ легко адаптирует и модернизирует традиционные виды учебной деятельности к применению информационных носителей и мультимедийных проектов.
Требованием времени является подготовка учеников к исследовательской деятельности, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска, что становится важнейшей задачей для меня, как учителя.
8. Новизна опыта
В представленном педагогическом опыте обоснованы дидактические возможности формирования умения осуществлять самостоятельный поиск информации, предполагающие вариативность выбора соответствующих форм и методов с каждым этапом обучения, уровнем сформированности данной компетенции у учащихся и в соответствии с решением конкретных образовательных задач.
Новизна опыта в усовершенствовании, модернизации и адаптации к конкретным условиям уже известных методов и средств обучения, в использовании ИКТ (информационно коммуникативных технологий) на проекте по физике в среднем и старшем звене средней школы с учениками разного уровня подготовкой и способностями, а также в использовании проектных работ после завершения проекта как наглядный и дидактический материал к урокам (презентации, доклады, буклеты, сценарии, могут быть и поделки и пр.). Лучшие работы учащихся можно использовать с целью усовершенствования системы оценивания проектной деятельности учащихся, т.к. результаты исследований становятся наглядным пособием для обучения следующего поколения учеников.
9. Научно-теоретическое обоснование опыта
Ребёнок способен быть неравнодушным, когда ему интересно, когда он успешен, пусть даже в малом. Он пойдет за учителем, если тот умеет вести за собой. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.
Опыт базируется на теории общей педагогической деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев), теории учебной деятельности (Д.Б.Эльконин Р, В.В. Давыдов Р, Л.В. Занков Л, И.С. Якиманская Л, Н.Ф, Талызина Ф, Г.И. Щукина А)*, работах методистов физики (Л.С.Хижнякова, А.В. Усова , Балашов, А.Н. Крутский, П.В.Скулов ), передовом опыте педагогов новаторов (О.Б. Лущекина, Ж.В. Чопорова, С.Н.Кириллов), а также идеи компьютерной поддержки  образовательного процесса (В.И.Загвязинский) На данном этапе развития общества образовательные электронные издания и ресурсы сети Интернет предоставляют широкие возможности и для самостоятельного изучения физики.
Основу такой деятельности составляют умения самостоятельно приобретать новые знания, владение которыми позволяет формировать ключевые компетенции учащихся как интегральные качества личности. Формирование предметной информационной компетентности при изучении физики возможно на элементарном уровне:
самостоятельно изучать материал по учебнику или конспектам программ с использованием анимации процессов;
составлять вопросы к рисункам, схемам, опытам;
отвечать домашнее задание, используя анимации;
используя алгоритм, решать задачи и проверять решение в электронных таблицах, по условиям на бумажных носителях;
готовить сообщения, мини исследования по материалам Интернета ;осуществлять информационный поиск;
делать тематическую подборку в Интернете рисунков, открытий ученого, применения данного закона или явления в практике;
выполнять проекты.
Методы и приемы работы учащихся с использованием ИКТ по формированию компетенции самостоятельного поиска и обработки информации.
выполнение индивидуального задания на компьютере;
выполнение задания по видеофрагменту с предоставлением письменного отчета,
работа по вопросам, или решить задачу при просмотре пошаговой анимации или лабораторного эксперимента
составление обобщающих таблиц;
работа по вопросам параграфов учебника, используя рисунки, фотографии, анимации;
пересказ опыта, анализ рисунка, схемы, задания из учебника;
решение качественных задач, анализ устройства приборов, схемы процесса, используя пошаговую анимацию;
при опросе;
тестирование;
парный взаимоконтроль, по вопросам на бумажных носителях;
подготовка, сообщений, проектов, рефератов с использованием Интернет — ресурсов.
В процессе работы над проектами у учащихся развиваются следующие виды
учебных умений: познавательные; практические; самоконтроля; взаимоконтроля; организационные; оценочные.
Важную роль играет формирование практических умений, т.к. на этом этапе ученик готовится к труду в сфере материального производства.
Организационные умения помогут планировать свою работу и правильно организовать рабочее место.
Большое значение имеет самоконтроль  за своим поведением, выполнением действий и операций при измерениях, вычислениях, решении задач, при подготовке домашних заданий.
Оценочные умения помогут давать социально-экономическую и экологическую оценку полученным знаниям  величин в результате решения вычислительных или экспериментальных задач, а также технологии производства, достоверности результатов экспериментальных работ.
Гармонично дополнять традиционную классно- урочную систему, как новая технология обучения, более тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирующая учеников самостоятельно познавать окружающий мир, самоутверждаться и самореализоваться в разнообразной учебной и практической деятельности позволяет проектная методика. Она помогает освоить новые способы деятельности на основе интегрированного содержания; вывести образование за пределы школы, используя потенциал информационных ресурсов. Проектные приёмы отвечают всем современным тенденциям в образовании.
Основы проектного метода обучения.
Е.С. Полат дает такое определение методу проектов в современном понимании: «…метод, предполагающий определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов».
Проектный метод позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирован на самостоятельную работу учащихся. С помощью этого метода ученики не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач.
Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося. Но каждый урок не может быть свободным, учитывать только интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. «Уместить» метод проектов в классно-урочную систему является трудной задачей для преподавателя.
Я пошла по пути совмещения традиционной и личностно-ориентированной систем обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок. Эта форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для возникновения групповой, познавательной деятельности. При этом в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей.
Основные требования к использованию метода  проектов:
Наличие значимой в творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
Практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
Самостоятельная деятельность учащихся.
Структурирование содержательной части проекта.
Использование исследовательских методов, предусматривает определенную последовательность действий:
определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования; (основополагающий вопрос)
выдвижение гипотез их решения; (проблемные вопросы)
обсуждение методов исследования;
обсуждение способов оформление конечных результатов;
сбор, систематизация и анализ полученных данных;
подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Внедрение метода проектов в обучение влечёт за собой просматривание и изменение тематического планирования. При составлении тематического планирования учитываю тематику проектов по классам. В соответствии с темами учебника  определяю время, этапность проекта.
Решение проблемы в проекте предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Метод проектов - способ эффективного выстраивания какого-либо типа деятельности. Это метод, позволяющий эффективно спланировать исследование, конструкторскую разработку, управление и т. д. с тем, чтобы достичь результата оптимальным способом. В этом смысле любая сознательная деятельность является проектом постольку, т.к. она планируема и поэтапно приводит к цели.
Этапы работы над проектом:
 В проектной деятельности принято выделять несколько этапов, Е.С.Полат выделяет следующие:
1.  Подготовка (определение темы и целей проекта. Формирование рабочей группы.)2. Планирование( а)определение источников информации; б)определение способов сбора и анализа информации; в)определение способов представления результатов; г)установление процедур и критериев оценки результатов и  процесса проектной деятельности.)
3. Исследование (Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение альтернатив методом «мозгового штурма», выбор оптимального варианта. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты.)4. Формулирование результатов или выводов (Анализ информации, формулирование выводов)
5. Защита проекта (Подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов. Возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет)6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности. (Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и их причин)
Механизм осуществления проектной деятельности.
1.Выбор темы пректа.
Выдающийся физик А. Эйнштейн сказал: «Умеет учить тот, кто учит интересно».
Именно интерес — наиболее действенный мотив учения. Интерес является одним из важнейших стимулов к учению, познанию нового. Под его влиянием развивается интеллектуальная активность, совершенствуется память, обостряется работа воображения, восприятия, повышается внимание сосредоточенность. Познавательный интерес определяет положительное отношение ученика к учению в целом.
Существует три фактора, влияющих на интерес:
а) содержание материала; б) методы, приемы и средства его передачи; в) межличностные отношения учителя и учащихся.
 В курсе физики метод проектов можно использовать в рамках программного материала далеко не на всех уроках. Я избираю темы менее значительные,т.к. учащимся предстоит сдача ЕГЭ, но интересные и усложняю в зависимости от возраста учащихся. Творческая деятельность в ходе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания и общения. При выполнении проектной работы я придерживаюсь следующих рекомендаций:
- Во-первых, поскольку проектная работа дает возможность учащимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность;
-Во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения. В процессе выполнения  проектных заданий можно вводить дополнительный материал.
-В-третьих, проект может выполняться и отдельными учащимися, но он будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Это еще раз подчеркивает важность и эффективность учебного сотрудничества.
 Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, проводить опыты, готовить оборудование, копаться  в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать информацию в интернете, чертить таблицы, схемы, графики, оформлять свои работы на компьютере.
  В своей педагогической практике на уроках физики я чаще всего использую такие виды проектов, как информационные, игровые, исследовательские, творческие. Вид проекта зависит от возраста учащихся и темы. По своему содержанию проекты в значительной степени межпредметные, так как интегрируют знания по физике, астрономии, математике, информатике, истории, географии, биологии.
В ходе изложения материала на уроке физики я включаю элементы проектной деятельности. Например, при изучении темы «Сила трения» (7кл) группам можно дать  следующие  задания: подготовить выступление: 1 группа - от имени защитников силы трения, 2 группа – от имени обвинителей силы трения. При изучении темы «Испарение» (8кл) 1 группа – исследует зависимость скорости испарения от площади поверхности вещества, 2 группа – зависимость скорости испарения от рода вещества, 3 группа - зависимость скорости испарения от температуры, 4 группа - зависимость скорости испарения от ветра. При изучении темы «Колебательное движение» (9кл): 1 группа – исследует зависимость периода колебаний нитяного маятника от его длины, 2 группа – зависимость периода колебаний нитяного маятника от амплитуды колебаний, 3 группа - зависимость периода колебаний пружинного маятника от массы груза, 4 группа - зависимость периода колебаний пружинного маятника от жесткости пружины. При изучении темы «Принципы действия тепловых двигателей. Коэффициент полезного действия (КПД) тепловых двигателей» (10кл) 1 группа – исследует способы уменьшения влияния тепловых двигателей на загрязнение окружающей среды, 2 группа – выясняет возможность использования тепловых двигателей с минимальным загрязнение окружающей среды, 3 группа – доказывает невозможность существования вечного двигателя. При изучении темы «Физика атомного ядра» (11кл) 1 группа выясняет - мирный атом – это друг или враг, 2 группа - жизнь или смерть несут «меченые» атомы, 3 группа - возможно ли выжить в ядерной войне.
2.Определение творческого названия проекта
Творческое название проекта выбирают учащиеся вместе с учителем, исходя из обсуждения тем индивидуальных исследований.
3.Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов.
Учащиеся делятся на мини-группы по 3-5 человек, определяющие для себя "цепочки" вопросов и ответов, которые надо доказать в исследованиях, а также выбирающие форму представления результатов - в виде презентации, буклета, альбома, выпуска газеты и др. Рекомендуется использовать при этом управляемую дискуссию, метод наводящих вопросов. Из числа желающих в классе выбираются руководители групп, а затем каждый из них по очереди называет учащегося, которого хотел бы видеть в составе своей группы. Таким образом, формируются группы совместимые психологически и приблизительно равноценные по уровню развития.
4.Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе
Ученики продумывают пути проведения своих исследований: о проведении анкетирования, опытов, создании видеозаписей, сборе статистических данных, образцов, об обработке собранных сведений, о том, как будут оформлены результаты исследования.
5.Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав.
Учитель обсуждает с учениками, как найти источники информации по теме исследования - в школьной (сельской) библиотеке, в Интернете или мультимедийной энциклопедии (например, книги (какие?), интервью (с кем?), опросы (кого?), веб-сайты (какие?), мультимедиаиздания (какие?), видеофрагменты (где взять и как соблюсти авторские права?). Проводится фронтально со всеми группами. Цель: задать направление поиска информации. При обсуждении информационных источников необходимо особо остановиться на достоверности источников информации.
6.Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе
Например, результатом обсуждения должен быть план с точным указанием, кто за что отвечает, и сроки исполнения.
Самостоятельная работа групп
Роль учителя - консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.
7.Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе
Форма презентации может быть любая, например, доклад на 3-5 минут с иллюстрациями, раздача изданного информационного бюллетеня, презентация с результатами исследований. Цель: мотивировать учащихся систематизировать полученные данные. Роль учителя — консультирование, помощь.
8.Защита полученных результатов и выводов
Каждой группе на представление полученных результатов представляется до 7 минут. Далее - ответы на вопросы присутствующих. Присутствуют все участники проекта: учителя и ученики. Перед защитой по каждому проекту выбираются черный и белый оппоненты, которые должны отметить недостатки и преимущества проекта. Затем оценку проекта дает учитель. Руководитель группы характеризует индивидуальный вклад каждого участника в реализацию проекта, после чего обсуждается итоговая оценка.
Лист оценивания проектных работ
№ группы,
ФИО
уч-ся Тема проекта Критерии оценивания
полнота
раскрытия
темы качество
презентации
проекта Оригинальность
Итоговая оценка Артистизм и
выразительность
выступления
Выделяется несколько критериев оценивания проекта
- самостоятельность работы над проектом;
- актуальность и значимость темы;
- полнота раскрытия темы;
- оригинальность решения проблемы;
- качество презентации проекта;
- использование средств наглядности;
- артистизм и выразительность выступления;
- ответы на вопросы.
Причем необходимо отдельно оценивать оформление и выполнение проекта, и отдельно защиту проекта.
В реализации проектов заинтересованы все:
- ученик занят работой и развитием своего творческого потенциала с перспективой получить несколько оценок и благополучной аттестации по физике, с перспективой пополнения портфолио;
- учитель заинтересован в повышении знаний и интеллекта учащихся, их занятости творчеством;
- родители – в благополучной успеваемости их ребёнка, в перспективе вырастить ребёнка с умной головой, а ещё и с «золотыми» руками.
Представление проектной деятельности. Применение проектных технологий подразумевает публичное представление результатов деятельности учащихся. Это участие школьников в ученических конференциях, конкурсах, форумах по проектно-исследовательской деятельности на самых различных уровнях, публикация в СМИ, в том числе в сети Internet. Целью которых, является раскрытие творческого потенциала учащихся.
Эффективность обучения зависит от уровня мотивации учения, поэтому, чтобы поддерживать интерес к физике, необходимо искать разнообразные пути и методы стимулирования учебной деятельности учеников.
Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания, умение видеть, сформулировать и решить проблему, умение принимать субъективное решение.
Эффективность применения информационных технологий в значительной степени определяется тем, как организована самостоятельная познавательная деятельность учащихся. Совершенно очевидно, что в  процессе обучения на базе ИКТ роль преподавателя изменяется, но его деятельность не становится при этом менее значительной. Самостоятельная работа школьников на всех основных этапах по-прежнему координируется преподавателем посредством выбора способов организации среды обучения, создания виртуального рабочего места учащегося.
Преимущества предлагаемого опыта — способствует развитию личности ребенка:
Формируется устойчивое умение осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников и обрабатывать ее.
Активизируется познавательный интерес, при использовании естественного интереса школьников к компьютеру.
Развивается эмоциональная сфера ребенка.
Преимущества в образовательном процессе.
Увеличивается:
объем самостоятельной работы;
эффективность восприятия информации за счет наглядности;
эффективность использования проектной методики;
разнообразие видов деятельности на уроке;
эффективность восприятия информации за счет наглядности.
10.Результативность (устойчивые положительные результаты деятельности)
Результаты работы по данной проблеме прослеживаются мониторинге, который подтверждает эффективность данного опыта.
Одним из показателей сформированности данной компетенции является умение учащихся проводить исследовательскую работу. Мои учащиеся ежегодно становятся лауреатами муниципальных и общешкольных научно-практических конференций
Высокую эффективность предлагаемого опыта подтверждают результаты муниципальных олимпиад. Мониторинг качества образования по физике показывает рост СОУ, что подтверждается в период итоговой аттестации учащихся и дальнейшем обучении в технических ВУЗах и на физико-математических факультетах педагогических университетов, а также благодарственными письмами за качественную подготовку учащихся.
11.ВЫВОД
Результаты работы над методической темой показали, что движущей силой развития творческой активности является формирование мотивов,
стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к
проявлению собственной уникальности, включение учащихся в процесс
творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации
продуктов учебно-творческой деятельности. Появился устойчивый интерес к творчеству, который способствует пониманию предмета и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации. Повысился уровень самостоятельности.
Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто
находят интересные способы их решения. Постепенно увеличился объём
работы на уроке, повысилось внимание и работоспособность детей.
Улучшается общий психологический климат на уроках: учащиеся не
боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на районном уровне.
Таким образом, широко используя различные приемы формирования у учащихся устойчивых навыков самостоятельной работы с научной литературой можно добиться положительных результатов в обучении и воспитании школьников.
12. Список использованной литературы.
1.     Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996. — 112 с.
2.     Круглова О.С. Технология проектного обучения. //Завуч. 1999. №6
3.     Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Школьные технологии. 2002. №2.
4.     Орлова Л.В. Образовательный проект в учебно-педагогическом процессе школы. – Мн.: «Технопринт», 2002.
5.     Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
6. Андреев, В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
7. Белкин, Е. Л. Сущность понятия «самостоятельная работа» в дидактике / Е.Л. Белкин, В.В. Давыдов // Методы совершенствования учебно-воспитательного процесса в вузе: Межвуз. сб. науч. тр. – Волгоград, 1989.
8. Жарова, Л. В. Организация самостоятельной учебной деятельности учащихся: Учеб. пособие по спецкурсу / Л.В. Жарова. – Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1986.
9. Есипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения / Б.П.
Есипов // Материалы педагогических исследований. – М., 1961.
10.     Интернетресурсы.